Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций подростков в общеобразовательном учреждении'

Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций подростков в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / TEENAGER / CONFLICT SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунёва Елена Сергеевна

В статье представлены мнения отечественных и зарубежных ученных о проблеме конфликтной ситуации в общеобразовательном учреждении, рассмотрены разнообразные подходы к воспитанию учащихся, готовых и способных к продуктивному взаимодействию со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers' conflict situations upbringing potential at secondary school

Russian and foreign scientists' opinions on conflict situations at secondary school problem are presented, different approaches to upbringign pupils who are ready and able to interact productively with contemporaries are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций подростков в общеобразовательном учреждении»

пичных социально-профессиональных ситуациях, создавая необходимую базу для формирования социально значимых качеств у слушателей. Любая воспитательная задача при этом должна решаться через инициирование педагогом активных действий слушателя, и в том случае, если в процессе деятельности у него начинают проявляться требуемые качества независимо от условий обстановки, можно говорить о реализации воспитательного потенциала образовательного учреждения правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Бурцева Т.А. Формирование социально значимых качеств личности студентов во внеаудиторной деятельности вуза: Дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2005. - 139 с.

2. ВульфовБ.З., ХарькинВ.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: Магистр, 1995. - 112 с.

3. КуприяновБ.В, СалинаЕ.А., КрыловаН.Г., Миновская О.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей:

Учеб. пособие для студентов вузов / под ред.

А.В. Муцрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Изд-во МГСУ 2002. - 256 с.

5. Подобин А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 239 с.

6. Рогачев В.В., ТимонинА.И., ТимонинаЛ.И., Уманский А.Л. Использование игровых методов в подготовке кадров для социальной работы в сфере молодежных организаций // Общество, молодежь, личность: опыт, уроки, перспективы: Материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ. - Кострома: Изд-во КГУ 1998. - С. 91-95.

7. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

8. Тейяр де Шарден Р. Феномен человека: сб. очерков и эссе / пер. с фр. и прим. Н.А. Садовского. - М.: Прогресс, 1965. - 296 с.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

УДК 37.013

Лунева Елена Сергеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье представлены мнения отечественных и зарубежных ученных о проблеме конфликтной ситуации в общеобразовательном учреждении, рассмотрены разнообразные подходы к воспитанию учащихся, готовых и способных к продуктивному взаимодействию со сверстниками.

Ключевые слова: подросток, конфликтная ситуация.

Подростковый возраст - период формирования основ нравственности и мо. рали, социальных установок, взаимоотношений с социумом; стабилизации форм межличностных отношений. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а мотивационные линии связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе. Вместе с тем конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии подростков, имеют естественную природу. С одной стороны, они обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой, - особен-

ностями социального развития подростков (не-сформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений).

Многие отечественные и зарубежные ученые обращались к проблеме отношений, складывающихся в подростковой среде и роли педагога в их регулировании. Конфликтные ситуации рассматривались как предмет педагогической деятельности, в которой педагог должен урегулировать отношения между подростками. У истоков использования педагогического потенциала конфликтных ситуаций стояли П.П. Блонский, Л.С.Выготс-кий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось Л.И. Божович, В.И. Загвязинским,

© Лунева Е.С., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

47

B.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Славиной, В.А. Сухомлинским, Я.С. Турбовским, М.М. Ященко, Б.Т. Шульгиной и зарубежные педагоги, такие как Я.А. Коменский, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.

В педагогике существуют разнообразные подходы к воспитанию учащихся, готовых и способных к продуктивному взаимодействию со сверстниками. Регулирование конфликтных ситуаций в педагогике изучалось в контексте формирования коллектива (В.В. Зеньковский, П.П. Блонский,

Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский,

C.Т. Щацкий); изучения различных форм взаимодействия в процессе общения в детском коллективе (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Л.И. Новикова, Р.Х. Шакуров); по средствам использования особых воспитательных технологий (Г.А. Антонюк, И.В. Бестужев-Лада, И.П. Иванов, В.А. Луков, М.И. Рожков); создания и использования воспитательных систем (Л.И. Новикова, Е.Н. Барышник, З.И. Васильева, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин). Однако, методы урегулирования конфликтных ситуаций через воспитание личности в коллективе, в современных условиях развития общества, утрачивают свою значимость из-за постепенного смещения акцентов от коллективного воспитания взрослеющего человека к индивидуалистическому.

В педагогике конфликтные ситуации чаще рассматриваются как предмет педагогической деятельности, в которой педагог должен урегулировать отношения между подростками. Однако, конфликтная ситуация это особое событие в жизни взрослеющего человека, которое предполага-

ет экзистенциальные размышления (А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр,

С.Л. Франк, М. Хайдеггер, К. Ясперс). С точки зрения экзистенциальной педагогики любая конфликтная ситуация может рассматриваться как воспитывающая. При этом позиция педагога выражается в сопровождении воспитанника, т.е. создании условий для рефлексивно-ценностного осмысления происходящего и самостоятельного принятия решения. В таком аспекте педагогической проблемы конфликтные ситуации между подростками не рассматривались.

В нашем исследовании конфликтные ситуации понимаются как вид воспитывающих ситуаций, в которых педагог создает условия, для рефлексивного осмысления воспитанниками сущности и причин возникающего противоречия; способствует принятию конструктивного решения и выбору ему соответствующей стратегии поведения способствующих становлению рефлексивной позиции школьников. Особенность таких ситуаций состоит в том, что в них педагог может создавать условия для осознания воспитанниками сущность и причин происходящего (рефлексивно-прогностический подход).

В заключении хотелось бы процитировать Л.С. Выготского: «Конфликтная ситуация, как правило, бывает педагогически целесообразна и выступает как активное средство воспитательного воздействия» [1].

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 243-245.

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.