Научная статья на тему 'Исследование факторов возникновения межличностных конфликтов педагогов'

Исследование факторов возникновения межличностных конфликтов педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПЕДАГОГОВ / INTERPERSONAL CONFLICTS OF TEACHERS / ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ / CAUSES OF INTERPERSONAL CONFLICTS / СТЕПЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ / THE DEGREE OF EMOTIONALITY OF INTERPERSONAL CONFLICTS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT / ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / THE IMPACT OF INTERPERSONAL CONFLICT ON THE ACTIVITIES OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ануфриев Александр Фёдорович, Ефимова Ольга Сергеевна

Статья посвящена изучению особенностей межличностных конфликтов в педагогическом коллективе: их видам, длительности, частоте возникновения, степени эмоциональности и вовлеченности других сотрудников и руководства в разрешение конфликтов, влиянию межличностного конфликта на педагогическую деятельность. Показано, что межличностные конфликты педагогов провоцируются рядом факторов. Среди них причины организационно-технического и административно-управленческого характера, социально-экономического типа, а также особенности неформальных отношений и личностные особенности сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ануфриев Александр Фёдорович, Ефимова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of factors of occurrence of interpersonal conflicts of teachers

The article is devoted to the study of the features of interpersonal conflicts in a pedagogical team: their types, duration, frequency of occurrence, degree of emotionality and involvement of other employees and management in conflict resolution, the impact of interpersonal conflict on pedagogical activity. It is shown that interpersonal conflicts of teachers are provoked by several factors. Among the reasons there are organizational, technical and administrative-management, socio-economic ones, as well as the characteristics of informal relations and personal characteristics of employees.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов возникновения межличностных конфликтов педагогов»

§ and the comparison of these indicators with the data of participants working

£ in the traditional reality was made.

E Key words: cognitive sphere, work, cognitive-activity style, cognitive activity

g style, virtual reality, activity in a virtual environment.

x

s

u Abramishvili Raisa N. - senior lecturer at the Department of Labor Psychology

and Psychological Counseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

Zazhogina Natalia V. - senior lecturer at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

Kishikov Roman V. - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

А.Ф. Ануфриев, О.С. Ефимова

Исследование факторов возникновения межличностных конфликтов педагогов

Статья посвящена изучению особенностей межличностных конфликтов в педагогическом коллективе: их видам, длительности, частоте возникновения, степени эмоциональности и вовлеченности других сотрудников и руководства в разрешение конфликтов, влиянию межличностного конфликта на педагогическую деятельность. Показано, что межличностные конфликты педагогов провоцируются рядом факторов. Среди них причины организационно-технического и административно-управленческого характера, социально-экономического типа, а также особенности неформальных отношений и личностные особенности сотрудников.

Ключевые слова: межличностные конфликты педагогов, причины межличностных конфликтов, степень эмоциональности межличностных конфликтов, социально-психологический климат коллектива, профилактика эмоционального выгорания, влияние межличностного конфликта на деятельность педагога.

Конфликты, возникающие в педагогических коллективах, являются межличностными, и часто их провоцируют особенности организационно-технологической, социально-экономической, административно-управленческой, внеформальной, социально-психологической, социокультурной подсистем организации [1, с. 16-21; 2]. Изучение факторов, провоцирующих возникновение межличностных конфликтов педагогов, актуально, поскольку такие конфликты оказывают заметное влияние на социально-психологический климат коллектива и косвенно воздействуют на качество его работы. В практике уровень качества выполняемой работы редко связывают непосредственно с состоянием взаимоотношений в коллективе. Однако результаты ряда исследований последних лет выявляют зависимость эффективности совместной деятельности членов педагогического коллектива от характера взаимоотношений между ними [3, с. 42-48; 4, с. 21-45]. Поэтому научный поиск факторов возникновения межличностных конфликтов педагогов поможет спроектировать меры по профилактике конфликтов, а также оптимального разрешения и управления конфликтами между педагогами. Это, в свою очередь, открывает возможности не только улучшения социально-психологического климата в коллективе, но и повышения его работоспособности. Кроме того, изучение факторов возникновения межличностных конфликтов будет способствовать развитию личности педагогов и профилактике их эмоционального выгорания.

В исследовании принимали участие 32 педагога ГБОУ «Школа № 687» г. Москвы. Из общего числа участников женщин 14 (43,75%), мужчин - 18 (56,25%). Возраст испытуемых - от 24 до 62 лет, все с высшим образованием.

