2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013—2020 гг. : распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р.—С. 22.
3. Калинникова Н. Г. Непрерывное педагогическое образование как парадигма // Высшее образование и мировая культура. — 2005. — № 3. — С. 186—189.
4. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 354. — С. 163—166.
5. Основные направления модернизации системы профессионального образования в Кемеровской области / Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, В. А. Овчинников и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 4 (12). — С. 6—14.
6. Фрумина Е. Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности [Электронный ресурс]. — иЯЬ: www.isnas.nu/files/File/Publication/Monognafii/ 0Ьга2/4_3_1\ергегууп0е_0Ьга20уате^1
7. Coombs P. Should One Develop Non-formal Education? Prospects. 1973. — Vol. III, № 3.
8. Jarvis P. Adult and continuing education: Theory and practice (2nd ed.). — New York: Routledge Press, 1995.
9. Jarvis P. Learning to be a person in society: Learning to be me. In K. Illeris (Ed.), Contemporary Theories of Learning.Learning theorists ... in their own words. London and New York: RoutledgeTaylor & Francis Group, 2009.
10. Haggins R. The Success and Failure of Policy-Implanted Iner-Firm Network Initiatives: Motivations, Processes and Structure // Entrepreneurship & Regional Development. — 2000. — № 12.
11. Tight M. Key Concepts in Adult Education and Training. — London, 2006.
12. Webster J. Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain // The Journal of Strategic Information Systems. — 1995. — Vol. 4, № 1. — P. 31—42.
УДК / uDC 378:37.048.45 Е. В. Понамарева
E. Ponamareva
дистанционное обучение педагогов, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАцИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАцИИ DISTANCE TEACHING OF EDuCATORS RESPONSIBLE FOR VOCATIONAL GuIDANCE OF STuDENTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
В статье рассматривается повышение квалификации педагогов, ответственных за профессиональную ориентацию обучающихся, в очно-заочной форме с использованием системы дистанционного обучения «Прометей», называются его достоинства и недостатки.
The paper is devoted to the problem of professional development of teachers responsible for vocational guidance of students in the system combining full-time and correspondence courses with the help distance learning system «Prometheus», its strong and weak points are discussed.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, очно-заочная форма обучения с использованием дистанционного обучения.
Keywords: professional development of pedagogical workers, intramural and extramural form of education with use of distance learning.
В настоящее время отмечается повышенное внимание к организации целенаправлен-
ной профессиональной ориентации учащейся молодежи. Существенно меняются задачи, содержание и методы сложившейся системы, направленной на подготовку молодого человека к выбору профессии с учетом современных социально-экономических условий.
Федеральные нормативно-правовые акты регламентируют право граждан на профессиональную ориентацию, определяют основные направления, содержание и примерные формы организации профориентационной работы (закон РФ от 19.04.1991 № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации», закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.). Для ряда педагогических специальностей раскрывается содержание работы по формированию у обучающихся компетенций, способствующих осознанному выбору профессии (Единый квалификационный справочник долж-
ностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761 н; ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего (полного) общего образования, Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, педагог), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544 н и др.).
На Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации» (Кемерово, 19—20 марта 2014 г) была отмечена необходимость организации современной, ориентированной на перспективные запросы рынка труда, интегрированной в экономические кластеры, сбалансированной на всех уровнях системы непрерывного профессионального образования. Одна из рекомендаций участников конференции руководителям учреждений среднего и высшего профессионального образования: в общеобразовательных организациях активизировать профориентационную работу с обучающимися, их родителями (законными представителями), участниками молодежных общественных объединений; в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования ввести в рамках вариативной части образовательных программ курсы по профориентационной работе [7]. Однако штатная должность специалиста по организации профориентационной работы в образовательной организации не предусмотрена.
Ответственность за профориентационную работу лежит в основном на заместителе директора по учебно-воспитательной работе, который делегирует полномочия по организации и ведению профориентации педагогу-пси-хологу, социальному педагогу или классному руководителю (куратору группы). Отсутствие конкретного специалиста — профориентолога, системного подхода к профессиональной ориентации в образовательных организациях, социальных партнеров приводит к низкой эффективности профориентационной работы, что подтверждают и результаты исследований. Так, в октябре 2013 г. Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (ГОУ «КРИРПО») по заданию Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» провел опрос руководителей промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций, компаний Кемеровской области, направленный на изучение потребностей рынка труда. В опросе приняли участие 107 человек. На вопрос «Чего, по-вашему мнению, не хватает для более эффективной помощи школьникам при выборе профиля обучения и будущей профессии?» 20,6 % респондентов отметили недостаток эффективных профориентационных технологий, 44,9 % опрошенных ответили, что не хватает квалифицированных специалистов, 5,6 % участников опроса отметили несовершенство законодательной базы, 3,7 % ответивших указали на недостаток информации о профессиях, учебных заведениях, по 0,9 % опрошенных назвали низкую мотивацию родителей на дальнейшее обучение детей и ориентированность на «престижные» профессии (рис.).
