УДК / UDC Л. А. Богданова, кандидат педагогических наук, декан факультета повышения
377.36 квалификации и переподготовки работников профессионального образования
ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово, Россия, [email protected]
И. Ю. Кузнецова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово, Россия, [email protected]
Lyudmila Bogdanova, PhD in Pedagogics, dean of the department of skills improvement and retraining for teachers, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected] Irina Kuznetsova, senior lecturer of the Chair of Pedagogics and Vocational Psychology at Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected]
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ КАЧЕСТВЕННУЮ КУРСОВУЮ ПОДГОТОВКУ ПЕДАГОГОВ,
В КУЗБАССКОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ARRANGING EDucATioNAL ENVIRoNMENT
ensuring qualitative course training for teachers at kuzbass regional institute of vocational education development
В статье представлен опыт Кузбасского регионального института развития профессионального образования по созданию образовательной среды в процессе повышения квалификации, обеспечивающей профессионально-личностный рост педагогов.
The paper illustrates the experience of Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development in arranging educational environment in the process of skills improvement ensuring professional and personal growth for teachers.
Ключевые слова: образовательная среда, дополнительное профессиональное образование, процесс повышения квалификации, андра-гогическое сопровождение.
Keywords: educational environment, additional professional education, skills improvement process, andragogical maintenance.
Дополнительное профессиональное образование является частью системы непрерывного образования педагогов и должно учитывать весь комплекс изменений в образовании: введение новых образовательных стандартов, интенсификацию образовательного процесса, новое содержание и формы его организации, социокультурную и ценностную переориента-
цию образования, новые стратегии в управлении и финансировании учебных заведений.
Процесс повышения квалификации (ПК] может быть эффективным лишь в том случае, если в его ходе педагоги получат возможность приобрести личностно значимый опыт образования, ориентированный на построение и преобразование педагогами своей деятельности с учетом меняющихся ценностных оснований и целевых ориентиров современного образования. В рамках новой образовательной парадигмы учреждения дополнительного профессионального образования призваны создавать условия для профессионально личностного роста педагогов.
В этой связи актуальной является проблема качественного изменения системы повышения квалификации, деятельность которой должна быть ориентирована на формирование и развитие профессиональной субъектности педагога как интегративного качества, обеспечивающего непрерывное поступательное саморазвитие и продуктивную самореализацию специалиста в профессии.
Профессия педагога имеет ярко выраженный субъект-субъектный характер и требует ценностного отношения к субъективной реальности другого человека. Создание такой образовательной среды в ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального
образования» (далее - ГОУ «КРИРПО» или институт] обеспечивает субъектное включение педагогов в образовательный процесс, развитие личностных аспектов на основе самопознания.
Понятие «образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека, что предполагает присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.
Если же в качестве среды рассмотреть область образовательного взаимодействия, то образовательную среду в процессе повышения квалификации можно определить как механизм, направленный на развитие субъектной позиции педагога. Ведущим принципом работы механизма является переход обучающихся-пе-дагогов из исполнительской пассивной позиции в позицию активного субъекта собственной образовательной деятельности. Известно, что наибольшая эффективность деятельности достигается тогда, когда субъект лично заинтересован в результатах этой деятельности.
Образовательная среда, отвечающая особенностям субъектного образовательного процесса, позволяет педагогам выбирать основные параметры обучения (образовательную программу, сроки и формы обучения]. В ГОУ «КРИРПО» предлагается более восьмидесяти различных образовательных программ для разных категорий педагогических работников (руководителей, методистов, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, психологов, социальных педагогов и др.] и различные виды образовательных услуг: повышение квалификации, переподготовка, стажировка. Необходимость удовлетворения насущных образовательных потребностей педагогов связана с решением конкретных практических задач. В связи с этим актуальным представляется внедрение в процесс повышения квалификации накопительной системы, модульного и дистанционного обучения.
Курсы - длительные и краткосрочные, с отрывом, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы. Программы курсов ежегодно обновляются, предусматривается изменение (до 25 %] содержания программы в зависимости от результатов входной диагностики, запросов участников, появления новых интересных подходов в работе со взрослыми.
