Научная статья на тему 'Послевузовское обучение специалистов: индивидуальный маршрут и личностный продукт'

Послевузовское обучение специалистов: индивидуальный маршрут и личностный продукт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM TRAINING / EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова Маргарита Ивановна

В статье рассматриваются особенности организации деятельности слушателей в педагогическом процессе в условиях повышения квалификации преподавателей. Обучение слушателей в системе повышения квалификации рассматривается с позиций информационно-методического сопровождения и психолого-педагогической поддержки этого процесса с учетом основных положений андрагогического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанова Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION OF SPECIALISTS: INDIVIDUAL WAY AND PERSONAL PRODUCT

The article shows characteristics of the organization of the students'activity in pedagogical process of teachers' advanced education. Education of students in the system of training is considered in terms of information and methodological support and psycho-pedagogical support of this process with the main provisions of andragogic approach.

Текст научной работы на тему «Послевузовское обучение специалистов: индивидуальный маршрут и личностный продукт»

Литература

1. Дюндик Н. Н. Развитие, формирование и сохранение здоровья в школе // Вариант будущего: сб. науч. тр. - Красноярск, 1996. - С. 15.

2. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. -М.: Наука, 1982. - 270 с.

3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс - контроль в школе и дома: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 176 с.

4. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Прогресс, 1984. - Т. 4. - С. 269-318.

5. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - М.: ФИС, 1986. - 63 с.

6. Ананьев И. Н. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология здоровья. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2000. - 504 с.

7. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. - М., 1999. - 373 с.

8. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологические аспекты его формирования. - Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996. - 28 с.

9. Казин Э. М. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - Ч. 1. - 106 с.

10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.

11. Федоров А. И. Особенности вегетативной и эндокринной регуляции процессов адаптации учащихся к условиям среды в различные возрастные периоды: дис. ... д-ра биол. наук. - Томск, 2008. - 340 с.

12. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. - М.: Изд-во ТиПФК, 2000. - 276 с.

УДК 378

М. И. Губанова

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОДУКТ

В статье рассматриваются особенности организации деятельности слушателей в педагогическом процессе в условиях повышения квалификации преподавателей. Обучение слушателей в системе повышения квалификации рассматривается с позиций информационно-методического сопровождения и психолого-педагогической поддержки этого процесса с учетом основных положений андрагогическо-го подхода.

Ключевые слова: образовательный процесс, система повышения квалификации, педагогическое сопровождение.

M. I. Gubanova

POSTGRADUATE EDUCATION OF SPECIALISTS: INDIVIDUAL WAY AND PERSONAL PRODUCT

The article shows characteristics of the organization of the students’activity in pedagogical process of teachers’ advanced education. Education of students in the system of training is considered in terms of information and methodological support and psycho-pedagogical support of this process with the main provisions of andragogic approach.

Keywords: educational process, system training, educational support.

По мнению российских педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, В. А. Болотов, И. П. Подласый, В. Г. Разумовский, В. А. Сла-стенин, Д. И. Фельдштейн, и др.) привычные схемы организации единого и целостного педагогического процесса в общеобразовательной, профессиональной и высшей школе «не работают» на достижение целей образования. Известный ученый в области управления педагогическими системами Т. И. Шамова утверждает, что учитель, как и раньше, работает, исходя из старой нормативно-исполнительной парадигмы, тогда как его новые функции (исследовательская, диагностическая, коррекционно-развивающая и др.) требуют овладения основами инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности. Как показывает анализ образовательной практики, в традиционном обучении условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений обучающихся, к сожалению, недостаточны, т. к. личность ученика/учащегося/студента по-прежнему чаще является объектом педагогического воздействия, а не субъектом организованного взаимодействия. Не в меньшей мере на общий результат влияет дефицит у педагогов стремления или умения целенаправленно и конструктивно определять стратегию взаимодействия с каждым обучаемым, гибко дифференцировать содержание, формы и темпоритм коммуникаций, эффективно нормировать задания, оперативно изменять условия учения для творческой самореализации личности обучающегося и т. д.

Смысл организации современного образовательного процесса должен заключаться в создании надлежащих (необходимых и достаточных) условий для формирования обучающимися субъектного опыта самостоятельного и ответственного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач. Целевые ориенти-

ры развития отечественного образования, определенные в новом Стандарте, предполагают изменение требований к профессионализму, компетентности, эрудированности и мастерству профессионально-педагогических работников (ППР). Несомненно, основой профессионального роста и личностного развития специалиста является его активное и заинтересованное отношение к своему образованию, его продолжению и углублению. Овладение педагогическим опытом непосредственно связано с непрерывностью образования в послевузовский период, формированием соответствующей личностно-профессиональной позиции, реализацией личностного и творческого потенциала, расширением функционально-ролевого репертуара современного преподавателя.

