Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних...
зация на современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 195 с. ; Чекмарёв Г. Ф. Правовая культура военнослужащих как фактор обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации (теоретико-правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 211 с.
11 Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. № 79. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» ; Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ министра обороны Российской Федерации от 5 мая
УДК 343.9
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е. А. Калмыкова, М. В. Шайкова
В статье рассматриваются региональные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних, раскрыты качественные и количественные характеристики преступности несовершеннолетних в Курской области. Определены субъекты и объекты профилактики, а также выделены перспективные направления предупреждения преступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, профилактика, предупреждение преступности несовершеннолетних, субъекты и объекты профилактики.
Анализируя преступность несовершеннолетних в Курской области, как и в целом по России, можно отметить, что она не содержит признаков детского озорства, спонтанности, возрастной незрелости. Для несовершеннолетних преступников характерны устойчивые негативные взгляды и установки, что дает им возможность выжить в сложных социальных условиях. Для них характерно активное обращение к алкоголю, наркотикам, раннее вступление в половые связи, а впоследствии — вовлечение в криминальную среду, в том числе в сферу организованной преступности. Не вызывает сомнения тот факт, что основное место в категориях детерминант преступности несовершеннолетних занимают пробелы нравственно-правового воспитания детей, их правовой социализации, которую призвана дать им общеобразовательная система.
Различные аспекты преступности несовершеннолетних исследовали: Н. В. Артеменко, В. Б. Боровиков, Е. В. Демидова, С. К. Жиляева, Н. Р Косевич — предупреждение преступности несовершеннолетних; И. И. Зайцева, Г. М. Решетов — индивидуальную профилактику правонарушений; С. Т. Сулейманова — правосознание
2005 г. № 170. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 : в ред. от 25 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 47, ч. 1, ст. 5749.
13 О статусе военнослужащих : федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22, ст. 2331.
14 О Методических рекомендациях по реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 8/556 // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2011. № 5. С. 21.
несовершеннолетних правонарушителей; Ю. В. Новикова, Е. А. Редькина — уголовно-правовые и криминологические аспекты рецидивной преступности молодежи; Н. Н. Савина — семью несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений.
Все большую значимость приобретает региональный аспект в решении данной проблемы, потому что система профилактики правонарушений несовершеннолетних в стране не может быть одинаковой для всех субъектов Российской Федерации. Анализируя проблемы профилактики преступности несовершеннолетних на примере Курской области, следует остановиться на краткой характеристике этого явления.
Преступность несовершеннолетних определяется как вид преступности, специфику которого составляет выраженная обусловленность социальными влияниями, действующим уголовным законодательством и личностными особенностями несовершеннолетних, совершивших преступления.
Подростковая преступность в Курской области характеризуется видимыми изменениями, обусловленными трансформацией социально-экономической и политической структуры общества, идеологии общества и государства.
Изменения мотивации формирования умысла на противоправное поведение у большинства несовершеннолетних связаны с влиянием криминальной идеологии и потребительской психологии.
В Курской области отмечается увеличение числа несовершеннолетних (учащихся школ), совершивших преступления; выросло также количество преступлений в сфере экономики (краж и грабежей). При этом наблюдается рост корыстной, потребительской мотивации в умысле несовершеннолетних. Выявлена негативная тенденция роста «наркотической» преступности несовершеннолетних.
За последние пять лет существенно изменились качественные характеристики преступности несовер-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
53
Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних...
Таблица. Число зарегистрированных преступлений в Курской области и ближних регионах
Область Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Курская 23 361 19 588 20 279 21 775 26 198 31 345 28 612 22 659
Белгородская 20 351 18 092 19 123 19 362 25 243 24 111 21 184 19 138
Брянская 27 725 20 891 24 735 25 094 31 004 28 927 28 097 26 611
Воронежская 40 977 34 193 38 553 37 689 43 818 40 939 40 322 34 726
Липецкая 17 809 16 019 15 277 13 885 18 592 19 570 20 020 19 632
Орловская 14 087 16 570 16 208 16 323 18 906 20 515 20 032 16 891
шеннолетних, значительно повысился уровень организованности.
