Научная статья на тему 'Способы взаимодействия младших школьников в процессе разрешения межличностных конфликтов в системе "ученик-ученик"'

Способы взаимодействия младших школьников в процессе разрешения межличностных конфликтов в системе "ученик-ученик" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / JUNIOR SCHOOL AGE / СИСТЕМА "УЧЕНИК УЧЕНИК" / THE "PUPIL-PUPIL" SYSTEM / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRES / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / STATISTICAL DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Паршакова Полина Владимировна

Статья посвящена проблеме взаимодействия учащихся младших классов в процессе разрешения конфликтов. Данные, представленные в статье, демонстрируют настоящую ситуацию в среднестатистических младших классах и помогают подобрать подходящие решения, которые могли бы помочь выработать навыки конструктивного разрешения конфликтов в системе «ученик-ученик» в младших классах средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Почекаева Ирина Сергеевна, Паршакова Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT RESOLUTION INTERACTION TYPES IN THE “PUPIL-PUPIL” SYSTEM IN JUNIOR SCHOOL

The article deals with the problem of interaction between pupils of junior school in the conflict resolution process. The data represented in the article clearly shows the current situation and helps choose appropriate solutions that could help develop skills for constructive conflict resolution in the “pupil-pupil” system in junior school.

Текст научной работы на тему «Способы взаимодействия младших школьников в процессе разрешения межличностных конфликтов в системе "ученик-ученик"»

Список литературы

1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. -2009. - № 2.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2004.

3. Малых Ю.С. Интернет в обучении английскому языку // Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Фёдоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Экзамен, 2004. - 320 с.

4. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2007 - № 5. С. 25-31.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл) [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 02.11.2014).

© Панина Е.Ю., Зарембо Е.В., 2015

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Почекаева Ирина Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Паршакова Полина Владимировна

студентка гр.751 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

CONFLICT RESOLUTION INTERACTION TYPES IN THE "PUPIL-PUPIL"

SYSTEM IN JUNIOR SCHOOL

Irina Pochekaeva, Ph.D Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Polina Parshakova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 751 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимодействия учащихся младших классов в процессе разрешения конфликтов. Данные, представленные в статье, демонстрируют настоящую ситуацию в

среднестатистических младших классах и помогают подобрать подходящие решения, которые могли бы помочь выработать навыки конструктивного разрешения конфликтов в системе «ученик-ученик» в младших классах средней школы.

Ключевые слова: конфликт, младший школьный возраст, система «ученик - ученик», анкетирование, статистические данные.

Abstract: the article deals with the problem of interaction between pupils of junior school in the conflict resolution process. The data represented in the article clearly shows the current situation and helps choose appropriate solutions that could help develop skills for constructive conflict resolution in the "pupil-pupil" system in junior school.

Key words: conflict, junior school age, the «pupil-pupil» system, questionnaires, statistical data.

Долгое время основной задачей школы считалась передача учащимся определённого количества знаний по тому или иному предмету. Академические успехи учеников выступали в качестве главного показателя эффективности работы школы. Воспитанию отводилась второстепенная роль, и оно носило формальный характер. Однако именно в процессе воспитания через усвоение духовных и нравственных ценностей происходит развитие личности. Особое значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки, приобретаемые в общении. К сожалению, проблеме обучения младших школьников конструктивным способам разрешения межличностных конфликтов в системе «ученик-ученик» уделяется недостаточно внимания в современной школе.

Российские исследователи Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский проанализировали более 3000 актов поведения детей, имевших место в ходе наблюдавшихся ими конфликтов. В результате были выделены следующие способы воздействия детей друг на друга при возникновении игрового конфликта:

1) «физическое воздействие» - дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают игрушки, занимают чужое место в игре и т.д.;

2) «опосредованное воздействие» - воздействие на «противника» через других людей: жалобы, обращение к учителям или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;

3) «психологическое воздействие» - давление на партнера с помощью крика, плача, топанья ногами и т.д.;

4) «словесное воздействие» - указания партнеру, что он должен делать или чего он не должен делать («отдай», «уходи»), или заявление о собственных действиях («я буду врачом»), или отказ от выполнения действий, требуемых партнером;

5) «угрозы и санкции» - предупреждения о возможных негативных последствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу»), угроза разрушения игры («я с вами не буду играть»), угроза разрыва отношений в

целом («я с тобой больше не дружу»), а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией («понял?», «ну» и др.);

6) «аргументы» - попытки объяснения, обоснования своих притязаний или неправомерности притязаний партнера, апелляция к правилам, негативная оценка действий партнера, оценки своих действий и т. д. [2, с. 482].

