Научная статья на тему 'Конфликты подростков и родителей как предмет юридической психологии'

Конфликты подростков и родителей как предмет юридической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4891
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЛИКТЫ / СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ANTI-SOCIAL BEHAVIOR / CONFLICTS / PARENTING STYLES / CHILD-PARENT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцев М.А.

Данная статья посвящена рассмотрению конфликтов между подростками и родителями. Конфликты между подростками и родителями возникают по различным причинам, к которым относятся стили общения и воспитания, отношения между матерью и ребенком, а также из-за различных противоречий в семейных отношениях. По видам различают разные виды конфликты: рефлексируемый и нерефлексируемый, педагогический и просоциальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the conflicts between teenagers and their parents. Conflicts between teenagers and parents occur for various reasons including communication styles, education, relationships between mother and child, and because of the various conflicts in family relations. Distinguished are different types of conflicts: reflecting and unreflecting, educational and pro-social.

Текст научной работы на тему «Конфликты подростков и родителей как предмет юридической психологии»

3. Голубева, Л.Н. Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений / Л.Н.Голубева // Право и политика. - 2007. - № 7. - С. 39-40.

4. Иншаков, С.М. Зарубежная криминология. /С.М. Иншаков. - М.: издательская группа ИНФРА. М: НОРМА, 1997. - 383 с.

5. Лиманская, И.В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности / И.В. Лиманская. - М., 2002. - 55 с.

6. Минская, В.С. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения / В.С. Минская, Г.И. Чечель. - Иркутск, 1988. - 152 с.

7. Полубинский, В.И. Правовые основы учения о жертве преступления / В.И. Полубинский. - Горький. 1979. - 83 с.

8. Ривман Д.В. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. - СПб.: 2000. - 295 с.

9. Рыбальская, В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних/ В.Я. Рыбальская. - Иркутск. 1994. - 283 с.

10. Туляков, В.А. Общая характеристика виктимологической политики в современных условиях / В.А. Туляков. - Одесса, 2004. - 275 с.

11. Франк, Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В.Франк. - Душанбе. 1972. - 113 с.

УДК 159.923.2 ББК 88.8

М.А. Зайцев

КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению конфликтов между подростками и родителями. Конфликты между подростками и родителями возникают по различным причинам, к которым относятся стили общения и воспитания, отношения между матерью и ребенком, а также из-за различных противоречий в семейных отношениях. По видам различают разные виды конфликты: рефлексируемый и нерефлексируемый, педагогический и просоциальный.

Ключевые слова: асоциальное поведение, конфликты, стили воспитания, детско-родительские отношения.

A. M. Zaitsev

CONFLICTS OF TEENAGERS AND PARENTS AS A SUBJECT OF LEGAL PSYCHOLOGY

Abstract: This article deals with the conflicts between teenagers and their parents. Conflicts between teenagers and parents occur for various reasons including communication styles, education, relationships between mother and child, and because of the various conflicts in family relations. Distinguished are different types of conflicts: reflecting and unreflecting, educational and pro-social.

Key words: anti-social behavior, conflicts, parenting styles, child-parent relationship.

Проблемы отношений внутри семьи как источник девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, токсикомании и преступлений несовершеннолетних различной тяжести давно привлекают внимание педагогов, психологов. Среди причин преступлений несовершеннолетних на первом месте стоит нравственная деформация родителей, что приводит к формированию в семье трудновоспитуемого подростка [10], деструктивных и протестных форм поведения: агрессивности, жестокости и вандализма [12].

Многие подходы к объяснению асоциального поведения подростка мало учитывают, какое влияние оказывают конфликты подростка с родителями на процесс его социальной идентификации. Имеется в виду, что поведение во время конфликта отличается от привычных норм поведения и не согласовано с опытом личности. Отсутствие личного опыта реагирования в условиях конфликта, отсутствие поддержки со стороны родителей способствует тому, что у подростка формируются непродуктивные стратегии поведения в условиях конфликта.

