Научная статья на тему 'Модель социально-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях'

Модель социально-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / REFLECTIVELY-ACTIVE APPROACH / CONFLICT SITUATION / SOCIALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунева Елена Сергеевна

Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в подростковой среде особый вид взаимодействия педагогов и школьников, способствующий формированию гибкого социального поведения воспитанников, необходимого для конструктивного решения противоречий? возникающих в общении со свер­стниками. В статье предлагается понимание сущности, компонентов и этапов сопровождения; раскрываются задачи, предлагаются формы решения этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Social and Pedagogical Support of Conflict Situations in Teenage Classes

Socially-pedagogical support of conflict situations in the teenage environment a special kind of interaction of teachers and the schoolboys, promoting formation of flexible social behavior of the pupils necessary for the constructive decision of contradictions arising in dialogue with contemporaries. In article the understanding is offered essence, stages and support components, problems reveal, forms of the decision of these problems are offered.

Текст научной работы на тему «Модель социально-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях»

Е.С. Лунева

Модель социально-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях

Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в подростковой среде - особый вид взаимодействия педагогов и школьников, способствующий формированию гибкого социального поведения воспитанников, необходимого для конструктивного решения противоречий? возникающих в общении со сверстниками. В статье предлагается понимание сущности, компонентов и этапов сопровождения; раскрываются задачи, предлагаются формы решения этих задач.

Ключевые слова: рефлексивно-деятельностный подход; конфликтная ситуация; социально-педагогическое сопровождение.

E.S. Luniova

Model of Social and Pedagogical Support of Conflict Situations in Teenage Classes

Socially-pedagogical support of conflict situations in the teenage environment a special kind of interaction of teachers and the schoolboys, promoting formation of flexible social behavior of the pupils necessary for the constructive decision of contradictions arising in dialogue with contemporaries. In article the understanding is offered essence, stages and support components, problems reveal, forms of the decision of these problems are offered.

Key words: reflectively-active approach; conflict situation; socially-pedagogical support.

Проблема конфликта является предметом исследования социологии, философии, психологии, педагогики и ряда других наук. С точки зрения педагогики, мы считаем возможным рассматривать конфликтную ситуацию как особый вид воспитательных ситуаций, создающих условия для формирования навыков социального поведения. Особенность таких ситуаций состоит в том, что в них педагог может создать условия для осознания воспитанниками сущности и причин возникающих противоречий.

Задача наставника - помочь ребенку объяснить собственные действия и связанные с ними переживания посредством самопонимания и понимания своего оппонента и, на основе этого, выбрать конструктивный путь выхода из ситуации. Деятельность педагога, направленная на раскрытие внутренних ресурсов личности и стимулирование самовоспитания, в современной литературе называется сопровождением.

Изучив педагогическую литературу по вопросу социально-педагогического сопровождения (А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, Е.И. Казакова, И.А. Липский, М.И. Рожков и др.), мы не обнаружили единство мнения специалистов в рассматриваемой дефиниции.

Так, И.А. Липский определяет социально-педагогическое сопровождение как циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гар-

© Лунева Е.С., 2010

монизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени, в процессе которого происходит развитие ребенка [3].

Б.З. Вульфов видит смысл педагогического сопровождения в поддержании, стимулировании, в развитии позитивной активности, инициативы, социального творчества, действительной самостоятельности самих школьников. Сопровождение - удовлетворение реальной осознаваемой или неосознаваемой потребности в нем ребят при участии педагога [1].

Е.И. Казакова раскрывает «сопровождение» в несколько ином ключе. Она дает следующее определение этому понятию: это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора [2].

По мнению М.И. Рожкова, социально-педагогическое сопровождение - это метод, направленный на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации [4].

Несмотря на отличия в рассмотренных определениях, ученые едины в своих характеристиках ребенка в качестве субъекта воспитательного процесса и педагога - в качестве человека, способного к партнерским отношениям с взрослеющим человеком [6].

В своем исследовании под социально-педагогическим сопровождением конфликтных ситуаций, мы понимаем особый вид взаимодействия педагогов и школьников, способствующий формированию гибкого социального поведения воспитанников, необходимого для конструктивного разрешения противоречий, возникающих в общении со сверстниками.

На наш взгляд, социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций среди подростков может базироваться на рефлексивно-деятельностном подходе, суть которого заключается в стимулировании воспитанников к рефлексивно-ценностному анализу происходящего, и во включении их в разнообразные виды деятельности (общение, игру, учебу), в процессе которых приобретаются социальные компетенции, необходимые для гибкого поведения в ситуациях разногласия (толерантность, проявление эмпа-тичности в общении, способность прогнозировать и т. д.).