Исследование проводилось индивидуально. Были использованы следующие методики.

1. Методика анализа и оценки конфликтов в школе. Посредством этой методики учитывались следующие параметры:

- предмет конфликта;

- степень эмоциональности конфликта (конфликт с преимущественным использованием рациональных доводов, конфликт «на эмоциях» или смешанный конфликт);

- степень вовлеченности других сотрудников и отделов в разрешение конфликта;

- степень вовлеченности руководства в разрешение конфликта;

- длительность конфликта;

- влияние конфликта на деятельность педагога;

- частота конфликта (этот конфликт был первым или возникал ранее).

о

о °°

¡± о

го

ч: ю

ш о

го

5

а. к

о

Таблица 1

Предмет межличностных конфликтов

Предмет конфликта Число случаев, %

Форс-мажорные обстоятельства 29

Особенности распределения ресурсов 30

Особенности отношения / взаимоотношений 41

56% конфликтов являются первичными, остальные конфликты происходят уже не в первый раз (таблица 2). Таблица 2 Частота межличностных конфликтов

Частота Число случаев, %

Первичный конфликт 56

Конфликт(ы) возникал(и) ранее 44

Немаловажное значение имеет также степень эмоциональности межличностного конфликта, т.к. она определяет активность участников и ход событий. Как свидетельствуют данные наблюдения, большая часть межличностных конфликтов (77%) являются смешанными, т.е. в них присутствует и эмоциональное, и рациональное начала (таблица 3).

2. Опросник для определения причин межличностных конфликтов.

3. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера.

4. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено (адаптирован М.Р. Битяновой).

5. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирован Н.В. Гришиной).

Для определения достоверности различий между группами использовались статистические методы: ф-критерий Фишера, ^критерий Стью-дента. Результаты анализа представлены в таблицах 1-7.

Сначала нами были проанализированы межличностные конфликты в педагогическом коллективе (таблица 1). Подавляющее большинство (41%) конфликтов произошли из-за особенностей сложившихся в коллективе взаимоотношений.

ее г^ ?

О 2

О ОЭ

§ 5

с о;

¡Е О

й

го

Ч О

Ш О

Как показывают результаты наблюдения, возникающие конфликты нередко требуют участия других людей для разрешения. Как правило, это коллеги педагога (45% случаев) (таблица 4). Если говорить о степени вовлеченности в конфликт руководства, то 58% конфликтов требуют вмешательства непосредственного руководства, а 25% - руководства более высокого уровня (таблица 5).

Таблица 4

Степень вовлеченности других сотрудников в разрешение конфликта

Степень вовлеченности в конфликт Число случаев, %

Только непосредственные участники 34

Вовлечены также коллеги педагога 45

Вовлечены также другие педагоги 21

Таблица 5 Степень вовлеченности руководства в разрешение межличностного конфликта

Степень вовлеченности руководства Число случаев, %

Вовлечены только непосредственные участники 17

Вовлечен также непосредственный руководитель педагога 58

Вовлечено также высшее руководство 25

Таблица 3

Степень эмоциональности межличностных конфликтов

Степень эмоциональности Число случаев, %

С преимущественным использованием рациональных доводов и минимумом эмоций 7

«На эмоциях» и с минимумом рациональных доводов 16

Смешанный конфликт 77

Большое значение имеет длительность конфликта. Как показывает практика, лишь 11% межличностных конфликтов разрешаются в течение

го

§ 1-2 дней. Подавляющее большинство конфликтов требует от одной £ до двух-трех недель на их решение (таблица 6).

§ Таблица 6

о

§ Длительность межличностного конфликта

Период разрешения конфликта Число случаев, %

1-2 дня 11

Неделя 33

2-3 недели 41

Месяц 15

Конфликты по-разному отражаются на работе педагога. В более половине случаев межличностный конфликт не повлек за собой срыва деятельности или снижения ее эффективности, около трети конфликтных ситуаций привели к снижению эффективности работы педагога (таблица 7).

Таблица 7

Влияние межличностного конфликта на деятельность педагога

Варианты влияния конфликта Число случаев, %

Не повлек срыва деятельности или снижения ее эффективности 51

Скорость работы педагога существенно снизилась 34

Педагогу пришлось отставить работу и заниматься только урегулированием ситуации 25

В ходе анализа межличностных конфликтов все педагоги были разделены нами на 2 группы. Первую группу составили 16 педагогов, которые 3-4 раза в месяц оказывались вовлечены в межличностные конфликты, - «конфликтные». Во вторую группу вошли 16 педагогов, в работе которых подобные конфликтные ситуации случались значительно реже, не чаще 1-2 раз в месяц, - «менее конфликтные педагоги».

