пичных социально-профессиональных ситуациях, создавая необходимую базу для формирования социально значимых качеств у слушателей. Любая воспитательная задача при этом должна решаться через инициирование педагогом активных действий слушателя, и в том случае, если в процессе деятельности у него начинают проявляться требуемые качества независимо от условий обстановки, можно говорить о реализации воспитательного потенциала образовательного учреждения правоохранительных органов.
Библиографический список
1. Бурцева Т.А. Формирование социально значимых качеств личности студентов во внеаудиторной деятельности вуза: Дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2005. - 139 с.
2. ВульфовБ.З., ХарькинВ.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: Магистр, 1995. - 112 с.
3. КуприяновБ.В, СалинаЕ.А., КрыловаН.Г., Миновская О.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей:
Учеб. пособие для студентов вузов / под ред.
А.В. Муцрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Изд-во МГСУ 2002. - 256 с.
5. Подобин А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 239 с.
6. Рогачев В.В., ТимонинА.И., ТимонинаЛ.И., Уманский А.Л. Использование игровых методов в подготовке кадров для социальной работы в сфере молодежных организаций // Общество, молодежь, личность: опыт, уроки, перспективы: Материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ. - Кострома: Изд-во КГУ 1998. - С. 91-95.
7. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
8. Тейяр де Шарден Р. Феномен человека: сб. очерков и эссе / пер. с фр. и прим. Н.А. Садовского. - М.: Прогресс, 1965. - 296 с.
9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 37.013
Лунева Елена Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье представлены мнения отечественных и зарубежных ученных о проблеме конфликтной ситуации в общеобразовательном учреждении, рассмотрены разнообразные подходы к воспитанию учащихся, готовых и способных к продуктивному взаимодействию со сверстниками.
Ключевые слова: подросток, конфликтная ситуация.
Подростковый возраст - период формирования основ нравственности и мо. рали, социальных установок, взаимоотношений с социумом; стабилизации форм межличностных отношений. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а мотивационные линии связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе. Вместе с тем конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии подростков, имеют естественную природу. С одной стороны, они обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой, - особен-
ностями социального развития подростков (не-сформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений).
Многие отечественные и зарубежные ученые обращались к проблеме отношений, складывающихся в подростковой среде и роли педагога в их регулировании. Конфликтные ситуации рассматривались как предмет педагогической деятельности, в которой педагог должен урегулировать отношения между подростками. У истоков использования педагогического потенциала конфликтных ситуаций стояли П.П. Блонский, Л.С.Выготс-кий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось Л.И. Божович, В.И. Загвязинским,
© Лунева Е.С., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
47
B.А. Крутецким, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Славиной, В.А. Сухомлинским, Я.С. Турбовским, М.М. Ященко, Б.Т. Шульгиной и зарубежные педагоги, такие как Я.А. Коменский, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо.
В педагогике существуют разнообразные подходы к воспитанию учащихся, готовых и способных к продуктивному взаимодействию со сверстниками. Регулирование конфликтных ситуаций в педагогике изучалось в контексте формирования коллектива (В.В. Зеньковский, П.П. Блонский,
Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский,
C.Т. Щацкий); изучения различных форм взаимодействия в процессе общения в детском коллективе (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Л.И. Новикова, Р.Х. Шакуров); по средствам использования особых воспитательных технологий (Г.А. Антонюк, И.В. Бестужев-Лада, И.П. Иванов, В.А. Луков, М.И. Рожков); создания и использования воспитательных систем (Л.И. Новикова, Е.Н. Барышник, З.И. Васильева, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин). Однако, методы урегулирования конфликтных ситуаций через воспитание личности в коллективе, в современных условиях развития общества, утрачивают свою значимость из-за постепенного смещения акцентов от коллективного воспитания взрослеющего человека к индивидуалистическому.
В педагогике конфликтные ситуации чаще рассматриваются как предмет педагогической деятельности, в которой педагог должен урегулировать отношения между подростками. Однако, конфликтная ситуация это особое событие в жизни взрослеющего человека, которое предполага-
ет экзистенциальные размышления (А. Камю, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр,
С.Л. Франк, М. Хайдеггер, К. Ясперс). С точки зрения экзистенциальной педагогики любая конфликтная ситуация может рассматриваться как воспитывающая. При этом позиция педагога выражается в сопровождении воспитанника, т.е. создании условий для рефлексивно-ценностного осмысления происходящего и самостоятельного принятия решения. В таком аспекте педагогической проблемы конфликтные ситуации между подростками не рассматривались.
В нашем исследовании конфликтные ситуации понимаются как вид воспитывающих ситуаций, в которых педагог создает условия, для рефлексивного осмысления воспитанниками сущности и причин возникающего противоречия; способствует принятию конструктивного решения и выбору ему соответствующей стратегии поведения способствующих становлению рефлексивной позиции школьников. Особенность таких ситуаций состоит в том, что в них педагог может создавать условия для осознания воспитанниками сущность и причин происходящего (рефлексивно-прогностический подход).
В заключении хотелось бы процитировать Л.С. Выготского: «Конфликтная ситуация, как правило, бывает педагогически целесообразна и выступает как активное средство воспитательного воздействия» [1].
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - С. 243-245.
48
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18