Научная статья на тему 'Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса'

Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева О. А.

В статье дается анализ теоретико-методических основ создания эмоциональной среды в учебном процессе, которая представлена как компонент социально-педагогического сопровождения учебного процесса; определены ее сущность, стадии формирования, раскрыты решаемые с ее помощью социально-педагогические задачи. Рассмотрение создания эмоциональной среды с процессуальной точки зрения позволяет автору выделить технологии регулирования эмоций в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса»

проблемы в педагогической теории в 60-80-х годах XX века, а также выявлены основные тенденции поиска педагогических средств воспитания социальной активности старшеклассников в деятельности педагогов в этот период и определены возможности использования педагогического опыта 60-80-х годов в современной педагогической практике.

В своей диссертации автор уделяет внимание развитию ученического самоуправления как одного из условий формирования социальной активности учащихся [7].

В девяностые годы исследователем Л.Н. Фарафоновой также изучалась идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-70 годах. Новизна исследования состояла в том, что в диссертации был изучен и проанализирован генезис воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации 60-х-середины 70-х годов. Научнопедагогический опыт в этой области обобщён на методологическом, теоретико-методическом уровнях и представлен как формирующаяся педагогическая теория. Массовая практика деятельности пионерской организации России рассмотрена в позитивных и негативных тенденциях решения проблемы воспитания социальной активности личности пионера. На основе анализа передового педагогического опыта предложена модель развития социальной активности подростков, их социальной самореализации, самоактуализации и самоопределения, тем самым был определён вклад педагогов тех лет, учёных и практиков в развитие теории воспитания социальной активности личности пионера, оценены возможности его творчески-крити-ческого использования для современных детских организаций, пополнен научный фонд

современных педагогических исследований [8].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что опыт формирования социальной активности учащихся рассматривался на примерах деятельности школьных коллективов, лагерей актива, пионерской и комсомольской организаций.

Библиографический список

1. Вульфов, Б.З. Комсомол - школа общественной активности старшеклассников [Текст] / Б.З. Вульфов. - М., 1976. - С. 18-19.

2. Завадская, Ж.Е. Шевченко, Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников [Текст] / Ж.Д. Завадская, Л.В. Шевченко - Минск,1981.

- 152 с.

3. Завадская, Ж.Е. Пионова, Р.С. Шевченко, Л.В. Комсомольская работа в ПТУ [Текст] / Ж.Е. Завадская, Р.С. Пионова, Л.В. Шевченко. -Минск, 1981. - 176 с.

4. Колошина, Т.Ю. Формирование общественноценных мотивов в деятельности комсомольцев [Текст] / Т.Ю Колошина //Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации/ Т.Ю. Колошина, М.М. Ященко и др.

- М., 1978. - С. 98-108.

5. Марьенко, И. С. Методика воспитательной работы как объект педагогического исследования [Текст] / И. С Марьенко // Советская педагогика. - 1981. - №8. - С. 69-79.

6. Пирогов, В.И. Формирование активной жизненной позиции школьников [Текст] / В.И. Пирогов - М., 1981 - С. 56.

7. Андрамонова, И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (19601985 гг.) [Текст]: дисс...канд.пед.наук / Анд-рамонова Инна Михайловна. - Ярославль, 1999.

8. Фарафонова, Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-70 годах. [Текст]:дисс... канд.пед.наук. / Л.Н. Фарафонова - Хабаровск, 2000

О.А. СЕРГЕЕВА

Создание эмоциональной среды как одно из условий социальнопедагогического сопровождения учебного процесса

В статье дается анализ теоретико-методических основ создания эмоциональной среды в учебном процессе, которая представлена как компонент социально-педагогического сопровождения учебного процесса; определены ее сущность, стадии формирования, раскрыты решаемые с ее помощью социально-педагогические задачи. Рассмотрение создания эмоциональной среды с процессуальной точки зрения позволяет автору выделить технологии регулирования эмоций в учебном процессе.

In the article the analysis of theoretical and methodical bases of creation of the emotional environment in educational process is given. Thus, the emotional environment is presented as a component of social-pedagogical support of the educational process, its essence and stages of formation are determined, social and pedagogical problems which are solved with its help are opened. Consideration of creation of the emotional environment from the procedural point of view allows the author to allocate technologies of regulation of emotions in the process of education.

Принципы современного образования, нашедшие отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», а также в Конвенции о правах ребенка, предполагают понимание образования как процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленного на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года общедоступность и адаптивность систем образования к различным уровням развития и подготовки обучающихся обозначены среди принципов государственной политики в области образования. В этих условиях большое значение приобретает социально-педагогическое сопровождение школьников. Мы опираемся на концепцию М.И. Рожкова, согласно которой социально-педагогическое сопровождение направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей, что способствует решению задач социального воспитания. Любая поддержка сопровождается эмоциями. Широта и многогранность понятия «эмоции» определили наличие множества различных точек зрения, связанных с толкованием данного понятия. Нам представляется наиболее полным определение, данное Д.А. Белухиным. По мнению исследователя, эмоция - «особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека» [2 С. 72].

