Научная статья на тему 'Психолого-педагогические задачи воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Беларусь с подростками-правонарушителями'

Психолого-педагогические задачи воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Беларусь с подростками-правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ПРАВОСОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНОПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / EDUCATIONAL AND PREVENTIVE WORK / LEGAL AWARENESS FORMATION / LEGAL AWARENESS DRAWBACKS REMOVING / SOCIAL AND LEGAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Схопчик О. Э.

В статье приводятся данные психологического исследования правосознания несовершеннолетних правонарушителей и законопослушных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is based on psychological study of legal awareness of juvenile delinquents and law-abiding young people.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические задачи воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Беларусь с подростками-правонарушителями»

5. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 416 с.

6. Зорин Г. А. Руководство по практике допроса. М., 2001.

7. Комиссарова Я. В., Семенов В. В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. - М.: Юрлитинформ, 2004. - 224 с.

8. Миньковский Г. М. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Ч. 1. М., 1970.

9. Мицкевич В. В. Установление психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел с гражданами при решении оперативно-служебных задач: Дис. ...канд. психол. наук. - М.: Академия управления МВД России, 1989. - 260 с.

10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Изд центр «Академия», 2002.

- 456 с.

11. Обозов Н. Н. Мужчина + женщина = ?! - СПБ., 1995.

12. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

13. Поликашина О.В. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Дис. канд. юрид. наук.

- М., 2004. - 161 с.

14. Полтавцева Л. И. Криминалистика и психология: теоретические предпосылки и практические потребности интеграции. Монография - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002. - 124 с.

15. Полубинский В. И. Виктимиологические аспекты профилактики преступлений: Учеб. пособие.

- М.: Академия МВД СССР, 1980.

16. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов // Под ред. проф. А. М. Столя-ренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.

17. Психология подростка. Полное руководство // Под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана.

- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.

18. Самовичев Е. Г. Психологические основы исправления и перевоспитания осужденных. - М., 1985.

19. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности: тактика и практика психодиагностики.

- М.: ИПРАН, 1997. - 480 с.

20. Состояние преступности в России за 2007 год. ГИАЦ МВД России. - М., 2007.

21. Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и предъявления им для опознания на предварительном следствии. Ученые записки. Выпуск XVII. Ч.1. - М., 1968.

22. Энциклопедия юридической психологии // Под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

- 607 с.

Психолого-пеуагогические задачи воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Беларусь с подростками-правонарушителями

О. Э. Схопчик

Анализ научной литературы по проблеме правосознания личности показал, что правовое сознание выступает одной из непосредственных внутренних причин правовой направленности поведения людей в обществе, в том числе несовершеннолетних [Антонян Ю. М., Ан-дгуладзе Т. Ш., Альбуханова-Славская, Долгова А. И., Еникеев М. И., Ефремова Г. Х., Карпец И. И., Кормщиков В. М., Кривощекова Н. В. Кудрявцев В. Н., Лука-

шева А. Е., Никитин, Новик Ю. И., Радна-ева Э. П., Ратинов А. Р., Столяренко Д. А., Фарбер И. Е., Хохряков Г. Ф., и др.]. Оно способствует формированию определенных моделей социального поведения, соответствующих правовым предписаниям. В свою очередь, несформи-рованность правового сознания, его искажения, т.е. дефекты, зачастую являются причиной противоправного поведения подростков. Поэтому опережаю-

щее, предупреждающее значение будет иметь деятельность, направленная на развитие и формирование правосознания личности несовершеннолетнего, его правового поведения, а также правосознания определенных групп подросткового и юношеского возраста. Исходя из такого понимания предупреждения преступности несовершеннолетних, приоритетным направлением выступает правовое воспитание личности и общностей, которое должно носить целенаправленный характер.

