УДК 37 ББК 88.8
А.П. Соколова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ
С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений подростков с родителями. Проведенное исследование позволяет утверждать, что психологическими причинами семейных конфликтов являются: дисгармоничный тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностные факторы.
Ключевые слова: конфликт, подростковый возраст, детско-родительские взаимоотношения, конфликтное поведение.
A.P. Sokolova
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AMONG ADOLESCENTS WITH PARENTS
Abstract: This article is devoted to the relationship with the parents of teenagers. The study suggests that the psychological causes of family conflicts are disharmonious type of family relations; destruc-tiveness of family education; children age crises; personal factors.
Keywords: conflict, adolescence, parent-child relationships, conflict behavior.
В последнее время научный интерес к проблеме конфликта значительно вырос. Это можно объяснить повышением общего уровня конфликтности современного общества. Конфликты присутствовали всегда и везде: и в отношении к самому себе, и во взаимоотношениях с близкими людьми, и в семье.
Причиной конфликтов, возникающих в отношениях родителей и детей, нередко является неумение взрослых строить взаимоотношения с ребенком, учитывать необходимость изменения позиций в отношениях с взрослеющими детьми. Особенно сложным с этой точки зрения является подростковый возраст.
Задачей нашего исследования является выявить психологические трудности во взаимоотношениях подростков с родителями.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема детско-родительских отношений в настоящее время является по-прежнему актуальной. Повышенный интерес психологов к проблеме детско-родительских отношений связан с проблемой конфликтов между родителями и детьми, вызванных возрастными особенностями детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.
Подростковый возраст - это период бурного роста и развития организма. При первом взгляде на подростка можно отметить некоторые его внешние особенности, которые бросаются в глаза: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Особенно заметно увеличение и вытягивание его конечностей [1].
Эти особенности физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и на характер движений подростка: часто проявляет неловкость, резкость в движениях, не умея соразмерять, координировать их, что приносит много беспокойства и ему и окружающим, причем это происходит случайно, неожиданно для него самого.
Одновременно подростки сталкиваются и с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Также, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.
Подросток начинает активный поиск собственной уникальной сущности, своего собственного «Я». Он стремится обрести себя как личность и именно на этом этапе своего взросления ребёнок наибольшим образом стремится к независимости, что в свою очередь порождает новые формы отношений со взрослыми. Появляется потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье [3].
Среди проблем, возникающих у подростков, значительное место занимает проблема взаимоотношений с родителями. Сложность отношений между подростками и их родителями так- же
определяется своеобразной асимметричностью интересов детей и родителей. Последние интересуются всеми сторонами жизни их детей, в то время как подростки, в силу отсутствия у них жизненного опыта и вследствие возрастного эгоцентризма, мало интересуются теми аспектами жизни родителей, которые выходят за пределы жизни семьи [2].
И.С Кон, Ф. Райс и другие ученые определили, что для подростка родители выступают как
[7]:
1. Источник эмоционального тепла и поддержки. В подростковом возрасте ребенок становится очень ранимым, с неустойчивой самооценкой, и именно поэтому родители играют большую роль на становление личности и уверенности в своих силах подростка, так как именно они могут обеспечить чувство безопасности, поддерживая своего ребенка и являясь основным источником оптимизма и поддержки.
2. «Верховная власть». От родителей зависит значительное удовлетворение потребностей подростка - материальное обеспечение, осуществление других жизненных благ, наказаний и поощрений. Родителями оценивается «что хорошо, а что - плохо» и от этого зависит, будет ли подросток одобрен и поощрен или его поведение будет оценено как неудовлетворительное, и он будет наказан или лишен поощрений за свои поступки.
3. Пример или образец для подражания. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания ослабевает. Как пример для выстраивания линии поведения все чаще применяются образцы поведения других людей, а поступки родителей оцениваются очень критично. Но, тем не менее, многие подростки хотят видеть своих родителей как людей, которыми бы они могли гордиться.
