УДК 159.9
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ: АНАЛИЗ МНЕНИЙ ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ Грязнова Елена Владимировна, д.фил.н.к, заведующий кафедры «Философии и теологии» (e-mail: [email protected]) Гончарук Алексей Геннадьевич, к.фил.н., старший преподаватель
(e-mail: [email protected]) Бегунова Арина Алексеевна, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский педагогический университет им. К. Минина г.Нижний Новгород, Россия
Современные СМИ пестрят информацией о подростковой агрессии, о террористических актах в учебных заведениях, конфликтах детей с родителями, преподавателями, о выпадах в их сторону, нападениях на родственников, моральном и физическом насилии в среде подростков. Проблема изучения причин конфликтов в современной подростковой среде сегодня становится достаточно актуальной.
Причины конфликтов современных подростков могут быть самые разные. Мнения классиков психологии по данному вопросу достаточно изучены. Однако в современных условиях развития общества эти причины могут отличаться. Поэтому актуальным становится вопрос об анализе мнения и экспериментальных исследований именно современных психологов на данную проблему.
В пубертатный период меняется система ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Разграничение на внутренние (конфликт потребностей, чувств) и межличностные (конфликты с родителями и учителями) - это классические схемы описания специфики подросткового возраста.
Современное общество не исключает основных причин конфликтов в подростковой среде, но и добавляет новые, которые не свойственны традиционному обществу и поэтому в классической психологии мало изучены.
Возникает вопрос: изменился ли данный подход в современных исследованиях психологов и возникли ли новые причины конфликтов в подростковой среде?
Проведенное исследование показало, что в информационном обществе возникают новые причины подростковых конфликтов: изменение системы ценностей, изменение мировоззрения всех участников конфликта, изменение системы социальных отношений. Эти приращения привели к построению иных психологических моделей изучения конфликтов в подростковой среде, отраженных в современных материалах диссертационных исследований.
Ключевые слова: подростковый кризис, психология, конфликт в подростковой среде, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт.
Введение
Фундаментальная психология определяет пубертатный кризис как сложный переходный период в жизни подростков. Ребенок в этот промежуток времени проходит этап сепарации, отделения от взрослого. Дети зачастую в резкой форме разрушают все принципы, установки, данные им ранее. Им нужно уничтожить прежний мир, чтобы выстроить новый. Одним из значимых признаков подросткового возраста становится критичное отношение к миру, к окружающим людям. Гормональные перестройки также отражаются в поведении подростков. У ребенка появляется больше прав, обязанностей; возникает множество проблем: он испытывает давление со стороны учителей, взаимоотношениями с одноклассниками, возникают повышенные требования, накаливается обстановка по поводу экзаменов. У подростка недостаточно опыта, чтобы безболезненно преодолевать этот период. В связи с этим возникают конфликты в подростковой среде.
Задачей данного исследования и является изучение мнений современных психологов на причины конфликтов в подростковой среде, отраженные в диссертационных исследованиях.
Методика исследования
Основными методами исследования являются аналитический обзор диссертационных исследований, обобщение и сравнение.
Результаты и их обсуждение Обращаясь к работам современников, посвященных исследованию причин конфликтов среди подростков, можно видеть, что одним из аспектов изучения является внутри личностный конфликт. Так, например, Н.Г. Тормосина отмечает, что конфликтные ситуации рождаются благодаря особенностям пубертатного кризиса: заниженной самооценке, подвижной «Я-концепции», критичном отношение к действительности, болезненном восприятии точек зрения окружающих [16]. Аналогичной позиции придерживается и А.А. Петрова, считая, что внутренние конфликты порождают внешние [13]. А.А. Ганеева так же считает, что специфика эмоционального состояния подростка в конфликтной ситуации находится в зависимости от механизмов самозащиты и типа личности, что корни конфликта сокрыты во внутренних чертах индивида [4].
Многие современные исследователи сходятся во мнении о том, что конфликтность - это черта личности, основной источник противоречий [5,10,14]. Подростковая конфликтность возникает на основании любого из трёх факторов: проблемы, связанные с психическими и физиологическими особенностями развития; собственно психологические причины - особенности личности (возраст и пол, ситуация развития внутри семьи, уровень самооценки, акцентуации характера); социальные причины, так называемы факторы среды. Очевидно, что данная позиция в целом совпадает с клас-
сическими положениями психологии: в основе конфликтов лежат противоречия, возникающие в обществе и семье в результате расхождения желаний, интересов, мотивов, взглядов, потребностей и психологическими особенностями человека. Например, Е.В. Морозова выделила три фактора, способствующие возникновению межличностного конфликта: личностный фактор (определенный набор эмоциональных качеств личности, самооценка, отношение к своим обязанностям), деятельностный фактор (учебная, спортивная, общественная деятельность), физиологический фактор [11].