Проведенное нами сравнительное психологическое исследование правосознания несовершеннолетних правонарушителей и законопослушных подростков позволило установить его отличительные содержательные особенности (дефекты) у подростков с противоправным поведением. Под дефектами мы понимаем несформированность и отклонения в содержании основных элементов правосознания в соотнесении с нравственно-правовой нормой, присущей законопослушным подросткам и соответствующей их возрастной группе. Такие дефекты были выявлены в основных структурных компонентах правосознания личности:

1) в социально-правовых представлениях: в восприятии и оценке правовых явлений, в том числе правомерных и противоправных деяний;

2) в социально-правовых ожиданиях личности - относительно наступления различных отрицательных последствий при совершении правонарушений, вероятности их наступления; возможности избежания ответственности за нарушение закона;

3) в личностных нормах - в различной степени личной приемлемости пре-

ступного способа удовлетворения потребностей, разрешении проблемной ситуации.

Знание дефектов правосознания, обусловливающих, наряду с иными причинами, противоправное поведение несовершеннолетних, позволяет осуществлять как исправительное, так и опережающее воздействие, направленное на формирование антикриминогенной устойчивости личности подростка и его готовности к законопослушному поведению. Данное воздействие может быть реализовано посредством специально организованной деятельности, направленной на формирование и развитие правосознания подростков в рамках воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями по формированию их правосознания, осуществляемая инспекциями по делам несовершеннолетних, должна основываться на комплексе психолого-педагогических задач. Для определения таких задач было проведено их оценивание. Оно было осуществлено с помощью метода экспертных оценок при участии специалистов (6 психологов и 1 филолога) и имело следующую дифференциацию: задача значимая, задача менее значимая, задача незначимая. Из предложенных задач были отобраны те, которые оценены более половиной специалистов как наиболее значимые. К ним относятся следующие:

1. Формирование правосознания, его компонентов:

• правовых знаний и социально-правовых представлений: о мерах, которые

могут применяться к подросткам за противоправное поведение, о влиянии алкогольного или наркотического опьянения на меру юридической ответственности; представлений о распространенности подростковой преступности, о возможности оправдания правонарушений и преступлений несовершеннолетних, о неформальных нормах и правилах криминальной среды, о способах достижения людьми материального благополучия; об образе законопослушного молодого человека и подростка, нарушающего закон; о жизни лиц, совершающих преступления - её содержании, привлекательности либо непривлекательности для подростка;

• оценочного отношения к явлениям нравственно-правового характера: правонарушениям и преступлениям, совершаемым их ровесниками, субъектам противоправного и законопослушного поведения, в том числе сотруднику милиции и учителю;

• социально-правовых ожиданий: относительно возможных положительных и отрицательных последствий противозаконного деяния и вероятности их возникновения; возможности избежания юридической ответственности за совершенное правонарушение (преступление); вероятности привлечения к уголовной ответственности человека, имеющего сходство с испытуемым (по возрасту, социальному положению, характеру), его будущей жизни; возможности и причин совершения подростком в будущем противоправного деяния;

• личностных норм допустимости (либо недопустимости, внутреннего запрета) использования противоправных способов удовлетворения потребности, достижения желаемого, разрешения

проблемной ситуации.

2. Устранение дефектов правосознания. Как показало проведенное нами исследование, они могут проявляться в различных содержательных компонентах правосознания личности. Поэтому задачи должны предусматривать устранение конкретных дефектов, выявленных у подростка: нейтрализацию, обесценивание искаженных и деформированных взглядов и убеждений, изменение личностных норм и принципов поведения, формирование правовых знаний и адекватных нравственно-правовым нормам представлений (несфор-мированность элементов правосознания также рассматриваются нами как дефекты).

3. Формирование устойчивости личности к воздействию криминогенных факторов. Такие условия, прежде всего, включают в себя семью, в которой подросток живет, и значимую группу сверстников. С учетом этого, организация воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними должна быть направлена, с одной стороны, на устранение криминогенности условий жизнедеятельности подростков: оздоровление семейной обстановки, устранение негативного влияния других лиц на подростка, а с другой - на формирование правосознания личности, ее ценностно-нормативной, потребностно-мо-тивационной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер.

