ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОНСТРУКТИВНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК - УЧЕНИК» В МЛАДШИХ
КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Почекаева Ирина Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: [email protected]
Паршакова Полина Владимировна
студентка гр.741 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: [email protected]
DEVELOPING SKILLS FOR CONSTRUCTIVE CONFLICT RESOLUTION IN THE "PUPIL-PUPIL" SYSTEM IN JUNIOR SCHOOL
Irina Pochekaeva, Ph.D
Associate Professor, English Language Department of the Faculty of Foreign Languages
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Polina Parshakova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: конфликт, младший школьный возраст, система «ученик - ученик», тренинг.
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!» - большинство из нас помнит, как здорово «работал» этот короткий стишок, после которого мир приходил в равновесие и игра продолжалась. Однако чем старше мы становимся, тем сложнее и запутаннее становятся конфликты в нашей жизни, без которых тем не менее невозможно нормальное, жизненно необходимое развитие как личности, так и общества. Ценность конфликта заключается не столько в том, как протекает процесс противостояния, сколько в его итоге -выводах, к которым приходит человек, а также новообразованиях, изменениях, произошедших в результате конфликта.
Что представляет собой конфликт? На сегодняшний день существует огромное разнообразие определений данного явления. На наш взгляд, наиболее полно характеристики конфликта отражены в определении Г.Е. Григорьевой.
По мнению исследователя, конфликт - это закономерная фаза развития межличностных или групповых отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно значимыми целями, принципами, мотивами субъектов, испытывающих и осознающих нервно-психическое напряжение и предпринимающих объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов [4].
Легко ли каждый из нас справляется с решением подобных ситуаций? Это зависит от собственного опыта и знаний, которые зачастую приобретаются путем многочисленных проб и ошибок, так как сама «наука конфликта» либо не преподается вообще, либо-лишь на специальных уроках, курсах, семинарах и пр. Тем не менее проблема воспитания конфликтологической культуры становится все более актуальной в связи с последними событиями в мире и обществе. Таким образом, умение конструктивно разрешать конфликты и применять полученный в них опыт представляются необходимыми для современного человека.
Когда же человеку учиться всему этому? В соответствии с мнением отечественных и зарубежных психологов, педагогов и специалистов, наиболее эффективный путь приобретения умений вести себя в конфликте - это обучение конструктивному разрешению конфликтов с раннего возраста. Являясь сензитивным периодом для обучения, младший школьный возраст - идеальное время для осознанного и продуктивного обучения.
Для ребенка младший школьный возраст - это период значительных изменений, как в физиологическом, так и в психическом аспектах. Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими функциями. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную деятельность, требующую высокой координации движений. Двигательная деятельность в этот период интенсивно развивается. Память ребенка постепенно становится сознательно регулируемой и опосредованной, формируются основные психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка [2].
Изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. Доброжелательный стиль общения, поддерживаемый учителем в учебно-воспитательном процессе, передается и ученику. Ранее наблюдавшиеся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний [2].
В этом возрасте проявляется и другое важное новообразование -произвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами
и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте, — мотивом достижения успеха [5].
Ведущий страх в данном возрасте — это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то и не так, совершить ошибку, быть осужденным и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, — обо всем том, что объединено в понятии «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста. Из этого следует вывод о том, что ребенок младшего школьного возраста уже способен осознавать и понимать различные варианты конструктивного выхода из конфликтной ситуации [3].
Также следует отметить, что с этого времени группа, коллектив сверстников занимает существенное место в жизни ребенка и соответствие их стандартам, правилам и нормам приобретает порой для ребенка форму почти «религиозного преклонения». Роль учителя постепенно отодвигается на второй план и, следовательно, конфликты в системе «ученик - учитель» являются не столь значимыми для ребенка, нежели конфликты в системе «ученик - ученик». На данном этапе для ребенка становится жизненно необходимо быть признанным и принятым в группу сверстников. Для него отказ, высмеивание, ссоры и в конечном счете непринятие в группу вообще могут серьезно отразиться на дальнейшем восприятии мира.
В основном конфликты детей между собой возникают на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я - нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще помолчи») и, естественно, разного пола («я мальчик - я сильнее») [1]. Также конфликты среди учеников возникают из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут происходить между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Роль конфликта и формирования навыков конструктивного поведения в нём возрастает в разы, требуя особого внимания взрослых по отношению к данной проблеме [6].
Осознав актуальность и необходимость профилактики неконструктивных способов разрешения конфликтов младших школьников в системе «ученик -ученик», мы можем столкнуться с вопросом: «Каким образом следует учить детей умению действовать в конфликте?».
К сожалению, на сегодняшний момент ощущается большая нехватка информации и исследований в области обучения именно детей младшего школьного возраста, как в отечественной, так и в зарубежной методике. Существующие программы по большей части направлены на занятия с подростками и старшеклассниками, однако значимость раннего воспитания конфликтологической культуры лишь усиливается. Чем раньше мы «вооружим» человека необходимой информацией, тем скорее он начнет ее использовать. Возможно, именно раннее обучение способно повлиять на
конфликтологическую грамотность учащихся и тем самым снизить частоту и напряжённость конфликтных взаимодействий младших школьников в системе «ученик-ученик».