Влияние эмоциональной атмосферы учебных занятий на развитие личности, ее познавательную активность, творческое мышление отмечали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Лу-тошкин, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин и другие, называя в качестве одной из составляющей учебного процесса «мажорное настроение», «эмоциональную партитуру или инструмен-

товку» и т.д. При этом закономерности, принципы формирования эмоциональной составляющей социально-педагогического сопровождения учебного процесса в литературе по проблеме исследования рассмотрены недостаточно. Для этого есть субъективные и объективные предпосылки. Возникновение любой жизненно важной потребности сопровождается эмоциями, однако человек часто вынужден сдерживать их. Современное общество не может позволить безудержность эмоций, поскольку это может привести к нарушению общественных норм поведения. Не случайно общепринятое мнение заключается в том, что чем более воспитан человек, тем он более сдержан в проявлении эмоций. Во многом поэтому и в школьной практике «большая часть педагогической энергии уходит не на раскрытие эмоционально-творческих потенциалов, а на их сдерживание» [6 С. 3], хотя очевидно, что учебная деятельность предполагает ту или иную реализацию эмоциональной сферы каждого участника учебного процесса.

Социально-педагогическое сопровождение учебного процесса включает эмоциональный компонент наряду с когнитивным, поведенческо-волевым и другими компонентами. Эмоциональный компонент характеризует «состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями» [1 С. 9]. Как элемент педагогического сопровождения учебного процесса, эмоциональный компонент предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития определенных личностных качеств и формирования у них позитивного отношения к учебной деятельности. Поскольку суть технологии сопровождения заключается в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, то формирование умения управлять эмоциями становится особенно актуальным. При этом необходимо отметить, что помощь и поддержка (составляющие социально-педагогического

сопровождения) важны для учащегося не только во время поиска решения в сложной «эмоциональной» ситуации, но и в процессе формирования способов реагирования с целью предупреждения возникновения негативных ситуаций.

Решению вышеназванных задач способствует эмоциональная среда, под которой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее. Создание эмоциональной среды как одного из условий социально-педагогического сопровождения

предполагает реализацию следующих закономерностей:

- взаимообусловленность результатов социально-педагогического сопровождения и уровня сформированности психологической готовности к реализации имеющегося у педагога и учащихся эмоционального потенциала,

- взаимосвязь результатов социальнопедагогического сопровождения и реализации в его процессе рефлексивной позиции участников данного процесса,

- взаимозависимость эффективности социально-педагогического сопровождения от учета особенностей эмоциональной сферы учащихся, имеющихся у них потребностей и приоритетных предпочтений в выборе видов деятельности и направлений общения.

Поскольку создание эмоциональной среды - процесс, требующий временной протяженности, то можно говорить о стадиях ее формирования.

Стадии формирования эмоциональной среды как одного из условий социально-педагогического сопровождения:

1 стадия. Наличие эмоционального отклика

Под эмоциональным откликом понимается вызванная желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела. Эмоциональный отклик, по

мнению М.Г. Яновской, представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. Раскрывая данное понятие, исследователь рассматривает лишь эмоциональную сферу школьника. Нам представляется возможным расширить представление об эмоциональном отклике. В рамках концепции социально-педагогического сопровождения, безусловно, необходимо говорить об эмоциональном отклике не только школьника, но и педагога, поскольку это двусторонний процесс.

2 стадия. Формирование эмоциональной культуры, под которой подразумевается:

- отзывчивость на достаточно широкий круг объектов,

- способность ценить и уважать чувства другого человека,

- способность к «сопереживанию».

3 стадия. Формирование эмоциональной зрелости

Эмоциональная зрелость, по П.М. Якобсону, предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

4 стадия. Создание эмоциональной компетентности, которая включает:

- эмоциональный интеллект, определяемый в научных психологических концепциях как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью;

- эмоциональную гибкость;

- эмоциональную грамотность - целенаправленное повышение эмоциональной компетентности.

И.А. Андреева отмечает, что авторитетного учителя учащиеся наделяют «эмоциональной референтностью»: у такого педагога школьники склонны искать эмоциональную информацию с тем, чтобы использовать ее для осмысления происходящего.

Создание эмоциональной среды в качестве одного из условий социально-педагогического сопровождения позволяет решить следующие задачи:

- раскрытие собственных резервов внутренней активности, возможность самовыражения и самопознания,

- улучшение настроения, пробуждение интереса к учебной деятельности, к познанию учебного предмета,

- снятие или уменьшение тревожности, физического и интеллектуального напряжения, восстановление внутренних сил и резервов,

- коррекция взаимоотношений, преодоление трудностей в поведении, учении, возникших или возникающих у школьников в общении с одноклассниками, учителями и др.

