Научная статья на тему 'Влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на формирование общественной подструктуры ценностно- потребностной сферы личности подростков'

Влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на формирование общественной подструктуры ценностно- потребностной сферы личности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василец Нина Витальевна

Формирование ценностей современных подростков происходит в ситуации общей ценностной неопределенности, поэтому необходимо в семье искать точки опоры для обеспечения молодому поколению условий бесконфликтного формирования индивидуальной системы ценностей. Для выявления иерархий ценностей подростков и их родителей применялся комплекс методик, интегрированный в «Систему психологической диагностики ценностно-потребностной сферы личности», разработанный В.Г. Морогиным. В результате проведенного исследования установлено, что особенности детско-родительского взаимодействия достаточно сильно влияют на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков. Результаты исследования могут применяться в практической работе психологов, а также родителями подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Василец Нина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на формирование общественной подструктуры ценностно- потребностной сферы личности подростков»

УДК 159.923.5

Василец Нина Витальевна

аспирант кафедры общей и клинической психологии Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова nina.vasilets@mail.ru

Влияние особенностей

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДСТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Nina V. Vasilets

graduate student. Department of general and clinical psychology, Khakass State University of N.F. Katanov nina.vasilets@mail.ru

The influence of

PARENT-CHILD INTERACTION ON THE FORMATION OF THE SOCIAL SUBSTRUCTURE OF VALUE-NEED SPHERE OF PERSONALITY OF ADOLESCENTS

Аннотация. Формирование ценностей современных подростков происходит в ситуации общей ценностной неопределенности, поэтому необходимо в семье искать точки опоры для обеспечения молодому поколению условий бесконфликтного формирования индивидуальной системы ценностей. Для выявления иерархий ценностей подростков и их родителей применялся комплекс методик, интегрированный в «Систему психологической диагностики цен-ностно-потребностной сферы личности», разработанный В.Г. Морогиным. В результате проведенного исследования установлено, что особенности детско-родительского взаимодействия достаточно сильно влияют на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков. Результаты исследования могут применяться в практической работе психологов, а также родителями подростков.

Ключевые слова: ценностно-потребностная сфера личности, ценности подростков, семейное воспитание, формирование личности.

Annotation. The formation of values of modern teenagers happens in a situation of total uncertainty of values, so you should look for support in family for non-conflict conditions for forming of individual values for the younger generation. To identify the hierarchy of values of adolescents and their parents we use a set of techniques, integrated in «System of psychological diagnosis of value-need sphere of personality» developed by V.G. Morogin. The study has found that the features of parent-child interaction very much affects value-need sphere of personality. The research results can be applied in the practical work of psychologists, as well as by parents of teenagers.

Keywords: value-need sphere of the individual, values of adolescents, family education, formation of personality

Мотивационной структурой, детерминирующей поведение человека, является ценностно-потребностная сфера личности (ЦПСЛ), представленная общественной и родовой подструктурами. ЦПСЛ в основном формируется до подросткового возраста, проходя стадии преобладания биологических потребностей в дошкольном возрасте, социальных - в младшем школьном возрасте и ориентации на собственное «Я» - в подростковом возрасте [3; 4; 5]. Впоследствии она содержательно изменяется в течение всей жизни человека под влиянием родовых архетипов коллективного бессознательного и системы общественных ценностей [1].

Общественная подструктура ЦПСЛ, отражающая требования общества и государства, предъявляемые к любому человеку, очень восприимчива к внешним воздействиям. По мнению многих авторов, важнейшим условием развития личности под-

ростков являются детско-родительские отношения (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, МП. Лисина, Д.Б. Эльконин, и др.). Как отмечает Собкин В.С., формирование ценностных ориентаций современного старшеклассника происходит на фоне эмоциональной неуверенности значимых взрослых в успешной реализации ими своих жизненных перспектив и в ситуации общей ценностнонормативной неопределенности [2]. Установлено, что в подростковом возрасте именно семья становится важнейшим фактором развития и построения индивидуальной системы ценностей подростка (Л.С. Алексеева, B.C. Собкин, В.А. Ядов). В частности, установлен факт устойчивой взаимосвязи между ценностями семьи и нравственными качествами личности (Е.А. Морозова, И.А. Подоров-ская). Однако же, влияние особенностей взаимодействия с каждым из родителей на ценности подростков остается практически не изученным. Исходя из того, что родители оказывают определяющее

223

влияние на формирующуюся иерархию ценностей подростков, необходимо более детально изучить особенности и направленность этого влияния.

С этой целью было проведено эмпирическое исследование родительского фактора в формировании ЦПСЛ подростков, воспитывающихся в полных семьях. Методологической основой исследования выступила концепция ценностно-потребностной сферы личности, разработанная ВТ. Морогиным. Основной задачей исследования стало изучение влияния пола родителей на формирование общественной и родовой подструктур ценностно-потребностной сферы личности подростков обоего пола. В исследовании, которое проводилось в республике Хакасия в 2011-2014 годах, приняли участие 40 подростков в возрасте 11-16 лет (17 - мужского и 23 - женского пола), а также их родители: 40 матерей и 40 отцов. Для выявления иерархий ценностей испытуемых применялся комплекс экспериментально-психологических методик, интегрированных в «Систему психологической диагности ценностно-потребностной сферы личности», разработанный В.Г.Морогиным. Комплекс позволяет выявить иерархии ценностей общественной и родовой подструктур, каждая из которых представлена восьмью ценностно-потребностными зонами. Поскольку на процесс принятия или непринятия подростком ценностей родителей влияют особенности взаимодействия с каждым из родителей, то дополнительно применялся тест «Взаимодействие родитель-ребенок», разработанный И.М. Марковской, где взаимодействие с каждым из родителей оценивалось подростками по 10 шкалам. Обработка полученных данных производилась с помощью программы Статистика 10.

