К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
TO THE QUESTION OF PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS OF SENIOR TEENAGERS UNDER CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
Наумова Анастасия Игоревна
магистрант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Naumova Anastasia Igorevna master student
Orel state University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Овсянникова Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики и профессионального образования
Институт педагогики и психологии начальник отдела социально-психологической поддержки и организации
медико-профилактической работы университета Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Ovsyannikova Olga Alexandrovna associate professor department of pedagogy and vocational education institute of pedagogy and psychology head of the department of socio-psychological support and organization of medical and preventive work of the university
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В данной статье рассмотрены подходы к определению специфики и значимости межличностных конфликтов старших подростков, обозначены виды профилактики межличностных конфликтов старших подростков.
Abstract. Approaches to determining the specificity and significance of interpersonal conflicts of older adolescents are considered In this article, the types of prevention of interpersonal conflicts of older adolescents are identified.
Ключевые слова: подростковый возраст; межличностный конфликт; первичная, вторичная и третичная профилактика межличностных конфликтов старших подростков.
Keywords: adolescence; interpersonal conflict; primary, secondary and tertiary prevention of interpersonal conflicts of older adolescents.
Как показывает практика, предотвратить конфликт намного важнее, чем впоследствии его разрешать, но и намного труднее. Профилактика конфликтов, безусловно, дает возможность предотвратить деструктивные последствия, которые могут возникнуть в результате конфликта. Деятельность по профилактике и предупреждению конфликтов в образовательном учреждении имеет особую значимость, поскольку представляет собой работу с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами и должна быть направлена на устранение
условий возникновения конфликтов в конфронтационной форме. При этом реализация деятельности по профилактике и предупреждению конфликтов должна простраиваться на основе программы, предусматривающей комплекс форм и методов профилактической работы с учетом особенностей данного образовательного учреждения.
Межличностные конфликты старших подростков представляют собой достаточно сложное явление, что обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями подростков. Главное содержание подросткового возраста принято рассматривать как переход от детства к взрослой жизни. Наряду с внешними, объективными проявлениями взрослости у подростка возникает внутренний компонент - чувство взрослости, которое становится центральным новообразованием подросткового возраста.
Как отмечает Д. Б. Эльконин, подростковая тенденция к взрослости проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. В связи с этим, подростку хочется показать себя взрослым, совершать поступки взрослого человека, самоутверждаться в социальном пространстве, однако недостаток знаний, социальной компетентности зачастую приводит подростка к совершению нелепых, непродуманных поступков, что неизбежно порождает многочисленные конфликтные ситуации. Как показывают наблюдения, данный процесс в условиях учреждений среднего профессионального образования протекает гораздо сложнее, чем в условиях общеобразовательной школы, поскольку сам факт, что подросток уже не является школьником, заставляет его считать себя более взрослым, чем его ровесники в школе.
Реализуя поиск способов «взрослого поведения», подросток стремится доказать свою «взрослость» и независимость в условиях образовательного учреждения не только сверстникам, но и педагогам посредством типичных для подростка поведенческих реакций, зачастую игнорируя указания и советы педагогов. При этом, нелепые поступки подростка зачастую находят поддержку в классе, группе.
Отечественные и зарубежные психологи выделяют различные трудности в межличностном взаимодействии подростков (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконин). При этом, несмотря на расхождения в подходах, психологи единодушны в том, что конфликты в подростковом возрасте и их разрешение (неразрешение) оказывают значительное влияние на процесс формирования личности.
Таким образом, межличностные конфликты, протекая в двух системах «подросток - педагог» и «подросток - подросток» могут значительно осложнять процессы личностного становления и, безусловно, оказывать негативное влияние на качество образовательного процесса.
Межличностный конфликт представляет собой достаточно сложное явление, в связи с этим в научной литературе имеют место различные подходы к его определению. Межличностные конфликты - это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.
Н. В. Гришина определяет конфликт как «биполярное явление, противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активными субъектами». [2]
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов рассматривают конфликт как наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия. Противоречие заключается в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями. [1]
С. Б. Давлетчина отмечает, что межличностный конфликт - это противоречие, возникающее в сфере межличностных отношений, вызванное несовместимостью взглядов, интересов, целей и потребностей людей [3].