Аналогичного мнения придерживается и Е.В. Янгичер, описывая неконструктивные реакции у подростков, чаще имеющие ориентацию на окружение: дети стремятся всячески подчеркнуть ситуацию, осудить окружающих, чтобы не признавать собственной вины, занимаются самообвинением, ссылаясь на обстоятельства и пытаясь оправдать свои поступки [20]. В результате их эмоциональные реакции гнева, злости и агрессивности отталкивают оппонентов и приводят к конфликтам.
На поведение в конфликтах оказывает влияние множество факторов: уровень развития индивида, его возможности и ресурсы, степень выраженности мотивации. Эта позиция развивается М.Р. Хачатуровой исследовавшей межличностные взаимоотношения подростка [18].
Второй аспект межличностных конфликтов в подростковом возрасте -это конфликт на базе отношений детей и родителей [15]. В связке «подросток-родитель» конфликты происходят на фоне диктатуры родственников, их излишней опеки, авторитетности, неустойчивого родительского восприятия, и даже мирное сосуществование может стать фактором возникновения столкновения. Так, С.Ю. Дудина выделяет тенденции взаимодействия между поколениями в семье, которые являются источниками противоречий [8].
Традиционное общество накопило богатейший опыт выстраивания отношений в традиционной семье. Однако в современном обществе институт семьи изменяется коренным образом. В современных исследованиях мы находим определение этого фактора как одной из причин конфликтов подросткового возраста. Так, М.С. Москаленко считает, что детско-родительские конфликты появляются на фоне того, что семья как социальный институт претерпевает ряд изменений: снижается стабильность брачных отношений, наблюдается рост разводов, числа детей, рожденных вне брака, числа родителей с вредными привычками, свободное время родителей сокращается из-за постоянной загруженности работой [12]. Благодаря подобной ситуации можно наблюдать ослабление роли родительского авторитета, период семейной социализации становится короче, семья утрачивает воспитательную функцию, в связи с этим растет число конфликтов между подростками и родителями. Исследуя данные причины подростковых конфликтов Н.М. Евлашкина пишет, что конфликты между подростком и его родителями возникают из-за ряда родительских дисфункций (таких как, непринятие подростка в семье, чрезмерная строгость, враждеб-
ность родителей) и проблем в школе: трудностей в учебе, натянутые отношения с педагогом, нарушение дисциплины, прогулы [9], то есть в отношения «родитель-подросток» включается система «подросток-учитель», усложняя их.
Еще одну немаловажную причину конфликтов у подростков современные психологи называют педагогической, связанной с различным социальным статусом участников, разницей возраста и опыта, профессиональная позиция учителя [17].
Здесь следует отметить разницу между классическими психологическими исследованиями и современными. В современном обществе нарушение дисциплины на уроке, невыполнение домашних заданий, нездоровые отношения между учениками, взаимные ущемления участвующих сторон, их несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность и язвительная субъективность становятся нормой по сравнению с традиционным обществом. Проблеме психологической помощи в педагогическом и семейном конфликтах, основными субъектами которых выступают подростки, посвящено небольшое количество исследований, однако запросы родителей и учителей на эту тему в учебных заведениях растут постоянно.
Очередная причина, возрастания конфликтности в отношениях с участием подростков - это отсутствие реальной психологической помощи всем субъектам конфликтов [2, 4, 19]. Недостаточность выполнения своих педагогических функций приводит к росту дезадаптированных и педагогически запущенных подростков и объясняется недостаточной квалификацией в психологических знаниях особенностей возраста.
Конфликт, считается естественным способом, требованием взаимодействия индивидов, предполагающее столкновение их интересов, потребностей, желаний, стилей поведения [6,7].
Проведенное исследование мнений современных психологов на причины конфликтов в подростковой среде показало, что основные из них - это факторы, которые достаточно хорошо изучены в психологии.
Приращением в этом плане являются причины, связанные с изменениями социального пространства подростка. Изменилась система коммуникации - межличностное общение вытесняется общением виртуальным; изменилась система ценностей - в современном обществе она имеет мозаичный характер, что затрудняет процессы адаптации молодых людей; изменился институт семьи - сами современные взрослые имеют иное мировоззрение, нежели люди традиционного общества.