Далее мы использовали диагностические методики, которые позволили установить, какие факторы определяют возникновение межличностных конфликтов у педагогов. Участники исследования могли указать разные причины (таблица 8).

Таблица 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причины межличностных конфликтов в деятельности педагога (результаты опроса)

Причины Количество ответов Критерий Фишера

1-я группа 2-я группа

% %

А. Причины организационно-технологического характера

Изменение рабочего графика - - - - -

Частые несанкционированные переработки 6 37,50 4 25,00 0,766

Отсутствие или недостаток необходимых для грамотной организации труда материалов и ресурсов (ТСО, учебные пособия и т.п.) 13 81,25 4 25,00 3,387*

Отсутствие процедур и мероприятий, которые помогают урегулировать возникающие в процессе деятельности затруднения и проблемы 13 81,25 4 25,00 3,387*

Б. Причины социально-экономического типа

Задержка и невыплата заработной платы - - - - -

Увеличение норм выработки - - - - -

Низкие заработки, не обеспечивающие удовлетворение жизненно-важных потребностей - - - - -

Несовершенная система стимулирования 7 43,75 5 31,25 0,732

Дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями 3 18,75 2 12,50 0,483

Педагогика и психология -о образования. 2018. №2 ^

Псхихология труда

Окончание таблицы 8

Причины Количество ответов Критерий Фишера

1-я группа 2-я группа

% %

В. Причины административно-управленческого характера

Неопределенность функций, обязанностей каждого сотрудника 7 43,75 1 6,25 2,661*

Завышенные требования к сотрудникам 8 50,00 6 37,50 0,715

Односторонняя коммуникация (руководство не принимает во внимание того, что говорят подчиненные) 4 25,00 2 12,50 0,916

Г. Причины, обусловленные особенностями внеформалъной подсистемы отношений

Неблагоприятный психологический климат 5 31,25 2 12,50 1,306

Отсутствие взаимопонимания между сотрудниками 6 37,50 4 25,00 0,766

Отсутствие взаимопомощи между сотрудниками 7 43,75 3 18,75 1,555

Взаимная неприязнь в коллективе 2 12,50 1 6,25 0,622

«Двойные стандарты» в отношениях в коллективе - - - - -

Д. Причины, обусловленные особенностями социально-психологической подсистемы отношений

Различия целей, ценностей сотрудников 11 68,75 10 62,50 0,370

Противоречие ролей в формальной и неформальной системах взаимоотношений 5 31,25 4 25,00 0,390

Личностные особенности коллег 9 56,25 8 50,00 0,350

Личностные особенности родителей детей 12 75,00 10 62,50 0,766

*р< 0,01.

ее г^

Из категории организационно-технологических факторов наиболь- Е шую значимость имеют отсутствие или недостаток необходимых для § ® грамотной организации труда материалов и ресурсов (81,25% ответов 5 ° в 1 группе и 25% во 2 группе). Так же часто конфликтные ситуации про- ^ 1 воцируют несанкционированные переработки и недостаточно эффек- | <§ тивная и оперативная работа других сотрудников. о §

Определенный вклад в возникновение конфликтов вносят социально- ч о экономические причины. Из всего перечня опрошенные педагоги выде- с лили две: несовершенная система стимулирования и дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями.

Недостатки управления также оказываются причиной конфликтных ситуаций. По мнению 43,75% педагогов 1 группы и 6,25% их коллег из 2 группы противостояние порождается неопределенностью функций и обязанностей каждого сотрудника. Как следствие этого, дублируются функции и действия, ответственность перекладывается на других сотрудников. В результате возрастает ролевая и функциональная перегрузка отдельных педагогов. Половина педагогов 1 группы и 37,5% их коллег из 2 группы полагают, что требования к сотрудникам и качеству их работы явно завышены. 25% педагогов 1 группы и 12,5% педагогов 2 группы называют такой административно-управленческий недостаток, как односторонняя коммуникация. В данном случае подразумевается, что информация является нисходящей: руководство «спускает» вниз приказы, однако не готово к восприятию «восходящей» информации, от педагогов.