Разработка теории и методики повышения квалификации (ПК), обеспечивающих возрастание степени творческой активности, инициативности, рефлексивности обучающихся педагогов, реализацию и развитие их субъектной позиции в образовательной деятельности, обусловлена необходимостью совершенствования способностей к самоорганизации, саморазвитию, умений самостоятельно осваивать постоянно обновляющуюся информацию, эффективно использовать образовательные технологии. Бесспорно, педагогические методики меняются, развиваются, отвечая на социальный заказ своего времени. Постоянно обновляющаяся практика обучения, воспитания, развития и образования молодежи заставляет педагогов-практиков, руководителей образовательных учреждений, организаторов детских и молодежных общественных объединений и творческих сообществ осваивать теоретические основы управления, менеджмента образования, педагогические технологии сотрудничества и сотворчества.

В своих экспериментально-педагогических исследованиях и практической деятель-

ности в системе повышения квалификации педагогов общего, профессионального и дополнительного образования мы ориентируемся на то, что в меняющемся мире для инновационного развития страны система образования должна обеспечить формирование таких качества выпускника, как инициативность, креативность, профессиональная мобильность, стрессоустойчивость и конструктивность. Следовательно, педагог должен, прежде всего, сам соответствовать и демонстрировать в повседневной профессиональной деятельности возможность их приобретения и продуктивной реализации собственного творческого потенциала. Для этого необходимо не только познание, усвоение и реализация конкретных педагогических методик, но выстраивание индивидуального образовательного маршрута и получение собственного образовательного продукта.

Современная система повышения квалификации специалистов предоставляет разнообразные возможности самостоятельного выбора слушателями: различных образовательных программ ПК, различных видов образовательных услуг (ПК, переподготовка, стажировка), форм ПК (модульное обучение, дистанционное обучение, очно-заочное обучение, накопительная система), сроков и форм курсового обучения (длительные и краткосрочные курсы, с отрывом, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы). Именно такой подход посредством определения совокупности принципов обучения и их реализация в построении модели обучения способствует организации образовательной среды различных курсов и форм ПК. Накопительная система представляет собой систему учета общего времени обучения слушателей через различные виды повышения квалификации (традиционное ПК, дистанционное ПК, стажировка при кафедрах учреждений дополнительного профессионального образования или в ОУ области, на

предприятии) по одной дополнительной профессиональной образовательной программе или нескольким программам-модулям. Особо подчеркнем, что обучение с использованием накопительной системы позволяет педагогу самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут. Дистанционное обучение организуется на основе реализации различных моделей обучения: модель интеграции содержания обучения и дистанционных форм обучения, модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения; модель сетевого обучения и кейс технологий; разработка организационных и технологических основ модели на основе видеоконференций и интерактивного телевидения. Для реализации данных моделей используются ресурсы образовательных порталов, центров дистанционного обучения, обучение по индивидуальным планам с использованием технологий «портфолио».

Выстраивание индивидуального образовательного маршрута взрослым обучающимся осуществляется на основе интеграции профессионального, общекультурного личностно-творческого содержательных полей, а также при осуществлении информационно-методического, психолого-педагоги-ческого, андрогогического сопровождения их профессионально-личностного развития. Возможность выбора образовательного маршрута, участие в разработке и реализации образовательной программы, ответственность за результаты своего обучения позволяет педагогам в полной мере проявить себя как субъекта образовательной деятельности.

Информационно-методическое сопровождение повышения квалификации преподавателей определено как процесс создания и использования совокупности специальных форм, методов, процедур, факторов и условий их развертывания в специально организованном педагогическом процессе. Осно-

вой, стратегической целью, прогнозируемым результатом повышения квалификации и переподготовки преподавателей образовательных учреждений является формирование высокого уровня профессиональной культуры специалиста сферы «человек - человек», включающей усвоение ценностей, норм, профессиональных компетенций, социальных ролей и способов профессионального поведения и позитивного опыта самоорганизации.

Психолого-педагогическая поддержка направлена на активизацию собственных ресурсов педагогов и осуществляется с учетом субъективных факторов, влияющих на эффективность ПК: мотивация к саморазвитию, осознание педагогами информационного запроса, добровольное конструктивное включение педагогов в образовательный процесс, критичность мышления педагога, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения; способность к рефлексии по поводу содержания, процесса и результатов обучения; андрогогическая компетентность преподавателей учреждения повышения квалификации.