В структуре преступности несовершеннолетних Курской области преобладают корыстные, корыстнонасильственные виды преступлений. Несовершеннолетние в Курской области наиболее часто совершают преступления в составе групп, но в основном без предварительного сговора, спонтанно.
В общей массе преступлений, совершенных в 2013 г. несовершеннолетними, кражи составляют 51,1%, а все виды хищения — 71,0%.
Согласно официальным статистическим данным МВД России в 2010 г. несовершеннолетними или с их участием совершено 131 965 преступлений, т. е. каждое тринадцатое (7,8%), в 2012 г. — 107 890 преступлений, т. е. каждое пятнадцатое (6,8%), за первое полугодие 2013 г. — 45 271 преступление, несовершеннолетними или при их соучастии совершено каждое восемнадцатое преступление (5,4%) 1.
Несмотря на некоторое снижение числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, по сравнению с 2010 г., следует отметить, что официальные данные не свидетельствуют об их отсутствии.
Данные статистики показывают, что удельный вес групповых преступлений несовершеннолетних среди всех совершенных ими преступлений превышает 60%, все чаще приобретая признаки организованности. При этом около 30% преступлений совершается несовершеннолетними при соучастии взрослых. Как правило, это наиболее опасные преступления: бандитизм, убийства, разбои. Кроме того, около 20% деяний имеют латентный характер 2.
Криминальная ситуация в стране, в Центральном федеральном округе и Курской области остается сложной: в 2012 г. преступность в России выросла на 8,7% и составила 3 888 373 преступлений, в Центральном федеральном округе она выросла на 4,0%, в Курской области — на 19,6%, и это самый большой рост преступности в Центральном федеральном округе, он более чем в два раза превышает общероссийский 3. Ошибочно полагать, что рост преступности — явление сугубо российское. Это общемировая тенденция: ежегодно преступность в мире увеличивается в среднем на 5%.
В Курской области, начиная с 1990 г., наблюдался рост количества зарегистрированных преступлений. Так, в 1990 г. зарегистрировано 743 преступления,
в 1995 г. число преступлений выросло в 2,3 раза и составило 1830. С 2001 г. по 2003 г. наблюдалось снижение темпов роста преступности, количество преступлений было снижено и составило 1658, но с 2004 г. вновь стали преобладать тенденции к увеличению, и на 2006 г. число зарегистрированных преступлений составило 2662 (на 100 тысяч человек). Регион занимал в 2006 г. 39-е место среди субъектов Российской Федерации по числу зарегистрированных преступлений. С 2006 г. уровень преступности в Курской области начал снижаться. Так, в 2007 г. число зарегистрированных преступлений (на 100 тысяч человек) сократилось и составило 2453. В 2012 г. Курская область занимала 35-е место среди субъектов РФ по числу зарегистрированных преступлений 4.
Статистические данные за 2012 г. показали увеличение преступлений на 8,5% больше, чем за 2011 г. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 69 субъектах Российской Федерации, снижение произошло в 20 субъектах. В 2010 г. зарегистрировано преступлений на 7,1% меньше, чем за 2008 г. При этом снижение регистрируемых преступлений было отмечено в 73 субъектах РФ, в том числе в Курской области 5.
Интерес вызывают также показатели социального положения лиц, совершивших преступления. Анализ данных свидетельствует, что в 2011 г. 6271 преступников не имели постоянного источника дохода, группу из 1062 человека представили учащиеся, студенты, 1917 человек — рабочие, 321 — служащие 6.
Сравнительный анализ криминальной ситуации в различных регионах Центрально-Черноземного района следующий: по числу зарегистрированных преступлений Курская область в 2011 г. занимала вторую позицию среди субъектов Федерации Центрально-Черноземного района (табл.).
Следует отметить, что динамика зарегистрированных преступлений в Курской области в целом повторяет тенденции, проявившиеся на уровне Центрального федерального округа и Российской Федерации за 2006-2013 гг.
Следует обратить внимание на то, что в Курской области больше зарегистрированных преступлений в сравнении с областями, численность которых схожа с Курским регионом. Например, в Липецкой области проживают 1168 тысяч человек, а преступлений зарегистрировано в 2011 г. меньше (на 8592). Такая ситуация не случайна и обусловлена рядом причин.
