Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Е. В. Гребенкин, А. А. Гребенкина, В. Хаббергер УДК 373.3/.5(075.8) + 364.442 + 371 + 316.6
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Е. В. Гребенкин, А. А. Гребенкина (Новосибирск, Россия),
В. Хаббергер (Нюрнберг, Германия)
Статья посвящена проблеме формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников. Анализируется феномен «педагогический конфликт», рассматриваются различные виды конфликтов, факторы, оказывающие влияние на конфликтное поведение учителя, стереотипы разрешения педагогических конфликтов. Определены личностные характеристики педагогов и школьников, препятствующие и способствующие конструктивному разрешению педагогических конфликтов. Отображены необходимые условия разрешения педагогических конфликтов, подчеркивается необходимость профессионального разрешения конфликтов на основе инновационных педагогических технологий.
Ключевые слова: школьная среда, конфликт, конфликтная ситуация, конфликтоген, смысловой барьер, конфликтная культура, стратегия поведения в конфликте, управление конфликтом.
Проблема конфликта всегда привлекала к себе внимание исследователей, поскольку конфликт является постоянным спутником человеческой жизнедеятельности. В современной ситуации конфликтологическая тематика в психолого-педагогической науке развивается наиболее интенсивно. Об этом свидетельствуют и защищенные диссертации, и
опубликованные монографии, и проводимые конференции, мастер-классы.
Одной из наиболее востребованных и обсуждаемых среди школьных педагогов проблем, является проблема конфликтности и агрессивности школьной среды [4-5; 7]. На курсах повышения квалификации и педагогических консилиумах учителя просят показать им наиболее эффективные алгоритмы
Г ребенкин Евгений Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Г ребенкина Анна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирская государственная архитектурнохудожественная академия.
E-mail: [email protected]
Вольфганг Хаббергер - дипломированный социальный педагог, руководитель школьными проектами, школа Нюрнберга.
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
предупреждения и разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Однако те знания, которые они получают в теории практически невозможно применить на практике. За очень короткий срок, нельзя научить педагога привыкшего к роли судьи, играть роль равноправного и мудрого наставника, особенно, если он сам этого не желает.
В процессе многолетних наблюдений за школьными учителями, установлено, что конфликты с учениками являются одним из ключевых источников стресса и эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Педагоги, имеющие большой педагогический стаж и опыт, отмечают, что современные школьники ведут себя более самоуверенно и вызывающе, чем их предшественники, разговаривают с учителями на равных, а это значит, что с ними приходится обращаться деликатней, проявляя чудеса педагогической эквилибристики при выборе способов реагирования на различного рода провокации.
Исследования, проведенные в школах Германии, показали, что конкуренция в области образования значительно обострилась и уже охватила уровень начальной школы. Связанное со школьной успеваемостью внешнее давление на детей невероятно возросло (особенно в новых федеральных землях Германии). Острая конкуренция без гарантированного вознаграждения является типичным условием для конкуренции и борьбы за лидерство.
Специфика немецкой системы образования такова, что только хорошее или отличное окончание начальной школы служит «входным билетом» в более престижные учебные заведения, т. е. необходимым, но не достаточным условием для хорошей профессиональной карьеры [4].
В российских школах наблюдаются похожие тенденции. По мере усложнения требований и школьных программ, часть детей в силу индивидуальных или социальных причин «остается за бортом». Плохая успеваемость, проблемы с родителями, негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, приводят подростка к нежеланию учиться, способствует бегству из школы.
Разумеется, проблема конфликтности школьной среды намного острее, чем проблема наличия или отсутствия базовых знаний, и навыков у учителей школ по работе с конфликтами. По мнению большинства педагогов, из всех конфликтов, которые возникают в системе школьного образования, самыми распространенными являются межсубъ-ектные (межличностные) конфлик-ты,следовательно, конкретизация этой субъективной стороны педагогической деятельности дает почву для анализа факторов, под влиянием которых они формируются в образовательных учреждениях.
В настоящее время в педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости формирования конфликтной культуры у современного учителя [5-6]. Объективные факторы, вызывающие конфликты в школе были, есть и будут всегда, их, безусловно, нельзя принимать как должное. Тем не менее, проблема возникновения и решения школьных конфликтов возникает вследствие субъективных факторов, то есть неправильно выстраиваемых взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями.
Один из ведущих российских конфликтологов А. Я. Анцупов под педагогическим конфликтом определяет конфликт между педагогом (учителем) и учащимися (группой учащихся), объектом которого является учебное задание, правило поведения на занятиях в учебном заведении, а также нравственные
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
нормы, регулирующие личностные отношения педагога и учеников [2, с.163].
Конфликт в педагогическом процессе -форма проявления противоречий, конструктивное решение которых может способствовать личностному росту конфликтующих сторон [1, с. 12].
Конфликт в школе - совокупность противоречий и действий, вследствие которых причиняется физический или психический вред, ухудшаются межличностные отношения в ученическом или педагогическом коллективах [3, с. 21].
