Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей'

Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1196
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Ю. A.

In the given article the peculiarities of forming juvenile delinquents' law socialization and legal consciousness are observed, the transformation of legal consciousness and its influence on the formation of juveniles' criminal motivation are analyzed. As the result of the psychological analysis of more than 800 criminal cases and the attendance on various investigations and in 78 judicial trials during 4 years as a psychologist, the definite conclusions about the formation of the delinquent behavior are made by the author; special attention is paid to the influence of a family on the formation of juvenile delinquents' law socialization and legal consciousness. In the given article the results of the conducted psychological research are described. The conclusion is made that criminological and psychological researches of the juvenile delinquent's personality give evidence of the fact that the juvenile's mentality is formed under the influence of objective contradictions which exist in the real life. Psychologists, social pedagogs, workers of the office of internal affairs ought to do preventive team-work with juveniles. The conducted research allows the author to make the conclusion that crimes are mostly committed by the juveniles due to various circumstances and many other factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малюшина Ю. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей»

Ю.А. Малюшина *

Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей

Ключевые слова: виктимология, детерминанты, несовершеннолетние правонарушители, подозреваемые, правовая социализация, правосознание, правонарушение, психический дискомфорт, социально-педагогическая запущенность

In the given article the peculiarities of forming juvenile delinquents' law socialization and legal consciousness are observed, the transformation of legal consciousness and its influence on the formation of juveniles' criminal motivation are analyzed. As the result of the psychological analysis of more than 800 criminal cases and the attendance on various investigations and in 78 judicial trials during 4 years as a psychologist, the definite conclusions about the formation of the delinquent behavior are made by the author; special attention is paid to the influence of a family on the formation of juvenile delinquents' law socialization and legal consciousness.

In the given article the results of the conducted psychological research are described. The conclusion is made that criminological and psychological researches of the juvenile delinquent's personality give evidence of the fact that the juvenile's mentality is formed under the influence of objective contradictions which exist in the real life. Psychologists, social pedagogs, workers of the office of internal affairs ought to do preventive team-work with juveniles. The conducted research allows the author to make the conclusion that crimes are mostly committed by the juveniles due to various circumstances and many other factors.

Проблема формирования правосознания является достаточно актуальной. Наиболее часто девиантное поведение наблюдается у подростков, в отличие от всех остальных возрастных групп. Одними из причин являются социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. В отличие от взрослых у несовершеннолетних не развит внутренний контроль и механизм воли, а следовательно, и формируется своеобразное правосознание. Следует отметить, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрос-

© Малюшина Ю.А., 2010

* Заведующая кабинетом кафедры общей и социальной психологии, внештатный сотрудник ОМ «Октябрьский» при УВД по г. Кургану, психолог. [[email protected]]

лой и рецидивной преступности. Напротив, если своевременно применять профилактические меры к подросткам, совершающим первые правонарушения, которые не представляют большой опасности для общества, это позволит не допустить формирование стойкой направленности, трансформации правового сознания на совершение в дальнейшем преступлений.

Несовершеннолетние совершают преступления с особой жестокостью, что свидетельствует об их агрессивном поведении, изменении или утрате системы ценностей. Изучением агрессивности и способов предотвращения противоправных действий занимались Н. Миллер, Л.М. Семенюк, Ю.Б. Мож-гинский, А.Р. Ратинов и др. Проблема изучения мотивации криминального поведения несовершеннолетних встает особенно остро в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психолого-педаго-гической и юридической литературе (Г.Г. Шиханцов, В.Л. Васильев и др.)1. Криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Генезис преступного поведения изучали (В.В. Лунеев, В.Н. Кудрявцев). Следует отметить, что динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению криминализации общества. Усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования, в том числе и изучение мотивации криминального поведения несовершеннолетних. Необходимо исследовать социально-психологические детерминанты мотивации криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей, с целью осознания ими общественной опасности совершаемых преступных деяний, предупреждения совершения дальнейших преступлений. Одной из таких детерминант криминальной мотивации является трансформация правового сознания личности. В мотивационной сфере личности несовершеннолетнего правонарушителя большую роль играют механизмы идентификации и обособления, действующие на эмоциональном и когнитивном уровнях. В качестве основных психологических образований, детерминирующих криминальное поведение несовершеннолетних, основываясь на концепции Ю.П. Платонова, можно выделить криминальные диспозиции, криминальные стереотипы и криминальные экспектации взаимодействующих субъектов 1.

