и Л.В. Благонадежной. - М., 1972.
2. Неверкович С.Д., Мушаков А.А. Рефлексивная культура спортивного педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niiito.ru/psy/ 15%202%20sppsy.
3. Нейгауз Г.Г. Автобиографические записки: Избранные статьи. Письма к родителям. - М.: Советский композитор, 1985.
4. Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной
игры. - М.: Госмузиздательство, 1961.
5. Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект как средство самоопределения гимназиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2000.
6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
7. РозановВ.В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.
УДК 378
Лукичев Игорь Германович
кандидат педагогических наук Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России, г. Нижний Новгород [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В статье рассматривается организация социального опыта слушателя и его рефлексивной оценки в аудиторной, служебной и внеаудиторной деятельности, а также в ходе профессиональной практики.
Ключевые слова: социальный опыт, рефлексия, внеаудиторная деятельность, служебная деятельность, профессиональная практика.
Проблема рефлексивной оценки социального опыта представляет повышен. ный интерес исследователей, поскольку являет собой процесс интеграции знания, благодаря которому существенно увеличилось количество контекстов, в которых используется понятие «рефлексия». Организация рефлексивной оценки социального опыта у слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов является неотъемлемым условием успешного формирования у них социально значимых качеств, необходимых будущим оперативным сотрудникам для успешной социализации в современном обществе. В процессе формирования социального опыта у слушателей происходит накопление знаний и умений социального плана, они учатся ставить цели, эффективно планировать свою деятельность, включаться во взаимодействие с другими людьми, оценивать результаты собственной деятельности адекватно поставленным целям, конструктивно разрешать возникающие проблемы, прогнозировать дальнейшие действия. Без рефлексивной оценки социального опыта деятельности невозможно понимание и осознание человеком полученных знаний,
а следовательно его дальнейшее продвижение в личностном развитии. Однако прежде чем приступить к раскрытию заявленной выше темы необходимо определиться с такими дефинициями как: «социальный опыт» и «рефлексия».
В социально-педагогической литературе имеется несколько взглядов на сущность социального опыта. Однако с точки зрения социальной педагогики наиболее перспективным, на наш взгляд, является подход Л.В. Мардахаева [4]. По его мнению, социальный опыт - это все, что происходит с человеком в жизни и что он осознает. Его формирование происходит в процессе практического воздействия человека на внешний мир и является результатом этого воздействия в виде знаний и умений [7].
Структура такого социального опыта личности, по мнению Л.М. Мардахаева, может быть представлена в виде схемы.
В этом контексте социальный опыт рассматривается Л.М. Мардахаевым в двух аспектах:
1) как объективированный (опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном);
Схема.
2) как опыт индивида (опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на его понимание жизни и отношение к различным ее проявлениям, определивший содержание его установок и знаний, уровень развития учений и навыков) [7].
Социальный опыт, по мнению автора, включает в себя:
1) культурные нормы, бытовые правила, ценности и идеалы;
2) перцептивный, вербальный, интерактивный виды общения в совокупности, то есть умения индивида:
а) чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние;
б) взаимодействовать с разными людьми, приспосабливаться к совместной работе, учебе с ними, участию в досуге;
в) понимать мысли других и передавать свои при помощи слов.
Социальный опыт главным образом формируется в формах работы, где ведущим средством воздействия является слово, поскольку именно слово, способное стать главной идейно-смысловой доминантой, средством передачи системы знаний, имеет значительный побудительный контекст.
Опираясь на приведенные выше положения, мы пришли к выводу, что под социальным опытом слушателя образовательного учреждения правоохранительных органов можно понимать освоенную личностью социальную информа-
цию, совокупность знаний и переживаний, обеспечивающих его готовность к адекватным действиям в конкретной ситуации.
Другим не менее важным для нашего исследования понятием является «рефлексия».
Рефлексия (лат. Reflexio - отражение, возвращение назад) - понятие многоплановое. Одни понимают под рефлексией принцип человеческого мышления, направляющий индивида на осмысление и осознание собственных поступков и знаний [9, с. 579], другие - «приобретенную способность сосредотачиваться на самом себе и овладевать самим собой» [8, с. 163], третьи - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта [7].
В своем исследовании Б.З. Вульфов и В.Н. Харь-кин раскрывают сущность профессионально-педагогической рефлексии как соотнесение себя и возможностей своего «Я» с требованиями профессии [2]. Она позволяет преодолеть противоречия, возникающие между теорией и практикой, а также стимулирует человека к планированию своей деятельности и координации ее с другими людьми.
На первый взгляд кажется, что рефлексия носит стихийный характер, но опытный педагог, упорядочивая деятельность слушателя, может ее стимулировать и корректировать в необходимом направлении. При этом побуждаемая и направляемая педагогом рефлексия отнюдь не является следствием манипуляции сознанием и чувствами воспитанника, поскольку извне она только
стимулируется, а совершается по внутренней потребности, чтобы слушатель смог понять самого себя и то, какие процессы протекают в его сознании и в окружающем его мире, а также свою роль и место во всем происходящем. Объектами социально-педагогической рефлексии становятся люди и ситуации взаимодействия между ними.