Наиболее часто в школе наблюдаются следующие виды конфликтов:
- конфликты между школьниками;
- конфликты между учащимися, учителями и родителями;
- конфликт учителя с самим собой;
- конфликты с коллегами и школьным руководством [2, с. 15-19].
Ни одна классификация конфликтов не может считаться завершенной и поэтому является относительной и условной. Главная цель любой классификации заключается в рационализации конфликта, а также поиске адекватных способов его объяснения. В общем виде при возникновении конфликтов можно выделить две стороны: объективную и субъективную.
Объективное начало конфликта обусловлено в первую очередь сложной и противоречивой ситуацией, в которой учитель или ученик оказываются против своей воли. Субъективная сторона конфликта связана с тем, что каждый из них (особенно учитель) пытается доказать или навязать свою точку зрения оппоненту. Личная (субъективная) позиция учителя в данном случае является ключевым конфликтогеном.
В психолого-педагогической литературе описываются два наиболее распространенных
способа решения конфликта - это жесткий (противостояние, нацеленное на подчинение оппонента) и гибкий (переговоры с целью достижения компромисса). Практически у всех участников конфликта второй способ его разрешения занесен в «Красную Книгу. Внутри каждой из этих групп и во взаимодействиях групп или их отдельных представителей, как правило, последовательно выбирается жесткий (силовой) вариант, при котором решение конкретной проблемы - не главное: решается на самом деле вопрос: Кто будет владеть преимуществом и диктовать свои условия?
Поскольку возникновение педагогических конфликтов, складывается из разных факторов: «смысловые барьеры», противоречивые и неправильно выстроенные отношения между родителями, учителями и школьниками, объективная оценка учебновоспитательной деятельности учителя и обучения ученика, должна строиться на изучении способов их взаимодействия.
Бесконфликтное существование в школе - утопия! Более того, в определенных случаях конфликт является ключом открывающим путь к разрешению назревших противоречий, которые мешают нормальному развитию отношений.
К сожалению, не каждая школа имеет в своем педагогическом коллективе специалистов, способных грамотно и компетентно работать с конфликтными ситуациями, нерешенные проблемы в конечном итоге перерастают в затяжные баталии и «военные действия», которые замалчиваются или трансформируются таким образом, что их урегулирование становится возможным исключительно при помощи вышестоящих организаций, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, полиции.
Выявление источников социальной напряженности в каждом классе, школе и за
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ее пределами позволит снизить временные затраты на их урегулирование и уменьшит вероятность возникновения рецидивов. В нашем сознании конфликт, с одной стороны, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами и враждебностью. С другой - является отправной точкой для развития самосознания у человека, поскольку в противоречивости конфликтных ситуаций заложены и позитивные моменты, связанные с субъективным осмыслением проблемы и жизненной ситуации.
Школа является зеркалом социальных отношений и реальных процессов происходящих в обществе, в школе дети учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. Конфликты необходимо учиться решать в начальной стадии их возникновения, не доводя до перехода в стадию деструктивного конфликта. Отрицательное влияние конфликтов на жизнь ребенка может привести его к социальной изоляции не только в школе, но и после ее окончания. Негативный эмоциональный опыт запоминается намного лучше, чем какие-либо другие события. Именно в процессе работы с негативной информацией проявляются различия школьников в подходах к кризисным ситуациям в обучении и в жизни.
Конструктивное управление конфликтом должно быть направлено на его интегративное разрешение, т.е. на выигрыш всех участников, алгоритм интегративного разрешения состоит в том, чтобы переформулировать предмет конфликта, перейдя от предъявляемых участниками конфликтных позиций к стоящим за ними с большой вероятностью неконфликтным или менее конфликтным интересам.
Каждая педагогическая ситуация уникальна. Стратегию управления конфликтом учитель должен выбирать с точки зрения
оценки последствий развития конфликтной ситуации. У хорошего учителя всегда есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации в классе.
Определяя стратегию поведения в конфликте, учителю следует в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели ученика (или учеников), наметить сферы сближения точек зрения с учащимся, уточнить их поведенческие особенности. При этом важно помнить, что точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так ни один из стилей разрешения конфликтов (конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление, медиация, конференция) не может быть выделен как самый оптимальный.
Позитивные отношения и максимально уютно оформленные помещения в школе, гибкое расписание уроков не менее важны, чем просто хорошая успеваемость или высокие показатели учащихся по ЕГЭ. У учителей, школьников и родителей должна быть общая цель, которая будет способствовать улучшению психологического микроклимата в школе. Для ее реализации, в первую очередь, необходимо начинать работу со взрослыми, так как именно они являются примером для школьников.
В настоящее время в России объектом педагогического воздействия в основном, являются школьники, а конфликтные учителя и родители остаются вне поля зрения специалистов. Только в случаях рукоприкладства данная проблема приобретает общественный резонанс, но кроме формального обсуждения ничего не происходит. Работа с конфликтами в школе требует специальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учите-
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ля, умению слушать и слышать учеников, применению современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета.