1 Васильев В.Л. Тактика отдельных следственных действий. М., 1991.

2 См.: Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001. С. 143.

Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Структура криминальных диспозиций личности образует систему, которая регулирует поведение и деятельность несовершеннолетних правонарушителей и включает в себя их отношение к себе и другим людям. Наибольшее распространение получила концепция диспозиционной регуляции социального поведения В .А. Ядова, который структурировал потребности, ситуации деятельности и сами диспозиции в иерархические системы, опираясь на понимание социальной установки Узнадзе. Криминальная диспозиция личности, возникая в результате связи потребности и ситуации ее удовлетворения, образуют иерархию: на основе витальных потребностей в простейших ситуациях формируются элементарные фиксированные установки (неосознаваемые действия), на основе социальных потребностей возникают социально-фиксированные установки, и на основе высших измененных социальных потребностей появляется новая система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения противоправным способом'.

Поведение и деятельность человека во многом определяются процессом социализации, в рамках которого человек выступает как активный субъект. Впоследствии формируется правосознание, которое как научная проблема относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений правовой акмеологии и юридической психологии. Специфическая особенность правосознания проявляется в том, что оно воспринимает окружающий мир, а затем организует собственную жизнедеятельность через призму своего восприятия реальной действительности2. Часто мотивационная сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя детерминируется криминальным стереотипом — коллективным стандартизированным опытом, усвоенным индивидуумом в процессе обучения и воспитания, выступающего как мировоззренческий системообразующий психологический фактор.

Под криминальным стереотипом понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо преступной общности, распространяемый на всех представителей преступной группы. Как одна из форм криминального сознания криминальные стереотипы рассматриваются в криминологии и юридической психологии как устойчивые представления о себе (автостереотипы), о других людях (когнитивный компонент), эмоциональное отношение к объекту

1 См.: Ядов В .А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / под ред. А.Л. Свенцицкого. СПб., 2000. С. 76.

2 См.: Кириченко А.В. Правовая акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2007. С. 37.

(аффективный компонент). Следует отметить, что структура стереотипа криминального поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разнообразные типы социальных связей (поведенческий компонент). По мнению Пирожкова, стереотип воплощает в себе специфическое отражение ценностей и зависит от ценностной ориентации правонарушителя, что позволяет преступнику соотнести свою собственную оценку с ценностной шкалой своей группы.

Криминальные экспектации — ориентации несовершеннолетних правонарушителей, в основе которых лежат ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия, все это имеет важное значение при рассмотрении мотивационной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей. В процессе взросления подростки подвержены воздействиям со стороны общества на макро-и микроуровнях. На макроуровне осуществляются социальные влияния общества, а на микроуровне — ближайшем социальном окружении личности: семья, друзья, соседи, т.е. люди, с которыми непосредственно общается несовершеннолетний в ситуациях повседневной жизни '.

Все это оказывает значительное влияние на формирование мотивационной сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Криминальные экспектации оказывают большое влияние на трансформацию социального правосознания несовершеннолетнего правонарушителя, которое определяется обычаями семьи, правовыми устоями общества, условиями жизнедеятельности людей.

Измененное правосознание на индивидуальном уровне проявляется в мотивационной сфере личности несовершеннолетнего правонарушителя, детерминирующей ее противоправное поведение и преступную деятельность.

Психологическим механизмом формирования индивидуального трансформированного правосознания является влияние норм права на мотивационную сферу личности и, опосредованно, на ее поведение и деятельность. Все это может проявляться в виде правового нигилизма, агрессивного неприятия закона. Правовая социализация индивида предполагает усвоение им морально'-правовых норм и правил поведения в обществе. Первостепенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками принадлежит семье. Условия семейного воспитания несовершеннолетнего служат отправной точкой формирования многих мотивов поведения. Семья должна максимально обеспечить приспособление ее членов к условиям об-

1 См.: Гутрова Ю.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией // Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: материалы круглого стола, 24—25 июня 2008 г. Челябинск, 2008.