54
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних...
Во-первых, в Курской области процент регистрируемой безработицы выше, чем в Липецкой. Во-вторых, среднедушевой денежный доход в месяц в Курской области составил 8613 рублей, а в Липецкой области 9611,5 рублей. В Курском регионе также ниже потребительские расходы в сравнении с Липецкой областью. В-третьих, это связано с финансовой обеспеченностью регионов. Это лишь некоторые факторы, неблагоприятно сказывающиеся на криминогенной обстановке в регионе. Вместе с тем состояние и динамика преступности в целом по Курской области за 2008 г. имеет позитивные тенденции, статистические данные позволяют говорить о значительном снижении уровня зарегистрированных преступлений, число которых в 2012 г. составило 22 659 7.
На основе анализа статистических показателей состояния преступности в Российской Федерации и Курской области можно сказать о том, что криминогенные процессы, происходящие в регионе, характерны для большинства субъектов Центрального федерального округа. Указанные обстоятельства обусловлены схожестью социально-экономических и политических факторов, лежащих в основе преступности. В целом картина преступности в регионе по-прежнему характеризуется наличием как тенденции стабилизации и смягчения остроты криминологической обстановки, так и тенденции роста преступности, хотя и более умеренными темпами.
Необходимо обратить внимание на устойчивую динамику преступности в Курской области, поскольку с 1990 г. по 2012 г. прироста преступности не было, значения колебались в границах от 20 до 30 тыс. Изучение динамики и тенденций преступности в Курской области убеждает в проявлении в целом благоприятной тенденции снижения уровня преступности в регионе.
Темпы обнаружения некоторых специфических «молодежных» видов преступлений (хулиганство, причинение телесных повреждений, деяния в сфере незаконного оборота наркотиков) во многом отстают от темпов их реального роста. Поэтому латентная часть общей преступности несовершеннолетних развивается в неблагоприятном направлении и требует учета при осуществлении предупредительной деятельности.
В рамках проблемы нашего исследования с точки зрения соблюдения законности в противодействии преступности, обеспечения в международно-правовых актах и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина принципиальное значение имеет вопрос о правовом основании уголовной ответственности.
В Российской Федерации в целом и в Курской области в частности приняты нормативные правовые акты, устанавливающие основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 8.
Современные условия жизни обосновывают необходимость действий, ориентированных на пересмотр функций и методов работы специальных служб
по предупреждению преступности несовершеннолетних. Это требует поэтапной работы по реформированию системы профилактики преступлений несовершеннолетних.
Однако анализ мер по ранней и непосредственной профилактике преступности несовершеннолетних, применяемых в регионе, позволяет нам сделать вывод, что они не вполне отвечают современным российским реалиям. Как показывает практика, ослабление воспитательной функции образования, пренебрежение воспитанием при реализации образовательного процесса чревато тяжелыми последствиями для всего общества и государства.
Укрепление правопорядка, борьба с преступностью были и остаются важнейшей задачей Российского государства в целом и отдельных его регионов. Результаты ее выполнения существенно влияют на социально-экономическое и политическое развитие страны, на реализацию закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. В последние годы заметно активизировалась и стала более эффективной деятельность правоохранительной системы, прежде всего органов внутренних дел, в противодействии преступности.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных культурно-исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его социальных институтов, от сущности и способов решения основных противоречий 9.
Поэтому мы рассматриваем в самом широком смысле слова предупреждение преступности как недопущение разрастания ее масштабов.
Разработка концепции предупреждения преступности несовершеннолетних является главнейшей задачей государства.
Предупреждение преступности понимается в широком (общесоциальном) и узком (специально-криминологическом) значениях. В систему предупреждения преступности входят разнообразные виды предупредительной деятельности. Одним из таких видов является профилактика правонарушений.
Профилактика правонарушений может и должна служить преодолению противоречий между личностью и обществом.
Целями профилактики правонарушений являются:
— ограничение влияния негативных социальных факторов;
— устранение причин преступности, условий и обстоятельств;
— устранение негативного влияния ближайшего социального окружения;
— работа с лицами, которые в силу своего антиобщественного образа жизни могут совершить преступление.