Список литературы
1. Ахмедханова Р. А. Психологические детерминанты развития позитивных отношений дагестанских подростков со сверстниками других этносов: автореф. дис. канд. пси-хол. наук, Сочи, 2011. 21 с.
2. Гаджиев Ш.А. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации: автореф. дис. канд. педагогич. наук, Махачкала, 2010. 22 с.
3. Галиахметов Р.Н. Социально-философский анализ конфликта: автореф. дис. канд. философ. наук, Красноярск, 2010. 26 с.
4. Ганеева А.А. Особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости от социально-психологического типа личности: автореф. дис. канд. психол. наук, Самара 2013. 20 с.
5. Гончарова И.И. Формирование представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. психол. наук, Калининград, 2014. - 23 с.
6. Грязнова Е.В. Предмет философии науки //NB: Философские исследования. 2013. № 6. С. 514-529.
7. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.
8. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: автореф. дис. канд. психол. наук, Кострома, 2013. 23 с.
9. Евлашкина Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 24 с.
10. Локтева А. В. Клинико-психологические детерминанты алкоголизации в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук, Санкт-Петербург, 2013. 21 с.
11. Морозова Е.В. Влияние межличностных отношений на адаптацию подростков к педагогической среде приюта: автореф. дис. канд. психол. наук, Тамбов, 2009. 20 с.
12. Москаленко М.С. Педагогическое сопровождение позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка в процессе преодоления детско-родительских конфликтов: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 24с.
13. Петрова А.А. Роль симпатии в преодолении подросткового одиночества: автореф. дис. канд. социолог. наук, Тамбов, 2011. 23с.
14. Рубцова О.В. Преодоление внутреннего ролевого конфликта у старших подростков посредством сюжетно-ролевой игры: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 19 с.
15. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2014. 23 с.
16. Тормосина Н.Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук, Ставрополь, 2014. 23 с.
17. Фомиченко А. С. Восприятие и понимание учителями агрессивного поведения учащихся: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2014. - 21 с.
18. Хачатурова М.Р. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации межличностного конфликта: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 23 с.
19. Чмутова Ю.С. Особенности преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе гиперактивными подростками: автореф. дис. канд. педагог. наук, Новочеркасск, 2012. 23 с.
20. Янгичер Е.В. Развитие конструктивных фрустрационных реакций подростков средствами арттерапии: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2010. 22 с.
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, head of the Department of Philosophy and theologies (e-mail: [email protected])
Goncharuk Alexey Gennadievich, PhD, senior lecturer (e-mail: [email protected]) Begunova Arina Alekseevna, master's student Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (e-mail: [email protected])
CAUSES OF CONFLICT AMONG ADOLESCENTS: AN ANALYSIS OF THE VIEWS OF PSYCHOLOGISTS ON THE BASIS OF THE MODERN STUDY OF DISSERTATIONS
Abstract. Modern mass media are full of information about teenage aggression, about terrorist acts in educational institutions, conflicts of children with parents, teachers, about attacks in their party, attacks on relatives, moral and physical violence among teenagers. The problem of studying the causes of conflict in today's adolescent environment is becoming quite relevant. The causes of conflicts of modern adolescents can be very different. The opinions of the classics of psychology on this issue have been sufficiently studied. However, in modern conditions of development of society, these reasons may differ. Therefore, the question of the analysis of the opinion and experimental studies of modern psychologists on this problem becomes relevant.
In the puberty period the system of values changes: family, school, peers acquire new meanings and meanings. The distinction between internal (conflict of needs, feelings) and interpersonal (conflicts with parents and teachers) is a classical scheme of describing the specifics of adolescence.
Modern society does not exclude the main causes of conflicts in the adolescent environment, but also adds new ones that are not peculiar to traditional society and therefore in classical psychology are little studied.
The question arises: has this approach changed in modern research psychologists and whether there are new causes of conflict in the adolescent environment?
The study showed that in the information society there are new causes of teenage conflicts: changing the system of values, changing the worldview of all parties to the conflict, changing the system of social relations. These increments led to the construction of other psychological models for the study of conflicts in the adolescent environment, reflected in the modern materials of dissertation research.
Keywords: teenage crisis, psychology, conflict in the teenage environment, intrapersonal conflict, interpersonal conflict.