Научная статья на тему 'Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса'

Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS ҆ INTERACTION / INTERPERSONAL CONFLICT / ADAPTIVE BEHAVIOR / SENIOR TEENAGERS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / DEVELOPING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Н. В.

Статья посвящена проблеме формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах. Представлены психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах, а также основные этапы развивающей работы в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADAPTIVE BEHAVIOUR OF THE SENIOR TEENAGERS IN THE INTERPERSONAL CONFLICTS IN THE CONDITIONS OF INTERACTION SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the problem of adaptive behavior forming of senior teenagers at interpersonal conflicts. Psychology-pedagogical conditions of adaptive behavior forming of senior teenagers at interpersonal conflicts and main stages of developing work at conditions of educational process subjects ҆ interaction is presented in this work

Текст научной работы на тему «Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса»

УДК 37.015.3

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Н.В. СТЕПАНОВА

Статья посвящена проблеме формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах. Представлены психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах, а также основные этапы развивающей работы в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: межличностный конфликт, адаптивное поведение, старшие подростки, взаимодействие субъектов образовательного процесса, психолого-педагогические условия, развивающая работа.

Проблема формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах относится к числу актуальных психолого-педагогических проблем, что обусловлено большим числом межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте и недостаточной подготовленностью подростков к их конструктивному разрешению. Решение этой проблемы способствует формированию у подростков социальных умений, а также является значимым в процессе развития личности как субъекта поведения и деятельности.

Проблема формирования конфликтологической компетентности подростков отражена в трудах С.В. Березина, М.С. Бондаренко, Г.Е. Григорьевой, А.В. Дороховой, Н.В. Изюмовой, А.К. Колеченко. Активно изучается адаптивное поведение, копинг и проблема активизации копинг-ресурсов личности (А.В. Либин, Е.В. Либина, С.К. Нартова-Бочавер, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, J. Amirkhan, S. Folkman, R. Lazarus). Ряд исследований посвящён особенностям совладающего поведения подростков (Е.В. Алексеева, К. Вагнер, Б. Кирш, М.Д. Маслов, Л. Регуш). Разработка проблемы формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в значительной степени связана с необходимостью максимальной интеграции образовательной практики и психологической науки. Важным условием успешности решения этой задачи, по мнению учёных, является оптимальное профессиональное взаимодействие субъектов образовательного процесса (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, А.М. Прихожан).

Под адаптивным поведением подростков в межличностном конфликте мы понимаем активное приспособление подростков к конфликту, направленное на его разрешение. Адаптивное поведение в конфликте включает в себя три компонента: мотивационный (стремление к конструктивному разрешению конфликта), когнитивный (знания о конфликте и адаптивном поведении в конфликте), практический (владение приёмами самоконтроля эмоционального состояния и стратегиями поведения в конфликте).

Возрастные особенности оказывают существенное влияние на поведение в конфликтах. В поведении подростков в конфликтах преобладают деструктивные формы. Личностными факторами, обусловливающими такое поведение, являются недостаточный уровень коммуникативной компетентности, преобладание эмоционального начала над рациональным, недостаточный диапазон конфликтных стратегий поведения и отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в конфликте, предпочтение стратегий поведения, гарантирующих выигрыш, высокая ценность в этом возрасте умения постоять за себя, дать отпор, защитить свои честь и достоинство [1]. К ситуационным факторам выбора стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте относятся психологический климат в классном коллективе, поведение в конфликтах значимых взрослых, стиль взаимодействия учителя с учениками [2], [3].

Поведение в конфликтах зависит от уровня развития личности, её возможностей и ресурсов [4]. Основными факторами адаптивного поведения в конфликтах являются коммуникативная, эмоциональная и конфликтологическая компетентности [2], [3]. Подростковый возраст обладает большим потенциалом для формирования адаптивного поведения в конфликтах: активно

формируется самосознание, самооценка становится более устойчивой, обобщенной и адекватной, развивается личностная рефлексия, повышается уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности [1]. Процесс формирования конфликтологической компетентности эффективен

именно в коллективе сверстников, так как возрастает значимость интеграции в группу, что создаёт основу для урегулирования конфликтов.

Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах предполагает использование теоретических и практических методов: обсуждение возможных стратегий поведения в конфликтах, беседы о негативных последствиях использования силы и преимуществах переговорных моделей, ведение дневника конфликтов, а также практические формы активного обучения (метод интроспекции, анализ конкретных ситуаций, игровые методы, тематические дискуссии, «мозговой штурм», тренинг). Наряду с этим считается важной практика в слушании, решении проблем, совершенствовании речи и критическом мышлении [5]. Наиболее эффективными для формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах являются групповые формы работы.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам выделить условия формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах:

- овладение подростками системой знаний о конфликте и адаптивном поведении в конфликте, умениями и навыками адаптивного поведения в межличностных конфликтах в ходе развивающих занятий посредством использования традиционных и активных методов обучения (рассказа, объяснения, беседы, дискуссии, метода примера, игровых методов, метода анализа конкретных ситуаций, метода интроспекции) сочетается с развитием у них эмоционально-ценностного отношения к стратегиям конструктивного разрешения межличностных конфликтов;

- повышение психологической и конфликтологической компетентности педагогов и родителей осуществляется в процессе организации активного социально-психологического обучения педагогов в психологической студии и психологического просвещения родителей на родительских собраниях;

- основой создания благоприятного психологического климата в классном коллективе является учёт возрастных и индивидуально-типологических особенностей подростков и межличностных отношений в коллективе.

Условием, повышающим эффективность процесса формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах, является взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Взаимодействие является основой любой системы, которая всегда предполагает связь её элементов, компонентов. Взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий сторон, выступающих в позиции субъектов. Субъектами взаимодействия в образовательном процессе являются педагоги, учащиеся и их родители, при этом каждая из взаимодействующих сторон реализует свою субъектную активность. Взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении [6].

В процессе формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах деятельность психолога направлена на анализ существующих и моделирование недостающих условий формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах; деятельность учителя направлена на создание благоприятного психологического климата в классном коллективе, а также на повышение своего уровня психологической и конфликтологической компетентности; деятельность родителей направлена на оптимизацию общения с подростками в семье, на повышение психологической и конфликтологической компетентности; деятельность учащихся направлена на самопознание и формирование системы знаний, умений и навыков адаптивного поведения в конфликте.

Данные психолого-педагогические условия легли в основу развивающей работы по формированию адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах, которая осуществлялась в несколько этапов.

Подготовительный этап направлен на актуализацию потребности субъектов образовательного процесса сотрудничать с психологом и работать в направлении формирования адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах.

Работа с учителями предполагает систематические выступления психолога на методических объединениях классных руководителей, групповые и индивидуальные консультации учителей с целью повышения психологической компетентности педагогов, раскрытия возможностей сотрудничества педагогов, психолога и родителей. Работа с родителями состоит в психологическом просвещении и обеспечении родителей знаниями, необходимыми для создания в семье условий формирования адаптивного поведения подростков в конфликтах. Работа с учащимися включает в

себя блок теоретико-практических занятий, активизирующих размышления подростков о проблеме межличностных конфликтов, способствующих осознанию важности конструктивного разрешения конфликтов, мотивирующих на развивающие занятия.

На развивающем этапе создаются условия формирования адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах. Работа с учителями направлена на оптимизацию педагогического общения, повышение конфликтологической компетентности, вооружение их способами разрешения конфликтных педагогических ситуаций, профилактику конфликтного взаимодействия, формирование навыков посреднической деятельности педагогов в конфликтах. Работа может проводиться в форме психологической студии, позволяющей активизировать потенциал группового взаимодействия. Основные методы обучения: тематические дискуссии, игровые упражнения, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций. Работа с родителями осуществляется психологом совместно с классными руководителями на родительских собраниях, где обсуждаются особенности развития личности в подростковом возрасте, межличностные конфликты подростков, предлагаются рекомендации по оптимизации общения с подростками в семье, родители также получают возможность повысить свою конфликтологическую компетентность.