Накопительная система представляет собой систему учета общего времени обучения слушателей через различные виды повышения квалификации (традиционное ПК, дистанцион-
ное ПК, стажировка при кафедрах УДПО или в образовательных учреждениях области, на предприятиях] по одной дополнительной профессиональной образовательной программе или по нескольким программам модулям (на свободный выбор слушателей]. Обучение с использованием накопительной системы позволяет педагогу самостоятельно конструировать индивидуальный образовательный маршрут.
Дистанционное обучение организуется на основе реализаций различных моделей обучения: модель интеграции очных и дистанционных форм работы; модель сетевого обучения с использованием автономных курсов дистанционного обучения; модель сетевого обучения и кейс-технологий; разрабатываются организационные и технологические основы модели на основе видеоконференций и интерактивного телевидения. Для реализации данных моделей используются ресурсы образовательного портала, центра дистанционного обучения, ведется работа по индивидуальным планам с использованием технологий «портфолио».
Для обеспечения открытости и многоканаль-ности коммуникации в образовательной среде ГОУ «КРИРПО» созданы и постоянно функционируют дистанционная библиотека и медиатека, форум и чат-общение, проводятся тематические очные и дистанционные методические консультации, телеконференции в режиме online, вебинары.
Для проведения аудио-, видеоконференций, вебинаров, он-лайн совещаний в институте внедрен сервис «Mirapolis Virtual Room», который активно используется для демонстрации презентаций; совместного просмотра документов и мультимедийных материалов; совместной работы на электронной «белой доске» с набором инструментов; общения участников встречи через текстовый чат; проведения опросов; записи встреч и обмена файлами. Дистанционное повышение квалификации функционирует в информационно насыщенной, обладающей развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде. Как отмечают педагоги, дистанционное обучение позволяет повышать квалификацию в удобное время без отрыва от основной профессиональной деятельности, а широкий спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен файлами, чат-сессии, форумы], поддерживаемый средой дистанционного обучения, позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса.
Для всех учебных групп предлагаются спец-
курсы по выбору пользователя персонального компьютера различного уровня сложности: для начинающих - «Основы компьютерной грамотности»; для опытных пользователей - «Углубленное изучение приложений MS Office»; для углубленного изучения - «Создание электронных образовательных средств учебного назначения» и др.
Реализация всех программ дополнительного профессионального образования в институте обеспечивается доступом каждого слушателя к библиотечным фондам, содержащим учебную, учебно-методическую, научную, периодическую и дополнительную литературу, электронному читальному залу.
В целях оценки качества образования (достижений] слушателей используются различные аттестационные процедуры, повышение квалификации завершается защитой итоговой (выпускной] работы, соответствующего экзамена, зачета, защитой реферата, творческой разработки.
Результативности программ способствует практическая направленность в сочетании с теоретической подготовкой, оперативное корректирование программ в связи с изменениями образовательной среды и нормативно-правовой базы, модульная организация программ обучения, широкое использование интерактивных методик обучения, проектной и исследовательской деятельности, фасилитированных дискуссий и тренингов, использование профессионального опыта и знаний высококвалифицированных российских и зарубежных практиков, ведущих ученых и преподавателей-консультантов, использование в образовательном процессе современных технических средств и компьютерных технологий, сотрудничество с крупнейшими образовательными учреждениями региона и центрами-партнерами, промышленными предприятиями и организациями, на которых профессионально-педагогические работники знакомятся с современными промышленными технологиями, оборудованием, сырьем, инструментами. Сотрудничество с государственночастными партнерами образовательных учреждений по ведущим отраслям региона позволяет проводить практические занятия с использованием современного оборудования, а также существует возможность приглашать специалистов с производств, предприятий в качестве лекторов и консультантов.
Качество реализации образовательных программ обеспечивается за счет:
- создания необходимых условий учебного процесса (высокий уровень профессионализ-
ма преподавательского состава; организация образовательной среды для самостоятельной работы и обучения по индивидуальным образовательным программам, возможность выбора форм обучения, комфортность обучающихся в образовательном процессе, удовлетворяющая современным требованиям материальнотехническая база, доступность использования компьютерной техники и интернет-ресурсов, соответствие условий обучения требованиям СанПиН];
- обеспечения качества учебного процесса (новизна и доступность предлагаемых знаний; наличие необходимых дидактических материалов в учебном процессе, техническая оснащенность занятий; применение новых методов и технологий в обучении; возможность разрешения обучающимися своих профессиональных проблем; создание участниками в процессе повышения квалификации и переподготовки методического и прикладного продукта; удовлетворение запросов и потребностей участников курсов].
