УДК 37.015.3
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Н.В. СТЕПАНОВА
Статья посвящена проблеме формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах. Представлены психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах, а также основные этапы развивающей работы в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: межличностный конфликт, адаптивное поведение, старшие подростки, взаимодействие субъектов образовательного процесса, психолого-педагогические условия, развивающая работа.
Проблема формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах относится к числу актуальных психолого-педагогических проблем, что обусловлено большим числом межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте и недостаточной подготовленностью подростков к их конструктивному разрешению. Решение этой проблемы способствует формированию у подростков социальных умений, а также является значимым в процессе развития личности как субъекта поведения и деятельности.
Проблема формирования конфликтологической компетентности подростков отражена в трудах С.В. Березина, М.С. Бондаренко, Г.Е. Григорьевой, А.В. Дороховой, Н.В. Изюмовой, А.К. Колеченко. Активно изучается адаптивное поведение, копинг и проблема активизации копинг-ресурсов личности (А.В. Либин, Е.В. Либина, С.К. Нартова-Бочавер, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, J. Amirkhan, S. Folkman, R. Lazarus). Ряд исследований посвящён особенностям совладающего поведения подростков (Е.В. Алексеева, К. Вагнер, Б. Кирш, М.Д. Маслов, Л. Регуш). Разработка проблемы формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в значительной степени связана с необходимостью максимальной интеграции образовательной практики и психологической науки. Важным условием успешности решения этой задачи, по мнению учёных, является оптимальное профессиональное взаимодействие субъектов образовательного процесса (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, А.М. Прихожан).
Под адаптивным поведением подростков в межличностном конфликте мы понимаем активное приспособление подростков к конфликту, направленное на его разрешение. Адаптивное поведение в конфликте включает в себя три компонента: мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте и адаптивном поведении в конфликте), практический (владение приёмами самоконтроля эмоционального состояния и стратегиями поведения в конфликте).
Возрастные особенности оказывают существенное влияние на поведение в конфликтах. В поведении подростков в конфликтах преобладают деструктивные формы. Личностными факторами, обусловливающими такое поведение, являются недостаточный уровень коммуникативной компетентности, преобладание эмоционального начала над рациональным, недостаточный диапазон конфликтных стратегий поведения и отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в конфликте, предпочтение стратегий поведения, гарантирующих выигрыш, высокая ценность в этом возрасте умения постоять за себя, дать отпор, защитить свои честь и достоинство [1]. К ситуационным факторам выбора стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте относятся психологический климат в классном коллективе, поведение в конфликтах значимых взрослых, стиль взаимодействия учителя с учениками [2], [3].
Поведение в конфликтах зависит от уровня развития личности, её возможностей и ресурсов [4]. Основными факторами адаптивного поведения в конфликтах являются коммуникативная, эмоциональная и конфликтологическая компетентности [2], [3]. Подростковый возраст обладает большим потенциалом для формирования адаптивного поведения в конфликтах: активно
формируется самосознание, самооценка становится более устойчивой, обобщенной и адекватной, развивается личностная рефлексия, повышается уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности [1]. Процесс формирования конфликтологической компетентности эффективен
именно в коллективе сверстников, так как возрастает значимость интеграции в группу, что создаёт основу для урегулирования конфликтов.
Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах предполагает использование теоретических и практических методов: обсуждение возможных стратегий поведения в конфликтах, беседы о негативных последствиях использования силы и преимуществах переговорных моделей, ведение дневника конфликтов, а также практические формы активного обучения (метод интроспекции, анализ конкретных ситуаций, игровые методы, тематические дискуссии, «мозговой штурм», тренинг). Наряду с этим считается важной практика в слушании, решении проблем, совершенствовании речи и критическом мышлении [5]. Наиболее эффективными для формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах являются групповые формы работы.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам выделить условия формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах:
- овладение подростками системой знаний о конфликте и адаптивном поведении в конфликте, умениями и навыками адаптивного поведения в межличностных конфликтах в ходе развивающих занятий посредством использования традиционных и активных методов обучения (рассказа, объяснения, беседы, дискуссии, метода примера, игровых методов, метода анализа конкретных ситуаций, метода интроспекции) сочетается с развитием у них эмоционально-ценностного отношения к стратегиям конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
- повышение психологической и конфликтологической компетентности педагогов и родителей осуществляется в процессе организации активного социально-психологического обучения педагогов в психологической студии и психологического просвещения родителей на родительских собраниях;
- основой создания благоприятного психологического климата в классном коллективе является учёт возрастных и индивидуально-типологических особенностей подростков и межличностных отношений в коллективе.
Условием, повышающим эффективность процесса формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах, является взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Взаимодействие является основой любой системы, которая всегда предполагает связь её элементов, компонентов. Взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий сторон, выступающих в позиции субъектов. Субъектами взаимодействия в образовательном процессе являются педагоги, учащиеся и их родители, при этом каждая из взаимодействующих сторон реализует свою субъектную активность. Взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении [6].
В процессе формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах деятельность психолога направлена на анализ существующих и моделирование недостающих условий формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах; деятельность учителя направлена на создание благоприятного психологического климата в классном коллективе, а также на повышение своего уровня психологической и конфликтологической компетентности; деятельность родителей направлена на оптимизацию общения с подростками в семье, на повышение психологической и конфликтологической компетентности; деятельность учащихся направлена на самопознание и формирование системы знаний, умений и навыков адаптивного поведения в конфликте.