Диагностика ценностно-потребностной сферы личности позволила установить иерархии ценностей общественной и родовой подструктур ЦПСЛ подростков и их родителей. Однофакторный дисперсионный анализ ценностей родителей и детей не показал наличие статистически значимых различий, что позволяет говорить о том, что ценности подростков и их родителей сходны. Содержание ценностей подростков, как дочерей, так и сыновей, достаточно сильно связано с ценностями обоих родителей, но статистически значимые связи выявлены только у отцов с подростками обоего пола, следовательно, именно ценности отцов оказывают наибольшее влияние на формирующуюся личность и ценности подростков.

С помощью методики «Взаимодействие родитель-ребенок» были выявлены особенности взаимодействия по 10 шкалам, входящим в три основные группы: «Отношение к ребенку», «Воспитательская позиция родителя» и «Общая удовлетворенность отношениями». Статистически достоверная связь выявлена между общей удовлетворенностью отношениями, воспитательской позицией родителя и ценностями зоны Безопасности и Эго зоны ЦПСЛ подростков. Чем больше эмоциональная близость с подростком, принятие, сотрудничество и согласие с ним и в целом высокий уровень удовлетворенности отношениями, тем более значимы для подростка

потребности, отражающие субъективную необходимость защиты от различных неблагоприятных воздействий, но менее выражено доминирование эгоистических интересов. В частности, чем более выражена удовлетворенность отношениями с отцом, эмоциональная близость, выше авторитет отца, тем меньше значимость эгоистических интересов у подростка.

Во взаимодействии подростка с матерью так же выявлены статистически значимые корреляционные связи. Эмоциональная близость и принятие ребенка матерью напрямую связаны с высокой значимостью для подростка субъективной необходимостью защиты от различных неблагоприятных факторов. Общая удовлетворенность отношениями и авторитетность матери, принятие матерью подростка и сотрудничество с ним, связаны со значимостью для подростка интеллектуальных потребностей, отражающих направленность на активную умственную деятельность. Однако, чем больше эмоциональная близость между подростком и матерью, тем менее значимы для подростка потребности, детерминирующие общественное и политическое поведение; чем выше авторитетность матери, тем менее выражены у подростка потребности в межличностных взаимодействиях, обусловленных стремлением занять определенное положение среди других.

Таким образом, проведенное исследование показало, что особенности взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста достаточно сильно влияют на формирование ЦПСЛ подростков. Исключением выступают ценности Ритуальной и Трансцендентальной зон, на которые практически не влияют особенности взаимодействия отцов с подростками, и зоны Эго, на которую минимально влияние особенностей взаимодействия матерей с детьми подросткового возраста. Достоверно установлено, что особенности взаимодействия подростков с отцами оказывают влияние на зоны Безопасности и Эго. Особенности взаимоотношений матерей с подростками наиболее сильно влияют на значимость ценностей Когнитивной зоны для подростков.

Результаты данного исследования могут применяться в практической работе психологов и других специалистов, работающих с семьей и подростками. Полученные данные позволят более точно прогнозировать последствия тех или иных воспитательных воздействий, а также, более грамотно определять вид и направленность этого воздействия. В условиях социально-экономической и культурно-мировоззренческой дезорганизации общественной жизни особое значение приобретает направленная политика государства по укреплению института семьи, преодолению родительского равнодушия и прагматического эгоцентризма. По данным Института исследований европейских ценностей (ИЕЦ), в 20 европейских странах зафиксирован рост доли граждан, которые считают, что для нормального развития ребенка нет необходимости в обоих родителях. Проведенное исследование опровергает сложившееся мнение и убедительно доказывает, что для бесконфликтного формирования индивидуальной системы ценностей ребенка ему необходимы оба родителя. Поскольку

224

отец оказывает гораздо большее влияние на формирующуюся личность подростка, то необходимо

Литература:

1. Морогин ВТ. Теория и методология экспериментально-психологического исследования цен-ностно-потребностной сферы личности Часть I // Социальный психолог. Выл. 1 (13). Ярославль. 2007. С. 27-39.

2. Собкин ВТ. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. № 1. С. 51-53.

3. Федорова АЛ. Динамика ценностно-потреб-ностной сферы личности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2006.

4. Черевач ГБ. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потреб-ностной сферы личности дошкольника : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2006.

5. Шелемехова М.С. Динамика ценностно-потреб-ностной сферы личности младших школьников : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005.

прилагать все силы для сохранения целостности семьи.

Literature:

1. Morogin V.G. Theory and methodology of experimental and psychological research of value - need sphere of the personality. Part I // Social psychologist. Issue 1 (13). Yaroslavl, 2007. P. 27-39.

2. Sobkin V.S. Features of socialization at the advanced school age: sociocultural trajectories of valuable transformations // World of psychology. 1998. № 1. P. 51-53.

3. Fedorova A.A. Dynamics of value-need sphere of the personality at the advanced preschool and younger school age : dis. ... cand. psych. Sciences. Tomsk, 2006.

4. Cherevach G.B. Influence of the child-parental relations on the development of value-need sphere of the identity of the preschool child : dis. ... cand. psych. Sciences. Tomsk, 2006.

5. Shelemekhova M.S. Dynamic of value-need sphere of the personality of primary school children : dis. ... cand. psych. Sciences. Tomsk, 2005.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.