В качестве субъектов социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций, в условиях школы могут выступать разные специалисты: классный руководитель, учитель-предметник, социальный педагог, психолог, взаимодействующие друг с другом и, при необходимости, с другими субъектами социального воспитания школьников.

В модели социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций, мы выделяем следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и аналитико-результативный.

По нашему мнению, стратегическая цель социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций заключается в организации педагогического процесса в подростковой среде, который способствовал бы формированию навыков гибкого социального поведения.

Тактическая цель предполагает создание условий для конструктивного решения подростковых конфликтных ситуаций.

Оперативная цель социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций заключаются в следующем:

- в обучении способам поведения в конфликтных ситуациях;

- в формировании у подростков комплекса компетенций, таких, как: саморегуляция, толерантность, рефлексия, регулятивные и эм-патийные способности, обеспечивающие конструктивное решение конфликтных ситуаций;

- в формировании конструктивного опыта общения со сверстниками через включение в различные виды деятельности: учеба, игра, диспут и т. д.

Оперативные цели определяют содержание педагогической деятельности, включающей компоненты: пропедевтический, актуальный, прак-тико-действенный и рефлексивный.

Пропедевтический компонент социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций в подростковой среде направлен на формирование указанных выше компетенций, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

В учебном процессе решение указанной задачи осуществляется через содержание учебного материала и использование технологий. Например, на уроках истории дети анализируют исторический материал, сопоставляют факты, соотносят даты событий, сравнивают различные временные периоды.

Так, например, на уроках литературы при анализе литературных произведений, например, повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, входящей в учебную программу для 7-го класса, совершенствуются навыки гибкого социального поведения в конфликтных ситуациях через выявление сильных и слабых сторон главных героев, сравнение характеристик героев, сопоставление героев повести с древнеэпическими героями. Желательно, чтобы педагоги использовали в своей деятельности технологии проблемного обучения, создающие проблемное поле, стимулирующее выработку собственной позиции и оценку происходящего с опорой на общепринятые морально-этические нормы социальных отношений.

Кроме уроков, формирование рассматриваемых компетенций осуществляется в процессе дополнительного образования, осуществляемом в общеобразовательном учреждении посредством разнообразных видов и форм деятельности, таких, как: индивидуальная работа, творческие задания, диалоговые формы и т.д.

Классный руководитель как основной субъект внеклассной работы может создавать условия для возникновения противоречий между детьми при подготовке и организации классных мероприятий, при организации групповой работы («мозговой штурм»), игровой деятельности, методики КТД. Разнообразные общие дела, предполагающие проектную деятельность, целепола-гание, делегирование полномочий, способствуют формированию: ответственности, толерантности, умений договариваться, находить компромисс, работать в коллективе, разделяя общее и частное.

Особым образом организованная воспитательная работа, основанная на рефлексивно-деятельностном подходе, предусматривает создание положительного эмоционального фона, использование активных методов воспитания, соответствие психологическому статусу ребенка, его природным и возрастным особенностям.

Воспитательный процесс должен находиться в постоянном развитии и включать в себя инновации, разнообразные формы работы, посредством которых происходит формирование у подростков навыков гибкого социального поведения, таких, как: саморегуляция, проявление эмпатич-ности в общении, способность рефлексировать и прогнозировать, критическое мышление и т. д.

Актуальный этап предполагает непосредственную помощь педагога в разрешении возникающих противоречий между подростками, описывает этапы деятельности педагога в конфликтной ситуации. Конфликтные ситуации имеют педагогический потенциал и способны регулировать социальные отношения. Задача учителя заключается в рассмотрении конфликта не как отрицательного феномена в жизни подростков, а в использовании его ресурса для решения педагогических задач.

Рассмотрим этапы деятельности педагога:

1. Выявление причины конфликта, подлинной проблемы.

2. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастание конфликтной ситуации в конфликт.

3. Всесторонний анализ причин возникновения конфликтов, столкновений интересов и позиций.

4. Поиск вариантов, способов решения конфликта и выбор наиболее эффективных стратегий для направления конфликтных ситуаций в конструктивное русло.

5. Оценка эффективности выбранной стратегии, дальнейшие действия для предотвращения подобных ситуаций.

Педагог может исполнять роль - консультанта, предложив участникам конфликта проанализировать ситуацию и найти пути выхода из конфликта, прогнозируя возможные последствия для каждого из участников. Возможна роль «третейского судьи»: своим присутствием педагог помогает договориться конфликтующим сторонам.