Как известно, андрогогический подход предполагает: опору на профессиональноличностный опыт взрослых обучающихся; установление равноправной статусной позиции обучающихся педагогов и организующих этот процесс преподавателей методистов; диалоговое взаимодействие всех участников образовательного процесса, при котором важны не только знания и умения преподавателя, но и опыт, знания обучающихся; создание благоприятных условий для самостоятельного осмысленного обучения, стимулирования, активизации профессионально-личностного развития педагогов, предоставления им большей свободы и ответственности.

Такое комплексное сопровождение индивидуальной и совместной деятельности обучающихся на основе организации конструктивного творческого взаимодействия

представляет собой систему действий преподавателя, которая нацеливает обучающихся на новое качество учения с опорой на имеющиеся знания и методы познания. При этом личностный образовательный продукт выражается в совершенствовании общеучебных и специальных умений и навыков, овладении универсальными компетенциями широкого спектра (радиуса) использования. Как известно, ключевые или базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Основной механизм осуществления комплексного педагогического сопровождения образовательной деятельности слушателей курсов, по нашему мнению, заключается в следующем:

а) целесообразное планирование (отбор, выбор, структурирование, систематизация учебной информации и способы ее предъявления слушателям или способы ее освоения и усвоения взрослыми обучающимися);

б) эффективный выбор форм и методов педагогического управления информационнопоисковой, дискуссионной деятельностью обучающихся;

в) создание оптимальных условий организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

г) учет уровня сформированности готовности слушателей к совершенствованию профессиональной деятельности.

Мы выделили три основных аспекта педагогического сопровождения деятельности обучающихся по организации конструктивного творческого взаимодействия:

- содержательный: выявление уровня владения компетенциями: социальными

(готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии - изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими) и персональными (готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и

оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования)

- организационный: актуализация различных видов индивидуальной и совместной деятельности студентов (учебной, самостоятельной познавательной, научно-исследовательской, творческой) с учетом уровня их готовности к их организации в профессиональной деятельности;

- технологический: отбор, выбор и разработка организационных форм воспитательно-образовательного процесса в аудиторное и внеаудиторное время: теоретических, практических, тренинговых занятий, коллоквиумов, творческих мастерских, модератор-ских семинаров, мастер-классов и

По нашему мнению, приоритет в профессиональном обучении объективно должен быть отдан технологиям, основанным на идеях субъектно-деятельностного и компетент-ностного подходов: а) учитывающих потребности и образовательные запросы взрослых обучающихся; б) способствующим активизации познавательной деятельности обучающихся; в) обеспечивающим деятельностную основу, развивающий эффект и личностноориентированный характер непрерывного образования; г) предусматривающих обмен опытом и совместный поиск решения профессиональных проблем; д) ориентированным на субъект-субъектное взаимодействие обучающего и обучающихся.

К примеру, при организации занятий по курсу «Педагогическое мастерство преподавателя: основы, опыт, перспективы»

мы исходили из предположения, что чем активнее преподаватель участвует в собственной переподготовке, «на равных» с преподавателями, ведущими курс, ответственен за продуктивность прохождения семинаров и курсов, тем результативнее он сумеет организовать взаимодействие с обучающимися. По данным различных дидактических исследований определено, что обсуждение учебного материала, опора на практику,

организация взаимодействия студентов в микрогруппах, взаимообучение преподавателя и обучающихся обеспечивают от 50 до 95 % усвоения учебной информации. Вот почему эффективно работающий преподаватель, реализуя интерактивную функцию педагогического общения, предподчитает активный обмен образами, идеями, действиями, чувствами, ролями, фунциями всех участников взаимодействия. Для методически грамотной организации интерактивного обучения необходимо обеспечить постоянную смену: а) форм взаимодействия (фронтальная, групповая, парная) участников образовательного процесса; б) видов деятельности (информационная, поисковая, игровая, исследовательская, практическая, проективная. творческая); в) позиций (активная/пассивная, ведущий/ведомый, субъект/ объект) и ролей (говорящий/слушающий, спрашивающий/отвечающий, утверждающий/сомневающийся); с) делегирование полномочий (информирование, систематизация, экспертиза, инструктаж, анализ, оценивание)

Актуализацию рефлексивной деятельности обучающихся педагогов необходимо осуществлять постоянно (рефлексия фрагмента занятия, всего занятия, дня, недели, курсов). Для проведения рефлексии можно использовать разнообразные формы (рефлексивные карты, анкеты, ответы на вопросы, взаимоопросы, совместное обсуждение в паре, группе, индивидуально); проводить как содержательную (знания, умения, навыки, способы деятельности, компетенции), так и эмоциональную рефлексии (переживания, чувства, отношения). В целях плановой организации внеаудиторной деятельности в дополнительных образовательных программах предусмотрены темы для самостоятельной работы, вопросы к зачету, собеседованию, индивидуальные и групповые творческие задания, проводится обзор литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.