щественной жизни, выполнению социальных норм, готовность занять определенное место в общественной системе, т.е. перед ней стоит задача социализации индивида. Существует классификация уровней правовой социализации личности, отражающих доминирующие алгоритмы поведения человека в зависимости от степени влияния на него норм права, предполагающих определенную мотивацию поведения, социальные установки и стереотипы поведения (5 уровней — высокий, средний, низкий, незначительный, который характеризуется знанием законов и вынужденным подчинением им, цели и средства достижения норм права совпадают с общественными требованиями под влиянием страха наказания или как результат проявления конформизма; отрицательный уровень выражается в отрицании норм права). Все это влияет на формирование криминальной мотивации несовершеннолетних, организацию жизни по основам криминальной субкультуры. Правовая социализация личности и ее изменения могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социально-педагогической запущенностью, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложив-шимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; г) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные '.

Таким образом, самыми криминогенно'-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи и психологи называют неблагополучными 2.

1 См.: Кириченко А.В. Правовая акмеология / под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2007. С. 112.

2 См.: Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С. 64.

Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи, характеризующиеся систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, а также драками между родителями на глазах у детей, что наносит им сильную психическую травму, изменяя правосознание несовершеннолетнего. Так, в результате проведения следственных действий по факту нескольких грабежей и разбойных нападений на людей, совершенными подростками, было выявлено, что данные несовершеннолетние воспитывались в семьях, где большинство родственников были осуждены по различным статьям, в том числе и ст. 105 УК РФ. Родители употребляют алкогольные напитки, на глазах детей постоянно происходят ссоры, переходящие в драки с причинением телесных повреждений. Отец одного из мальчиков постоянно говорил, что он готовит себе смену, и для того, чтобы вырасти мужчиной, он должен совершить несколько правонарушений, если мальчик отказывался это делать, он его жестоко избивал и наказывал. Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоционального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения, практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации. В итоге формируется асоциальная личность. Формирование такой личности происходит в виде реакции протеста и связанного с ней отрицания общепринятых нравствен -но-правовых норм '. Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью, изоляцией между детьми и родителями. Проблемные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми. Определенные сложности в процессе правовой социализации складываются в неполных семьях. Один из негативных факторов неполной семьи связан с явлением эмоционального дискомфорта, который испытывают дети в такой семье, что порождает у детей, подростков повышенный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к переживаниям взрослых, недоброжелательст-

1 См.: Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1987. С. 185.

во к отцу или матери, бросивших семью. Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. Так, результат психологического анализа 150 уголовных дел показал, что в 70% случаев мальчики-подростки, воспитывающиеся без отца, в основном привлекались по ст. 161, 162, 116, 119 УК РФ (соответственно, грабеж, разбой, побои, угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью). Так как в семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчиков, которые боятся этого и начинают проявлять маскулинность в поведении: они склонны к проявлению насилия в отношении других людей, у них формируется агрессивность, драчливость, грубость. Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социализации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежащего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя, в том числе и матери, которая большую часть времени проводит на нескольких работах, или начинает употреблять алкогольные напитки или психоактивные вещества.

Авторский анализ следственной и судебной практики показывает, что в псевдоблагополучных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления. В семьях подобного типа дефекты правовой социализации проявляются в использовании неодобряемых форм социального контроля над детьми, в духовной разобщенности родителей и детей. Имеется прямая связь между семейным воспитанием и школьным. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоциональных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным явлениям. С другой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, приостановления процесса деморализации личности подростка, который начался в семье. В случае совпадения недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка.

Так, недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и не-сформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Особенно неблагоприятную обстановку, отклонений в сфере морали и поведения создает среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большой степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способст-

вуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде.

Одной из особенностей подростковой преступности является ее вик-тимологический характер. В силу некоторых психологических особенностей, свойственных детскому и подростковому возрасту (жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, физическая слабость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, неспособность находить компромисс в конфликтных жизненных ситуациях), несовершеннолетние становятся более виктимной категорией населения '.

В результате — посягательства на нормальное развитие подростков, вовлечение их в преступную деятельность, пьянство, занятие попрошайничеством, проституцией (причем в возрасте до 14 лет). Несовершеннолетний в ряде случаев эксплуатируется взрослым преступником, действует под влиянием подавляющих его волю насилия и угроз.

Наблюдающийся кризис системы ценностей привел к тому, что в обществе существует очень высокий уровень латентной преступности несовершеннолетних. Так, очень часто потерпевшие, исходя из принятых в обществе стереотипов мышления, жалеют подростка, не хотят испортить его судьбу и не обращаются с заявлением в правоохранительные органы.

