Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка для достижения метапредметных результатов младших школьников'

Использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка для достижения метапредметных результатов младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / METASUBJECT OUTCOMES / NATIONAL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Зарембо Елена Витальевна

Статья посвящена информационным технологиям как одному из инструментов при развитии метапрепредметных действий младших школьников. При рассмотрении требований федерального государственного стандарта начального общего образования к метапредметным результатам и психофизиологическим особенностям этой возрастной группы выделяется список возможных к применению на уроке иностранного языка информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Зарембо Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS TO REACH META- SUBJECT LEARNING OUTCOMES IN THE LESSON OF THE ENGLISH LANGUAGE IN JUNIOR SCHOOOL

The article is dedicated to Information Technologies, as one of the means to develop meta-subject skills in junior school. When considering National Curriculum and psychophysiological nature of the age group the possible Information Technologies for use in the lesson of the English language are marked.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий на уроках иностранного языка для достижения метапредметных результатов младших школьников»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Зарембо Елена Витальевна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Пермь

E-mail: zarembo92@bk.ru

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES AS A MEANS TO REACH META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES IN THE LESSON OF THE ENGLISH LANGUAGE

IN JUNIOR SCHOOOL

Elena Panina, Ph.D

Associate Professor, Department of Foreign Language Methodology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Elena Zarembo

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: zarembo92@bk.ru

Аннотация: статья посвящена информационным технологиям как одному из инструментов при развитии метапрепредметных действий младших школьников. При рассмотрении требований федерального государственного стандарта начального общего образования к метапредметным результатам и психофизиологическим особенностям этой возрастной группы выделяется список возможных к применению на уроке иностранного языка информационных технологий.

Ключевые слова: метапредметные результаты, информационные технологии, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Abstract: the article is dedicated to Information Technologies, as one of the means to develop meta-subject skills in junior school. When considering National Curriculum and psychophysiological nature of the age group the possible Information Technologies for use in the lesson of the English language are marked.

Key words: meta-subject outcomes, Information Technologies, National Curriculum.

Сегодня к основным задачам, которые ставятся перед учителем иностранного языка (ИЯ) начальной школы, относятся: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация

121

умственной деятельности учеников, развитие речи, но, пожалуй, приоритетной задачей является задача «научить учиться». То есть вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к формированию у учащихся метапредметных результатов - универсальных учебных действий (УУД), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться» [1].

Быстрое развитие информационных технологий (ИТ) и их внедрение наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка, а в традиционную и известную всем схеме «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютерное обучение. Поэтому из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование ИТ в учебно-воспитательном процессе [2].

Внедрение ИТ на уроках ИЯ основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:

• происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;

• высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

• большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

• мультимедиаучебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Таким образом, использование ИТ на уроках иностранного языка дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

повышается интерес, мотивация учебной деятельности; осуществляется дифференцированный подход; каждый ученик становится субъектом процесса обучения; за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший; облегчается процесс контроля и оценки знаний; развиваются виды учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль) [3].

Однако для успешного применения ИТ в соответствии с требованиями ФГОС представляется целесообразным дать методические рекомендации к их использованию.

Планирование урока с использованием ИТ делится на несколько этапов:

1. Теоретический этап определяет учебную цель с ориентацией на достижение результатов.

В зависимости от целей и задач урока, приводятся доводы необходимости использования ИТ на уроке.

В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные ИТ конкретного методического назначения.

2. Программно-технический этап, на котором определяется необходимое аппаратное и программное обеспечение (персональный компьютер и программные средства), выбирается форма урока (урок-презентация, обучающий урок, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.д.).

3. На функциональном этапе осуществляется поэтапное планирование урока, определяются длительность, форма организации деятельности учащихся, функции учителя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля, развиваемые метапредметные действия и т.д.

4. Этап педагогической реализации.

Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИТ требуется решение двух основных задач:

• определение текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых (привлечь внимание чем-то необычным, заинтриговать, настроить на размышление и т.д.);

• управление познавательной деятельностью учащихся, т.е. планирование и реализация оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этом этапе учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль над работой учащихся.

Безусловно, критерием отбора ИТ должен стать используемый в школе УМК и материально-техническая база школы.

Например, в рамках УМК под редакцией И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной при использовании видеофильма на английском языке с английскими субтитрами у младших школьников развиваются аудиальные навыки восприятия английской речи и ее проговаривания. Более того, видеофильм мотивирует их на дальнейшее обучение и стимулирует переход

от игры (развлечения) к обучению, что благоприятно влияет на психическое состояние и интерес к предмету.

До просмотра видеофильма учителем ставятся задачи: уловить главную мысль видеофильма, выделить ключевых персонажей, описать содержание и постараться запомнить услышанные и увиденные слова. После просмотра -обсуждение в группах и ответы на вопросы по содержанию видеофильма.

Просмотр и анализ школьниками таких видеофильмов направлен на развитие следующих метапредметных действий:

• Регулятивные:

- умение принять учебную задачу (т.е. понять задачу учителя, описанную выше);

- навык планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Как я буду это делать? Например: как буду фиксировать услышанное?);

- способность концентрироваться, удерживать внимание на диалогах персонажей, происходящих событиях и их запоминание;

- способность проверки и контроля усвоенного из видеофильма материала, после его просмотра (развитие навыка исправления ошибок или дополнения в понимании сюжета видеофильма).

• Познавательные:

- опыт выделения (пересказ) основного содержания видеофильма, его персонажей и сюжета;

- структурирование услышанной и увиденной информации (понимание правильного содержания видеофильма);

- фиксирование слов/словосочетаний в устной и письменной форме (фиксирование новых или непонятных слов/словосочетаний в удобной для понимая ученику форме).

