ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Кулёва С.М. Email: Kulyovа[email protected]
Кулёва Светлана Михайловна — магистрант, направление подготовки: психолого-педагогическое образование, Институт педагогики и психологии Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: конфликты подрастающего поколения со сверстниками — одна из основных социальных и психологических проблем, способная порождать множество других. Несмотря на специфику и многообразие конфликтных ситуаций в данной статье нами была рассмотрена проблема конфликта в подростковой среде, выявлена роль общения старшего подростка со сверстниками, значимость своевременной помощи в разрешении конфликта и разработана технология психолого-педагогического сопровождения старших подростков в конфликтных ситуациях в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: межличностное общение, конфликт, подростковый возраст, технология психолого—педагогического сопровождения.
TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR ADOLESCENTS IN CONFLICT SITUATIONS IN THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION Kulyovа S.M.
Kulyova Svetlana Mikhailovna—Master, DIRECTION OF TRAINING "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION", INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY KOSTROMA STATE UNIVERSITY, KOSTROMA
Abstract: the conflict of the younger generation with their peers is one of the major social and psychological problems that can give rise to many others. Despite the specificity and diversity of conflict situations in this article we have considered the problem of conflicts among adolescents, the role of communication older teenager with their peers, the importance of timely assistance in the resolution of the conflict and developed the technology of psycho-pedagogical support of older adolescents in conflict situations in educational organizations.
Keywords: interpersonal communication, conflict, adolescence, technology of psychological and pedagogical support.
УДК 740. 316.6
Одной из наиболее важных и трудных проблем людей разного возраста, имеющих как психологические, так и социальные аспекты, являются конфликты. На сегодняшний день в литературе существуют самые различные определения конфликта. По словарю В.И. Даля: «Конфликт (лат. «conflictus» - столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [2]. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений. Наиболее остро этому подвержены старшие подростки, из-за психологических особенностей и новообразований. Старший подростковый возраст - это возрастной период переход человека, начало которого приходится на 13-14 лет, а заканчивается он в 15-16 лет. Старший подросток не может обойтись без сверстников, общаясь с ними, он узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия [3]. Жизнь, протекающая в конфликтах, нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания, интернет - зависимость и игромания, а учитывая, то, что данный возраст имеет важное значение для развития личности данная проблема в современных условиях требует от науки и практики особого внимания и работы.
Анализ литературы и деятельности различных школ позволил составить технологию психолого-педагогическое сопровождение старших подростков в конфликтных ситуациях в общеобразовательной организации, которую можно представить следующими этапами:
Первый этап - диагностический. Целью этапа является определение учащихся, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, находящихся в конфликте. Пути выявления детей различны: обращение классного руководителя, педагогов -предметников или иных работников учреждения; обращение родителей или законных представителей учащегося; обращение сверстников, друзей учащегося; самостоятельное обращение ученика за помощью; выявление затруднений социальным педагогом или педагогом - психологом в ходе обследования классов. В первых трёх случаях, после получения запроса, психолог планирует, каким образом он может найти контакт с ребенком, собрать необходимую информацию о нем. Информацию он можно получить в результате беседы, разговора, наблюдения, опроса, социометрических методик, метода экспертных оценок и др. В отдельных случаях учащийся сам обращается за помощью к специалисту, основная задача психолога в данном случае - выяснить с какой трудностью столкнулся старшеклассник, носит ли она личностный характер, либо учащегося отказывается принимать коллектив.
Особое внимание следует уделить первой встрече с ребенком, создать атмосферу доверия, чтобы расположить учащегося к себе. Поскольку основная цель на этом этапе - узнать информацию, лучше всего помочь старшекласснику начать беседу, а далее постоянно стимулировать учащегося на дальнейший рассказ.
После сбора информации или беседы со старшеклассником происходит ее анализ, где психолог: определяет степень трудности и опасности ситуации для ребенка; выявляет причины, породившие ситуацию; определяет степень переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. её актуальности для него.
Особую важность на данном этапе приобретает правильный логический анализ существующей проблемы, чтобы дальнейшее ее решение стало заботой всех участников учебно-воспитательного процесса и определило конкретные действия следующего этапа -целеполагания.
