не знает взрослый. Подросток в этой ситуации выступает в роли учителя и наставника. Такое общение, взаимозависимость представляются нам воспроизведением традиционных способов сосуществования членов коллективной общности (в частности семьи как малой общности, группы) в русской культуре. Их знание, а главное - следование им, позволяет говорить о практическом эффекте социального воспитания в образовательном учреждения дополнительного образования.
Среди исследовательских компетенций, которые должны быть сформированы к старшему подростковому возрасту, мы выделяем следующие:
- определение задачи собственного исследования (по индивидуальной теме), соотносить их с общими задачами комплексной экспедиции;
- подготовка плана беседы с информантом и умение вести беседу, в процессе корректируя, дополняя содержание плана-вопросника;
- критический анализ информации (умение извлекать из записанного рассказа информацию, относящуюся непосредственно к теме исследования, отделять главное от второстепенного);
- видение связей содержания законченных устных рассказов по различным темам с общим
контекстом рассказа информанта - «искать связи всего со всем»;
- грамотное ведение записей в экспедиционном дневнике;
- владение техникой передачи рисунков вышивки, узоров кружева, ткачества в виде схем; владение умениями работы с аудио-, видеозаписывающей и компьютерной техникой с учётом специфики этнографических материалов.
В результате экспедиционной деятельности восприятие подростком традиционной культуры становится целостным, приобретает в своих очертаниях нужный объём. Факты и явления традиционной культуры понимаются в системе взаимосвязей как внутри явления, так и между отдельными явлениями и фактами. Подросток начинает видеть своё место и роль в процедуре исследования, в контексте социально-жизненных ситуаций, предлагаемых условиями фольклорной экспедиции.
Таким образом, формирование исследовательских компетенций выступает в роли средства и условия процесса социального воспитания в учреждении дополнительного образования этнокультурной направленности.
УДК 37.018
Наумов Михаил Вячеславович
Вологодский государственный педагогический университет
naumovmihail5@yandex.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КОНКУРС КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В статье обосновывается модель процесса самореализации личности школьника средствами музыкального исполнительского конкурса.
Ключевые слова: конкурсная программа, самореализация, подготовка.
Участие в конкурсах может оказаться одним из средств самореализации личности школьника, актуализируя профессиональные и личностные качества:
1. Профессиональные качества:
- универсализм, свобода интерпретации;
- музыкальность, оригинальное прочтение авторского замысла;
- техническое совершенство, высокая стабильность;
- чувство стиля.
2. Личностные качества:
- творческое мышление;
- стрессоустойчивость, выдержка;
- конкурентноспособсность;
- способность к адекватной самооценке и оценке окружающих;
- способность к рефлексии и постановке дальнейших целей.
Самореализация личности школьника средствами исполнительского конкурса по своим основным параметрам соответствует представлению о том, что «самореализация выступает как постоянно длящийся процесс, полагающий кумулятивную и действенную фазы» [1]. Другой вопрос, что по отношению к самореализации
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Наумов М.В., 2012
средствами исполнительского конкурса данная парадигма имеет свои особенности. Так, кумулятивная фаза представлена не только собственно этапом подготовки к конкурсу, но и всей предшествующей музыкальной деятельностью.
Подготовка конкурсной программы начинается с ее выбора. Правильный выбор программы - одна из важных составляющих подготовки к конкурсу. «Выбор пронизывает все формы жизнедеятельности школьника: общение, деятельность, игру. Формы выбора крайне многообразны, они варьируются в каждом конкретном случае. Однако в конечном счете именно выбор позволяет соотнести внешние обстоятельства и внутренние побуждения-потребности личности». Только в том случае, если ученик принимает активное участие в выборе программы, подготовка ее становится индивидуальным образовательным проектом. И лишь в этом случае подготовка конкурсной программы может стать одной из ступеней культурного самоопределения личности, которое «представляет собой процесс и результат выбора и присвоения личностью системы ценностей, обеспечивающей ее готовность к межкультурному диалогу и осознанию своей культурной идентичности» [2].