• Коммуникативные:

- навык диалогового общения, ответы на вопросы по сюжету, обсуждение персонажей и их диалога.

В рамках УМК видеофильм задевает нравственные ценности, показывает быт прошлых поколений.

При использовании интерактивной программы LearnWords (обучающей программы для изучения иностранного языка, запоминания слов и фраз с использованием компьютера [4]) на уроках могут даваться следующие задания:

• учитель управляет программой, а ученики по очереди выполняют по одному действию в упражнении (найти ассоциацию «слово-перевод»);

• создание словаря из нескольких видов «еды» - фрукты и овощи, распределение учеников по группам и выполнение задания нахождения сначала ассоциации «слово-перевод» для фруктов, далее для овощей;

• выполнение домашнего задания учениками с помощью данной программы, повторение новых слов.

Преимущества в обучении школьников:

• последовательное выполнение всех упражнений, для каждого слова вырабатывает необходимые устойчивые ассоциативные связи;

• игровая составляющая обеспечивает легкость изучения;

• система баллов и уровней обеспечивает гарантию уверенного запоминания;

• слова недостаточно выучить, необходимо их надежно и надолго запомнить, «отправить на хранение» в долговременную память. Решить эту задачу позволяет универсальная система повторений в программе.

Упражнения, выполняемые с помощью этой программы, развивают следующие метапредметные действия:

• Регулятивные:

- умение сосредоточения и настойчивости, преодоление неудач и допущения ошибок, сверка своих ответов с правильными (сравнение и корректировка изучаемых слов в разных упражнениях).

• Познавательные:

- навык группировки слов по общему признаку (группировка и выделение слов по типу «фрукты» из словаря «Еда»);

- способность к текстовой и слуховой интерпретации слов (слуховое и текстовое восприятие новых слов по теме «Еда»);

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели упражнений, т.е. в изучении новых слов;

- умение пользоваться данной программой, вводить текст.

• Коммуникативные:

- развитие диалогового общения при выполнении задания группировки слов по видам в группах (в итоге каждая группа учеников дает свой вариант).

В рамках УМК данная программа позволяет развивать навыки работы с компьютером. Сами же упражнения позволяют надежно и надолго запомнить вновь изучаемые слова, причем в игровой форме, что немаловажно для младших школьников.

Интерактивные сайты для групповых и индивидуальных заданий также являются эффективным средством для достижения метапредметных действий.

Например, при выполнении домашнего задания по составлению комикса на сайте http://www.toondoo.com группой школьников возможно составить собственный диалог в соответствии с речевой ситуацией, представленной серией картинок; разыграть диалог по ролям; создать диалог с пропущенными фрагментами для реконструкции и восстановления реплик в диалоге; составить диалог по образцу.

Развиваемые при этом метапредметные действия:

• Регулятивные:

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели проекта (формирование целеустремленности в создании общего диалога в рамках домашнего задания);

- навык планирования и прогнозирования своей деятельности в рамках проекта (умение планировать свою деятельность в рамках домашнего задания по созданию диалога);

- способность контролировать и оценивать как свои действия, так и действия участников группы проекта (умение распределять и оценивать обязанности между участниками группы при выполнении задания по созданию диалога).

• Познавательные:

- развитие навыков работы с компьютером и Интернетом у школьников вне класса (развитие умений пользоваться клавиатурой, мышкой и ресурсами Интернета, электронной почтой при регистрации на сайте, интерфейсом создания диалога на сайте);

- умение структурировать содержание проекта (диалога).

• Коммуникативные:

- общение учеников в процессе выполнения задания, как в диалоге, так и онлайн, используя Интернет (общение учеников непосредственно в диалоге, выполняя задание вместе или распределено, общаясь посредством Интернета);

- выражение своей точки зрения, выслушивание других предложений и нахождение общего устраиваемого всех решения (нахождение общей точки зрения по решаемому вопросу);

- выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение задач при составлении диалога;

- оформление своих мыслей в устной и письменной речи (умение записывать и устно выражать идеи по создаваемому диалогу).

Диалог создается полностью «с чистого листа»: выбираются место и время, герои и их окружение, количество слайдов и многое другое. Комикс можно сохранить и опубликовать в Интернете, скачать в виде картинок.

В рамках УМК данная программа позволяет развивать навыки работы с компьютером и Интернетом.

Применение ИТ на уроках иностранного языка бесспорно улучшает процесс обучения, но следует учитывать и влияние ИТ на здоровье младших школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Применение различных упражнений каждые 15-20 минут урока на глаза и основные мышцы, которые устают он напряжения, дают положительный результат как для здоровья школьников, так и для усвоения материала, поскольку создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке повышает интерес и мотивацию школьников и у детей не появляется чувство страха, боязни перед этим предметом [5].

Список литературы

1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. -2009. - № 2.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2004.

3. Малых Ю.С. Интернет в обучении английскому языку // Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Фёдоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Экзамен, 2004. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2007 - № 5. С. 25-31.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл) [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 02.11.2014).

© Панина Е.Ю., Зарембо Е.В., 2015

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Почекаева Ирина Сергеевна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: pochekaeva@yandex.ru

Паршакова Полина Владимировна

студентка гр.751 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: Polly-11@yandex.com

CONFLICT RESOLUTION INTERACTION TYPES IN THE "PUPIL-PUPIL"

SYSTEM IN JUNIOR SCHOOL

Irina Pochekaeva, Ph.D Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: pochekaeva@yandex.ru

Polina Parshakova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 751 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: Polly-11@yandex.com

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимодействия учащихся младших классов в процессе разрешения конфликтов. Данные, представленные в статье, демонстрируют настоящую ситуацию в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.