Данные позиции оцениваются слушателями института при заполнении выходной анкеты после освоения образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Организация образовательной среды курсов повышения квалификации позволила интегрировать профессиональное, общекультурное и личностно-творческое содержательные поля, дала возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов педагогов и осуществлять андрагогическое сопровождение их профессионально-личностного развития. Андрагогическое сопровождение педагога в процессе ПК было направлено на содействие самоопределению и самореализации педагога в образовательной среде, поддержку образовательной инициативы,активизацию собственных ресурсов педагогов в совместной деятельности с преподавателем-андрагогом.
Первым этапом андрагогического сопровождения является входная диагностика, необходимая для определения профессиональных затруднений, мотивов повышения квалификации, актуальных образовательных потребностей и запросов, выявление ожиданий от курсов повышения квалификации.
Первое занятие, традиционное для слушателей любых курсов, - тренинг-встреча, в процессе которого продолжается выяснение информационных запросов и ожиданий слушателей, осмысление собственных целей повышения квалификации, знакомство с куратором, кол-
легами по группе. Тренинг-встречу проводит куратор группы или психолог, но присутствие куратора на данном тренинге обязательно. На тренинге создается доброжелательная атмосфера безоценочного принятия, каждому предлагается высказаться в свободной форме, рассказать о себе, своих увлечениях, достижениях, затруднениях. Также на тренинге-встрече куратор знакомит слушателей с учебно-тематическим планом и программой курсов, состоящей из инвариантной и вариативной частей и закладывается резерв, необходимый для реализации открытости и вариативности содержания обучения с учетом уровня подготовленности слушателей, их потребностей и запросов, возможностей лекторского состава. После того как педагоги ознакомятся с предложенным расписанием, им предоставляется возможность высказаться, какие вопросы, они хотели бы рассмотреть в рамках курсов, какую консультацию получить.
Далее на основе результатов диагностики и выявленных ожиданий слушателей определяются основные параметры обучения: цели, содержание, формы и методы обучения, формы контроля. Совместное формулирование целей и задач обучения существенно повышает активность педагогов и их мотивацию участия в работе группы. Здесь очень эффективным является совместное размышление о том, какие дефициты профессионализма участников будут удовлетворены, какие профессиональные компетенции будут освоены, какие формы обучения предпочтительны, какие условия и время наиболее оптимальны. Использование разнообразных активных методик делает процедуру совместного планирования более неформальной.
После определения совместно с препода-вателем-андрагогом основных параметров обучения происходит корректировка образовательных программ, внесение необходимых изменений в организацию образовательного процесса: определяются дополнительные спецкурсы, консультации с учетом конкретных пожеланий и образовательных потребностей слушателей, моделирование (самими обучающимися при поддержке андрагога] индивидуальной траектории образовательной деятельности в период обучения на курсах. В соответствии с согласованными целями преподаватель-андрагог корректирует содержание обучения и выстраивает логику построения курсов, если необходимо, гибко перестраивает последовательность изучения вопросов программы.
Одним из средств сопровождающей деятельности преподавателя-андрагога является
использование техник фасилитационного общения: обращение к обучающемуся по имени, создание ситуации успеха, поддержка положительных эмоций, удовольствия и радости познания, использование юмора. Андрагог-фа-силитатор способствует, содействует, облегчает процесс самоизменения взрослого, сопровождает взрослого на пути его самостоятельной образовательной деятельности, он относится к обучающимся с принятием и доверием, пытается взглянуть на проблемы их глазами, умеет использовать «поддерживающие» приемы общения. Фасилитатору должны быть присущи психологическая компетентность, проницательность, открытость, естественность, способность к пониманию внутреннего мира другого человека, тактичность, доброжелательность, чуткость.