Между тем подростки, чувствуя безнаказанность и бесконтрольность, совершают в дальнейшем тяжкие преступления. Так, из 97 учащихся школ г. Кургана, совершивших преступления, состояли на учете лишь 39, т.е. большинство учащихся оставались вне поля зрения милиции до совершения ими преступлений. Причинами такого поведения потерпевших являются отсутствие доказательств, опасение мести преступников, нежелание огласки факта, незначительность ущерба. Так, можно выделить внешние факторы, влияющие на поведение детей и подростков:

1) в процессе правовой социализации личности подростка большое влияние оказывают неформальные группы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности;

2) недостаток внимания со стороны взрослых — не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников;

3) первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности свободного времени. Они стремятся удовлетворить потребность в таком общении, которое дает возможность избежать отрицательных эмоций, связанных с их статусом «изолированных» и «отвергаемых» в формальных группах (классе, школе).

1 См.: Квашис В.Е. Основы виктомологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. М., 1999. С. 59.

Влияние социальной среды на личность проявляется в общественном и индивидуальном сознании. Сам процесс усвоения личностью общественного сознания, в том числе и группового, представляет собой не что иное, как процесс формирования личности. Индивидуальные особенности усвоения общественного сознания часто определяются не самим содержанием сознания, его объективной значимостью, а обстоятельствами жизни данного человека, т.е. его местом в системе общественных отношений, жизненным опытом, образованием, воспитанием. Социальная роль и реакция группы опосредуют поведение личности в ситуации, предшествующей совершению преступления, и могут существенно повлиять на решение совершить уголовно наказуемый проступок'.

Таким образом, можно сделать вывод, что причинами формирования специфического правосознания несовершеннолетних правонарушителей являются следующие:

1) состояние семьи, ее атмосфера: неполная семья; материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); низкий социально-культурный уровень родителей; отсутствие семейных традиций; стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей); отрицание самоценности ребенка; удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

2) низкий уровень развития и учебной мотивации детей;

3) злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.; попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ, пропаганда насилия и жестокости, доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Следует отметить, что в процессе формирования мотивов та или иная потребность в сознании человека приобретает различное субъективное значение, которое может и не совпадать с ее объективным значением. Вот почему та или иная потребность, имеющая объективное значение в общественном сознании, оценивается по-разному. Установление смыслообразующей функции мотивов преступления, субъективной значимости противоправных поступков и других связанных с ними действий является важной задачей, стоящей перед исследователями. Это особенно актуально в условиях, когда предварительное расследование начинается с неблагоприятной с точки зрения достижения целей расследования следственной ситуации. Следует отметить, что потребности, субъективная значимость которых для конкретного лица всегда индивидуальна, формируется под непосредственным воздействием ценностных ориентаций, интересов, мировоззрения пра-

1 См.: Кудрявцев В.Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. М., 1986. С. 145.

вонарушителя, в результате искаженного правосознания формируется антиобщественная направленность личности. Поэтому необходимо всесторонне оценить мотивы преступления, личностный смысл, который придается истинным побуждениям преступника, только глубоко исследовав основные подструктуры личности правонарушителя, а также результаты его противоправной деятельности (путем допросов свидетелей, проведения судебнопсихологической экспертизы, изучения различных документов и т.д.).

В социальной среде прошлого последовательно осуществлялось становление личности, ее мотивационной сферы; социальная среда настоящего, взаимодействуя с данной личностью, корректирует ее мотивы, определяет всю гамму ее настоящих мотиваций, которые продолжают формировать ее мотивационную сферу и поведение; социальная среда обозримого будущего, взаимодействуя с этой личностью, будет обуславливать ее будущие мотивации, в том числе и мотивации криминального поведения '. Следовательно, можно сделать вывод, что при изучении криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей необходимо также исследовать прошлое, настоящее и будущее личности, что является необходимым условием индивидуального прогнозирования.

На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо того значения, которое имеет для субъекта данная потребность, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация, в которую активно включается человек как субъект противоправной деятельности, стремящийся удовлетворить эту потребность.

Определенное влияние на формирование мотивов противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной.

Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер. Однако, помимо негативных внешних, объективных воздействий, на подростка оказывают влияние внутренние факторы риска. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, в результате постоянного конфликтного взаимодействия в семье, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание или неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей — все это оказывает существенное влияние на формирование специфического правового сознания, а затем и криминальной мотивации несовершеннолетнего.

1 См.: Кудрявцев В.Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. М., 1986. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.