Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— i
УДК 341.9:316.485
Евгений Владимирович ГРЕБЕНКИН,
доцент кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и экономического образования Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
\
В
7~ Ж
Анна Александровна ГРЕБЕНКИНА,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, кандидат педагогических наук
КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
CONSTRUCTIVE CONFLICTS RESOLUTION AND PEDAGOGICAL PROCESS AS PREVENTION OF PERSON'S ANTI-SOCIAL BEHAVIOR
В статье авторы обращаются к теме конструктивного разрешения конфликтов в рамках педагогического процесса. Определяется феномен "педагогический конфликт", рассматриваются различные виды конфликтов, факторы оказывающие влияние на конфликтное поведение педагога, типичные варианты разрешения педагогических конфликтов. Отмечается, что в современных условиях профилактика асоциального поведения личности заключается в приращении новыми компетенциями разрешения конфликтов.
In an article the authors address to the theme of constructive conflicts resolution within the frame of pedagogical process. Such phenomenon as "pedagogical conflict" is defined, different types of conflicts, factors that influence the teacher's conflict behavior, typical variants of the conflict situations resolution are considered. It's noted that the prevention of person's anti-social behavior in the contemporary context consists in increase by new competences of conflicts resolution.
Ключевые слова: агрессивная среда, конфликт, конфликтная культура, конфликтная компетенция, разрешение конфликта, управление конфликтом.
Keywords: aggressive environment, conflict, conflict culture, conflict competence, conflict resolution, conflict management.
В современной ситуации конфликтологическая тематика в психолого-педагогической литературе обсуждается наиболее интенсивно. Одной из востребованных и дискуссионных среди педагогов и администраторов является проблема конфликтности и агрессивности образовательной среды.
По мере усложнения образовательных программ, а также вследствие индивидуальных или социальных факторов часть студентов остаются невостребованными и выброшенными за борт "'социальной лодки". Неудовлетворительная успеваемость, отсутствие взаимопонимания со сверстниками, негативное отношение со стороны пе-
¡Алгоритмы высшей школы
дагогов являются факторами, влияющими на желание учиться и развиваться.
Разумеется, проблема агрессивности и конфликтности образовательной среды выражена намного острее, чем факт наличия или отсутствия базовых знаний и компетенций у педагогов по работе с данным явлением.
В настоящее время широко обсуждается проблема формирования конфликтной культуры (конфликтной компетенции или конфликтологических способностей) у современного педагога.
Установление адекватных и эффективных способов разрешения конфликтов всегда требует детального анализа объективных и субъективных факторов их возникновения. То есть ключевым вопросом, на который следует искать ответ, является: формируются (привносятся) конфликты извне (инициаторами являются лица, наделенные властными полномочиями), или источником их внутренней локации являются студенты, администраторы или отдельные преподаватели? Практика показывает, что однозначно на него ответить невозможно, но, как правило, проблемные ситуации возникают вследствие несовпадения картины мира и неправильно выстраиваемых взаимоотношений между преподавателями и отдельными студентами.[2]
Каждый конфликт уникален и чаще всего он возникает на почве противоположно направленных ценностей, интересов, мотивов или мнений. Он может разразиться по поводу какого-либо предмета, неосторожно сказанного слова, искусственно заниженных баллов, невыполненных заданий или систематических прогулов занятий.
К факторам, усиливающим или ослабляющим конфликты, можно отнести такие, как сложный характер и взрывной темперамент человека, пол, возраст, реактивные реакции организма, его функциональное состояние и внутренние физиологические раздражители, оказывающие давление на психику в данный момент.
Межличностные конфликты могут складываться вследствие неприязненных отношений, психологической и культурной не-
совместимости индивидов, неадекватного поведения, зависти, злости, усталости, раздражения, конкуренции и т.п., а также весьма специфических ценностных установок. Поскольку они являются результатом столкновения человека с внутренними противоречиями и внешними препятствиями, то они не могут быть неизбежными и непреодолимыми, и представляют собой определенный круг проблем, которые ему приходится разрешать в течение всей жизни. Ни одна попытка выявления причинно-следственных связей конфликтов не может считаться совершенной, поэтому является условно-ситуативной. Главная цель любой классификации заключается в рационализации конфликта, а также поиске адекватных способов его объяснения.
Конфликт в сфере образования - форма проявления противоречий, конструктивное решение которых может способствовать личностному росту конфликтующих сторон.[1] Наиболее часто в вузе наблюдаются следующие виды конфликтов: между студентами; между преподавателями и студентами; преподавателя с самим собой, с коллегами и руководством учебного заведения.
В психолого-педагогической литературе рассматриваются два наиболее распространенных способа решения конфликта -жесткий (противостояние, нацеленное на подчинение оппонента) и гибкий (переговоры с целью достижения компромисса или полного его разрешения).
Внутри каждой из этих групп и во взаимодействии групп или их отдельных представителей преимущественно выбирается жесткий (силовой) вариант, при котором разрешение конкретной проблемы - не главное; вопрос, который решается на самом деле: кто будет доминировать, владеть инициативой и диктовать свои условия?
Поскольку возникновение конфликтов складывается из разных факторов: "смысловые барьеры", противоречивые и неправильно выстроенные отношения между преподавателями и студентами - объективная оценка не только учебной, но и воспитательной деятельности преподавателя выс-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
шей школы должна строиться на изучении способов его взаимодействия с обучающимися.^]
К сожалению, в России в системе вузовского образования наблюдается дефицит специалистов, способных компетентно разрешать конфликты и конфликтные ситуации. Нерешенные или не полностью решенные проблемы в конечном итоге перерастают в затяжные баталии и "военные действия", которые замалчиваются или трансформируются таким образом, что их разрешение становится возможным исключительно посредством вышестоящих организаций, прокуратуры, полиции.