Семейные конфликты исследуются различными научными дисциплинами: психологией, педагогикой, социологией права, криминологией и др. Но несмотря на это до сих пор в науке не сложилось никакого учения о возникновении и механизмах протекания конфликтов в семье. Поэтому все исследователи в настоящее время обращаются к такой научной отрасли, как конфликтология. В этом ряду исключением является семейная криминология. Ведущий специалист в семейной криминологии Д.А. Шестаков говорит, что ядром данной научной дисциплины является

цепочка семья-конфликт-преступление [19]. Следовательно, преступность тесным образом связана с институтом семьи, с проблемами и конфликтами, которые в ней возникают.

И.И.Карпец утверждает, что «истоки преступного поведения несовершеннолетних и большей части взрослых преступников требуется искать в начале их жизненного пути, там, где только начиналось формирование личности» [17,19], то есть в семье.

По мнению М.И. Еникеева, «правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию» [5,82].

Для того, чтобы у ребенка сложилось правопослушное нравственное поведение, большое значение имеет то, какие взаимоотношения между родителями ребенок наблюдает. Ведь именно в родительской семье возникают ценностные ориентации, которые затем закрепляются и корректируются в течение жизни ребенка.

Роль семьи очень важна как в приобретении ребенком нормального, так и отклоняющегося поведения. По мнению А.В. Баженова, «семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие ее противоправному поведению» [1,17].

В юридической психологии сегодня главенствующей является концепция, в которой проблемы семьи рассматриваются с точки зрения профилактики и предупреждения преступлений несовершеннолетних. Предмет же семейной криминологии, с которой юридическая психология связана общими объектами исследования, включает в себя такие компоненты, как преступность, обусловленная семейными конфликтами, криминогенные факторы семейной среды и их особенности. Следовательно, если осмыслить проблему конфликтов в семье с позиции семейной криминологии и теории конфликтов, то можно уточнить и границы предмета юридической психологии путем развития конфликтологической теории.

В исследованиях педагогов говорится, что в педагогике подросток стал «случайной фигурой». Если, например, ребенком 10-11 лет занимаются родители или школьные учителя, то с подростками дело обстоит сложнее. Подростки находятся в таком возрасте (14-16 лет), в котором они уже не дети, но еще не взрослые. Но одновременно подростку приходится решать далеко не детские проблемы. Поэтому в современном обществе много социальных институтов, которые должны работать с подростками. То же самое относится и к семье. Но на практике ребенка воспитывают чужие люди, так как родители на данном этапе плохо понимают, чувствуют ребенка, применяют к нему неадекватные возрасту и ситуации требования, воспитательные меры. Но когда ребенок «входит» в подростковый возраст, сложности в отношениях между родителями и подростком многократно увеличиваются. Об этом свидетельствует изменение образа ребенка в глазах родителей и других взрослых. Но также изменяется и образ взрослого в сознании ребенка.

Под образом ребенка понимается «целостная совокупность житейских и научных представлений о ребенке, комплекс социальных установок на ребенка, формирующихся в сознании человека и актуализирующихся в процессе изучения ребенка и взаимодействия с ним» [15,56]. Необходимо сказать, что компоненты образа ребенка часто носят вариативный характер. На вариативность влияют возраст ребенка, его пол, место жительство (село или город), ведущий вид деятельности, национальность, род деятельности родителей.

Некоторые исследователи утверждают, что родители подростков имеют разные предпочтения в компонентах образа ребенка. Например, Л.В. Ситников говорит, что у мам телесно-физические характеристики занимают третье, а мотивационно-волевые - четвертое место. Тогда как у отцов наоборот [15, 193]. С взрослением ребенка, отношение родителей к своим детям меняется. У мам увеличивается позитивное восприятие своих детей, у отцов наоборот. Папы подростков более высоко оценивают своих детей, чем мамы.

По мнению многих исследователей, подростковый возраст характеризуется изменением во взаимоотношениях с родителями. Эти изменения нередко приобретают конфликтный характер. Важно отметить, что в последнее время в институте семьи появились очень заметные изменения. Они касаются, прежде всего, увеличения числа разводов и неполных семей, а также асоциального поведения родителей.