Выделенные в результате экспертной оценки задачи формирования правового сознания несовершеннолетних позволяют конкретизировать психо-лого-педагогические задачи воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних

органов внутренних дел с подростками. Проведенное нами исследование показывает, что такие задачи целесообразно сформулировать в зависимости от того, на формирование какого структурного компонента правосознания они направлены.

Рассмотрим психолого-педагоги-ческие задачи, направленные на формирование правовой осведомленности личности, социально-правовых представлений. Задачи заключаются в следующем:

• в формировании необходимого уровня правовых знаний у несовершеннолетних: в первую очередь, основных норм права, назначения закона; сущности административной и уголовной ответственности; обстоятельств, отягчающих вину субъекта противоправного поведения; мер, применяемых в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение. Необходимо сосредоточить внимание на объяснении того, почему нахождение субъекта в момент совершения им противоправного деяния в алкогольном либо наркотическом опьянении отягчает его вину.

• в формировании представлений о том, что лишь немногие подростки совершают правонарушения. Содействовать формированию убеждений о том, что большинство молодых людей ведет законопослушный образ жизни.

• в расширении знаний подростков о том, как и каким образом можно самореализоваться в жизни, достичь материального благополучия. В процессе беседы необходимо обсуждать возможные правомерные способы,используя которые человек сможет реализовать свои значимые цели: учеба, труд, самообразование и т.п.. Формировать пред-

ставления о том, что только правомерные способы являются разумными, цивилизованными в современном мире и приемлемыми большинством людей. Они позволяют человеку достигнуть успеха в жизни без негативных последствий для самого себя, других людей и общества в целом. Способствовать повышению субъективной значимости учебы и труда.

• в обесценивании привлекательного и формировании отрицательного образа субъекта преступного деяния. Обсуждение личности такого человека, его нравственных качеств, содержательных особенностей его жизни, характера взаимоотношений с людьми. В целях формирования представлений о том, как сложится дальнейшая жизнь такого человека, обратить внимание на деформацию личности, которая наступает в процессе пребывания в местах лишения свободы; негативное влияние факта судимости на возможность последующего трудоустройства, создания семьи и т.д.

• в формировании представлений о местах лишения свободы как несущих вред положению человека в обществе, его карьере, благополучию в жизни; как бессмысленно потерянном времени. Как показало исследование, большинство несовершеннолетних правонарушителей убеждены, что ни судимость, ни нахождение в местах лишения свободы, в общем, отрицательно не скажется на их дальнейшей жизни. Поэтому необходимо обращать внимание подростков на том, как именно повлияет на дальнейшую жизнь человека факт его судимости, отбывание им наказания в виде лишения свободы (преимущественно негативное отношение людей, трудности при устройстве на работу, утрата или

сложности в создании семейных и дружеских отношений и т.д.).

• в дискредитации «романтики» преступного образа жизни, неформальных норм и правил криминальной среды;

• в формировании положительного образа субъекта законопослушного поведения, привлекательности его жизни. Акцентирование внимания на позитивных возможностях для самого индивида, возникающих в результате такого поведения.

Психолого-педагогические задачи, направленные на формирование отрицательного отношения к явлениям криминогенного характера, субъектам противоправного поведения и положительного отношения к лицам, ведущим законопослушный образ жизни, должны предусматривать следующее:

• воспитание уважительного отношения к нравственным и охраняемым законом социальным ценностям: личности человека, его жизни, здоровью, свободе, достоинству, собственности и т. д.;

• формирование правовых оценочных эталонов к явлениям окружающей действительности, субъектам законопослушного и противоправного поведения, которые были бы адекватны нравственным и правовым нормам. Для этого подросткам необходимо разъяснять суть и значение правовых и моральных норм, общечеловеческих ценностей.

• изменение толерантного и формирование нетерпимого отношения к противоправному поведению;

• развитие осуждающего отношения к лицам, нарушающим закон, и положительного отношения к законопослушным гражданам.