Естественно, что конкретные способы поведения детей в конфликтах в значительной степени определяются их возрастом. При возникновении конфликтной ситуации младшие школьники скорее будут «бить» словами, а не кулаками. На данном этапе недовольство - самое распространенное проявление конфликта. Младшие школьники обычно выражают это в словесной форме - грубят, дразнят.

Согласно данным исследования, проведённого нами в 2-4 классах МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82» г. Перми в 2014-2015 гг. (общее количество респондентов - 165), в ходе конфликта школьники:

• злятся на оппонента (47,7 %);

• испытывают отвращение (41,8 %);

• проявляют интерес к конфликту и испытывают от него удовольствие (7,8 %).

Как видно из представленных результатов, подавляющее большинство школьников переживает резко отрицательные чувства в случае возникновения в их жизни какого-либо конфликта.

В целях выяснения эмоциональной реакции школьников на конфликт, а также предпочитаемых ими стратегий поведения при разрешении конфликтов в системе «ученик-ученик» нами было проведено анкетирование. На вопрос «Конфликт - это хорошо или плохо?» учащиеся младших классов практически единогласно ответили «плохо», что явно указывает на недостаток знаний учащихся о конфликте и, как следствие, временную невозможность преодоления полностью негативного отношения к этому явлению.

Находясь в конфликтном взаимодействии, чаще всего младшие школьники, по их мнению, сохраняют спокойствие (22 %) и слушают и стараются понять другого участника конфликта (19 %). В то же время они указали, что могут обзываться (14 %) и даже драться (13 %), унижать другого участника конфликта (7 %) и рассказывать о нем стыдные вещи (4 %). Помимо этого зачастую младшие школьники предпочитают оставаться в стороне и ничего не делать (8 %) или же найти того, кому можно пожаловаться на ситуацию и оппонента (7 %). Малая часть опрошенных указала, что в конфликте вполне возможно сказать, что каждый из участников прав, но по-своему (4 %). Девочки в большинстве случаев стараются придерживаться «мирной» стратегии поведения, сохраняя спокойствие, слушая оппонента и признавая существование нескольких взглядов на проблему. Мальчики склонны к более агрессивным действиям чтобы доказать свою правоту. Однако, по их мнению, они также способны

слушать и быть спокойными, но в меньшей степени, чем девочки (см. рисунок).

сказать что каждый из вас прав, по-своему 4%

слушать и стараться понять другого 19%

сохранять спокойстви е

22%

ничего не делать 8%

драться 13%

обзываться 14%

ссказыв£ ть о другом стыдные вещи 4%

^ унижать другого

.жало Ж ся 7%

Рис. Действия младших школьников во время конфликта

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что младшие школьники имеют слабое представление о понятии «конфликт», не знают возможных стратегий поведения, готовы применить силу и использовать деструктивные способы разрешения конфликта. У школьников отсутствует восприятие конфликта с позитивной точки зрения, они не видят в нем способ развития, изменения, не рассматривают его как возможность лучше узнать друг друга или снять накопившееся в коллективе напряжение.

Для изменения существующей ситуации необходимо проводить специальные занятия по обучению младших школьников навыкам конструктивного разрешения межличностных конфликтов в системе «ученик - ученик». Такие занятия основываются на психологических и педагогических упражнениях, специально адаптированных для младшего школьного возраста и состоят из различных видов заданий и упражнений (например, интерактивных, сюжетно-ролевых и имитационных игр, обсуждения проблемных ситуаций, психогимнастических упражнений и пр.), позволяющих сочетать теоретические и практические занятия.

Важно отметить, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе в целом [1, с. 6-7]. Из этого следует, что обучение эффективному поведению в конфликте может благотворно повлиять на межличностные отношения в системе «ученик-ученик» и обеспечить младшим школьникам не только высокий статус в системе, но и дальнейшее гармоничное развитие личности.

Список литературы

1. ВолковБ.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 343 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2015. - 576 с.

© Почекаева И.С., Паршакова П.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.