В качестве примера сказанного можно привести исследование супругов Глюк в США. Они исследовали 500 подростков, совершивших преступления и подростков контрольной группы. По результатам исследования оказалось, что у осужденных неоднозначное отношение к родным. У них проявлялись злость, обида, враждебность, агрессивность, обвинение родителей в случившемся, раскаяние. Помимо этого, многие из осужденных были лишены родительской любви. Эти лица постоянно прогуливали учебные занятия, обманывали учителей, в результате чего рано бросали учебу. Подростки, имеющие правонарушение, часто дружили с себе подобными и активно участ-

вовали в жизни таких групп. У них наблюдалось нежелание приобрести профессиональную подготовку и квалификацию. Отцы таких подростков показывали дурной пример своим поведение и использовали в воспитании телесные наказания. Выводы супругов Глюк во многом совпадают с результатами исследования Т.Н. Курбатовой, которая в качестве примера формирования асоциального поведения подростка выделяет конфликтность и грубость во взаимодействиях с родителями и строгие и непоследовательные воспитательные приемы со стороны родителей [8, 120].

Различные стили воспитания родителей, общения и разрешения конфликтов подростков анализируется во многих исследованиях, среди которых исследования Л. Божович, Л. Выготского, Т. Драгуновой, В. Дружинина, И. Кона, Д. Фельдштейна, Д. Эльконина и др. Причины конфликтов, которые связаны со стилями воспитания, следует искать в отклонениях, которые возникают во взаимоотношениях «мать-ребенок». Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие родителя той или иной роли по отношению к ребенку и определяет стиль воспитания. Если родители используют «неправильные» стили воспитания, то с ребенком могут возникнуть трудности. Особенно чувствительны к отклонениям в стиле воспитания подростки.

А.Е. Личко выделяет следующую классификацию аномалий стилей воспитания.

1. Гипопротекция. Это неправильный стиль воспитания, который характеризуется недостатком внимания, заботы, руководства, интереса родителей к делам ребенка, его волнениям и увлечениям. Также нередко проявляется скрытая гипопротекция, при которой контроль за жизнью подростка осуществляется лишь формально. Подросток чувствует, что родителей тяготят обязанности его воспитания. Такая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Все это приводит к тому, что подросток оказывается в асоциальный компаниях и начинает тайно жить от родителей собственной жизнью.

2. Доминирующая гиперпротекция. Этот неправильный стиль воспитания характеризуется чересчур повышенным вниманием к жизни ребенка. Родители чрезмерно опекают подростка, контролируют каждый его шаг, что может привести к банальной слежке. Все это мешает ребенку учиться на собственном опыте, лишает его самостоятельности, что может привести к ранней эмансипации, безынициативности, неумению постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция. Этот стиль неправильного воспитания получил название воспитание по типу «кумира семьи». Он характеризуется тем, что родители чрезмерно покровительствуют ребенку, освобождают его от столкновения с малейшими трудностями, от обязанностей, которые ребенку не по душе. Все это дополняется восхищением талантами и способностями ребенка, которых у него нет. Рано или поздно, такое воспитание приводит к кризисной ситуации. С одной стороны, у ребенка с детства укореняется желание всегда быть на виду, быть лидером среди сверстников. Но с другой, у ребенка не вырабатываются навыки систематического труда, упорства, умения отстаивать свои интересы и точку зрения.

4. Эмоциональное отвержение. При этом виде воспитания у подростка постоянно возникают ощущения, что им тяготятся, что он - препятствие в жизни родителей, без существования которого им было бы лучше. Еще более ситуация усугубляется, когда в семье есть брат или сестра, особенно сводные. Тогда возникает воспитание по типу «Золушки». Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение, когда родители стремятся заменить реальное отношение к ребенку чрезмерной заботой и вниманием о нем. Однако ребенок, а особенно подросток, чувствует неискренность отношений к нему.

5. Условия жестоких взаимоотношений. Это когда в семье присутствует безразличие друг к другу, забота только о самом себе и пренебрежение интересами и тревогами других, нет поддержки, взаимопомощи. Такие отношения могут носить открытый и скрытый характер. При открытом характере жестоких взаимодействий подростка сурово наказывают даже за мелкие проступки.

6. Повышенная моральная ответственность. При таком стиле воспитания родители возлагают на ребенка слишком большие надежды в отношении его будущего, успехов, способностей и талантов. Родители думают, что их чадо воплотит в жизнь мечты, которые они сами не смогли реализовать. При этом игнорируют интересы и возможности самого ребенка.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что от выбора родителями стиля воспитания зависит и дальнейший жизненный путь ребенка [9].