Данные психолого-педагогические условия легли в основу развивающей работы по формированию адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах, которая осуществлялась в несколько этапов.
Подготовительный этап направлен на актуализацию потребности субъектов образовательного процесса сотрудничать с психологом и работать в направлении формирования адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах.
Работа с учителями предполагает систематические выступления психолога на методических объединениях классных руководителей, групповые и индивидуальные консультации учителей с целью повышения психологической компетентности педагогов, раскрытия возможностей сотрудничества педагогов, психолога и родителей. Работа с родителями состоит в психологическом просвещении и обеспечении родителей знаниями, необходимыми для создания в семье условий формирования адаптивного поведения подростков в конфликтах. Работа с учащимися включает в
себя блок теоретико-практических занятий, активизирующих размышления подростков о проблеме межличностных конфликтов, способствующих осознанию важности конструктивного разрешения конфликтов, мотивирующих на развивающие занятия.
На развивающем этапе создаются условия формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах. Работа с учителями направлена на оптимизацию педагогического общения, повышение конфликтологической компетентности, вооружение их способами разрешения конфликтных педагогических ситуаций, профилактику конфликтного взаимодействия, формирование навыков посреднической деятельности педагогов в конфликтах. Работа может проводиться в форме психологической студии, позволяющей активизировать потенциал группового взаимодействия. Основные методы обучения: тематические дискуссии, игровые упражнения, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций. Работа с родителями осуществляется психологом совместно с классными руководителями на родительских собраниях, где обсуждаются особенности развития личности в подростковом возрасте, межличностные конфликты подростков, предлагаются рекомендации по оптимизации общения с подростками в семье, родители также получают возможность повысить свою конфликтологическую компетентность.
Работа с учащимися заключается в реализации развивающей программы по формированию адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах. Цикл занятий состоит из четырёх этапов. Первый этап направлен на формирование у подростков представлений о психологических особенностях возраста и эмоционально-ценностного отношения к конструктивному разрешению конфликтов. Основная цель второго этапа - формирование системы знаний о конфликте и адаптивном поведении в конфликте. Учащимся в краткой и доступной форме предлагается информация о сущности, закономерностях возникновения, типах, функциях конфликтов и стратегиях поведения в конфликте, формируется представление об адаптивном поведении в конфликтах и необходимости выбора стратегии поведения в конфликте в зависимости от ситуации. Закрепление теоретического материала происходит при выполнении практических упражнений, участии в игровом проектировании и ролевых играх. Предпочтение отдаётся групповым формам работы, предлагаются задания следующего характера: определить тип, выделить структурные и
динамические компоненты конфликта; дать характеристику конфликтной личности; сформулировать позитивные и негативные функции конфликтов, преимущества и недостатки возможных стратегий поведения в конфликте; разыграть конфликтную ситуацию, используя конкретные стратегия поведения с последующей оценкой их продуктивности или спроектировать адаптивное поведение в конфликте. Параллельно с изложением теоретического материала, практическими упражнениями и играми используются тренинговые упражнения с целью устранения эмоциональных барьеров между участниками и сплочения коллектива. Третий этап направлен на формирование целостного представления о собственной личности, формирование Я-концепции. Подростки получают возможность расширить сферу представлений о самих себе, оценить качества личности, посмотреть на себя со стороны. Подростки знакомятся с понятиями «характер» и «акцентуации характера», получают рекомендации по поведению в межличностных конфликтах с учётом акцентуаций характера. Цель четвёртого этапа - формирование коммуникативных умений и навыков подростков, а также овладение приёмами самоконтроля эмоционального состояния. Участники занятий получают информацию об эмоциях, сопровождающих конфликтное взаимодействие, учатся отличать аутентичные эмоции от неоправданных, знакомятся с приёмами самоконтроля эмоций, видами и приёмами слушания, правилами ведения переговоров. В тренинговых упражнениях и ролевых играх развиваются навыки восприятия партнёра по общению, навыки невербальной коммуникации, базовые коммуникативные умения и умения вести переговоры. Подросткам предлагается разыграть конфликтные ситуации, используя полученные знания и умения.
Рефлексивный этап направлен на анализ проделанной работы и получение обратной связи от подростков, учителей и родителей.
Полученные нами результаты свидетельствуют о положительной динамике поведения подростков экспериментальной группы в межличностных конфликтах: сформированы компоненты адаптивного поведения в конфликтах, расширился репертуар стратегий поведения в конфликтах, наиболее предпочитаемой стратегией поведения стала стратегия сотрудничества, повысился уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности подростков, в положительную сторону изменились психологический климат и межличностные отношения в классном коллективе.
The article is devoted to the problem of adaptive behavior forming of senior teenagers at interpersonal conflicts. Psychology-pedagogical conditions of adaptive behavior forming of senior teenagers
at interpersonal conflicts and main stages of developing work at conditions of educational process subjects ’ interaction is presented in this work.
Keywords, interpersonal conflict, adaptive behavior, senior teenagers, educational process subjects ’ interaction, psychological and pedagogical conditions, developing work.
Список литературы
1. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. - 432с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., ЮНИТИ, 1999. - 591с.
3. Гришина, Н.В. Психология конфликта: практическое пособие / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 464с.
4. Леонов, Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 192с.
5. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2002.
- 174с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384с.
Об авторе
Степанова Н.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Оренбургской государственной медицинской академии 460028 г.Оренбург, ул. Гастелло 90 - 22 тел: 89058955647 [email protected] N.V. Stepanova
Adaptive behavior forming of senior teenagers at interpersonal conflicts at conditions of educational process subjects ’ interaction