Следует отметить, что наилучшая форма обучения - специально организованный тренинг, позволяющий сочетать теоретические и практические занятия. В основу тренинговых занятий заложены психологические и педагогические упражнения, специально адаптированные для младшего школьного возраста. Очень важно всегда помнить о физиологических и психологических особенностях данной возрастной группы и учитывать их в процессе составления плана каждого занятия.
Во время проведения тренинга создаются условия, способствующие тому, чтобы учащиеся осознали, что же такое конфликт и его неизбежность в жизни с позитивной точки зрения, научились контролировать своё эмоциональное состояние в процессе разрешения конфликта и самое главное - применяли полученные знания на практике.
Приведём примеры некоторых упражнений, которые педагоги могут применять при проведении конфликтологических тренингов для младших школьников.
«Узнавание эмоций»
Цели: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей и выражать свое собственное.
Задачи: развить возможности к самовыражению, снять барьеры в общении, формировать моральные представления, скорректировать поведение.
Ход упражнения: каждый ребенок по очереди «задумывает» эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Я злюсь, когда...», «Я огорчаюсь, когда...» и т. д.). Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой — всем телом. Наблюдают, как это делают другие. Дети вспоминают что-нибудь печальное. Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
Рефлексия: по завершении упражнения школьники обсуждают его итоги и отвечают на вопросы педагога. Какая эмоция вам понравилась больше всего? Почему? Как мы распознаем эмоции друг друга? Посмотрите на картинки. Соедините смайлики с эмоциями, которые к ним относятся. А какой смайлик сегодня ты/твой сосед/класс? Почему?
«Котел»
Цели: учить контролировать своё эмоциональное состояние, способствовать сплочению коллектива.
Задачи: учить способам снятия состояния агрессии, развивать координацию движений, ловкость
Вступление: «Каждый из нас взаимодействует с большим количеством людей: в школе, в секции, в транспорте и на улице. Каждый день мы сами передаем положительные или отрицательные эмоции - мы можем быть расстроены или радостны, и от этого тоже иногда зависит то, как мы ответим человеку. Жизнь бурлит и кипит, и чем больше людей заняты своим делом, чем больше они «бурлят» и «кипят», тем сложнее им бывает сдержаться и не навредить, не оскорбить другого. Согласны ли вы с этим? Вы в это верите? А хотите проверить? Давайте сыграем в игру "Котел"».
Содержание упражнения: «котёл» - это ограниченное пространство в группе (например ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Педагог произносит слова: «Вода нагревается!», «Вода становится теплее!», «Вода горячая!», «Вода кипит!». Дети в зависимости от «температуры воды» меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.
Рефлексия: школьники все вместе анализируют упражнение, делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы. «Как вы ощущали себя в "котле"? Сложно ли было не зацепить, не сбить друг друга? Какие чувства вы испытывали? Радовались ли вы? Злились ли вы? Почему? Какая атмосфера была в "котле", когда "вода нагревалась", "вода становилась теплее", "вода была горячая", "вода кипела"? Было ли это общее чувство?»
«На обидчивых воду возят»
Цели: учить анализировать ситуацию конфликта.
Задачи: развивать умение слышать и слушать других, учить работе в команде/группе, развивать умение логично и четко выражать свои мысли.
Ход игры: игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел или как сам игрок невольно или специально обидел кого-то. Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» - театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и высказать свое мнение. Они могут объяснить, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или, наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять. Педагог внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце педагог подводит итоги.
Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.
Рефлексия: школьники отвечают на вопросы педагога. «Справились ли вы с упражнением? Были ли трудности, сложности? Почему? Какая роль показалась вам легче: тех, кто обижался, или тех, кто переубеждал их? Как вы думаете, почему? Сталкивались ли вы с такими ситуациями в жизни? Когда? Что вы делали? Каков был результат?».
Необходимость создания данной программы именно для младшего школьного возраста крайне важна. Каждый день, сталкиваясь с различными конфликтами, младший школьник должен знать, как справляться с ними. Воспитание человека, владеющего умением грамотно и конструктивно разрешать конфликты, способного увидеть в оппоненте сотрудника по разрешению сложной межличностной ситуации, является важной задачей современной школы. Создавая условия для формирования у учащихся навыков и умений позитивного взаимодействия в конфликте в младшем школьном возрасте, школа обеспечивает нравственное благополучие общества в целом.
Список литературы
1. Белковская А., Шабас С. Детские конфликты в школе [Электронный ресурс]. - URL: http://dp.17ya.ru/?p=3916 (дата обращения: 6.04.2014 г.).
2. Волков Б.С. Возрастная психолгия: в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М., 2008. - 343 с.
3. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. -Екатеринбург, 2006. - 640 с.
4. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы. -Пермь, 2003. - С. 20 - 22.
5. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. - Ростов, 2008. -568 с., ил.
6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. -М.; СПб., 2010. - 651 с.
© Почекаева И.С., Паршакова П.В., 2014