Многие зарубежные исследователи выделяют из общей модели семейных отношений отношения «мать-ребенок». От этого типа отношений зависит и будущее поведение ребенка. Например, когда мать уходит от ребенка и больше к нему не возвращается. Брошенный ребенок не получает материнской любви и ласки, из-за чего в будущем ему плохо удается налаживать контакты с другими людьми. У него поздно формируется речь. Он всю оставшуюся жизнь остается инфантильным с несформированной «я-концепцией».

Но мать также может и полностью посвятить себя ребенку. Она готова исполнять любое его желание, старается оградить ребенка от всего, тем самым не дает проявить ребенку самостоятель-

ность, что формирует у ребенка безответственность и беспомощность. Такие отношения наиболее характеры для неполных семей (мать и ребенок). Все это может привести к развитию у мальчиков женских черт.

Другой пример. При наличии в семье «волевой матери», когда эту функцию теряет муж. Тогда часто ребенок воспитывается слабовольным, замкнутым. Он не доволен собой и своими действиями, потому что судит о себе по критериям матери.

Мать с «разбитой судьбой» лишь временно посвящает себя ребенку, но может о нем забыть при появлении у нее нового мужчины. Аналогично и отец может бросить его. Отсюда у ребенка возникают конфликты с родителями, побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные отношения, правонарушения и т.д.

При таких отношениях в семье личностное развитие ребенка может быть различным. Ребенок может стать «социальным неудачником». Такой ребенок признавался родителями как личность, но считался непослушным, был близок с родителями, но не долго. Из него может вырасти «несоциализированный преступник», для которого характерно раннее становление на ассоциаль-ный путь. Из девочки может вырасти «социальная неудачница», для которой сексуальные связи будут заменять отношения с матерью [4, 26].

Из этого можно сделать вывод, что для ребенка идеальной будет среда, когда все его проявления оцениваются родителями как значимые, когда родители помогают развить у ребенка личностную автономию и чувство защищенности.

В работе Е.Т. Соколовой, которая посвящена проблеме стилей отношений в системе «мать-ребенок», выделяются следующие стили воспитания:

1. Сотрудничество. Этот стиль воспитания отличается преобладанием поддерживающих высказываний над отклоняющимися, отсутствием игнорирования. Стиль общения ребенка и родителя является максимально идеальным. Ребенка побуждают к активности, реализации своих способностей.

2. Изоляция. Этот стиль воспитания отличается тем, что партнеры всячески стараются избежать взаимодействия. Никто не хочет высказывать свое мнение первым, процесс обсуждения не ведется. Ребенок изолирует себя от родителей и не делится с ними своими переживаниями.

3. Соперничество. Стиль воспитания, при котором между партнерами наблюдается противостояние. Каждый из партнеров отстаивает свою точку зрения, отклоняя при этом точку зрения другого. Обращение взрослого к ребенку иногда открыто демонстрировало, что последнему бессознательно отказывали в способности самостоятельно прийти к результату, который бы удовлетворял той ситуации, в которой находится ребенок.

4. Псевдосотрудничество. Стиль, который отличается эгоцентрической позицией обоих партнеров. Мотивация совместных задач не деловая, а скорее игровая.

В этом стиле воспитания автор выделяет различные варианты. Доминирование матери, которая отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя тем самым покорность, действуя за спиной материя и под ее защитой. При доминировании ребенка, мать получает определенные выгоды, чтобы затем взять на себя позицию «жертвы».

Все перечисленные стили «отклоняющегося» воспитания проявляются в конфликтных семьях. Тем самым можно предположить, что причинами конфликтов в семьях, является неправильная ролевая структура семьи, при которой у матери проявляется мужественность. Она недостаточно отзывчива, эмпатична к ребенку и в то же время требовательна и категорична. Отец же, наоборот, женственен, мягок, раним и не способен управлять ситуацией. Почему складываются такие ситуации и почему это приводит к тому, что система воспитания в семье становится неэффективной, семейная психология ответить не может.