Последнее касается главным образом осужденных за преступления. Нетрудно увидеть специфику целей профилактики правонарушений. Она помогает
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
55
Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних...
отличить данный вид деятельности от иных направлений, включенных в общую систему контроля над преступностью. Не полностью совпадают цели профилактики преступлений даже с целями предупреждения преступности. В отличие от целей профилактики, целью предупреждения является сокращение преступности. Цели профилактики подчинены цели предупреждения.
Достижению целей профилактики способствуют соответствующие задачи. Они состоят не только в том, чтобы обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к профилактическому воздействию, но и в том, чтобы постоянно приводить это воздействие в соответствие с данными требованиями. Задачи, таким образом, способствуют практическому достижению целей профилактики. Они сводятся к следующему:
— систематическому выявлению и анализу факторов, способствующих преступлениям;
— установлению преступных намерений и изучению тех обстоятельств, которые привели к их возникновению;
— индивидуально-профилактической работе с лицами, которые имеют склонность к противоправному поведению.
Эти общие задачи конкретизируются в зависимости от уровня, видов, форм и направлений профилактической деятельности. В каждом конкретном случае решаются конкретные задачи. Решение задач профилактики, собственно, и есть осуществление комплексного профилактического воздействия. Поэтому именно от того, как выполняются задачи, зависит степень эффективности профилактической работы. Вопрос о том, успешно или безуспешно решаются задачи, есть вопрос о том, эффективно или неэффективно осуществляется профилактика.
Таким образом, основным видом предупреждения преступности несовершеннолетних выступает именно профилактика преступлений.
Важнейшим принципом профилактики, закрепленным в международных актах, является приоритет мер предупреждения перед уголовной репрессией. В отношении несовершеннолетних особое значение имеют закрепленные в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве задачи предупреждения преступлений, принципы гуманизма и экономии репрессии.
К приоритетным задачам предупреждения преступности несовершеннолетних относятся: поддержка материнства и детства, их социальная защита; борьба с безнадзорностью, беспризорностью детей и подростков; сокращение безработицы; нравственное воспитание молодежи; работа по противодействию алкоголизма и наркомании; усиление психологопедагогической работы с подростками, имеющими нарушения психофизического развития; организация досуговой деятельности детей и подростков.
К субъектам общесоциального предупреждения относятся все государственные и негосударственные структуры общества.
В процессе противодействия преступности несовершеннолетних большую роль играет ранняя профилактика. В ее задачи входит работа по оздоровлению среды, в которой находится несовершеннолетний, помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.
К мерам ранней профилактики относят работу по выявлению неблагополучных семей, лиц, относящихся к группе риска, принятие мер к родителям и иным лицам, которые пренебрегают обязанностями по воспитанию детей, обеспечение содержательного досуга, помощь при трудоустройстве.
Мы считаем, что эти меры по предупреждению преступности несовершеннолетних являются наиболее гуманными, эффективными. К тому же они требуют меньше затрат специально-профилактической направленности.
По масштабу распространения мер предупреждения преступности несовершеннолетних выделяют меры, которые реализуются на федеральном, региональном уровне, а также на местном уровне, групповые и индивидуальные.
Следует отметить, что перспективным направлением, успешно реализуемым во многих регионах России, является разработка региональных и местных программ предупреждения преступности несовершеннолетних 10.
Участие общественных организаций, представителей духовенства различных конфессий, иных институтов гражданского общества в настоящее время является важным и перспективным направлением профилактики (примером служит участие церкви и иных организаций гуманитарного характера в работе воспитательных колоний).
Одним из важных аспектов исследования преступности несовершеннолетних является гуманитарный, и это связано с тем, что наименее защищенной группой в социуме являются несовершеннолетние. В силу возрастных особенностей они более всего подвержены заражению «криминогенным вирусом».
Обеспечение нормальных условий развития в воспитании детей — важнейшее направление защиты несовершеннолетних от поражения их преступностью.
