УДК 316.688
Е. С. Лунёва
Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в подростковой среде
В статье предлагается понимание позиции учителя при социально-педагогическом сопровождении конфликтных ситуаций среди подростков. Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в подростковой среде - особый вид взаимодействия педагогов и школьников, стимулирующий осознание ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, при сопоставлении своих намерений и совершенных поступков с системой ценностных ориентаций и убеждений, побуждающий воспитанников к выбору конструктивных стратегий взаимодействия со сверстниками.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, функция учителя, конфликтная ситуация.
Е. S. Luniova
Social and Pedagogical Support of Conflict Situations in Adolescent Environment
In the article is offered the understanding of a teacher's position with a social and pedagogical support of conflict situations among teenagers. A social and pedagogical support of conflict situations in the adolescent environment is a special kind of interaction of teachers and schoolchildren, stimulating the child to comprehend the reasons of conflict situations with peers, comparing the intentions and actions which have been already done with the system of valuable orientations and the belief inducing pupils to a choice of constructive strategy of interaction with peers.
Key words: a social and pedagogical support; a function of a teacher; a conflict situation.
В статье представлены теоретические выводы и практические заключения, к которым пришел педагогический коллектив в процессе эксперимента по социально-педагогическому сопровождению конфликтных ситуации среди подростков общеобразовательной школы, в ходе которого проверялась истинность предположения о том, что если педагог создает условия для осознания воспитанниками причин и сущности происходящего, конфликтные ситуации выполняют воспитывающую роль в формировании личности взрослеющего человека.
Подростковый возраст - период формирования основ нравственности и морали, социальных установок, взаимоотношений с социумом, стабилизации форм межличностных отношений. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а мотивационные линии связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе. Вместе с тем, конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии подростков, оправданы. С одной стороны, они обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой - особенностями социального развития подростков (не-
сформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений).
Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы предлагаем свою классификацию конфликтов среди подростков. Нами были проанализированы конфликтные ситуации, возникающие между подростками в учебно-воспитательном процессе школы № 29 Дзержинского района г. Ярославля. Анализ составлялся на основании записей социального педагога в журнале, отражающем конфликтные ситуации, происходящие в подростковых классах.
В основании нашей классификации положен предмет конфликта. Обобщим и представим зафиксированные нами конфликты, возникающие между учащимися подростковых классов:
- конфликты статусов, занимаемых подростками в межличностных отношениях;
- конфликты из-за оскорблений, сплетен, зависти, уровня личной неприязни друг к другу;
- конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3-х лидеров и их группировок за первенство в классе;
- конфликты при отсутствии взаимопонимания, солидарности, групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи между учащимися;
- конфликты, связанные с расхождением мо-
© Лунёва Е. С., 2011
ральных, духовных и нравственных ценностей;
- коммуникативные конфликты, возникающие из-за отсутствия навыков общения;
- конфликты целей основной деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба;
- конфликты из-за индивидуально-психологических особенностей личности учащегося, в частности, агрессивность;
- конфликты проступков, нарушений общешкольного Устава, общепринятых норм поведения;
- конфликты, связанные с возникновением симпатий к подросткам противоположного пола, у девочек - из-за парней, у парней - из-за девушек.
- конфликты из-за существующей социально-экономической обстановки в стране, в частности, воспитание учащихся в семьях разного социального статуса (неблагополучных, малообеспеченных, асоциальных и т. д.).
Перечисленные конфликты, с одной стороны, естественны, с другой - эти противоречия могут способствовать или препятствовать процессу формирования личности подростка. В связи с этим проблема появления конфликтных ситуаций в подростковой среде должна рассматриваться как педагогическая. А готовы ли педагоги использовать воспитательный потенциал среди подростков?
Пытаясь ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование среди учителей одной из школ Дзержинского района г. Ярославля. Письменный опрос учителей заключался в ответе на вопрос: «Что такое конфликтная ситуация?». В ответах называлось:
- нарушение правил поведения в школе -23 %;
- нежелательное явление школьной жизни, фактор, мешающий обучению и воспитанию -53,8 %;
- нормальное явление в учебно-воспитательном процессе - 13,4 %;
- затруднились ответить - 9,6 %.
На основе полученных данных и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов, можно предполагать, что учителям при построении работы с учащимися необходимо обладать знаниями об особенностях конфликтных ситуаций и использовать воспитательный потенциал конфликтных ситуаций.
Проблема конфликта является предметом исследования социологии, философии, психологии,
педагогики и ряда других наук. С точки зрения педагогики, мы считаем возможным рассматривать конфликтную ситуацию как особый вид воспитывающих ситуаций, в которых педагог создает условия для рефлексивного осмысления воспитанниками сущности и причин возникающего противоречия, способствует принятию конструктивного решения и выбору ему соответствующей стратегии поведения, способствующих становлению рефлексивной позиции школьников. Особенность таких ситуаций состоит в том, что в них педагог может создавать условия для осознания воспитанниками сущности и причин происходящего.
В своем исследовании мы предлагаем педагогу роль наставника, которая заключается в оказании помощи ребенку в попытках объяснить собственные действия и связанные с ними переживания посредством самопонимания и понимания своего оппонента, и на основе этого выбрать конструктивный путь выхода из ситуации. Деятельность педагога, направленная на раскрытие внутренних ресурсов личности и стимулирование самовоспитания, в современной литературе называется сопровождением.