На основе полученной информации происходит выдвижение, обоснование и корректировка цели работы со старшеклассником. Важно сказать о том, что если затруднение в процессе общения носит личностный характер, психолог ставит индивидуальную цель для достижения положительного результата; если учащегося отказывается принимать коллектив, тогда работа ведется в группе. Все поставленные цели и задачи должны быть ориентированы на личностные и индивидуальные особенности.
Планирование работы - следующий этап технологии. Чтобы определить содержание работы, нужно отметить причины и смоделировать пути выхода из сложившейся ситуации, здесь могут принимать участие и педагоги, и учащиеся и родители. На основе полученных данных, психолог составляет примерный план работы с ребенком, происходит отбор необходимых форм, методов и средств. Стоит отметить, если проблема имеет масштабный характер, то психолог ищет взаимодействие с другими службами, такими как «Школа примирения», социально - психологические службы, логопедические службы в школах и т.п.
В случае, когда была выявлена проблема личностного характера, разрабатывается индивидуальный план работы с учащимся, включая в него индивидуальные консультации; тренинги ораторского мастерства, коммуникативных навыков; наблюдение за ребенком в повседневной жизни; анализ его поведения и деятельности; беседы; упражнения и т.п., при этом стоит постоянно включать старшеклассника в групповые формы деятельности, так как одному справиться с данной проблемой невозможно. В случае, когда учащегося отказывается принимать коллектив, педагогам следует спланировать совместные дела и мероприятия, это могут быть коммуникативные тренинги, психологические игры, беседы, совместная организация дела и т.п. Желательно избегать элементов соревнования в проведении различных мероприятий, так как гарантировать положительный результат сложно, а неудача может усугубить ситуацию. В ходе выполнения совместной деятельности должны возникать лишь позитивные эмоции.
Этап реализации, на данном этапе происходит реализация намеченных программой мер воздействия с конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов. В случаи обращения специалистов в различные службы, работа проходит принципу деятельности служб. При самостоятельном разрешении проблемы психолог проводит запланированные программой мероприятия. Всегда стоит помнить о благоприятной
эмоциональной атмосфере старшеклассника, как при индивидуальной работе, так и при групповой.
При индивидуальной работе со старшим подростком можно выделить следующие направления деятельности:
1 .Социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка;
2. Работа, направленная на изменение некоторых личностных проявлений: формирование адекватной самооценки, снижение тревожности, бескорыстное отношение и т.п.;
3. Использование элементов социального обучения: обеспечение учащегося необходимыми знаниями, умениями и навыками бесконфликтного общения [1].
Следует не забывать особую важность коллектива и окружающей среды при оказании помощи. Групповая работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанную с ним самооценку, преодоление внутренних конфликтов. Наиболее эффективным является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповые беседы, тренинги, упражнения, дискуссии и ролевые игры, повышающие готовность к принятию себя и других в общении.
Работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, пола, и индивидуальных особенностей. Следует обратить внимание на обучение внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей. Именно на этапе реализации происходит развитие интереса старших школьников к сверстнику как партнеру общения и освоение опыта культуры взаимопонимания в общении со сверстниками, нарастает самостоятельность в преодолении конфликтных ситуаций.
Анализ и рефлексия является последним этапом технологии. На данном этапе психолог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. Достигнуты ли поставленные цели и задачи, насколько корректно и правильно были подобраны методы и формы. Анализируя собственную деятельность, психолог выявляет позитивные и негативные аспекты используемой технологии, намечает пути устранения недостатков. Если проблема подростка решена - идёт его дальнейшее сопровождение, если не удалось решить проблему, психолог переходит к этапу поиска новых форм и методов. В рамках каждого из этапов психолог выполняет определенный блок работ. Не стоит забывать о том, что реализация технологии имеет большое значение и для объекта, и для субъекта.
Таким образом, внедрение психолого-педагогических технологий в деятельность психолога позволяет более эффективно решать существующие проблемы, помочь старшеклассникам наладить взаимоотношения со сверстниками, разрешать существующие конфликты.
Список литературы / References
1. Андреева И.Н. Психология. Учебно-методический комплекс для студентов педагогических
специальностей. Возрастная психология. Новополоцк, 2007. 220 с.
2. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: Изучение и управление / С.В. Баныкина,
Е.И. Степанов. М., 2006. 216 с.
3. ГорянинаВ.А. Психология общения: Учебное пособие для вузов. М., 2009. 175 с.