Научная статья на тему 'К проблеме профилактики внутригрупповых конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования'

К проблеме профилактики внутригрупповых конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВНУТРИГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ADOLESCENCE / INTRA GROUP CONFLICT / INTERPERSONAL CONFLICT / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Анастасия Игоревна, Овсянникова Ольга Александровна

В статье раскрываются подходы по изучению проблем внутригрупповых конфликтов в системе среднего профессионального образования. Акцент делается на необходимости профилактики межличностных конфликтов и разработке комплекса психолого педагогических условий, направленных на профилактику межличностных конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Анастасия Игоревна, Овсянникова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTIONS TO PREVENT INTRA-GROUP CONFLICTS OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The approaches to the study of problems of intragroup conflicts in the system of secondary vocational education are revealed in the article. The emphasis is making on the need to prevent interpersonal conflicts and the development of complex psychological and pedagogical conditions aimed at preventing interpersonal conflicts of students in secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «К проблеме профилактики внутригрупповых конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования»

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

SOLUTIONS TO PREVENT INTRA-GROUP CONFLICTS OF STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Наумова Анастасия Игоревна

магистрант

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Naumova An astasia igorevna master student

Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Овсянникова Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Педагогики и профессионального образования» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Ovsyannikova Olga Alexandrovna Ph.D., associate Professor Department «Pedagogy and vocational education»> Oryol state University named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье раскрываются подходы! по изучению проблем внутри-групповыэж конфликтов в системе среднего профессионального образования. Акцент делается на необходимости профилактики межличностных конфликтов и разработке комплекса психолого-педагогических условий, направленны/х на профилактику межличностных конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования.

Abstract. The approaches to the study of problems of intragroup conflicts in the system of secondary vocational education are revealed in the article. The emphasis is making on the need to prevent interpersonal conflicts and the development of complex psychological and pedagogical conditions aimed at preventing interpersonal conflicts of students in secondary vocational education.

Ключевые слова: подростковы/й возраст, внутригрупповой конфликт, межличностный конфликт, агрессивное поведение, агрессивность

Keywords: adolescence, intra-group conflict, interpersonal conflict, aggressive behavior, aggressiveness.

Подростковый возраст, как отдельная стадия в развитии человека, рассматривался в науке не всегда. Филипп Арьес, французский историк и автор исторических исследований, тематическое направление которых было сосредоточено на рассмотрении полюсных этапов человеческой жизни (в частности детства), пришёл к выводу о том, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие

130/163

возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством, он полагал, что это понятие появилось лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе и к ней проявляют внимание моралисты и политики. Причина возникновения интереса к подростковому возрастному периоду была обусловлена усложнением социальной и технологической организации общества.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделил два периода подросткового возраста: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст или ранняя юность (15—17 лет). В настоящее время в науке подходы к определению подросткового возраста значительно различаются в зависимости от страны (региона проживания), культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет). Согласно терминологии Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), к подросткам относят лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10-14 лет; поздний подростковый возраст — 15-19 лет) [6].

Представитель психоаналитического подхода Э. Эриксон считает юность самым важным периодом в психосоциальном развитии человека и определяет его как «возраст окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни» [5]. Э. Эриксон отмечал, что формирование личности происходит путем прохождения психосоциальных стадий развития, где каждая сопровождается кризисом (конфликтом), который можно рассматривать как выбор между благоприятным и неблагоприятным направлениями в развитии личности.

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности. В этот период значительно расширяется объём деятельности подростка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений. Кроме того, все эти изменения происходят на фоне бурного физиологического и психического развития, на фоне духовного становления подростка.

Таким образом, подростковый возраст можно охарактеризовать как переходный, сложный, трудный, критический. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости у подростка возникает и внутренний компонент -чувство взрослости, формируется отношение к себе как к взрослому.

Наряду с чувством взрослости, Д.Б. Эльконин рассматривает подростковую тенденцию к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. В этот период у ребенка формируется система внутренне согласованных представлений о себе.

Осознание своей особенности, несхожести с другими, поиск самоопределения имеет большое значение для подростка. При возникновении психотравми-рующей ситуации подросток испытывает огромное эмоциональное напряжение, сопровождающееся чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

В период так называемый ранней юности, подростки могут отличаться наличием внутриличностного конфликта между желаниями, интересами, между своим и чужим восприятием одних и тех же вещей. Накладывание на эту сложную ситуацию негативной оценки преподавателем личности обучающегося, особенно в присутствии сокурсников, может привести к возникновению новых внутриличностных, а затем и межличностных конфликтов и с сокурсниками и с преподавателями [4].

По мнению Л.Г. Здравомыслова, конфликт представляет собой важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку «социального бытия», форму отношений между «потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [2].

Особой разновидностью конфликтов являются внутригрупповые конфликты. Н. В. Гришина отмечает, что «внутригрупповые конфликты фактически не имеют самостоятельной феноменологии и принимают форму либо межличностных, либо межгрупповых конфликтов» [1].