Возможно также привлечение психологов для коррекции эмоциональной сферы педагогов (например, «эмоционального выгорания»], проблем взаимоотношений с учащимися, коллегами, администрацией, проводятся тренинги бесконфликтного общения, формирования и подержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, развития креативности, умения работы в команде.
На завершающем этапе обучения куратором организуется обратная связь с обучающимися по поводу их удовлетворенности обучением, совместный анализ результатов, достигнутых группой и каждым в отдельности по окончании курсов, заполнение анкеты по оценке эффективности курсов. Очень важно использовать форму, позволяющую выявить факт «присвоения» педагогами знания и нового опыта: творческий отчет, защита проекта, презентация методической разработки и т. п. Выходная диагностика помогает педагогу осознать свои «приращения»: что было? что произошло?; организатору курсов - отследить педагогические эффекты и помочь педагогам-слушателям в организации работы по самообразованию.
Таким образом, андрагогическое сопровождение педагогов в образовательной среде курсов повышения квалификации предполагает интеграцию профессионального и личностно-творческого содержательного полей, дает возможность выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов участников и как результат - более полную реализацию и развитие субъектной позиции педагогов-участников курсов.
Следует отметить, что деятельность препо-давателя-андрагога УДПО на данном этапе не прекращается. Преподаватели осуществляют тьюторское сопровождение, открыты для обще-
ния, как с педагогами, так и со специалистами методических и психологических служб образовательных учреждений. Преподаватели-андра-гоги осуществляя сопровождение образовательной деятельности педагогов в межкурсовой период обучения оказывают необходимую консультационную помощь, находясь в постоянном контакте с педагогами посредством электронной почты, интернет-конференций, форума, чата и телефона, поддерживают мотивацию к непрерывному образованию и обеспечивают обратную связь.
Показателями эффективности андрагогиче-ского сопровождения педагога в процессе непрерывного профессионального образования
выступают:
- внутренняя направленность мотивации на непрерывное профессиональное образование;
- удовлетворенность образовательным процессом и результатами своей деятельности;
- открытость и доверие взрослой аудитории;
- высокая степень внутренней включенности участников в работу;
- искреннее обращение обучающихся за помощью друг к другу и преподавателю;
- предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий;
- свободное высказывание собственной позиции;
- желание прислушаться к мнению преподавателя и коллег.
УДК / UDC М. А. Бер. менеджер проектов ООО «Наука, техника, медицина»,
377.44 г. Томск, Россия, [email protected]
Е. Г. Леонтьева, кандидат философских наук, доцент кафедры международного менеджмента Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томск, Россия, [email protected]
Maria Ber, project manager, Nauka Technika Medicina Ltd., Tomsk, Russia, [email protected]
Elena Leontyeva, PhD, docent of the Departement of International Management, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia, [email protected]
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ
process approach as an organizational and managerial educational innovation
В статье представлены результаты исследования, проведенного на базе корпоративного учебного центра ООО «Газпром трансгаз Томск». Рассматривается целесообразность применения процессного подхода как организационной и управленческой инновации для повышения эффективности работы корпоративного образовательного учреждения.
The paper presents the results of a research conducted on the base of corporate training center of«Gazprom Transgaz Tomsk» Ltd. It provides data on the process approach as an organizational and managerial innovation improving the institution operating performance.
Ключевые слова: процессный подход, педагогические инновации, инновационное корпоративное учебное заведение, эффективность деятельности, бизнес-процессы, система менеджмента качества.
Key words: process approach, educational
innovations, innovative corporate educational institution, performance, business processes, quality management system.
Корпоративное обучение, занимающее значительный сегмент российского рынка образовательных услуг, сегодня представлено как корпоративными университетами крупных компаний, таких как ОАО «Газпром», ОАО «Норильский никель», ОАО «Транснефть», ОАО «Сбербанк», ОАО «Роснефть», так и учебными центрами средних и малых предприятий, которых в стране насчитывается около миллиона. В корпоративных образовательных учреждениях Российской Федерации обучаются ежегодно сотни тысяч взрослого населения страны. Только за один год в Корпоративном университете компании «Норильский Никель» различные программы повышения квалификации проходят более 30 тысяч работников, а в ОАО «Газпром», где работает свыше 300 тыс. человек, ежегод-