Выявление источников социальной напряженности в педагогическом коллективе позволит снизить временные затраты на их урегулирование и уменьшить вероятность возникновения рецидивов. В нашем сознании конфликт, с одной стороны, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами и враждебностью. С другой - является отправной точкой для саморазвития, поскольку в противоречивости конфликтных ситуаций заложены и позитивные моменты, связанные с более рациональным осмыслением проблем и разногласий.
Современная высшая школа с её неак-туализированной в течение многих лет потребностью преподавателя в социальном признании и уважении, относительно невысокой зарплатой, девальвацией высшего образования и потребительским отношением к педагогическому труду со стороны студентов стала восприниматься в качественно ином смысле.
Вуз, как и любой другой социальный институт, располагает высоким конфликтным потенциалом. Поэтому в воспитательной и профилактической работе со студентами он должен рассматриваться не как отдельный элемент, а как важное связующее звено между личностью и социумом.
К сожалению, конфликты между преподавателями и студентами возникают достаточно часто. Вопрос о том, как их предотвращать с минимальными потерями для обеих сторон, всегда остается открытым.
Чем разнообразнее и разнонаправленнее человеческие интересы, тем сложнее их объединять, увязывать и приводить к гармонии.
Конфликты необходимо учиться решать на начальной стадии их возникновения, не доводя до перехода в деструктивную стадию. Негативный эмоциональный опыт запоминается намного лучше, чем какие-либо другие события. Именно в процессе работы с негативной информацией проявляются различия у преподавателей и студентов в подходах к кризисным ситуациям в обучении и в жизни.
Несомненно, профилактика конфликтов должна быть одним из приоритетных видов деятельности образовательного учреждения, нежели работа, связанная с их устранением.
Каждая ситуация уникальна. Стратегию управления конфликтом преподаватель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса воспитания и права. У опытного преподавателя всегда имеется комплекс возможностей для прогнозирования конфликтной ситуации и корректировки собственных действий, а также действий студентов.
Для некоторых преподавателей конфликты со студентами являются средством самоутверждения. Естественно, что статусы студента и преподавателя изначально не равны. На многочисленных студенческих форумах, в группах в социальных сетях оставляются различные отзывы, комментарии о преподавателях; так, например, на одном из сайтов [3] рейтинг педагога формируется на основе следующих критериев:
- способность донести материал;
- сложность сдачи экзамена;
- практическая польза предмета;
- увлекательность предмета;
- использование наглядных и технических средств обучения;
- чувство юмора.
Данный рейтинг является субъективным. Информация на сайте является открытой, и студенты предпочитают оставлять нейтральные комментарии.
¡Алгоритмы высшей школы
Авторами был проведен опрос студентов второго курса Новосибирского государственного педагогического университета и Новосибирской государственной художественно-архитектурной академии. Большинство опрошенных студентов отметили, что крайне редко вступают в жесткий и бескомпромиссный конфликт с преподавателями и считают, что разница в возрасте и статусе превращают его в односторонний.
Преподавателю, у которого конфликты возникают намного чаще, чем у коллег, следует в первую очередь проанализировать собственное поведение и только потом обвинять студентов в глупости и несдержанности.
При этом важно помнить, что ни один стиль взаимодействия не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях. Работа с конфликтом предполагает активизацию личностных ресурсов и зон ответственности. Позитивные отношения и максимально уютно оформленные помещения в вузе, гибкое расписание занятий не менее важны, чем хорошая успеваемость или тотальный контроль над студентами и преподавателями.
Невозможно эффективно исправлять (направлять) поведение студентов без коррекции поведения педагогов. У преподавателей и студентов должна быть общая цель, направленная на улучшение психо-
логического микроклимата в вузе. Для ее реализации в первую очередь необходимо обучить преподавателей работать по-новому, поскольку именно они являются примером для подражания.
В настоящее время объектом педагогического воздействия в основном являются студенты, а конфликтные педагоги остаются вне поля зрения специалистов. Только в случаях рукоприкладства, публичного оскорбления данная проблема широко обсуждается в обществе, но, кроме обсуждения, ничего серьезного не происходит.
Менталитет российского педагога меняется крайне медленно, а эффективная работа с конфликтами в системе высшего образования требует специальной медиативной подготовки, организации рефлексивной деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики преподавателя, умения слушать и слышать обучающихся.
Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одной из ведущих компетенций современных педагогов, работающих в сфере образования. Современное поколение нуждается в новых ценностях и компетенциях. Толерантность и бесконфликтность не появляются из воздуха, они формируются целенаправленно и являются одними из направлений профилактики асоциального поведения личности.
Библиографический список
1.Гребенкин, Е.В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Германии / Е.В. Гребенкин, В. Хаб-бергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - № 1 (5). - C. 16-24.
2.Гребенкин, Е.В. Проблема формирования конфликтной культуры у педагогов и школьников / Е.В. Гребенкин, А.А. Гребенкина, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 6. - С. 83-89.
3.Профессор рейтинг - рейтинг вузов и преподавателей России, Беларуси, Казахстана и Украины. - URL: http://professorrating.ru (дата обращения: 05.05. 2015)
4.Пушкарёва, Е.А. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности / Е.А. Пушкарева, Л.В. Судоргина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - №4. - С. 80-87.