низации и осуществлении инновационного процесса. Эффект профессионального развития понимается нами как интегральная характеристика уровня сформирован-ности профессионализма, включающего рефлексивность и креативность педагога, позиционность, связанную с мотивацией и способностью к выполнению инновационной деятельности и групповому взаимодействию, принятию профессиональной позиции и умением проектировать ситуации развития.
Разработанная система консультационного сопровождения инновационной деятельности педагогов в системе постдипломного образования способствует наращиванию инновационного ресурса профес-
сиональной педагогической деятельности, обеспечивающего построение практики инновационного образования в регионе.
1. Игнатьева Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. - Н. Новгород: НГЦ, 2005.
2. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, С. Н. Горычева, В. Н. Аверкин, А. Г. Ширин, А. В. Петров] ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / Под редакцией Т. М. Ковалевой. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004.
УДК/ UDC: 371.14 и. Ю. Кузнецова,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово, Россия, [email protected]
Irina Kuznetsova,
senior lecturer of the Chair of Pedagogics and Vocational Psychology at Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected]
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
DEVELOPING SUBJECTIVE POSITION OF A TEACHER IN THE PROCESS OF SKILLS IMPROVEMENT
В статье определено содержание понятия «субъектная позиция педагога в процессе повышения квалификации» в контексте андра-гогического подхода, описаны структурные компоненты субъектной позиции педагога и факторы, оказывающие влияние на проявление и развитие субъектной позиции педагога.
The paper defines the notion “subjective position of a teacher in the process of skills improvement" in the context of the andragogical approach; it describes structural components of the subjective position of a teacher and factors affecting development and display of the subjective position of a teacher.
Ключевые слова: субъектная позиция педагога, повышение квалификации, ан-драгогический подход.
Key words: subjective position of a teacher, skills improvement, andragogical approach.
В современных социокультурных условиях возрастает потребность в образованных, активных, самостоятельно мыслящих и действующих специалистах с выраженной субъектной позицией. Внедрение новых ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) четко определяет действия педагогов по формированию
субъектности обучающихся, но нередко остаются в тени задачи профессиональноличностного развития педагогов, способных к инновационной деятельности, обладающих профессиональной мобильностью и творческим потенциалом.
Сформировать субъектную позицию будущих специалистов и рабочих может преподаватель, мастер производственного обучения, который сам способен к саморазвитию и продуктивной самореализации в профессии.
Необходимость формирования и развития у педагогов способности к самоорганизации, саморазвитию, умений усваивать постоянно обновляющуюся информацию побуждает к разработке теории и методики повышения квалификации (ПК), обеспечивающих возрастание степени самостоятельности, рефлективности, творческой активности обучающихся педагогов, реализацию и развитие их субъектной позиции в образовательной деятельности. Педагог, включенный в процесс повышения квалификации, ограничен временем: за короткий период он должен получить максимум знаний. Из этого следует, что учебный процесс в учреждении повышения квалификации должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой аудитории и наличие квалифицированных преподавателей-андрагогов, обладающих высоким уровнем развития субъектности. Система повышения квалификации, находясь на пересечении двух сфер (сферы профессиональной деятельности и сферы образования), является наиболее гибким и динамичным звеном непрерывного образования.
Возникает потребность в реализации современных подходов в системе повышения квалификации, способствующих трансформации функций преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования: происходит переход от репродуктивных способов деятельности к субъект-субъектному взаимодействию, совместному со слушателями планированию обучения, определению его содержания и форм в целях успешного профессионального развития каждого педагога. Наиболее
перспективным в данном направлении является андрагогический подход.
Правомерность выбора андрагогическо-го подхода к развитию субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации обусловлена содержательной спецификой и своеобразием задач обучения взрослых людей. Состояние взрослости характеризуется психофизиологической и социальной зрелостью, полной гражданско-правовой дееспособностью, экономической самостоятельностью и вовлеченностью в сферу профессионального труда. Взрослый человек, профессионал сам определяет, какие результаты образования ему нужны, в какой срок и какого качества. Перенос акцента с приобретения все новых и новых знаний в надежде когда-то их использовать на применение знаний, социального и собственного опыта для решения реальных жизненных (личностных и профессиональных) проблем составляет основную особенность дополнительного профессионального образования.
Проектирование образовательного процесса на основе андрагогического подхода базируется на возрастных, индивидуальных, психологических особенностях взрослого человека, на его эмоциональном состоянии, мотивации к учению, жизненном опыте, социальной позиции, ценностных ориентациях. Андрагогический подход позволяет рассмотреть процесс повышения квалификации педагогических работников как процесс обучения взрослых людей, которые пришли в учреждение дополнительного профессионального образования (ДПО), чтобы продолжить свое профессиональноличностное развитие, развить способности самообразования, повысить свою профессиональную компетентность.