Неформальная система отношений также вносит определенный вклад в возникновение межличностных конфликтов. По мнению 31,25% педагогов 1 группы и 12,5% педагогов 2 группы конфликты порождает неблагоприятный психологический климат. Часть сотрудников считает, что конфликты порождает отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи между педагогами, а также взаимная неприязнь в коллективе. Такая причина для конфликтов, как «двойные стандарты», опрошенными названа не была, что позволяет предполагать очевидную и «прозрачную» систему взаимоотношений в коллективе.

Помимо этого, определенную роль в возникновении межличностных конфликтов играют социально-психологические факторы. Среди них педагоги более выделили различия целей и ценностей сотрудников (68,25% ответов в 1 группе и 62,5% во 2 группе), личностные особенности коллег (56,25 и 50% ответов) и личностные особенности родителей детей (75 и 62,5% ответов).

Применение ф-критерия Фишера свидетельствует о том, что субъективное восприятие факторов конфликтов в трех случаях достигает уровня статистической значимости (р < 0,01).

5

Чтобы узнать, как влияет на возникновение конфликтов психологическая атмосфера в коллективе, была применена методика Фидлера. Педагоги 1 группы воспринимают психологическую атмосферу в коллективе как умеренно-благоприятную, а их коллеги из 2 группы - как очень благоприятную. Различия в восприятии психологической атмосферы педагогами двух групп настолько велики, что достигают статистически значимых различий ^-критерий Стьюдента равен 4,21, р = 0,001) (таблица 9).

Таблица 9

Оценка психологической атмосферы в коллективе как фактора возникновения конфликтов

1 группа (средний балл) 2 группа (средний балл) ^критерий Стьюдента

52,56 62,37 4,21

Изучалась роль социометрического статуса в коллективе как фактора, влияющего на межличностный конфликт. Данное предположение было проверено при помощи социометрии, итоговые данные представлены в таблице 10. Социометрический статус определяется числом выборов, полученных членом группы. Максимальное число выборов получают «звезды» (5 и более выборов). Как показало исследование, «звезд» среди педагогов 1 группы 6,25%, а во 2 группе - 12,5%. Чуть меньше выборов (3-4) получают предпочитаемые. Их положение в группе также благоприятно, хотя они и не являются абсолютными лидерами. В 1 группе предпочитаемых 68,75%, а во 2 группе - 81,25%. В 1 группе принятых больше (25%), чем во 2 (6,25%). Применение ^критерия Стьюдента показало, что социометрический статус педагогов 1 группы не отличается от статуса их коллег из 2 группы. Эмпирическое значение критерия Стьюдента составляет 1,656 (р = 0,108).

Таблица 10

Особенности социометрического статуса педагогов (%)

Статус 1 группа 2 группа

Звезды 6,25 12,50

Предпочитаемые 68,75 81,25

Принятые 25,00 6,25

Отверженные - -

Также изучалась роль поведения в конфликте как фактора, влияющего на межличностный конфликт. Эти данные были получены в ходе применения опросника К. Томаса. Представленные в таблице 11 данные показывают, какие стратегии поведения в конфликте являются наиболее предпочтительными для педагогов.

Таблица 11

Стратегии поведения педагогов конфликте (по результатам теста К. Томаса)

о

о °°

¡± о

го С^ ч о

Ф о

Стратегии Результат, %

1 группа 2 группа

Соперничество 43,75 25

Сотрудничество 31,25 25

Компромисс 12,50 50

Избегание - -

Приспособление - -

Чаще всего педагоги 1 группы предпочитают решать конфликтные ситуации с позиции соперничества (43,75%). Данная стратегия предполагает односторонний выигрыш без учета интересов партнера по общению. 31,25% испытуемых 1 группы и 25% их коллег 2 группы отдают предпочтение стратегии сотрудничества. Это конструктивная стратегия разрешения конфликта, т.к. подразумевает удовлетворение интересов обеих сторон. Для сотрудничества характерно стремление сторон к сближению позиций, целей и интересов. Видимое преимущество конструктивного варианта разрешения конфликта состоит в том, что участники конфликта находят наиболее приемлемое решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения. Конструктивные действия стимулируют позитивные изменения в личности участников конфликта. Половина педагогов 2 группы чаще всего идет на компромисс в конфликтной ситуации. При этой стратегии одна или обе стороны в конфликте идут на уступки. Эта стратегия, хотя и не всегда позволяет достичь желаемого результата, относится к разряду конструктивных, т.к. предполагает учет интересов другой стороны. Что касается стратегий избегания и приспособления, то, хотя педагоги и применяют иногда их на практике, приоритетными для них они не являются.