Решение задач, направленных на формирование социально-правовых ожиданий субъекта, предусматривает формирование психологических свойств личности, определяющих восприятие, оценку обстоятельств и своих возможностей как допустимых для достижения только законной цели и использования правомерного способа действий. К таким задачам относятся:

• изменение представлений о положительных и формирование убеждений о различных отрицательных последствиях противоправного поведения и высокой вероятности их возникновения. Важно, чтобы подростки не просто знали о таких последствиях, но представляли их реальными, затрагивающими их жизнь, интересы, планы, судьбы других людей. Поскольку одни и те же события могут иметь различное значение для разных людей, целесообразно опираться на выявленную в результате диагностической беседы личную значимость для подростка тех или иных результатов (явлений, обстоятельств) юридически значимого поведения, на его личную систему ценностей;

• формирование убеждений о неотвратимости наказания за совершенное правонарушение или преступление. Необходимо, чтобы у подростков сложились представления о том, что подавляющее большинство преступлений раскрывается, и преступники несут ответственность перед законом.

• расширение представлений (ожиданий) о выгодах законопослушного поведения, их конкретной роли и места в жизни подростка.

Дефектность правосознания на уровне личностных норм может прояв-

ляться в различной степени их сформи-рованности: от принятия противоправного способа как лично возможного, но нежелательного варианта действий, до решимости использовать преступный способ для достижения цели (удовлетворения потребности), разрешения проблемной ситуации. Психолого-педаго-гические задачи, направленные на формирование личностных норм, предусматривают формирование внутреннего запрета на совершение противоправных действий. Они включают:

• обесценивание эффективности противозаконных способов удовлетворения потребностей, разрешения жизненных проблем. Формирование убеждений о них, как несущих вред жизни самого субъекта преступного поведения, другим людям и обществу в целом. Содействие возникновению у подростков личной неприемлемости использования противоправных способов и допустимости действовать только правомерным образом.

Исследование показало, что для части несовершеннолетних правонарушителей преступный путь может быть более действенным и быстрым способом в отдельных случаях, например, чтобы раздобыть материальные средства, заполучить желаемую вещь или «ответить обидчику». Такие подростки чаще ориентированы на удовлетворение потребностей «здесь и теперь» и слабо прогнозируют последствия своего поведения. Поэтому необходимо раскрывать негативный смысл преступного способа, как позволяющего лишь с большой вероятностью возникновения отрицательных последствий разрешить возникшую проблему или удовлетворить насущную потребность; обесценивать его.

• расширение представлений о различных правомерных способах достижения цели и удовлетворения потребностей, разрешения конфликтных ситуаций и обучение таким способам поведения.

• развитие уверенности в собственных возможностях вести себя законопослушно, в успешности применения им законных способов решения различных жизненных задач.

• в воспитании этических основ взаимодействия с другими людьми. Необходимо раскрывать нравственный смысл и ценность таких понятий, как вежливость, взаимопомощь, дружба, порядочность и т. п.

При реализации указанных задач необходимо учитывать категории подростков, с которыми сотрудники проводят воспитательно-профилактическую работу. В соответствии с Инструкцией по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь 27 октября 2003 г. №242), а также в результате проведенного опроса экспертов (руководителей инспекций ГО-РОВД) по вопросам профилактической работы с подростками, выделены основания постановки несовершеннолетних на профилактический учет. Таким основанием являются особенности отклонения в поведении подростка, которые противоречат нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления (Бе-личева). На основе этого выделены следующие группы несовершеннолетних:

1. Допускающие уходы из дома, интернатов; занимающиеся бродяжничеством;

2. Пропускающие занятия, нарушающие дисциплину в школе (агрессивное поведение, сквернословие);

3. Употребляющие психоактивные вещества (летучие растворители, алкоголь, наркотики);

4. Совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

5. Допускающие противоправные деяния (мелкое хулиганство, мелкие кражи);

6. Совершающие общественно опасные деяния.

Основываясь на вышеизложенном, а также на результатах нашего исследования, при дифференциации психоло-го-педагогических задач по формированию правового сознания лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, целесообразно учитывать не только юридически значимое поведение подростка, но и качественные особенности его правосознания.