Анализ научной литературы (Т. А. Бурцева, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, В.В. Рогачев, А.И. Тимонин, Л.И. Тимонина, А.Л. Уманский и др.) показывает, что рефлексию можно рассматривать как форму интеллектуальной деятельности, такой поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свои особенности и особенности других «со стороны». Она обладает всеми признаками деятельности: мотивом, целью, объектом, конкретными операциями и необходимыми для их осуществления знаниями и умениями. Рефлексия помогает в осознании происходящего, оценке ситуации, способствует осмыслению помех и затруднений в каждом конкретном случае, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания, деятельности [6, с. 91-95].
На начальном этапе обучения в образовательном учреждении правоохранительных органов функцию организации слушателями рефлексивной оценки социального опыта в большей степени берет на себя научно-педагогический состав кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также начальники курсов и кураторы учебных групп, которые организуют обсуждение стоящих перед каждым слушателем задач по формированию у них социально значимых качеств и определению возможных индивидуальных маршрутов участия, места и роли каждого слушателя в указанном процессе. Большое значение при этом имеет индивидуальная работа со слушателями, поскольку без организации рефлексии слушателю на первом этапе трудно определиться с приоритетами, грамотно построить процесс своего обучения и самообразования, формирования необходимых качеств личности и самовоспитания, а также выбрать оптимальный индивидуальный маршрут участия во внеаудиторной деятельности. Свой вклад в осознание собственных интересов и достижений вносят объединения слушателей, такие как: научное общество слушателей; редакционная коллегия курса (факультета); коллективы слушателей, участвующие в реализации социальных проектов, патро-
нируемых учебным заведением. Подобные объединения являются референтными группами для слушателей, что позволяет каждому участнику соотносить свои действия и поступки с действиями и поступками других, ориентироваться на нормы и правила жизни в этих коллективах. Участие в научной, творческой, спортивной, социальной, культурно-досуговой и другой коллективной деятельности предусматривает совместное ее планирование, организацию, реализацию и анализ результатов, что также способствует рефлексии слушателей.
Для успешной организации рефлексии аудиторная деятельность не может быть оторвана от происходящего за рамками учебных занятий. Взаимосвязь всех видов педагогической деятельности должна начинаться с осознания научно-педагогическим и руководящим составом образовательного учреждения целей обучения и воспитания слушателей. Единство целей должно найти свое выражение в понимании значимости для профессионального воспитания и формирования личности будущего сотрудника правоохранительных органов взаимосвязи процесса обучения и воспитания, вклада в этот процесс аудиторной, служебной и внеаудиторной деятельности, а также профессиональной практики.
Ведущее место в процессе формирования и развития социального опыта слушателей занимает аудиторная деятельность, поскольку на учебном занятии концентрируются усилия и творческий потенциал преподавателя для решения задач формирования и развития личности, обучения и воспитания слушателей. Здесь происходит процесс взаимодействия и взаимовлияния преподавателя и слушателя. Результатом этого взаимодействия становится усвоение слушателями системы знаний, формирование умений и навыков, развитие их творческих способностей, интересов, социальное и профессиональное самоопределение, а также стимулирование у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию с целью осознания им своей индивидуальности.
Неоценимое воспитательное значение в ходе занятий имеют личность преподавателя, его профессионализм, отношение к делу, его интеллигентность и дисциплинированность. Свою воспитательную роль выполняют дидактические материалы и наглядные пособия, а также оформление аудиторий. Эстетически и грамотно оборудованные, они выполняют познавательные, раз-
вивающие функции, способствуют воспитанию культуры.
Таким образом, процесс обучения обладает большим воспитательным потенциалом, но для формирования социального опыта этого недостаточно. Наличие у обучающихся знаний и образцов для подражания позволяет им успешно усваивать, но не всегда опосредовать социальный опыт. Успешной рефлексивной оценке слушателями социального опыта способствует применение полученных знаний и умений на практике. Важную роль в данном процессе занимает участие слушателей в служебной деятельности, заключающейся в привлечении слушателя к несению дежурно-вахтенной службы. Другим аспектом служебной деятельности является участие обучающихся в паркохозяйственных работах по наведению порядка на территории учебного заведения, поддержанию в рабочем состоянии вооружения, технических средств, оборудования, в строевых смотрах, а также парадах и других торжественных мероприятиях, посвященных различным знаменательным датам Российской Федерации. В ходе несения дежурно-вахтенной службы слушатели выполняют задачи по поддержанию порядка в общежитии, учебных корпусах и на территории учебного заведения, а также по обеспечению функционирования пропускного и внут-риобъектового режимов.
Служебная деятельность имеет высокий потенциал в плане развития социального опыта слушателя, поскольку существенно расширяет горизонты применения социальных знаний, тем самым способствуя организации его рефлексивной оценки.
