АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРОБЛЕМ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ПОВТОРНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, С ПЕРЕЧНЕМ МЕР ПО ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ
О. В. Старикова
Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 10-06-53401а/Ц
Аннотация: статья посвящена комплексной разработке проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, анализу факторов, ведущих к формированию преступного поведения несовершеннолетних, в число которых входят неблагоприятные условия нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, а также особенностям профилактики правонарушений при помощи стимулирующих возможностей семейного воспитания.
Ключевые слова: профилактика правонарушений несовершеннолетних, формирование преступного поведения несовершеннолетних, нравственное формирование личности несовершеннолетних, семейное воспитание. Abstract: this article focuses on the complex development problems of early prevention of juvenile delinquency, analysis of the factors leading to the formation of criminal behavior of juveniles, which include the unfavorable conditions of moral identity formation of juvenile offenders, as well as the peculiarities of crime prevention by enabling capabilities of family upbringing. Keywords: juvenile crime prevention, they, the formation of criminal behavior of minors, and moral formation of the identity of minors, family upbringing.
В настоящее время существует необходимость в изучении причин, обусловливающих правонарушения, и построении с их учетом такой системы профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.
Если говорить в целом о качественных изменениях в состоянии преступности несовершеннолетних, то можно несомненно отметить повышение уровня организованности, профессиональности, степени сплоченности со взрослой преступностью, общественной опасности и тяжести совершения уголовно наказуемых деяний, агрессивности, жестокости совершаемых действий. Согласно статистическим данным МВД России, в среде несовершеннолетних все большее распространение получили такие виды преступлений, которые ранее были присущи в основном взрослым — торговля оружием и наркотиками; притоносо-держательство и сутенерство; разбойные нападения на предпринимателей и иностранцев; посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток, другие жестокие способы обращения; мошеннические действия с валютой и ценными бумагами; торговля краденым; изнасилования.
Таким образом, важнейшим направлением в системе предупреждения пре-
ступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Изучением этой проблемы в отечественной науке занимались: С.А. Алексеев, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, К.Е. Иго-шев, Т.Н. Курбатова, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.
Существует множество причин, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними. Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетними; динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
По данным различных исследований, в числе факторов, ведущих к формированию преступного поведения несовершеннолетних, обычно выделяются факторы нравственно-социального и социально-экономического плана. К нравственно-социальным факторам преступности несовершеннолетних относятся:
• ослабление и кризис современной семьи — возросшая конфликтность между членами семьи, крайне высокий уровень разводов, понижение культурнонравственного уровня родителей, утрата семейных традиций и межсемейных
связей расширенной семьи, повышение разобщенности членов семьи, значительное уменьшение общения между ними, высокая отягощенность родителей алкоголизмом, падение авторитета родителей, нежелание или незнание правильного и систематического воспитания детей; пренебрежение, игнорирование детей или наоборот их чрезмерное балование, построение «детоцентрист-ских» семейных отношений и др.;
• отклонения в психическом развитии детей, многократно усиливающиеся при неправильном воспитании и негативном воздействии агрессивной ми-кро- и макросреды;
• деформация нравственного и правового развития несовершеннолетних, правовой нигилизм, непропорциональное развитие материальных потребностей в ущерб духовным, рост праздности как образа жизни, половая распущенность, рост потребительских установок; пагубное воздействие современной массовой культуры;
• стигматизация в учебном процессе школы учеников, испытывающих трудности в учебе, последствиями чего становится поиск реализации себя подростком вне школы;
• увеличение индивидуалистических настроений, эго- и группоцентризма, насильственных способов решения конфликтных ситуаций, рост агрессивности;
• снижение порога «криминального сознания» несовершеннолетних, допущение общения с представителями антисоциальных и преступных группировок;
• повышение «престижности» и ре-ферентности криминальной субкультуры и криминального уровня жизни;
• рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних;
• появление массовых безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
• снижение воспитательного и контролирующего потенциала государственных и общественных учреждений и организаций; негативные последствия либерализации—уяснения несовершеннолетними свободы как вседозволенности и безнаказанности и др.
К факторам социально-экономического плана относятся:
• ощущение несовершеннолетними несправедливости ускоренного расслоения общества на богатых и бедных;
• низкий уровень жизни населения;
• разрушение в 90-е годы XX в. широкой сети общедоступного досуга для несовершеннолетних;
• трудности в продолжении профессионального образования несовершеннолетними в силу его возросшей недоступности, низкие перспективы трудоустройства при высокой безработице, нежелание заниматься малооплачиваемым и низкоквалифицированным трудом.