4. Источник жизненного опыта. Ребенок, вступая в подростковый возраст, уже имеет более широкий круг социальных связей и общения, который постоянно расширяется. И несмотря на увеличивающуюся самостоятельность, подростки все же остро нуждаются в том, чтобы в решении сложных проблем и ситуаций получать поддержку (информацию и оценку ситуаций) со стороны старших, прежде всего, родителей.
В подростковом возрасте ребенок стремится избежать детской зависимости от родителей. Это период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них.
Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Подросток начинает оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Права взрослых подросток ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, то есть на равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого равноправия. Разные формы протеста и неподчинения подростка - это средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Появление у подростка чувства собственной взрослости и потребности в её признании окружающими рождает совершенно новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.
Ф. Райс выделяет три вида эмансипации подростков:
1. Эмоциональная эмансипация - перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых эмоциональных отношений с другими людьми.
2. Нормативная эмансипация - формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех, которых придерживаются их родители.
3. Поведенческая эмансипация - стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства [6].
Но стремление к поведенческой и нормативной автономии в этом возрасте имеет относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. Они хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полная свобода, испытывают чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться [8].
У подростка появляется чувство взрослости. Как говорил Ф. Райс, «тяжесть этого положения обусловлена тем, что с одной стороны подросток хочет получить самостоятельность, возрастает его потребность в независимости, а с другой, ребенок все равно зависит от своих родителей», что приводит к кризисам и конфликтам.
Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых.
0.В. Наконечная, Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук выделяют три вида детерминант подростковой конфликтности [4]:
- детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
- собственно психологические детерминанты - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
- социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
Данные детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, то есть имеют свою иерархическую структуру.
На наш взгляд, главное положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний.
Исследуя различную психолого-педагогическую литературу и труды многих авторов, мы увидели, что по способу разрешения конфликта в семье различают конструктивные и деструктивные конфликты. По этим критериям можно выделить два способа поведения подростков в конфликте.
К конструктивным способам поведения подростков в конфликте можно отнести:
1. Поведение, сохраняющее в конфликтной ситуации направленность на урегулирование конфликта с помощью собственных усилий («Стараюсь удалить конфликт», «Выясняю причины негодования родителей и пытаюсь объяснить собственное поведение»).
2. Поведение, ориентированное на урегулирование конфликта с помощью других лиц, в том числе с привлечением посредника («Обращаюсь за помощью к бабушке, к старшей сестре»).
3. Нормативное поведение («Прошу прощения, если я действительно поступил неправильно»).
4. Поведение, направленное на снижение психической напряженности, возникающей в конфликтной ситуации («Стараюсь заняться любимым делом, слушаю музыку»).
К деструктивным способам поведения подростков в конфликте можно отнести:
1. Открытую агрессию («Кидаюсь на маму с кулаками»).
2. Разные формы «защитного» поведения, позволяющего субъективно овладеть конфликтной ситуацией:
- реакции переноса агрессии, вымещения («Распустила мамину кофту, которую она почти связала»);
- рационализацию («Успокаиваю себя и говорю, что ничего не случилось»);
- отвлечение, фантазирование («Вспоминаю что-то приятное, например летнюю поездку к морю»).
3. Общую дезорганизованность поведения («Бегу, куда глаза глядят»).
4. Соматические реакции («Болит голова», «Ноет сердце»).
В современной психолого-педагогической литературе по проблеме трудностей в детско-родительских отношениях выделяются следующие типы конфликтов подростков с родителями
[5]:
1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия.
Статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и другие. Внешний облик соответствует этим качествам. Вместе с тем ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, все забывает, разбрасывает вещи и так далее.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства, попытались гасить в себе недовольство и раздражение, объективно оценили достоинства и недостатки подростка, а также сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей.
Диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью.
3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт.
Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда же можно отнести воспитание «без запретов». Установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
4. Конфликт опеки.