Одно из ведущих мест в деле рефлексивной оценки социального опыта слушателей занимает внеаудиторная деятельность. Содержание и формы внеаудиторной деятельности должны быть естественным продолжением аудиторных занятий, утверждением на практике тех принципов и методических приемов, о которых идет речь на лекциях, практических и семинарских занятиях. Примером этому может служить научно-исследовательская работа слушателей, которая, являясь продолжением учебных занятий, выходит за их рамки.
Традиционной формой внеаудиторной деятельности является работа редакционных коллегий курса, факультета и учебного заведения. Ежемесячно на каждом курсе необходимо выпускать
газету, посвященную текущим событиям, происходящим на курсе, в образовательном учреждении и в стране.
Показала свою эффективность в деле формирования и рефлексивной оценки социального опыта слушателей практика использования кабельного телевидения вуза, привлечение слушателей к подготовке сюжетов различной направленности и содержания, репортажей, новостных сюжетов и аналитических программ.
Еще одной неотъемлемой формой внеаудиторной деятельности, которую необходимо использовать в интересах организации рефлексивной оценки социального опыта слушателей является проведение в образовательном учреждении читательских конференций, конкурсов военнопатриотической песни, творческих и тематических вечеров, экскурсий по историческим и памятным местам, выставок творческих работ слушателей и бывших выпускников, организация и активное привлечение слушателей к участию в концертах, посвященных различным памятным и праздничным датам, спортивным праздникам, фестивалям команд КВН и другим воспитательным культурно-досуговым мероприятиям.
Важное место в системе образовательного процесса учебного заведения, оказывающее существенное влияние на развитие и закрепление социального поведения будущих сотрудников правоохранительных органов, занимает профессиональная практика.
При условии организации анализа и рефлексии с первых дней обучения в образовательном учреждении у слушателей вырабатывается потребность задумываться над тем, что и для чего он делает, какую позицию занимает, отдавать отчет в собственных интересах, желаниях и путях их достижения. В результате слушатель более осознанно ставит цели, предвидит результат и возможные затруднения, которые могут возникнуть при его достижении, осознает всю полноту ответственности, которую на себя возлагает.
Таким образом, организация социального опыта слушателя и его рефлексивной оценки в аудиторной, служебной и внеаудиторной деятельности, а также в ходе профессиональной практики предполагает расширение объема социальных знаний, актуализацию ценности этих знаний в сознании слушателей и тем самым способствует созданию оптимальной обучающей среды для овладения социальными умениями в ти-
пичных социально-профессиональных ситуациях, создавая необходимую базу для формирования социально значимых качеств у слушателей. Любая воспитательная задача при этом должна решаться через инициирование педагогом активных действий слушателя, и в том случае, если в процессе деятельности у него начинают проявляться требуемые качества независимо от условий обстановки, можно говорить о реализации воспитательного потенциала образовательного учреждения правоохранительных органов.
Библиографический список
1. Бурцева Т.А. Формирование социально значимых качеств личности студентов во внеаудиторной деятельности вуза: Дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2005. - 139 с.
2. ВульфовБ.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: Магистр, 1995. - 112 с.
3. КуприяновБ.В, СалинаЕ.А., КрыловаН.Г., Миновская О.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей:
Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М.: Изд-во МГСУ 2002. - 256 с.
5. Подобин А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1999. - 239 с.
6. Рогачев В.В., ТимонинА.И., ТимонинаЛ.И., Уманский А.Л. Использование игровых методов в подготовке кадров для социальной работы в сфере молодежных организаций // Общество, молодежь, личность: опыт, уроки, перспективы: Материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ. - Кострома: Изд-во КГУ 1998. - С. 91-95.
7. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
8. Тейяр де Шарден Р. Феномен человека: сб. очерков и эссе / пер. с фр. и прим. Н.А. Садовского. - М.: Прогресс, 1965. - 296 с.
9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
УДК 37.013
Лунева Елена Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье представлены мнения отечественных и зарубежных ученных о проблеме конфликтной ситуации в общеобразовательном учреждении, рассмотрены разнообразные подходы к воспитанию учащихся, готовых и способных к продуктивному взаимодействию со сверстниками.
Ключевые слова: подросток, конфликтная ситуация.
Подростковый возраст - период формирования основ нравственности и мо. рали, социальных установок, взаимоотношений с социумом; стабилизации форм межличностных отношений. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а мотивационные линии связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе. Вместе с тем конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии подростков, имеют естественную природу. С одной стороны, они обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой, - особен-
ностями социального развития подростков (не-сформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений).
Многие отечественные и зарубежные ученые обращались к проблеме отношений, складывающихся в подростковой среде и роли педагога в их регулировании. Конфликтные ситуации рассматривались как предмет педагогической деятельности, в которой педагог должен урегулировать отношения между подростками. У истоков использования педагогического потенциала конфликтных ситуаций стояли П.П. Блонский, Л.С.Выготс-кий, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось Л.И. Божович, В.И. Загвязинским,