В связи с вышесказанным важно отметить, что конфликтных ситуаций можно избежать, если принимать во внимание особенности психического развития подростка.

В современных условиях необходимым фактором успешной социализации личности является разрешение личных и общественных инцидентов. В связи с этим, среди проблем, стоящих перед системой среднего профессионального образования в период модернизации системы образования наиболее значимой является проблема профилактики конфликтного поведения обучающихся.

Различные аспекты проблемы межличностных конфликтов представлены в работах Э. М. Александровской, Ю. Е. Алешиной и А. С. Коноводовой, Н. У. Заиченко, Е. Г. Злобиной, В. А. Кан-Калика, Д. В. Колесова, И. Ю. Кулагиной, А. В. Толстых и др.

Ю. Ф. Лукин считает, что сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества. Л. Козер, А. Н. Личко рассматривают конфликт, как явление, связанное с отклонением от нормы поведения в обществе. А. С. Белкин, Д. И. Фельдштейн рассматривают конфликты во взаимосвязи с агрессивным поведением.

Агрессивное поведение подростка представляет собой достаточно сложную психолого-педагогическую проблему. Исследователи (В. И. Мурадова, Л. М. Се-менюк, С. Л. Соловьева) подчеркивают необходимость различения понятий «агрессивность» и «агрессивное поведение» подростка отмечая, что агрессивность может проявлять себя спонтанно, непроизвольно, т.к. отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля (сформированное самосознание). В связи с этим, подростковый период можно рассматривать как период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения, которая, по мере развития личности, в частности, ее самосознания может становиться все более контролируемым параметром.

В. И. Мурадова отмечает, что агрессия может проявляться не только в отрицательном значении (например, драки, угрозы, порча имущества), но также и в положительном (например, проявление агрессии может способствовать адаптации, защите от внешней угрозы, или может помочь отстоять свои

интересы) [3]. В связи с этим, родителям, педагогам и психологам необходимо понимать, что для агрессивного подростка является важным понятие контроля своим поведением, обучение которому важно для полноценного психического развития и комфортной социальной жизни.

Таким образом, агрессивное поведение не является неизбежным атрибутом. В процессе обучения и воспитания, целенаправленно создавая психолого-педагогические условия оптимального развития личности подростка, можно предотвращать появление сознательных форм агрессивного поведения.

Таким образом, профилактика и педагогическая деятельность, направленная на обучение подростков конструктивному разрешению конфликтов в системе среднего профессионального образования должна носить систематический характер и быть направленной на установление доброжелательного межличностного взаимодействия; создание атмосферы сотрудничества, открытости и доверия. Использование в педагогическом процессе современных методов, средств и форм обучения и воспитания, способствующих формированию коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтных ситуаций, снижению отрицательных эмоций, развитию навыков рефлексии будут способствовать решению задачи профилактики конфликтов обучающихся, конструктивному разрешению конфликтов в системе среднего профессионального образования.

Актуальность исследования конфликтности подростков обусловлена, прежде всего, противоречием между необходимостью профилактики межличностных конфликтов и недостаточной разработкой комплекса психолого-педагогических условий, направленных на профилактику межличностных конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования. Необходимо отметить, что создание психолого-педагогических условий, направленных на профилактику межличностных конфликтов обучающихся в системе среднего профессионального образования должно предусматривать разработку программы, предусматривающей комплекс форм и методов профилактической работы.

Литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2002. 464 с.

2. Здравомыслов А. Г Социология конфликта. М, 1996. С. 96.

3. Мурадова В. И. Агрессивное поведение современных подростков //Молодой ученый. 2016. №15. С. 413-415.

4. Овсянникова О. А. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как условие успешной социализации студента // Образование и общество. 2012. № 3(74). С. 16-21.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб. : Питер, 2006. 607 с.

6. Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/ecosoc/unfpa/ (дата обращения 18.04.2019)

References

1. Grishina N. V. Psikhologiya konflikta [Psychology of conflict]. St. Petersburg, Piter Pub. 2002, 464p.

2. Zdravomyslov A. G. Sotsiologiya konflikta [Sociology of conflict]. Moscow, 1996, pp. 96.

3. Muradova V. I. Agressivnoe povedenie sovremennykh podrostkov [Aggressive behavior of modern teenagers]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2016, no. 15, pp. 413415.

4. Ovsyannikova O. A. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza kak uslovie uspeshnoj sotsializatsii studenta [Professional competence of the University teacher as a condition of successful socialization of the student]. Obrazovanie i obshchestvo -Education and society, 2012, no. 3(74), pp. 16-21.

5. KH'ell L, Zigler D. Teorii lichnosti: osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie [Theories of personality: basic concepts, research and application]. St. Petersburg, Ptter Pub/., 2006, 607p.

6. Fond Organizatsii Ob"edinennykh Natsij v oblasti narodonaseleniya [United Nations population Fund]. Available at: https://www.un.org/ru/ecosoc/unfpa/ (accessed: 18.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.