Подготовка конкурсной программы, помимо технических аспектов, должна быть нацелена на индивидуальность интерпретации, базирующейся, однако на осмыслении черт стиля. «Творит человек, т.е. приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительным, что принадлежит ему одному. Однако думать, что все произведение состоит из этих особенностей, было бы ошибочно. Придавая ему вечную жизнь и вечную же прелесть для людей, эти черты суть только махровый налет на листьях, который, как только он слетел с них - они становятся похожи на всякие другие листья» [3].
«Как можно глубже, шире и точнее понять исполняемое (понять для художника - всегда значит пережить), то есть понять автора, его средства выражения, его эпоху и т.д., и т.д. Все это ведь и есть та действительность, которую исполнитель воспроизводит, излагает, вносит в мир, и при этом неизбежно изменяет ее» [4].
При подготовке конкурсной программы необходимо помнить о принципе синтеза интеллекта, аффекта и действия. Не случайно Г. Нейгауз говорит о том, что «талант - это теснейший союз трех начал: страсти, интеллекта и техники. ... Толь-
ко соединение трех начал, их взаимодействие, их взаимопроникновение, взаимовыражение рождают истинно прекрасное. И, несмотря на то, что на конкурсе, как на любом соревновании, возможны всякие случайности - нездоровье, нервы, неблагоприятные события и т.д. - от которых не убережен человек, в конечном счете, независимо от занятого места, во мнении народа побуждает эмоциональный интеллект (или, если угодно, интеллектуальные эмоции, или, пользуясь метким афоризмом К.С. Станиславского, осердеченный ум и умное сердце), для которого техника - необходимое средство выражения содержания.
Точкой отсчета периода подготовки к самому выступлению или конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом восприятии. Если период составляет менее 4 недель процессы формирования стабильности и уверенности в исполнении могут не успеть закрепиться как в памяти, так и в и психомоторике. Собственно предконкурсная подготовка предполагает и создание определенного психоэмоционального состояния. «Когда я после концерта (или ряда концертов) иногда размышлял о том, почему концерт был такой, а не другой, я очень легко устанавливал причинную связь между качеством концерта и предшествовавшим ему образом жизни и стилем работы. И вот -почти всегда оказывалось, что самой для меня важной предпосылкой удачного концерта является предварительный отдых, бодрое, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела» [5].
Остановимся на психологической подготовке к конкурсу. По словам Е. Гогунова, «специальная психологическая подготовка к соревнованиям направлена на создание у спортсмена состояния «боевой готовности» к определенному сроку. Этот вид психологической подготовки обеспечивается большим набором средств и методов» [6].
Многие из этих методов могут быть актуальны и при подготовке к музыкально-исполнительскому конкурсу.
Главной составляющей готовности к конкурсу являются установка на полную реализацию
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
41
Накопительный этап
Формирование ключевых компетенций Формирование профессиональных компетенций
Общекультурная компетенция Познава- тельная компетен- ция Коммуникативная компетенция Организа- ционная компетен- ция Формирование исполнительских навыков Формирование навыков интерпретации музыкального текста
Мотивационный этап
Формирование процессуальных, устойчивых, смыслообразующих, индивидуальных и групповых мотивов. Формирование мотивации достижения успеха Формирование мотивации Преобразования (индивидуальной интерпретации)
Действенный этап
Подготовка конкурсной программы Психологическая подготовка Участие в конкурсе
Техническое освоение и творческая интерпретация музыкального текста Соблюдение принципа единства интеллекта, аффекта и действия Создание ситуации выбора Создание ситуации успеха
_____________________________________Рефлексивный этап______________________________
Осмысление технических, интерпретационных, Постановка дальнейшей цели
психологических факторов выступления_______|_____________________________________
Рис.
всех своих возможностей для достижения цели -победы или намеченного результата.
Намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.