Практико-действенный компонент предполагает самостоятельные действия подростка, направленные на решение проблемы. С точки зрения гуманистической педагогики, педагог не

должен вмешиваться в конфликт и решать проблему за ребенка. Задача педагога, используя педагогический потенциал и знания о природе и сущности конфликтов, - создавать условия, при которых ребенок будет способен самостоятельно предупредить или разрешить конфликт. На данном этапе педагогу необходимо использовать конструктивные действия по социально-педагогическому сопровождению конфликтных ситуаций.

Социально-педагогическое сопровождение -это всегда взаимодействие сопровождающего (значимого «Другого») и сопровождаемого (учащегося). В учебно-воспитательном процессе существенным является выражение отношения педагога к сопровождаемому воспитаннику. Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс взаимодействия двух субъектов, где педагог и ребенок - «идущие вместе», а не «ведущий и ведомый».

Особенностью социально-педагогического сопровождения конфликтных ситуаций в подростковой среде, основанного на рефлексивно-деятельностном подходе, является специфическая позиция педагога, предполагающая не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности, активной жизненной позиции в решении возникшей проблемы, в частности проблемы, связанной с разрешением конфликтной ситуации. Это могут быть действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации - переключение внимания, легкая ирония, «шаг навстречу», неординарные действия и др.

В качестве условия эффективности мы рассматриваем взаимодействие специалистов работающих с одним из классов, в качестве координатора может выступать классный руководитель, социальный педагог, психолог в зависимости от особенностей противоречий возникающих в классе среди подростков.

При адекватном и грамотном использовании учителем конструктивных действий можно ослабить возникшее психосоциальное напряжение в учебной группе, осуществить свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.

Рефлексивный этап предполагает анализ и осмысление произошедшей ситуации, проектирование определенных действий на будущее. На данном этапе необходимо организовать деятельность так, чтобы подростки оценили отношения и ответили на вопрос, какими были отношения

между участниками конфликта и какими стали, что изменилось [5].

Мы рассматриваем следующие приемы рефлексивного анализа:

- развитие навыков самообладания, оценка ситуации со стороны, с позиции другого участника конфликта;

- стимулирование процесса самовоспитания;

- выработка жизненных ценностей ответственности перед собой и другими за выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации;

- стимуляция самооценки своей позиции в конфликтной ситуации.

Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает следующие этапы.

Первый - этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с подростком проблему, трудность, вызванную какими-то противоречиями.

На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы конфликта, определяется свое отношение к данной проблеме, происходит выбор позиции в конфликте, совместно разрабатывается стратегия поведения в конфликте и т.д. На этом этапе необходимо повернуть ситуацию в конструктивное русло, чтобы получить положительный результат.

На третьем (практико-действенном) этапе осуществляются самостоятельные действия самого подростка, направленные на решение проблемы.

На четвертом (аналитико-результативном) этапе взрослые и подростки анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления в аналогичных жизненных ситуациях. Происходит прогнозирование поведения на будущее. Прогноз является установкой для саморегуляции, в процессе которой подросток приобретает навыки поведения: гибкость, толерантность, проявление эмпатичности в общении, способность прогнозировать и т.д.

Условиями эффективности данной модели являются:

1. Понимание педагогами своей роли в социально-педагогическом сопровождении конфликтных ситуаций.

2. Существование системы действий и согласованность отношения разных педагогов к воспитанникам.

3. Социально-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций среди подростков выступает как целевая функция профессиональной педагогической деятельности.

4. Использование партнерской позиции педагогов по отношению к детям, позволяющей перевести ситуацию в воспитательное русло.

Новизна предложенной нами модели заключается в рассмотрении конфликтной ситуации в качестве воспитательной, в условиях которой при умелом социально-педагогическом сопровождении детских отношений у подростков формируются навыки гибкого поведения, позволяющие перевести отношения со сверстниками в позитивное конструктивное русло.

Библиографический список

1. Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс [Текст] / Б.З. Вульфов // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - 2006. - № 2. - С. 43-53.

2. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества [Текст] / Е.И. Казакова. - СПб., 1995.

3. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи [Текст]: материалы международной научной конференции (Ярославль, 6-8 декабря 2005 г.) / в 2-х т. Т. 1. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005.

4. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст] / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2008.

5. Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников как фактор профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде [Текст]: монография / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.

6. Чернявская, А.П. Становление партнерской позиции педагога [Текст] / А.П. Чернявская. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.