Недостаток Нехватка Несовершенство Низкая мотивация Недостаток Ориентированность
эффективных квалифицированных законодательной родителей информации на «престижные»
технологий специалистов базы на дальнейшее о профессиях, профессии
обучение учебных заведениях
Рис. Причины, затрудняющие профориентационную работу с обучающимися
На вопрос «Хотели бы вы пройти курсы повышения квалификации по теме «Профориентация и профессиональное самоопределение молодежи»?» большая часть опрошенных (51,4 %) ответили утвердительно. Из них наиболее удобной формой обучения 48,5 % респондентов отметили дистанционное обучение, 41,2 % — курсы в Кемеровской области, 10,3 % — курсы в Москве.
ГОУ «КРИРПО» обладает достаточным потенциалом и опытом подготовки кадров для профориентационной работы. С 2012 г. реализуются дополнительные профессиональные программы «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий», «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения», «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи». Содержание программ направлено на оказание методической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, углублении знаний по проблемам профессиональной ориентации обучающихся, формированию профессиональных компетенций.
По запросам педагогов образовательных организаций на дистанционную форму обучения сотрудники центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» систематически проводят веби-нары, форумы, где обсуждаются актуальные проблемы профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников детских домов и школ-интернатов. Так, в статьях Н. В. Осиповой, И. А. Килиной, Д. В. Килиной рассматриваются информационно-коммуникационные технологии в повышении квалификации педагогов, ответственных за профессиональную ориентацию обучающихся [2; 3; 6].
С 2013/14 учебного года курс повышения квалификации «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи» осуществляется в очно-заочной форме с использованием дистанционного обучения и состоит из четырех модулей. В первом модуле «Профинформирование как направление профориентационной деятельности в образовательной организации» изучаются основы профориентологии, основные понятия, требования к организации и реализации профориентационного информирования.
Второй модуль «Формы и методы проф-информирования» включает теоретические и практические занятия по отработке навыков использования наиболее эффективных форм и методов организации информирования обучающихся и их родителей о профессиях и специальностях, востребованных на рынке труда, о рынке образовательных услуг.
В третьем модуле «Технологии осознанного выбора» слушатели знакомятся с технологией выбора профессии обучающимися, с ценностными ориентациями учащейся молодежи, условиями и факторами устойчивого профессионального выбора.
Четвертый модуль «Возможности рынков труда и образовательных услуг для осуществления профессионального выбора учащейся молодежью» предполагает анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы по вопросам трудоустройства молодежи. Планируется изучение механизмов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, маркетинговой деятельности образовательной организации.
Содержание занятий определялось в соответствии с учебным планом. На занятиях использовались образовательные технологии и методы активного обучения: информационные лекции, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции-дискуссии, лекции-беседы, лекции с применением обратной связи, работа в микрогруппах сменного состава, метод проектов, арт-технологии, игровые методы, кейс-метод, тренинги, ИКТ-технологии. В практической работе предусмотрено выполнение заданий, упражнений, анализ педагогических и производственных ситуаций. Теоретическое обоснование, методика применения названных технологий и методов изложена в работах Л. А. Богдановой, Л. Н. Вавиловой, В. И. Сахаровой и др. [1; 4; 8; 9].
Использование в учебном процессе мультимедиа и оргтехники, сопровождение лекций слайдовыми презентациями, занятия в компьютерном классе (онлайн-тестирование, работа с электронным каталогом библиотеки ГОУ «КРИРПО» и др.) способствуют лучшему усвоению учебного материала слушателями. Практические занятия по теме «Современные средства профинформации» педагоги проводят в двух подгруппах (работают на персональных компьютерах). На экскурсии в ГОУ СПО Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг (г. Кемерово) педагоги ознакомились с организацией профориентационной деятельности, способствующей развитию
положительного имиджа образовательной организации. На мастер-классе по теме «Технология осознанного выбора обучающимися предпринимательской деятельности», прошедшем в городском бизнес-инкубаторе муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово, рассматривались особенности и принципы предпринимательской деятельности.
Большая часть содержания курса реализуется в системе дистанционного обучения (СДО) «Прометей» в режиме онлайн или оффлайн с использованием различных информационнокоммуникационных технологий. Подробная методика организации учебного процесса в этой системе описывается в работе Л. А. Богдановой, В. Е. Быцановой, М. А. Гуляевой и др. [5]. Система дистанционного обучения «Прометей» включает четырнадцать подсистем.