Особым этапом процесса самореализации является собственно ситуация конкурса. Она требует от школьника предельной концентрации профессиональных возможностей и психических сил. Не секрет, что многие тонкие и глубокие музыканты с хрупкой нервной системой часто едва ли не более половины качества теряют только из-за особой психологической установки на сверхответственность конкурсной ситуации, зажимаются, не могут раскрепоститься и дать простор вдохновенному музицированию. Бесспорно, в данном случае важна и атмосфера конкурса, и психологическая подготовка школьника, и те факторы, которые обусловливали личностную значимость для него участия в этом мероприятии. Однако, есть учащиеся, чей сценический стресс сво-
дит на нет все положительные факторы участия в конкурсе. В связи с этим, показателен конкурс «Золотой аккордеон», проходивший в 2006 году в Нью-Йорке. Его необычность заключалась в том, что он проводился по видеозаписям. На первый взгляд, недостатки такой формы очевидны: «как можно заменить записью реальное общение му-зыканта-исполнителя с публикой, создающее особую атмосферу неповторимости художественного открытия, уникальной сиюминутности происходящего?» [7]. Между тем, для некоторых музыкантов в силу их особой психической организации записи становятся фактически единственным полем интерпретаторской самореализации.
В целом модель процесса самореализации личности школьника средствами музыкального исполнительского конкурса может выглядеть следующим образом (см. рис.).
Библиографический список
1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович
42
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
и Л.В. Благонадежной. - М., 1972.
2. Неверкович С.Д., Мушаков А.А. Рефлексивная культура спортивного педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niiito.ru/psy/ 15%202%20sppsy
3. Нейгауз Г.Г. Автобиографические записки: Избранные статьи. Письма к родителям. - М.: Советский композитор, 1985.
4. Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной
игры. - М.: Госмузиздательство, 1961.
5. Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект как средство самоопределения гимназиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2000.
6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
7. РозановВ.В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.
УДК 378
Лукичев Игорь Германович
кандидат педагогических наук Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России, г. Нижний Новгород igor77713@yandex.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СЛУШАТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В статье рассматривается организация социального опыта слушателя и его рефлексивной оценки в аудиторной, служебной и внеаудиторной деятельности, а также в ходе профессиональной практики.
Ключевые слова: социальный опыт, рефлексия, внеаудиторная деятельность, служебная деятельность, профессиональная практика.
Проблема рефлексивной оценки социального опыта представляет повышен. ный интерес исследователей, поскольку являет собой процесс интеграции знания, благодаря которому существенно увеличилось количество контекстов, в которых используется понятие «рефлексия». Организация рефлексивной оценки социального опыта у слушателей образовательных учреждений правоохранительных органов является неотъемлемым условием успешного формирования у них социально значимых качеств, необходимых будущим оперативным сотрудникам для успешной социализации в современном обществе. В процессе формирования социального опыта у слушателей происходит накопление знаний и умений социального плана, они учатся ставить цели, эффективно планировать свою деятельность, включаться во взаимодействие с другими людьми, оценивать результаты собственной деятельности адекватно поставленным целям, конструктивно разрешать возникающие проблемы, прогнозировать дальнейшие действия. Без рефлексивной оценки социального опыта деятельности невозможно понимание и осознание человеком полученных знаний,
а следовательно его дальнейшее продвижение в личностном развитии. Однако прежде чем приступить к раскрытию заявленной выше темы необходимо определиться с такими дефинициями как: «социальный опыт» и «рефлексия».
В социально-педагогической литературе имеется несколько взглядов на сущность социального опыта. Однако с точки зрения социальной педагогики наиболее перспективным, на наш взгляд, является подход Л.В. Мардахаева [4]. По его мнению, социальный опыт - это все, что происходит с человеком в жизни и что он осознает. Его формирование происходит в процессе практического воздействия человека на внешний мир и является результатом этого воздействия в виде знаний и умений [7].
Структура такого социального опыта личности, по мнению Л.М. Мардахаева, может быть представлена в виде схемы.
В этом контексте социальный опыт рассматривается Л.М. Мардахаевым в двух аспектах:
1) как объективированный (опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представлениях о должном);
© Лукичев И.Г, 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
43