Таким образом, развитие и совершенствование системы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних, их эффективность во многом зависят от комплекса принимаемых мер, поддержки государства и общества в целом.
В настоящее время в деятельности правоохранительных органов имеется явная недооценка специфических методов, направленных на получение упреждающей информации в отношении несовершеннолетних, проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это объясняется следующими обстоятельствами:
— во-первых, недостаточное число оперуполномоченных по линии работы с несовершеннолетними не позволяет должным образом наладить оперативнорозыскную деятельность в молодежной среде;
56
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Калмыкова Е. А., Шайкова М. В. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних...
— во-вторых, сотрудники ПДН, на которых возлагается большая часть нагрузки по работе с подростками, навыками оперативной работы не обладают и соответствующие методики не используют. Система взаимодействия различных подразделений ОВД при переходе лица от состояния «несовершеннолетний» к состоянию «взрослый» сейчас не отработана.
Профилактика преступности несовершеннолетних должна осуществляться на трех уровнях: общесоциальном, специально-правовом и индивидуальном.
Мероприятия по предупреждению преступности несовершеннолетних должны проводиться комплексно и планомерно, с учетом территориальных условий. Требуется взаимодействие всех субъектов профилактики в решении этих проблем.
Поскольку состояние преступности несовершеннолетних находится в прямой зависимости от социальной ситуации, то изучение характера этой зависимости целесообразно осуществлять на региональном уровне.
Так, в настоящее время действуют: «Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012-2014 гг.»; программа «Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области на 2011-2014 гг.»; программа «Развитие образования Курской области на 2011-2014 гг.»; областная целевая программа «Культура Курской области на 2011-2015 годы»; областная целевая программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом „О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011-2015 годы“» 1 11.
В качестве перспективных направлений профилактики преступности несовершеннолетних мы определяем следующие:
— совершенствование государственной политики поддержки детей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах;
— профилактика асоциальных явлений;
— оптимизация деятельности, направленной на успешную социализацию подростков и молодежи, и ориентированной на самореализацию несовершеннолетних;
— совершенствование деятельности образовательных организаций, внедрение в образовательную систему эффективных обучающих и воспитательных технологий, направленных на работу с детьми и подростками, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
— формирование общей и правовой культуры населения, установок на правомерное поведение;
— профилактика наркотической и алкогольной зависимости в подростковой среде;
— формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
— совершенствование государственной семейной политики с учетом реформирования социальной
сферы и разграничения полномочий и предметов ведения федеральной и региональной власти.
Следует отметить, что уровень правовых знаний значительной части населения не отвечает условиям современного развития общества. Сложившаяся система правового просвещения не обеспечивает качественное информирование граждан об основных, жизненно важных вопросах права.
Не имеют доступа к официальным документам социально не защищенные группы населения. В недостаточной степени внедряется обучение студентов и школьников основам правовых знаний.
Для повышения правовой культуры населения в Курской области нужно проводить мероприятия, которые обеспечат организацию на территории Курской области правового воспитания населения и разъяснение законодательства, а также осуществление мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения широких слоев населения.
Таким образом, деятельность органов государственной власти субъектов РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна быть направлена на устранение негативных социальных условий, являющихся одной из причин преступного поведения.
1 Шайкова М. В. Психолого-правовые особенности деятельности руководителя ОВД по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. С. 54-67.
2 Настоящее и будущее регионов Центральной России : мат-лы Всерос. научной конференции (Курск, 21-22 мая 2009 г.) / гл. ред. Е. А. Когай. Курск, 2009. С. 11.
3 Там же. С. 8.
4 Сводный статежегодник Курской области. 2008 : стат. сб. Курск, 2013. С. 36.
5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. М., 2012 ; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. М., 2010.
6 Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 572.
7 Сводный статежегодник Курской области. 2008 : стат. сб. Курск, 2010. С. 40.
8 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : в ред. от 13 октября 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области государственными полномочиями на осуществление отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Курской области от 14 августа 2006 г. № 52-ЗКО. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 Криминология: учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.] ; науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 114.
10 Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. С. 572.
11 Шайкова М. В. Психолого-правовые особенности деятельности руководителя ОВД по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. С. 54-67.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
57