Подсистема регистрации позволяет педагогам из списков учебных курсов выбирать необходимую информацию по предлагаемым курсам и программам обучения, формировать заказ на обучение («корзину»), вводить свои персональные данные и отправлять заказ на обработку. С учетом сформированной «корзины» организатор курса распределяет слушателей по группам.
Подсистема библиотеки учебных материалов СДО «Прометей» позволяет пользоваться учебными пособиями, методическими рекомендациями, практикумами в любом файловом формате. При необходимости слушатели могут открывать документы для чтения или загрузки и просматривать (название курса, с которым связан документ, описание документа). Куратор в этой подсистеме имеет возможность собирать статистику обращений слушателей.
Подсистема календарного плана создает план-график изучения курса, включающий перечень мероприятий. Каждое мероприятие согласовывается по срокам проведения и формам обучения (лекция, семинар, экзамен и т. п.). Допускается корректировка календарного плана тьютором: добавляются или удаляются мероприятия, уточняются сроки.
Дизайнер тестов предназначен для создания и редактирования тестов, определяющих уровень усвоения учебного материала.
Подсистема тестирования реализует проверку учебных достижений слушателей в режиме самопроверки или экзамена. Программа позволяет создавать различные типы тестов: со случайным порядком выдачи вопросов, с заданной структурой, включающей различные ре-
акции на правильный либо неправильный ответ. Набранный балл и выдача отчета о результатах происходит автоматически. В подсистеме предусмотрен режим работы над ошибками и возможность возврата к пропущенным вопросам.
Подсистема обмена информацией обеспечивает общение между участниками учебного процесса при помощи форума, чата, почтовой рассылки, доски объявлений, обмена файлами. Педагоги, проходящие обучение с помощью этой подсистемы, получают инструкции, задания от преподавателей, отправляют на проверку результаты выполнения самостоятельных работ и др.
Подсистема администрирования автоматизирует создание и сопровождение объектов системы, таких как курсы, программы обучения, форумы и т. д.
В подсистеме отчетов возможно получить статистику по учебному процессу в виде специализированных отчетов.
Интерфейс пользователя обеспечивает взаимодействие пользователей с сервером учебного комплекса посредством веб-браузера.
Основные формы обучения и взаимодействия в СДО: лекция, семинар, тестирование, обмен файлами, чат, организационное мероприятие и др. Самостоятельная работа слушателей включает следующие организационные формы системы дистанционного обучения: работа с электронным учебным пособием, просмотр видеолекций, прослушивание аудиодисков, компьютерное тестирование, изучение печатных и электронных учебных и методических материалов. Проведение консультаций слушателей осуществляется посредством сетевого общения, а также электронной почты.
На первой очной сессии всем слушателям была оказана методическая помощь по регистрации в системе дистанционного обучения «Прометей». В расписание включено практическое занятие для ознакомления с особенностями работы этой системы, ее возможностями, выполнено тренировочное задание. Проделанная работа позволила всем слушателям справиться с выполнением всех видов заданий, вынесенных на заочную сессию, в СДО «Прометей».
Очно-заочная форма с использованием дистанционного обучения педагогов имеет преимущества и недостатки. К положительным сторонам мы относим возможности:
• повышения уровня ИКТ-компетенции педагогов;
• совмещения обучения с основной работой;
• самостоятельного планирования сроков каждого модуля в рамках общего расписания;
• лучшего освоения программы курса за счет детальной проработки темы;
• получения обратной связи от преподавателя;
• повышения качества выполнения итоговых работ.
Недостатки вышеназванной формы обучения:
• увеличение нормативного срока освоения программы с трех недель до нескольких месяцев;
• трудности выполнения заданий, связан-
Обучение на курсе помогло педагогам разрешить свои профессиональные затруднения (30,8 %), установить деловые и (или) личностные контакты (46,2 %). По полученной на курсе информации все слушатели подготовили новый учебный материал для использования в педагогической деятельности, повысили уровень профессиональной компетентности.
В 2014/15 учебном году запланировано продолжать повышение квалификации педагогов, ответственных за профессиональную ориентацию обучающихся в очно-заочной форме с использованием дистанционного обучения. Это будет содействовать обновлению содержания программ за счет увеличения количества часов, отводимых на их изучение; увеличению количества педагогов, получающих качественное современное образование; повышению их компетенции в области информационно-коммуникационных технологий.
1. Игровые технологии в профессиональном образовании / авт.-сост.: Л. Н. Вавилова, В. М. Кузина. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. — 94 с.