Безусловно, большое количество педагогических технологий, реализуемых в настоящее время, способствует формированию разнообразных эмоциональных сред. При этом важную роль играет то, в какой образовательной среде оказывается учащийся, поскольку, как показывают исследования, в различных образовательных средах эмоциональное состояние детей одного и того же возраста будет иметь свою специфику, зависящую от типа осуществления учебного взаимодействия в образовательной среде. В школах с образовательной технологией традиционного типа, а также с образовательной технологией «интеллектуалистского» типа приоритетным является умственное развитие детей и основные усилия направлены на усвоение учащимися определенных знаний, умений и навыков. Если говорить об эмоциональной составляющей, то она сводится преимущественно к формированию у школьников чувства долга и привычки к каждодневному труду. Школы же с образовательной технологией развивающего типа (прежде всего Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов), а также школы с образовательной технологией смешанного типа, где сотрудничество учителя и учащихся является одной из ведущих форм учебного взаимодействия, отличает, как правило, благоприятная эмоциональная обстановка на уроке. Таким образом, в разных образовательных средах, характеризующихся различными типами учебного взаимодействия, эмоциональное состояние детей на уроках имеет свою специфику, что по-разному сказывается на выраженности уровня познавательной активности и эмоцио-

нального самочувствия учащихся в процессе урока.

Исследователи по-разному определяют составляющие эмоционального компонента. И.В. Ермакова, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина в качестве индивидуальных характеристик эмоциональных компонентов выделяют тревожность, познавательную активность и негативные переживания школьников. Н.П. Фети-скин среди неблагоприятных эмоциональных состояний выделяет монотонию, эмоциональное пресыщение, эмоциональную напряженность, утомление. Некоторые из вышеназванных эмоциональных компонентов, в частности тревога, могут выступать и как эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, и как устойчивое качество личности. В любом случае неблагоприятные эмоциональные состояния являются «пусковым механизмом для развития таких отрицательных новообразований личности, как консерватизм, формализм, конфликтность, неадекватность деятельностного и социального поведения и др.» [6. С. 7]. Не случайно Л.Ф. Спирин рассматривает эмоционально-волевую запущенность как разновидность педагогической запущенности учащихся наряду с такими разновидностями, как интеллектуально-педагогическая, нравственно-трудовая,

художественно-эстетическая, нравственно-

гражданская, нравственно-экологическая и санитарно-гигиеническая. При этом под эмоционально-волевой запущенностью автор понимает несформированность элементарных волевых усилий, адекватных эмоциональных реакций на события, происходящие в жизни и в школе.

Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, что любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Исследования показывают, что от воздействия застойного эмоционального возбуждения страдает, как правило, наиболее уязвимый орган. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция, которая может выступать в качестве одного из способов устранения нежелательного эмоционального состояния.

Неблагоприятные

эмоциональные

состояния

Благоприятные

эмоциональные

состояния

Однако умение управлять эмоциями заключается не только в том, чтобы подавить определенные (внешние) компоненты эмоций или разрядить уже возникшие эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще. В таком случае одной из характеристик эмоциональной среды становится положительная психологическая атмосфера.

Социально-педагогическое сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за детей, а стимулирование их самостоятельности в решении возникающих проблем. Процесс совместного определения с учащимся его «эмоциональных черт», под которыми понимается склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния, помощь в выборе адекватного вида эмоционального реагирования предполагает реализацию определенных условий, одним из

которых является создание эмоциональной

среды.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе [Текст]: учебное пособие. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1991.

2. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика [Текст]. - М.: Московский психо-лого-социальный институт, 2005. - 448 с.

3. Ермакова, И.В., Поливанова, Н.И., Ривина, И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 1. -С. 63-73.

4. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст]: пе-рев. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

5. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2007. - № 1 (50). - С. 40-43.

И.Н. ЛАПОТНИКОВА

Методы математической статистики для оценки результатов ЕГЭ

При проведении экзаменов в форме ЕГЭ возникает необходимость не просто в обобщении результатов, но и в их анализе. В статье рассмотрены несколько примеров на установление взаимосвязи между различными результатами экзаменов. Применены коэффициенты линейной корреляции Пирсона, ранговой корреляции, корреляционные матрицы, коэффициент конкордации. Материал может быть использован на практических занятиях по математической статистике.

At carrying out examinations in the form of the Single State Exam there is a necessity not only in generalization of results, but also in their analysis. In the article some examples on an establishment of interrelation between various results of examinations are considered. Factors of Pierson linear correlation, rank correlations, correlation matrixes, factor concordance are applied. The material can be used at practical lessons on Mathematical Statistics.

В 2007 в пятый раз выпускники школ Ярославской области сдавали выпускные экзамены в форме ЕГЭ. В 2007 году они проводились по пяти дисциплинам: математика, русский язык, физика, история, биология. Рассмотрим некоторые результаты экзаменов, применяя методы математической статистики.

При первичной обработке результатов экзаменов были получены сводные данные о

средних баллах по районам города и области, данные о распределении баллов (в %), а также уровень справляемости (% выпускников, получивших на экзамене оценки «3», «4» и «5») и успешности (% выпускников, получивших на экзамене оценки «4» и «5»). На основе этих данных можно провести некоторые вычисления для получения объективных выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.