го

5

к

о

Таблица 12

Достоверность различий между группами педагогов (методика К. Томаса)

Шкалы ^критерий Стьюдента Уровень достоверности Вывод о достоверности различий

Соперничество 0,863 0,395 -

Сотрудничество 0,004 0,997 -

Компромисс 1,257 0,219 -

Избегание 0,683 0,500 -

Приспособление 0,162 0,873 -

Таким образом, межличностные конфликты, которые чаще всего происходят между сотрудниками, возникают из-за особенностей взаимоотношений в коллективе (41% случаев) и специфики распределения ресурсов (30% случаев). Частотный анализ показывает, что 56% возникающих конфликтов являются первичными. Превалируют, как правило, смешанные конфликты, в которых сочетается рациональное начало и эмоции (77% случаев). Возникающие конфликты требуют вмешательства других сотрудников (66% случаев) и руководства (83% случаев). Большинство конфликтов требуют нескольких недель на их разрешение: 33% - одну неделю, 41% - 2-3 недели. Конфликтная ситуация не оказывает негативного влияния на деятельность педагога в 51% случаев, в 34% случаев снижает скорость работы, а в 25% случаев вынуждает педагога отставить работу и заниматься только урегулированием ситуации.

Межличностные конфликты педагогов провоцируют разные факторы: - организационно-технические (прежде всего, отсутствие или недостаток необходимых для грамотной организации труда ресурсов, частые длительные переработки, недостаточно эффективная и оперативная работа других отделов и сотрудников);

Таким образом, педагоги 1 группы (конфликты 3-4 раза в месяц, «конфликтные») и 2 группы (конфликты 1-2 раза в месяц, «менее конфликтные») отдают предпочтение разным стратегиям поведения в конфликте. Чтобы посмотреть, различаются ли данные группы педагогов, к полученным данным был применен ^критерий Стьюдента (таблица 12). Достоверных различий между группами педагогов не выявлено.

о ^

о °°

социально-экономические (несовершенная система стимулирования, дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями); 5 °

■ административно-управленческие (неопределенность функций и обя- | 1 занностей, завышенные требования к сотрудникам, односторонняя | <§ коммуникация); о §

■ специфика внеформальной подсистемы отношений (отсутствие взаи- ч ю мопомощи и взаимопонимания между сотрудниками); с особенности социально-психологической подсистемы (личностные особенности сотрудников и родителей детей, различия целей и ценностей сотрудников, противоречивость ролей в формальной и неформальной системах взаимоотношений) (рис. 1).

Особенности социально-психологической подсистемы

Специфика внеформальной подсистемы отношений

Организационно-технические

Социально-экономические

Административно-управленческие

Рис. 1. Факторы межличностных конфликтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В возникновении межличностных конфликтов важную роль играет недостаточно благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.

Социометрический статус не влияет на вероятность возникновения межличностного конфликта педагогов.

Межличностные конфликты в работе педагога провоцируют следующие факторы:

- особенности организации труда;

- административно-управленческие проблемы;

- недостаточно благоприятная психологическая атмосфера в коллективе.

Библиографический список

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. СПб., 2018.

3. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. СПб., 2015.

4. Шаленко В.П. Конфликты в трудовых коллективах. М., 2012.

го

5

а.

к

^

о

A.F. Anufriev, O.S. Efimova

Investigation of factors of occurrence of interpersonal conflicts of teachers

The article is devoted to the study of the features of interpersonal conflicts in a pedagogical team: their types, duration, frequency of occurrence, degree of emotionality and involvement of other employees and management in conflict resolution, the impact of interpersonal conflict on pedagogical activity. It is shown that interpersonal conflicts of teachers are provoked by several factors. Among the reasons there are organizational, technical and administrative-management, socio-economic ones, as well as the characteristics of informal relations and personal characteristics of employees.

Key words: interpersonal conflicts of teachers, causes of interpersonal conflicts, the degree of emotionality of interpersonal conflicts, socio-psychological climate of the team, the prevention of emotional burnout, the impact of interpersonal conflict on the activities of a teacher.

Anufriev Alexander F. - Dr. Psychol. Hab.; Professor at the Department of Work Psychology and Psychological Counseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

Efimova Olga S. - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Work Psychology and Psychological Counseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

Ануфриев Александр Фёдорович - доктор психологических наук; профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: alexfedo6@yandex.ru

Ефимова Ольга Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: kovi-vladimir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.