УДК 371 (37.06)+ 316.48
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ
Л.З. Фатхуллина
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния особенностей участников учебного процесса на конфликтогенность школьной среды. Рассматриваются различные виды конфликтов в школе; выявлены их причины; подробно изучен конфликт в сфере межличностных отношений (ученик-ученик). Определены личностные характеристики учеников, влияющие на формы протекания конфликтов. Даны практические рекомендации по профилактике конфликтов, и доказана необходимость специалиста по конфликторазрешению в школе.
Ключевые слова: конфликт, социальная напряженность, школьная среда, педагог, ученик, коллектив, поведение, профилактика, разрешение конфликта.
EFFECT OF PARTICIPANTS A CHARACTERISTIC FEATURE OF THE
EDUCATIONAL PROCESS ON CONFLICT-SCHOOL ENVIRONMENT
L. Fatkhullina
Abstract. The article discusses the influence of features of the participants of the educational process in the school environment, conflict potential. Various types of conflicts at school revealed their reasons in detail studied the conflict in interpersonal relations (pupil-pupil). Determined personality characteristics of students, affecting the form of conflict occurrence. Practical recommendations for the prevention of conflicts and proved the need for specialist konfliktorazresheniyu school.
Keywords: conflict, social tensions, the school environment, teacher, student, team behavior, prevention and resolution of conflict.
В настоящее время тема конфликтов в школьной среде разрабатывается психолого-педагогической наукой достаточно активно [1, с.83]. В школе чаще всего можно наблюдать следующие виды конфликтов: межличностный (ученик-ученик); ученик-учитель-родители;
конфликт учителя с самим собой; конфликты с коллегами и администрацией [2, с.83].
Принимая во внимание все конфликты, происходящие в школьной среде, можно утверждать, что наиболее значимыми из них являются конфликты, одним или обоими участниками которых являются школьники, особенно находящиеся в подростковом возрасте. Ведь в этом возрасте ученик находится на стадии наиболее интенсивного становления личности [3, с.121]. Причинами указанных конфликтов являются: личная неприязнь друг к другу; неадекватность оценок и самооценок; различия в ценностных ориентациях; бестактность в общении, зависть к успехам других [4, с.272].
Существуют различные способы
регулирования конфликтов. Но каждый отдельный случай «уникален», и не ко всем из них можно применить шаблонные методы. Любой класс в школе - это социальная группа
людей, которая имеет свои особенности и характеристики [5, с.48]. В данной статье мы рассмотрели влияние особенностей участников учебного процесса на выбор способа предупреждения и разрешения конфликта. В соответствии с поставленной целью, необходимо было решить три взаимосвязанные задачи: 1) рассмотреть различные уровни интенсивности типов отношений к окружающим; 2) изучить особенности поведения школьников-подростков в системе межличностных отношений; 3) выявить влияние характерных особенностей участников учебного процесса на выбор способа предупреждения и разрешения конфликта.
Исследование проводилось среди учащихся 9-го класса МБОУ «Основная общеобразовательная школа им. Х.В. Вагапова с. Березяк» Кукморского муниципального района РТ. В классе 16 человек (10 девочек и 6 мальчиков). Возраст учащихся 15-16 лет. Программа исследования включала методику диагностики межличностных отношений Лири; методику диагностики школьной тревожности Филлипса. Качественная обработка данных по методике Лири дала следующие результаты, см. табл. 1.
Степень выраженности
Низкая Умеренная Высокая Экстремальная
№п/п Тип отношений кол-во кол-во кол-во кол-во
выраженности п(%) от общей выраженности п(%) от общей выраженности п(%) от общей выраженности п(%) от общей
выборки выборки выборки выборки
1. Авторитарный 1 (6) 10 (62) 4 (25) 1 (6)
2. Эгоистичный 3 (19) 9 (56) 4 (25) 0
3. Агрессивный 8 (50) 8 (50) 0 0
4. Подозрительный 2 (12) 11 (69) 3 (19) 0
5. Подчиняемый 6 (37) 5 (31) 4 (25) 1 (6)
6. Зависимый 0 9 (56) 5 (31) 2 (12)
7. Дружелюбный 0 6 (37) 7 (44) 3 (19)
8. Альтруистический 0 2 (12) 11 (69) 3 (19)
Проанализировав полученные данные, можем сказать, что большинство учеников скромные, вежливые, доверчивые, эмоционально сдержанные, обладающие чувством собственного достоинства, в то же время относящиеся к окружающим людям и ситуациям критично. Послушные, почитающие авторитеты, что может благотворно влиять на протекание учебного процесса и признание школьниками авторитета
учителя. Дружелюбны, склонны к сотрудничеству, кооперации. Все вышеназванные качества являются немаловажными факторами для положительной динамики развития внутригрупповых отношений и отсутствия конфликтов.
Качественная обработка данных по методике Филлипса позволила получить следующие результаты, см. табл. 2.