Таким образом, можно сделать вывод, что все стили, способы, виды и формы взаимодействия родителей с ребенком, который были перечислены, являются результатом деструкции семьи по одному типу - отсутствие организующей функции отца в семейных отношениях и замыкание всей системы воспитания на ребенке [16, 175-183].

Если говорить про конфликты, которые возникают в процессе взаимодействия подростка и родителей, то они определяются различными факторами, в число которых входят следующие.

Во-первых, негативная оценка родителями подростка, которая наблюдается на протяжении всей истории человечества. Старшие поколения всегда недовольны младшим. Кроме того, как утверждает М. Мид: «В обществе, подобном нашему, с большой социальной мобильностью разрыв между поколениями по образованию и по стилям жизни неизбежен... , каждое новое поколение будет жить в мире с иной технологией» [11, 258-259]. Отсюда и возникает естественное противоречие между культурными ценностями старшего и младшего поколений.

Во-вторых, подростковому возрасту присуща повышенная активность, которая может выражаться как в негативных, так и позитивных проявлениях.

В-третьих, социально-экономическое неравенство, когда понятия «старший» и «младший» означается не только возрастные, но и статусные различия.

В-четвертых, противоречия, которые возникают между постоянно растущими потребностями подростка и неравными возможностями их удовлетворения.

В-пятых, подростки страдают от непонятости, заброшенности, непоследовательности воспитательных мер и педагогических воздействий.

Таким образом, противоречие между потребностями и возможностями можно выразить как противоречие между расширяющимися возможностями и сужающимися средствами их реализации и т.д.

Можно сделать вывод, что количество факторов, влияющих на возникновение конфликтов подростков с родителями, сравнительно велико. В условиях, когда возможностей социума недостаточно для реализации подростком потребности в самоутверждении и признании, вся тяжесть разрешения конфликтов ложится на семью.

Анализ научной литературы позволил выделить следующие базовые группы конфликтов, которые обладают определенной силой влияния на взгляды и чувства молодого человека. Среди них два основных: рефлексируемые и нерефлексируемые и два целенаправленных - педагогический и просоциальный.

Поговорим о каждом из них подробнее. Рефлексируемый конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта полностью отдает себе отчет в совершаемых ею действиях, совершает их по собственной воле в целях достижения поставленной цели. То есть это конфликт, который осознается всеми сторонами, участвующими в нем. Они могут вполне аргументировано объяснить причины вступления в конфликт, принципы и ценности, которыми руководствовались, какие цели ставили и какие стратегии поведения выбрали. Ведущими стратегиями в этом конфликте являются так называемые опережающие, ситуативные и постситуативные стратегии. Этот вид конфликта наиболее оптимален для подростка, так как во время него подросток может выбрать оптимальное личное поведение. Эффектом такого поведения является возникновение у подростка нравственной самооценки, ощущение своей самоценности. Только когда человек ощущает себя ценностью для другого человека, он способен «чувствовать» бытие другого как свое собственное бытие... [2, 33].

Нерефликсируемый конфликт возникает тогда, когда стороны действуют под воздействием эмоций, не осознавая, что творят. Агрессия здесь совершается либо по глупости и невежеству, либо по злобности самой натуры. В таких конфликтах главное место занимают ситуативные и постситуативные стратегии, которые сводятся к импульсивным реакциям на поведение подростка.

В обоих этих видах конфликтов содержатся педагогический и просоциально направленный виды конфликтов. Педагогический конфликт реализуется в форме повышенных домашних заданий, тотальном контроле и предвзятости оценок поведения, фаворитизме, подавление самостоятельности и завышенных требованиях к детям, которые оказывают негативное влияние на психику подростка и подрывают его физическое здоровье.

В этой связи психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения, конфликт свехрзаботы, конфликт неуважения прав на самостоятельность, конфликт отцовского авторитета, конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом.

Просоциальные конфликты содержат в себе различные формы давления, когда во время взаимоотношений подростка и родителей первому навязывают стандарты, которые ведут к распространению насилия, коррупции и лжи в обществе, а следовательно и допустимость подкупа, утаивания правды и оправдания лжи и прочие формы девиантного поведения подростка в обществе. К. Г. Юнг также подчеркивал, что «там, где имеет место ... обусловленное внешним влиянием извращение типа, индивидуум в дальнейшем по большей части становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» [20, 13]. По мнению И. Кона [7, 109], лучший стиль отношений между родителями и ребенком - это демократический, который характеризуется тем, что родитель всегда объяснит мотив того или иного поступка. В ребенке при таком стиле отношений ценится послушание и независимость, к мнению ребенка прислушиваются.