A. М. Прохоров определяет межличностный конфликт, как ситуацию разногласий, противоречий, столкновений между людьми, ситуацию противостояния, переживаемую, как психологическую проблему, дискомфорт, который побуждает активность сторон, нацеленную на преодоление противоречий и разрешение ситуации в интересах одного или обоих участников [5].
Рассматривая проблему межличностных конфликтов старших подростков в условиях образовательного учреждения необходимо отметить, что межличностный конфликт может выполнять и деструктивные и конструктивные функции. В случае «конструктивного» разрешения конфликта создаются возможности для улучшения социально-психологического климата в группе подростков, может иметь место конструктивная динамика социометрических статусов, осознание подростками собственных проблем и противоречий, формируются возможности выхода на стиль «сотрудничества» в процессе разрешения конфликта.
Признавая значимую роль конфликта в становлении личности подростка и неизбежность конфликтных взаимодействий подростков в образовательном учреждении, необходимо отметить, что для работы образовательного учреждения деятельность по профилактике межличностного конфликта является важной. Профилактика межличностных конфликтов, реализуемая в соответствии с простроенной программой, предусматривающей комплекс форм и методов профилактической работы с учетом особенностей данного образовательного учреждения, позволит сводить к минимуму количество возникновения конфликтов.
Л. В. Мардахаев определяет термин «профилактика», как внедрение совокупности мер, созданных для того, чтобы предупредить появление и становление каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании [4].
B. И. Загвязинский рассматривает следующие виды профилактики межличностных конфликтов у старших подростов: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика межличностных конфликтов у старших подростков определяется как система мер предупреждения проявления и воздействия факторов риска на формирование конфликтной ситуации.
Вторичная профилактика межличностных конфликтов у старших подростков рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проявленных факторов риска, которые при определенных условиях имеют все шансы привести к проявлению и обострению конфликтной ситуации.
Третичная профилактика межличностных конфликтов у старших подростков имеет целью социальную, трудовую, психологическую реабилитацию [6].
При этом подчеркивается, что результативность профилактических мероприятий межличностных конфликтов может быть гарантирована только при условии необходимого включения следующих составляющих:
- направленности на ликвидацию источников дискомфорта, как в самом подростке, так и в социальной и природной среде и, одновременно, на создание
условий для приобретения подростком необходимого опыта для решения возникающих проблем;
- обучение подростка новым навыкам, которые помогут достигнуть поставленных целей или сохранить здоровье;
- решение еще не возникших проблем, предупреждение их происхождения.
Таким образом, разработка программы по профилактике и предупреждению межличностных конфликтов подростков в образовательном учреждении должна включать первичную, вторичную и третичную профилактическую работу и простраиваться с учетом специфики образовательного учреждения. Реализация такой программы позволит не только повысить уровень социальной и коммуникативной компетентности подростка, снизить уровень конфликтности в образовательном учреждении, но и будет способствовать повышению качества образовательного процесса и уровня педагогической культуры родителей подростков.
Литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник для ВУЗов. СПб. : Питер, 2007. 496 с.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. 544 с.
3. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ : Издательство ВСГТУ, 2005. 100 с.
4. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М. : Академия, 2001. 288 с.
5. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь, 1-е изд. М. : Большая Российская энциклопедия, 1991.1632 с.
6. Савченко Т. Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях. М., 1993. 117 с.
References
1. Ancupov A. Ya, SHipilov A. i. Konfliktologiya [Conflictology]. St. Petersburg, Piter Publ, 2007, 496p.
2. Grishina N. V. Psihologiya konflikta [Psychology of conflict]. 2th ed. St. Petersburg, Piter Publ, 2008, 544 p.
3. Davletchina S. B. Slovar' po konfliktologii [Dictionary of Conflictology]. Ulan-Ude, VSGTU Publ., 2005,100p.
4. Labunskaya V. A. Psihologiya zatrudnennogo obshcheniya: Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrekciya [Psychology of difficulty communication: Theory. Methods Diagnostics. Correction]. Moscow, Akademiya Publ,, 2001, 288p.
5. Prohorov A. M. Sovetskij enciklopedicheskij slovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. 1th ed. Moscow, Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya Publ, 1991, 1632p.
6. Savchenko T N. Modelirovanie povedeniya v konfliktnyh situaciyah [Modeling behavior in conflict situations]. Moscow, 1993, 117p.