ные с низким уровнем владения некоторыми педагогами информационно-коммуникационными технологиями;
• увеличение времени, затрачиваемого преподавателями и куратором курса на проведение и проверку контрольных работ.
Проведенное комплексное исследование субъективных оценок качества образовательного процесса слушателями курса по программе «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи» показало положительную динамику знаний, умений и навыков по основным темам программы в среднем на 4—5 баллов (табл.).
2. Килина И. А., Килина Д. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в профориентационной деятельности (из опыта работы центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО») // Наука и образование в жизни современного общества: мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г. / Мин-во обр. и науки РФ. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. — С. 68—73.
3. Кочетулина Н. В. Вебинар как форма повышения квалификации профессионально-педагогических работников // Возрождение России начинается с учителя : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. — С. 112—115.
4. Метод проектов в образовательном процессе/авт.-сост. В. И. Сахарова, ред. Т. С. Панина. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. — 72 с.
5. Организация дистанционного обучения в системе повышения квалификации / Л. А. Богданова, В. Е. Быцанова, М. А. Гуляева и др. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2010. — 84 с.
6. Осипова Н. В. Повышение квалификации педагогических работников через проведение вебинаров // Электронное обучение в непрерывном образовании 2014 : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. 2 / УлТГУ. — Ульяновск, 2014. — С. 183—186.
7. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации» (Кемерово,
Таблица
Динамика субъективных оценок знаний, умений и навыков слушателей по основным темам программы по 10-балльной шкале
Тема Уровень знаний слушателей до обучения, баллы Уровень знаний слушателей после обучения, баллы
Современные средства профинформации 4,43 9,54
Профориентационный урок как элемент системы профориентации 4,14 9,23
Формы организации встреч с представителями разных профессий 5,86 9,15
Формы осознанного выбора профессии в подростковом возрасте 5,43 9,15
Условия и факторы устойчивого профессионального выбора обучающимися 4,14 9,15
19—20 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] / ГОУ «КРИРПО». — URL: krirpo.ru/about_the_university/
news/detail.php?ID=554.
8. Технология проблемного обучения / авт.-сост. Л. А. Богданова. — Кемерово: Изд-во гОу «КРИРПО», 2007.—46 с.
9. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях ФГОС нового поколения/авт.-сост.: Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.
УДК / uDC 378 В. Г. Свинаренко
V. Svinarenko
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CuLTuRE IN CONDITIONS OF CONTINuOuS PROFESSIONAL EDuCATION
Автор статьи предлагает рассмотреть и внести коррективы в понятия «культура», «профессионально-педагогическая культура» при решении педагогически обусловленных задач и противоречий, связанных с особенностями полисубъектных отношений в среде педагогов и социальных сред, непосредственно связанных с профессиональными обязанностями педагогов современной системы образования.
The article reveals the possibility of verification and determination of the concepts «culture» and «professional-pedagogical culture» while deciding pedagogical problems and contradictions related to the speculiarities of poly-subject relations among teachers and social environments that are directly related to the professional duties of teachers of the modern education system.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, моделирование, детерминация, верификация, продуктивность.
Keywords: professional-pedagogical culture, creating, determination, verification, the refinement of concepts, productivity.
Современное педагогическое образование переживает трудное время, связанное с реформированием всех звеньев системы образования. В работе представлены средняя и высшая школы, система переподготовки кадров и повышения квалификации работников образования.
Культура как феномен социального знания допускает множество определений, фарватер которых расширяется и значения уси-
ливаются выделяемыми и осознаваемыми потребностями социума в постановке и решении задач, непосредственно связанных с обогащением личности и среды незыблемыми истинами, непреклонными ценностями и общечеловеческими идеалами, в их структуре можно отметить гуманизм и продуктивность, креативность и конкурентоспособность, своевременность [6] и целостность, гибкость и состоятельность педагогической практики.
Уточнение понятия «культура» связано, в первую очередь, с решением противоречия развития системы и отношений, науки и практики современного антропологического пространства; гуманизм — с результатом и ресурсом всех преобразований; продуктивность — с качеством постановки, верификации и решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с нормальным распределением способностей выборки субъектов воспитательно-образовательного пространства. С другой стороны — накопление социального знания и субъектный характер восприятия и распространения материальных благ и ценностей определяют направления кристаллизации основ фундаментального явления. В качестве примера можно привести одно из достижений научно-технического прогресса — Интернет и социальные сети, в которых присутствуют основы и практика морали и этики того или иного культурно-исторического пространства, законодательно верифицируемого в соответствии с открытостью и доступностью информации того или иного содержания и качества. Эволюция любого социального процесса определяет способность