Следовательно, учитывая все факторы, способствующие совершению правонарушений (криминогенные факторы, отрицательно влияющие на нравственное формирование личности правонарушителей; различные конфликтные ситуации; внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие совершению преступлений и наступлению преступного результата; возрастные особенности; особенности нравственного и семейного воспитания), можно построить четкую систему профилактики и предупреждения совершения преступлений.
Безусловно, в качестве непосредственного объекта социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность учащихся правонарушителей как носителей различных общественных связей, отношений и явлений, имеющих криминогенную значимость. К ним прежде всего следует отнести: детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни; трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофучилищ; подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности; осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора; безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Проведенные отечественными учеными психолого-социологические исследования дают основание утверждать, что преступные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и пло-
хой организацией их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Особенно ярко в структуре преступного поведения прослеживается низкий культурный и образовательный уровень подростков-правонарушителей. Отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников. Это несоответствие часто связано с нежеланием учиться, оно обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей подростков. Как правило, несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие подростки ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. «Вредное влияние микросреды, — пишет болгарский психолог В. Момов, — часто оказывается сильнее по сравнению с более далеким и опосредованным влиянием макросреды. Именно это — одно из слабейших мест социализации человека на современном этапе развития общества».
Таким образом, учитывая особенности общения и ориентацию трудновоспитуемых подростков, их личные связи и вовлеченность в неформальную группу
можно устранить, пресечь или нейтрализовать источники вредного влияния и факторы, способствующие неблагоприятному формированию личности подростка. Кроме того, подобных подростков необходимо активнее привлекать к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассной работе, укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга.
Положительно себя зарекомендовала практика организации правовой воспитательной работы с подростками во многих общеобразовательных школах, где учебный материал по основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различным контингентом учащихся, поддерживается тесная связь с работниками правоохранительных органов. Позитивную роль играет также практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми подростками из числа правонарушителей.
В профилактике правонарушений трудно переоценить значение потенциальных и стимулирующих возможностей семейного воспитания, а также криминогенную значимость недостатков, упущений в нем. Такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, воспитание в полных неблагополучных семьях, как правило, выступают первопричиной противоправного поведения. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера семей, которые отношением и поведением прививают
им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие отрицательные качества.
Однако существует и другая тенденция. Часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьях с одним, реже двумя подростками-учащимися, где со стороны родителей нередко проявляется неумение, а подчас и нежелание воспитывать своих детей, между супругами нет согласия в методах воспитания детей и применяемых мерах воздействия. Это, как правило, приводит к безнадзорности подростков, порождает у них чувство безответственности за свои действия.
Особенным негативным событием в жизни подростка является развод родителей, который может стать причиной неуверенности и травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду (Ф. Райс, 2000). Климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к детям до и после распада семьи, переживания родителей, обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об опеке, все это является факторами, способствующими формированию и проявлению криминального поведения.
Ф. Райс приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации — особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки, связанные с риском для их здоровья (курение, употребление алкоголя и наркотиков и т. п.).
Giles-Sims & Crosbie-Bumett (1989) установили, что если подросток воспитывается только одним родителем, то, как следствие, в нем развивается сильное стремление к автономии.
Тем не менее необходимость профилактических, коррекционных и реабилитационных мер требует учета нравственных, ценностно-нормативных представлений, мотивационной направленности, а также других личностных черт и качеств.
Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.
В то же время как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, большая часть людей с противоправным поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, но по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями. Однако достаточно широкое распространение среди подростков получили так называемые безмотивные преступления, когда правонарушитель затрудняется объяснить причины совершения того или иного деяния.
В коллективной монографии «Криминальная мотивация», вышедшей под редакцией академика В.Н. Кудрявцева в 1986 г., рассматривается классификация мотивов в зависимости от проявления неосознаваемых мотивов. К их числу авторы относят следующие:
1. Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым, эмоциональным впечатлениям. Таким образом, неосознаваемой детерминантой является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоин-дентичностью. Это, как правило, люди, ведущие бездомный паразитический образ жизни.
2. Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторный или гиперкомпенсаторный характер, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неа-
декватности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект.
3. Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.
4. Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.
Таким образом, учитывая все перечисленные факторы и опираясь на них, необходимо предложить меры, способствующие профилактике и предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних.
Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий,направленных на повышение уровня здоровья населения
и предупреждение заболеваний». Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика включает в себя:
• изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
• изучение и коррекцию нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика состоит
из:
• раннего вмешательства в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
• исследования генографии семьи;
• коррекции семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определения детско-родительских границ;
• наличия четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенальных судов, оценивающих антропосоциоцен-трический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
В порядке ранней профилактики, необходимо педагогизировать любую деятельность, связанную с работой с подростками. Усилить деятельность родительских комитетов при школах,
комиссий содействия семье и школе на предприятиях, усилить социальный контроль общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье. Важно повысить ответственность родителей за исполнение своих обязанностей: заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Широко применять меры общественного и правового воздействия в работе с неблагополучными семьями и лицами, вплоть до лишения их родительских прав.
Также необходимо повысить эффективность работы комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других специализированных органов на уровне малых групп микросреды, осуществляя таким образом неофициальный контроль за поведением их членов и в определенной степени влияя на выбор ими социальных ролей, ценностных ориентаций и в целом на процесс адаптации личности. Удовлетворяя при этом обусловленную возрастными особенностями потребность в неформальном общении.
Следует активно обучать несовершеннолетних правонарушителей умению разрешать конфликтные ситуации, представляющие разновидность жизненных ситуаций, в процессе которых происходит столкновение интересов и потребностей взаимодействующих сторон, возникающие как в результате преднамеренных действий учебного взаимодействия, так и независимо от них, под воздействием обычных причин, социальных факторов или же по стечению обстоятельств, так как подростки бедны житейским опытом, их эмоционально-
волевая сфера ограничена, сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость.
Принимая во внимание значительные биологические изменения в организме подростков, их бурное физическое развитие, усиленный рост конечностей, увеличение объема сердца, перестройку эндокринной системы, половое созревание, появление вторичных половых признаков и многое другое, необходимо учитывать недостаточную сформи-рованность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, вызывающие у подростков повышенную возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции, импульсивное поведение, неспособность выдерживать длительные эмоциональные нагрузки (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А. Крутецкий). В связи с этим важной профилактической мерой выступает своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. К ним прежде всего следует отнести общее переутомление, длительное нравственное напряжение, сильное душевное волнение, эмоциональные стрессы и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно внушаемыми, следуя указаниям любого лица.
Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности, на-
чинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение самостоятельности, взрослости. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют в мире взрослых и отношениях между ними. В этот период коллектив оказывает огромное влияние на формирование взглядов, оценок, нравственных качеств личности подростка.
Таким образом, объединяя усилия педагогов, врачей, правоохранительных органов, общественности, целесообразно разработать систему профилактических мер по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, закрепленную на государственном уровне.
Резюме
В системе предупреждения преступности комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних — это одно их важнейших направлений.
Значимыми и основополагающими факторами, ведущими к формированию преступного поведения несовершеннолетних, являются факторы нравственно-социального и социальноэкономического плана.
Неблагоприятные условия нравственного формирования личности несовершеннолетних правонарушителей связаны с низким культурным и образовательным уровнем подростков, недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и плохой организацией их досуга, ошибками и упущениями в деятельности государственных
органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Ранняя профилактика должна включать в себя:
• педагогизацию любой деятельности, связанную с работой с подростками;
• усиление деятельности родительских комитетов при школах, комиссий содействия семье и школе на предприятиях;
• активизацию социальногоконтро-ля общественных организаций и трудовых коллективов за воспитанием детей в семье;
• повышение ответственности родителей за исполнение своих обязанностей;
• заботу о воспитании детей, подготовку их к общественно полезному труду;
• применение мер общественного и правового воздействия в работе с неблагополучными семьями и лицами, вплоть до лишения их родительских прав;
• укрепление связей с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и проведения ими досуга;
• повышение эффективности работы комиссий по делам несовершенно-
летних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других специализированных органов на уровне малых групп микросреды;
• обучение несовершеннолетних правонарушителей умению разрешать конфликтные ситуации, представляющие разновидность жизненных ситуаций, в процессе которых происходит столкновение интересов и потребностей взаимодействующих сторон;
• более активное привлечение подростков к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассной работе.
Таким образом, учитывая возрастные особенности несовершеннолетних, особенности их общения и ориентацию, личные связи и вовлеченность в неформальную группу, можно устранить, пресечь или нейтрализовать источники вредного влияния и факторы, способствующие неблагоприятному формированию личности подростка, а также разработать систему профилактических мер по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, закрепленную на государственном уровне, при помощи совместных усилий педагогов, врачей, правоохранительных органов и общественности.