По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в «диктат младшего». Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.
Но «деспотизм» подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям «медвежью услугу». Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят «маменькиных сыночков и дочек».
Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.
5. Конфликт родительской авторитетности. «Шоковая терапия».
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:
Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен.
Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой [9].
Таким образом, семья является самым главным институтом развития ребенка. Ее значимость не уменьшается в период подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, так как у ребенка происходят мощные сдвиги во всех областях жизнедеятельности. В этот период семья приобретает особое значение для ребенка. С одной стороны, подросток нуждается в поддержке стремления к самостоятельности, и с другой - в эмоциональном тепле и любви.
Подростковый возраст - это период эмансипации ребенка от родителей, достижении определенного уровня автономии, независимости от них. Выделяют 3 вида эмансипации: эмоциональ-
ная эмансипация - перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка; нормативная эмансипация - формирование своей системы ценностей; поведенческая эмансипация - стремление освободиться от контроля со стороны родителей.
Существует три группы детерминант подростковой конфликтности: детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития; собственно психологические детерминанты; социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды.
В литературе выделяются пять типов конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивого родительского восприятия; диктатура родителей; мирное сосуществование - скрытый конфликт; конфликт опеки; конфликт родительской авторитетности «Шоковая терапия».
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Крутецкий, В.А., Лукин, Н. С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965.
2. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: учебное пособие / Н.И. Леонов. - Ижевск, 2000.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.
4. Наконечная, О.В. Шевчук, Г.А., Шевчук, А.С./ О.В. Наконечная, Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук / Психологические детерминанты конфликтности подростков // Педагогический вестник. - 2002. - № 2. - URL: tect. yspu.yar.ru/vestnik/namber/ 14 (дата обращения 10.11. 2015)
5. Перуанский, Г.А. Типы детско-родительских отношений и способы их преодоления / Г.А. Перуанский. -URL: http://vashpsixolog .ru/working-with-parents/51 -interviews-advice-for-parents/443-conflicts-between-parents-and-children.
6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб: Питер, 2000.
7. Реан, А. Психология подростка. Полное руководство / А. Реан. - СПб., 2003.
8. Реан, А. Психология человека от рождения до смерти./ А. Реан. СПб., 2002.
9. Фромм, Э., Душа человека / Э.Фром. - М.: Сфера, 1998.
УДК 159.923.2 ББК 88.8
В. Г. Юрьева
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПРЕСТУПНИКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические особенности преступного действия и преступной деятельности и их отличие от уголовно-правовой трактовки этих понятий. Изучаются мотивы преступного поведения, его предпосылки и зависимость от акцентуации характера преступной личности.
Ключевые слова: преступное действие, преступная деятельность, волевой акт, акцентуация характера, мотивация преступного поведения.
V.G. Yurieva
PSYCHOLOGY OF CRIMINAL BEHAVIOR AND ITS DEPENDENCE UPON ACCENTUATED PERSONALITY OF A CRIMINAL
Abstract. Psychological characteristics of criminal acts and criminal actions and their difference from legal interpretation of these notions are considered in the article. Besides, criminal behavior motives, its origin and dependence upon accentuated personality of a criminal are investigated.
Keywords: criminal act, criminal action, volition action, accentuated personality, motives of criminal behavior.
Психологическая суть преступного поведения заключается в стремлении лица достигнуть поставленной цели. Оно проявляется в сознательно мотивированных действиях, которые направлены на достижение определенной цели, вне зависимости от того, совпадает она или не совпадает с наступившими последствиями, опасными для общества. Из этого следует, что психика всегда несет свой вклад в преступную деятельность. Как правило, она выступает как главное связующее звено определенных действий этого конкретного лица. Через психику достигается единство в регуляции этих действий и поведения в целом.
Являясь по своему содержанию антиобщественным, девиантное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С личностной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и направленностью на достижение цели, а с объективной - физическими действиями или воздержанием от них.