Работа с учащимися заключается в реализации развивающей программы по формированию адаптивного поведения подростков в межличностных конфликтах. Цикл занятий состоит из четырёх этапов. Первый этап направлен на формирование у подростков представлений о психологических особенностях возраста и эмоционально-ценностного отношения к конструктивному разрешению конфликтов. Основная цель второго этапа - формирование системы знаний о конфликте и адаптивном поведении в конфликте. Учащимся в краткой и доступной форме предлагается информация о сущности, закономерностях возникновения, типах, функциях конфликтов и стратегиях поведения в конфликте, формируется представление об адаптивном поведении в конфликтах и необходимости выбора стратегии поведения в конфликте в зависимости от ситуации. Закрепление теоретического материала происходит при выполнении практических упражнений, участии в игровом проектировании и ролевых играх. Предпочтение отдаётся групповым формам работы, предлагаются задания следующего характера: определить тип, выделить структурные и

динамические компоненты конфликта; дать характеристику конфликтной личности; сформулировать позитивные и негативные функции конфликтов, преимущества и недостатки возможных стратегий поведения в конфликте; разыграть конфликтную ситуацию, используя конкретные стратегия поведения с последующей оценкой их продуктивности или спроектировать адаптивное поведение в конфликте. Параллельно с изложением теоретического материала, практическими упражнениями и играми используются тренинговые упражнения с целью устранения эмоциональных барьеров между участниками и сплочения коллектива. Третий этап направлен на формирование целостного представления о собственной личности, формирование Я-концепции. Подростки получают возможность расширить сферу представлений о самих себе, оценить качества личности, посмотреть на себя со стороны. Подростки знакомятся с понятиями «характер» и «акцентуации характера», получают рекомендации по поведению в межличностных конфликтах с учётом акцентуаций характера. Цель четвёртого этапа - формирование коммуникативных умений и навыков подростков, а также овладение приёмами самоконтроля эмоционального состояния. Участники занятий получают информацию об эмоциях, сопровождающих конфликтное взаимодействие, учатся отличать аутентичные эмоции от неоправданных, знакомятся с приёмами самоконтроля эмоций, видами и приёмами слушания, правилами ведения переговоров. В тренинговых упражнениях и ролевых играх развиваются навыки восприятия партнёра по общению, навыки невербальной коммуникации, базовые коммуникативные умения и умения вести переговоры. Подросткам предлагается разыграть конфликтные ситуации, используя полученные знания и умения.

Рефлексивный этап направлен на анализ проделанной работы и получение обратной связи от подростков, учителей и родителей.

Полученные нами результаты свидетельствуют о положительной динамике поведения подростков экспериментальной группы в межличностных конфликтах: сформированы компоненты адаптивного поведения в конфликтах, расширился репертуар стратегий поведения в конфликтах, наиболее предпочитаемой стратегией поведения стала стратегия сотрудничества, повысился уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности подростков, в положительную сторону изменились психологический климат и межличностные отношения в классном коллективе.

The article is devoted to the problem of adaptive behavior forming of senior teenagers at interpersonal conflicts. Psychology-pedagogical conditions of adaptive behavior forming of senior teenagers

at interpersonal conflicts and main stages of developing work at conditions of educational process subjects ’ interaction is presented in this work.

Keywords, interpersonal conflict, adaptive behavior, senior teenagers, educational process subjects ’ interaction, psychological and pedagogical conditions, developing work.

Список литературы

1. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. - 432с.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М., ЮНИТИ, 1999. - 591с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта: практическое пособие / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 464с.

4. Леонов, Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 192с.

5. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2002.

- 174с.

6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384с.

Об авторе

Степанова Н.В. - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Оренбургской государственной медицинской академии 460028 г.Оренбург, ул. Гастелло 90 - 22 тел: 89058955647 stepanowa-nw@yandex.ru N.V. Stepanova

Adaptive behavior forming of senior teenagers at interpersonal conflicts at conditions of educational process subjects ’ interaction

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.