В Германии, например, используются разнообразные способы профилактики и урегулирования конфликтов, но, ни один из них не является универсальным. Причина этого заключается в том, что у подростков и взрослых могут быть различные предрасполагающие факторы для совершения действий агрессивной направленности [4]. У конфликтных людей встречаются не один, а несколько вариантов патологий (немотивированная агрессия, истерико-невротические реакции, злоупотребление алкоголем, проблемы в личной жизни и т.п.) которые из-за своей комплексности требуют применения мер комбинированного характера.
Один из ведущих специалистов в области профилактики конфликтов В. Хайтмайер разделяет ее на три основные группы программ: 1) программы ориентированные на педагогов и школьников с ярко выраженными признаками конфликтного поведения; 2) программы, ориентированные на улучшение качества воспитания; 3) программы ориентированные на ближайшее окружение подростка (микросоциум).
Большинство конфликтов, возникающих в школе, формируются в условиях семьи. Пристальное внимание к проблемам школьников без разрешения взрослых конфликтов, приведет к нулевым результатам и диссонансу в отношениях и ценностях, преодолеть который без новых конфликтов будет уже невозможно. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.
Выбор стратегии и тактики работы с педагогами школьниками или родителями во многом зависит от сложившейся обстановки в данном регионе, городе или сельской местности и степени ее общественной опасности. Педагогический коллектив и попечительский совет школы, в целом, должны самостоятельно справляться с нестандартными и конфликтными ситуациями.
Для успешной разрешения данной проблемы необходимо системно работать с педагогическим коллективом и родителями, проводить регулярные семинары и тренинги, приглашать грамотных и неконфликтных специалистов, а также способствовать внедрению медиации и медиативных процедур на территории школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб: Питер, 2005. - 288 с.
3. Гребенкин Е. В. Методология изучения конфликтов в отечественной и зарубежной педагогической науке // Философия образования. - 2011. - № 5 - С. 161-166.
4. Гребенкин Е. В., Хаббергер В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Г ермании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1(5). - С. 16-24.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»
6(16) 2013
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
5. Гребенкин Е. В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 171 с.
6. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, Х. Куликэн, и др.; под ред.
М. Айзенка; пер. с англ. С. Б. Бенедиктова. - Мн.: Новое знание, 2002. - XVI: пер. с нем. / под ред. Х. Ремшмидта. - М.: Мир, 2000. - 656 с.
7. Пушкарёва Е.А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012.- № 4. - С. 80-87.
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 6(16) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© E. V. Grebenkin, A. A. Grebenkina, W. Habberger UDC 373.3/.5 (075.8) + 364.442 + 371 + 316.6
THE PROBLEM OF FORMATION THE CONFLICT CULTURE OF TEACHERS AND PUPILS
E. V. Grebenkin (Novosibirsk, Russia), A. A. Grebenkina (Novosibirsk, Russia),
W. Habberger (Nuremberg, Germany)
The article deals with the formation of the conflict culture among teachers and pupils. It analyzes the phenomenon of "pedagogical conflict”, discusses various types of conflicts, factors influencing the conflict behavior of the teacher, teaching conflict resolution stereotypes. Defined Personality characteristics of teachers students, contributing to preventing constructive resolution of teachers conflicts are defined. Showing the necessary conditions of pedagogical conflicts resolution, stresses the need for professional conflict resolution based on innovative pedagogical technologies.
Keywords: school environment, conflict, conflict situation konfliktogen, semantic barrier, culture conflict, the strategy of behavior in conflict, conflict management.
REFERENCES
1. Antsupov A. Y. Prevention of conflicts in the school community. - M.: humanity. ed. Centre VLADOS 2003. - 208 p.
2. Antsupov A. Y., Baklanovskiy S. V. Conflict in diagrams and comments. - SPb.: Peter, 2005. -288 p.
3. Grebenkin E. V. Methodology of the conflicts study in the domestic and foreign pedagogical science // Philosophy education. - 2011. - N 5. - Pp.161-166.
4. Grebenkin E. V., Habberger W. Features of disputed behavior of younger pupils and pupils of teenage age: the sight from Russia and Germany // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - N 1(5). - С. 16-24.
5. Grebenkin E. V. School conflict science for teachers and parents. - Rostov n/D: Phoenix, 2013. -171 p.
6. Psychology : an integrated approach / M. Eysenck and others, ed . M. Ayzenka ; Per . from English. SB Benediktova. - Mn. : New Knowledge, 2002. - XVI: Per .with it. / Ed. H. Remshmidta. -Moskow: Wiley, 2000. - 656 p.
7. Pushkareva E. A., Sudorgina L. V. Culture of self-determination: adaptable mechanisms of the person // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. - № 4. - Pp. 80-87.
Grebenkin Evgeny Vladimirovich - the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of pedagogic and psychology, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Grebenkina Anna Aleksandrovna - the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of faculty of humanitarian and social and economic disciplines, Novosibirsk State architecturally-art academy. E-mail: [email protected]
Wolfgang Habberger- dipl social teacher, the head school projects school (dipl. Sozialpädagoge, Scul-sozialpädagoge (Fürth)).
E-mail: [email protected]
© 2011-2013 Вестник НГПУ Все права защищены