Таким образом, можно сделать вывод, что в юридической психологии на сегодняшний день господствует концепция, в соответствии с которой проблемы семьи рассматриваются бессистемно и сравнительно узко, преимущественно с точки зрения предупреждения и профилактики преступлений среди несовершеннолетних. Тогда как представители семейной криминологии уже вышли на уровень комплексного осмысления роли семейных конфликтов в криминализации подрастающего поколения. В частности, ювенальная психология в большей мере ориентируется на криминологов, социальных работников и педагогов, общественные организации и законодательные органы в предупреждении преступлений среди несовершеннолетних, нежели на юридических психологов или психологов, работающих в правоохранительных органах. Поэтому осмысление проблемы

конфликтов в семье с позиций семейной криминологии и конфликтологии должно помочь развитию предмета самой юридической психологии путем обращения к теории семьи, психоаналитической теорией развития и девиантологии как общей теории криминологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баженов, A.B. Детерминация преступного поведения несовершеннолетних в условиях современного российского общества (криминологический анализ)/А.В. Баженов. Монография. - СПб.: Питер, 2002. - 144 с.

2. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М., 1982 - 200 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. A.B. Петровского. - М., 1973 - 288 с.

4. Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.

5. Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов./ М.И. Еникеев. - СПб.: Питер, 2004 - 640 с.

6. Карпец, И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И.И. Карпец. - М., 1992 - 432 с.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989 - 256 с.

8. Курбатова, Т. Н. Сравнительный анализ психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей //Актуальные проблемы психологической теории и практики. - СПб., 1995. Вып. 14. С.119 -124.

9. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983 - 121 с.

10. Максимова, Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков/Н.Ю. Максимова//Вопросы психологии. - 1988. - №3. - С.93-99.

11. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения/М. Мид. - М., 1988 - 426 с.

12. Моисеева, С.И. Психологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения в современных социально- экономических условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук./С.И. Моисеева. -СПб.: Питер, 2003. - 24с.

13. Мухина, В С. Возрастная психология/В.С. Мухина. - М., 2000. - 432с.

14. Серебрякова, В.А. Криминологическое изучение конфликтности в сфере семейно-брачных отноше-ний/В.А. Серебрякова // Методология и методика прикладных криминологических исследований /Отв. ред. В. Н. Сомин. - Иркутск, 1982 - С. 98-101.

15. Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых)/В.Л. Ситников. - СПб.: Питер, 2001 - 368 с.

16. Соколова, Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности/Е.Т.Соколова. - М.: МГУ, 1989 - 231 с.

17. Ушатиков, А.И. Основы пенитенциарной психологии/А.И.Ушатиков, Б.Б.Казак. - Рязань, 2003 - 442 с.

18. Шаранов, Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). Монография/Ю.А.Шаранов. - СПб.: Питер, 2000 - 359 с.

19. Шестаков, Д. А. Семейная криминология/Д.А. Шестаков. - СПб.: Питер, 1996 - 264 с.

20. Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г.Юнг. - М., 2003 - 357 с.

УДК 159.923.2 ББК 88.8

Н.В. Коваленко

ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИИ ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема современного общества - психологическая безопасность, и затрагивается, в частности, в социально-психологическом контексте тема: индивид и коррупция, рассмотрены возможные методы борьбы с коррупцией с привлечением психологии как науки и необходимость более широкого привлечения психологов к борьбе с ней.

Ключевые слова: коррупция, психологическая безопасность, источники дохода, антикоррупционная профилактика.

N. V. Kovalenko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CORRUPTION OF INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LEVELS OF PSYCHOLOGICAL

SAFETY

Abstract. This article considers a topical problem of modern society - psychological safety, and addressed, in particular, in socio-cultural context theme: the individual and corruption, the possible methods of fight against corruption with the involvement of psychology as a science and the need to attract more psychologists to combat it.

Keywords: corruption, psychological safety, income sources, anticorruption prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.