№ п/п Тип фактора, по которому может возникнуть тревожность Умеренная тревожность - менее 50% несовпадений по фактору кол-во респондентов с умеренной тревожностью (% от общей выборки) Повышенная тревожность - более 50% несовпадений по фактору (кол-во респондентов с повышенной тревожностью п(% от общей выборки) Высокая тревожность -более 75% несовпадений по фактору (кол-во респондентов с высокой тревожностью (% от общей выборки
1. Общая тревожность в школе 12 (75%) 4 (25%) 0
2. Переживания социального стресса 16 (100%) 0 0
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 12 (75%) 4 (25%) 0
4. Страх самовыражения 11 (69%) 5 (31%) 0
5. Страх ситуации проверки знаний 10 (63%) 6 (37%) 0
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 8 (50%) 2 (12%) 6 (38%)
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 14 (88%) 2 (12%) 0
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 16 (100%) 0 0
Таблица 2. - Показатели уровня школьной тревожности по различным факторам, характерным для педагогической сферы
По полученным данным можно сделать следующие выводы:
1. Лишь 25% из числа опрашиваемых имеют эмоциональное состояние, выражающееся в повышенной тревожности, связанной с различными формами включения в жизнь школы и класса.
2. Как видим из табл. 2, члены данной группы не испытывают повышенной тревожности в процессе их социализации и общения со сверстниками.
3. Большинство из опрошенных не испытывают повышенной тревожности при развитии своих потребностей в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. По данному фактору треть школьников имеют повышенную тревожность, выражающуюся в негативном эмоциональном переживании ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Изучив школьный журнал класса, можем сказать, что плохая успеваемость не является причиной повышенного уровня тревожности по данному фактору. В классе есть ученики, имеющие неудовлетворительные оценки, но их результаты указывают на то, что страха перед проверкой знаний они не испытывают. И, наоборот, преуспевающие в учебе члены группы испытывают тревожность, неуверенность. Значит, тревожность здесь может возникнуть вследствие каких-то других причин (например, боязнь публики, неуверенность в себе, страх перед родителями и пр.)
6. Данные показали, что половина опрошенных испытывают боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих; ориентированы на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей. На наш взгляд, это связано со спецификой подросткового возраста.
7. Данная группа имеет высокую физиологическую сопротивляемость стрессу, хорошо приспосабливается к ситуациям стрессогенного характера.
8. Результаты по данному фактору показали, что члены данной группы не испытывают проблем в отношениях с учителями. Объяснением тому могут быть результаты, полученные по методике диагностики межличностных отношений Лири.
Подводя общий итог, можно сказать, что члены данной группы адекватно реагируют на
ситуации, происходящие в процессе межличностного взаимодействия в школьной среде. И лишь по некоторым факторам можно отметить повышенную тревожность подростков. Сюда относятся негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, а также тревожность, связанная со страхом проверки знаний; также треть респондентов
испытывают высокую тревожность, связанную со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
Ученик - главный субъект
образовательного процесса [6, с.2]. Поэтому важно понимать учащихся, учитывать их возрастные особенности, грамотно
выстраивать взаимоотношения с ними. В первую очередь, это относится к педагогам. Именно они ежедневно работают с учениками, «чувствуют» их настроение, оценивают социально-психологический климат в коллективе, подмечают напряженность в классе и т.д. При возникновении конфликтов учитель в числе первых должен реагировать на них, прилагать усилия для предотвращения. Как известно, конфликт легче предупредить, чем разрешить. На основе проведенного исследования, педагогам можем
порекомендовать следующие способы предупреждения конфликтов в данном коллективе:
- проводить систематические профилактические мероприятия: тематические беседы, «круглые столы», деловые игры для формирования у школьников таких качеств, как сотрудничество, сплоченность, взаимовыручка и др.;
- вести совместную работу с учениками, что позволит выстроить доверительные отношения друг с другом и избежать влияния субъективных факторов, вызывающих конфликт. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Пока учитель не будет изучать своих подопечных со всех сторон, не будет искать индивидуальный подход к каждому ученику, никаких доверительных отношений между ними сложиться не может» [7, с.280].
Таким образом, для предотвращения конфликтов «ученик-ученик» нужны взрослые, поэтому необходима комплексная работа с педагогическим коллективом, родителями и специалистами по конфликторазрешению.
Литература:
1. Гребенкин Е.В., Гребенкин А.А., Хаббергер В. Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкин, В. Хаббергер // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». - 2013. - № 6(16). - Режим доступа: www.vestnik.nspu.ru
2. Гребенкин Е.В. Методология изучения конфликтов в отечественной и зарубежной педагогической науке / Е.В. Гребенкин // Философия образования. - 2011. - № 5. - С. 161166.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Владос, 2003. - 201 с.
4. Фатхуллина Л.З., Ярцева Д.С. Теоретико-методологические методы предупреждения
конфликтов в школьной среде / Л.З. Фатхуллина, Д.С. Ярцева // Вестник Каз. технол. ун-та. - 2013. -Т.16. - № 15. - С. 270-276.
5. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: уч. пособие для студентов / Т.С. Сулимова. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 171 с.
6. Денисович А.С., Куликова С.В. Сущностные признаки конфликта в педагогическом взаимодействии учителя и ученика в отечественной педагогике XIX - середины XX веков / А.С. Денисович, С.В. Куликова // Интернет-журнал «Мир науки», 2015. - № 3. - Режим доступа: Шр://т1г-nauki.com/PDF/15PDMN315.pdf
7. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 1 / К.Д. Ушинский // Проблемы педагогики. -М.: Дрофа, 2005. - 638 с.
Сведения об авторе:
Фатхуллина Лилия Зинуровна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: lialfa@rambler.ru
Data about the author:
L. Fatkhullina (Kazan, Russia), PhD in Sociology, Assistant of the Department of Social and Political Conflict, Kazan National Research Technological University, e-mail: lialfa@rambler.ru