Наши рассуждения логично привели к пониманию социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций, с точки зрения экзистенциальной педагогики как особого вида взаимодействия педагогов и школьников, стимулирующего осознание ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, при сопоставлении своих намерений и совершенных поступков с системой ценностных ориентаций и убеждений, побуждающего воспитанников к выбору конструктивных стратегий взаимодействия со сверстниками.
В процессе социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций в подростковой среде мы выявили алгоритм деятельности педагога. Рассмотрим этапы деятельности педагога:
1. Выявление причины конфликта, подлинной проблемы;
2. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастания конфликтной ситуации в конфликт;
3. Всесторонний анализ причин возникновения конфликтов, столкновений интересов и позиций;
4. Поиск вариантов, способов решения конфликта и выбор наиболее эффективных страте-
гий для направления конфликтных ситуации в конструктивное русло;
5. Оценка эффективности выбранной стратегии, дальнейшие действия для предотвращения подобных ситуаций.
При социально-педагогическом сопровождении конфликтных ситуаций среди подростков педагог может исполнять роль консультанта, предложив участникам конфликта проанализировать ситуацию и найти пути выхода из конфликта, прогнозируя возможные последствия каждого из участников. Допустима роль «третейского судьи»: своим присутствием педагог помогает договориться конфликтующим сторонам.
Поскольку процесс экзистенциального выбора человека всегда социально обусловлен, педагогам необходимо сформировать у подростков компетенции, необходимые для выбора конструктивного способа поведения в конфликте.
В. М. Басова отмечает, что «компетенция указывает на действия, которые должны быть согласованы и направлены на требования и проблемы окружающей среды. Компетенция означает сознательно принимаемые решения, опирающиеся на правильное знание фактов. Благодаря тому, что в результате успешного решения проблемы у человека рождается особое ощущение его потенциалов, жизненной силы, умелости, переживаемые чувства ведут к установлению в поведении должного образца действия и способствуют освоению личностью стратегии регулирования отношений в аналогичных ситуациях в будущем» [1].
Проанализировав документ, раскрывающий концепцию духовно-нравственного воспитания школьников и определяющий приоритетные направления социального воспитания, мы пришли к заключению о том, что для выбора подростком конструктивного способа поведения требуется от молодого человека сформированности:
- личностных компетенций, необходимых для ценностно-смысловой ориентации подростков: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивных компетенций, обеспечивающих подросткам организацию своих поступков и поведения в целом;
- познавательных универсальных компетенций, способствующих усвоению морально-нравственных норм и правил поведения и являющихся основой для принятия решения;
- коммуникативных компетенций, необходимых для формирования социальных основ, позиций и умений: взаимодействия с партнерами по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; обсуждать проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Процесс социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций в подростковой среде направлен на формирование рассмотренных ранее компетенций как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
В учебном процессе решение указанной задачи осуществляется через содержание учебного материала и использование технологий. Например, на уроках истории дети анализируют исторический материал, сопоставляют факты, соотносят даты событий, сравнивают различные временные периоды.
Так, на уроках литературы при анализе литературных произведений, например «Тарас Буль-ба» Н. В. Гоголя, входящего в учебную программу для 7 класса, совершенствуются навыки гибкого социального поведения в конфликтных ситуациях через выявление сильных и слабых сторон главных героев, сравнение характеристик героев, сопоставление героев Н. В. Гоголя с древнеэпическими героями. Желательно, чтобы педагоги использовали в своей деятельности технологии проблемного обучения, создающие проблемное поле, стимулирующее выработку собственной позиции и сравнение происходящего с опорой на общепринятые морально-этические нормы социальных отношений.
Кроме уроков формирование рассматриваемых компетенций осуществляется в процессе дополнительного образования, функционирующего в общеобразовательном учреждении. По средствам использования разнообразных видов и форм деятельности таких как: индивидуальная работа, творческие задания, диалоговые формы и т. д.
Классный руководитель как основной субъект внеклассной работы может создавать условия для возникновения противоречий между детьми при подготовке и организации классных мероприятий, групповой работы «мозговой штурм», игровой деятельности, методики коллективного творческого дела. Разнообразные общие дела, предполагающие проектную деятельность, целе-полагание, делегирование полномочий способствуют формированию: ответственности, толе-
рантности, умений договариваться, находить компромисс, работать в коллективе разделяя общее и частное.
Особым образом организованная воспитательная работа, основанная на рефлексивно-деятельностном подходе, предусматривает создание положительного эмоционального фона, использование активных методов воспитания, соответствие психологическому статусу ребенка, его природным и возрастным особенностям.
Воспитательный процесс должен находиться в постоянном развитии, и включать в себя инновации, разнообразные формы работы, по средствам которых происходит формирование у подростков социальных компетенций необходимых для выбора ими конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях со сверстниками.
В заключение статьи хотелось процитировать высказывание В. С. Сухомлинского, который считает, что предупреждая конфликтную ситуацию, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива. Конфликты, возникающие между учителями и родителями, педагогом и коллективом - это беда школы. Ученый призывает развивать знания и умения о способах и методах позволяющих избежать конфликтов. Называя такие умения педагогической мудростью учителя [2].
Библиографический список:
1. Басова, В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учебное пособие к спецкурсу [Текст] / В. М. Басова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. - 188 с.
2. Сухомлинский, В. А Методика воспитания коллектива [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1981. - 185 с.