Так, в отношении подростков с правомерным поведением и с правосознанием законопослушной направленности задачи должны быть направлены на укрепление уверенности подростков в правильности и целесообразности их правовой позиции.

Здесь важно поддерживать и укреплять верные взгляды и убеждения несовершеннолетних: о преобладающем большинстве законопослушных граждан в обществе; о том, что люди становятся успешными, достигают материального благополучия благодаря своей образованности, а также в результате упорного труда на протяжении длительного времени; о различных отрицательных последствиях противоправного деяния и преступного образа жизни и их

влиянии как на самого подростка, так и на иных лиц (родителей, потерпевших); формировать мотивы законопослушного поведения: правомерное поведение, в сравнении с преступным, предоставляет гораздо больше возможностей для достойной и благополучной жизни, создания семьи, поддержания дружеских отношений. Такие возможности, хотя и требуют времени, труда, терпения и усилий со стороны человека, но являются в большей степени гарантированными. «Выгода» же от противоправного поведения оборачивается гораздо большими отрицательными последствиями для преступника и высокой вероятностью их возникновения. Важно расширять представления о целесообразности добропорядочного поведения, его положительных результатах и их конкретного места в жизни подростка.

Для несовершеннолетних, не допускавших правонарушения, но уже имеющих определенные искажения правосознания, задачи должны носить опережающий характер, заключающийся в развитии устойчивости таких подростков к криминогенным факторам.

Упреждающее воздействие должно основываться на ранней диагностике правосознания и выявлении его искажений, то есть, еще до того, как они проявились в противоправных деяниях подростка. Здесь необходимо направлять усилия вначале на исправление, коррекцию уже имеющихся дефектов, а затем на формирование нравственноправовой сферы личности.

Психолого-педагогические задачи работы с подростками, допустившими нарушение закона, должны предусматривать, в первую очередь, устранение конкретных дефектов правосознания.

При этом необходимо иметь в виду, что у лиц, неоднократно совершивших преступления, дефекты, как правило, носят более глубокий и выраженный характер, нежели у тех, кто нарушил закон в первый раз или у кого искажения еще не проявились в преступных деяниях. Прежде всего, дефекты у подростков с рецидивом преступления проявляются на уровне личностных норм и принципов и выражаются не только в допустимости применения противоправного способа, но и в привычности его использования. Поэтому недостаточно лишь устранить дефекты, важно еще научить подростка новым способам поведения, разрешения жизненных проблем правомерным путем, совместно с ним моделировать его дальнейшую жизнь как законопослушную, формировать образ самого себя как добропорядочного человека.

Эффективное решение указанных задач, направленных на формирование правосознания несовершеннолетних, профилактику их противоправного поведения, возможно с учетом возрастных особенностей, личностных характеристик подростка, и должно реализовываться через соответствующие формы.

Литература

1. Долгова А. И. и др. Правовое воспитание несовершеннолетних (пособие для слушателей). - М.: «Знание», 1977.

2. Долгова А. И. Криминологические аспекты взаимосвязи правосознания и преступности // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности. - Москва

- Прага: ВНИИ ИПРМПП, 1986.

3. Егоров В. И. Ценностный аспект сравнительного изучения правосознания. - Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1994.

4. Иманкулов Р. И. Психолого-педагогические аспекты правового сознания. Дисс. на соиск.науч. звания канд. психол. наук. - М., 1998.

5. Мостовщиков Л. Д. Правосознание в системе регуляции социального поведения: Дисс. на соиск. науч. звания канд. юрид. наук.. - Омск., 1995.

6. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев. Изд-во «Навукова думка», 1985.

7. Папова О. Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Дисс. на соиск.науч.звания канд.пед. наук.

- М., 2004.

8. Раднаева Э. П. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминогенной деформации. Дисс. на соиск.науч.звания канд. юрид. наук. - М.,1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение: Теория и методология исследования. - Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.