Педагог, обучающийся на курсах повышения квалификации, проявляет свою субъ-ектность через субъектную позицию, что предполагает умение ставить цели, выбирать образовательную траекторию, формы и способы самостоятельной деятельности, нести ответственность за свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Субъектная позиция педагога в процессе повышения квалификации определяется
нами как интегративная личностная характеристика, отражающая систему доминирующих отношений педагога к реализации образовательных запросов, проявляющаяся в избирательной образовательной активности, самостоятельном целеполагании, способности к самоопределению, построению и инициативной реализации индивидуальной образовательной траектории, способности к рефлексии, к конструктивному взаимодействию с образовательной средой, и предполагающая его полную ответственность за результаты образовательной деятельности.
Реализация субъектной позиции педагога в образовательном процессе учреждения ДПО повышает эффективность курсовой подготовки (обучающийся педагог берет на себя часть функций преподавателя по своему образованию), но вместе с тем требует от преподавателя учреждения ДПО применения более сложных педагогических технологий и специальной андрагогиче-
ской подготовки. Образовательная деятельность педагога в процессе дополнительного профессионального образования, в частности повышения квалификации, складывается как процесс взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, прежде всего с преподавателями-андра-гогами. В зависимости от того, насколько процесс взаимодействия преподавателя-ан-драгога и педагога-слушателя носит черты диалога, содействия, бездействия или противодействия, зависит динамика развития субъектности педагога в образовательной деятельности.
Характер образовательной деятельности и понимание субъектной позиции как интегративной характеристики и определенной линии поведения определяют структурные компоненты субъектной позиции педагога: мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный, рефлексивнооценочный, которые подробно представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика структурных компонентов субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации
Структурные компоненты СПП Содержательная характеристика компонентов
1 Мотивационно- ценностный Выраженная потребность в саморазвитии, внутренняя мотивация к учению, осознание профессиональнозначимых потребностей, открытость для иного мнения и нестандартного мышления, удовлетворенность результатами своей деятельности, отношение к самому себе как субъекту образовательной деятельности
2 Регуляторно- деятельностный Способность к саморегуляции, преодолению препятствий, способность к партнерскому взаимодействию, активность в образовательной деятельности, при выборе основных параметров обучения, инициативность, ответственность за результаты обучения, самостоятельность, умение намечать цели и план действий, принимать решения
3 Рефлексивно- оценочный Способность к самооценке и оценке профессиональной и образовательной деятельности, умение устанавливать связь между содержанием обучения и практической деятельностью, удовлетворенность процессом обучения
Рассмотренные структурные компоненты, составляющие субъектную позицию, связаны между собой. Их выделение может быть принято только условно. Вместе с тем среди представленных компонентов мотивационно-ценностный является основополагающим, вокруг которого структурируются основные свойства и качества личности педагога.
На основании исследований С. Г. Верш-ловского, М. Т. Громковой И. А. Колесниковой [1, 2, 3] были выделены следующие особенности педагогов как взрослых субъектов образовательной деятельности:
- наличие значительного социального и профессионального опыта;
- осознанность информационного запроса;
- добровольное включение в образовательный процесс;
- способность к рефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения;
- критичность мышления, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения;
- открытость мышления как способность видеть иные точки зрения;
- самостоятельность в достижении позитивных образовательных результатов;
- умение учиться в системе межсубъект-ных отношений;
- повышенная чувствительность к критике.
Изучение материалов научных исследований и собственный практический опыт работы с педагогами - слушателями курсов ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» - позволили нам выделить две группы факторов, влияющих на развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации: объективные, и субъективные. Данные группы факторов представлены в таблице 2
Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на реализацию и развитие субъектной позиции педагогов в процессе повышения квалификации
№ п/п Объективные Субъективные
1. Изменившиеся социально-экономические условия 1. Мотивация к саморазвитию, осознание информационного запроса педагогов, стремление разрешить свои профессиональные затруднения
2. Введение федеральных государственных образовательных стандартов 2. Индивидуальные особенности педагогов
З. Развитие системы повышения квалификации педагогов как звена непрерывного профессионального образования 3. Добровольное созидательное включение педагогов в образовательный процесс
4. Основные качества взрослого, отличающие его субъектную позицию в современном обучении 4. Критичность мышления педагога, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения
5. Усложнение профессиональной педагогической деятельности, требующей от педагога самоопределения в динамичной образовательной ситуации 5. Способность к рефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения
6. Создание условий в учреждении дополнительного профессионального образования, соответствующих особенностям педагогов, как взрослых субъектов образовательной деятельности 6. Андрагогическая компетентность преподавателей, их способность к реализации андрагогической модели обучения
Развитие субъектности педагога в образовательной деятельности невозможно без создания комплекса андрагогических условий, понимаемых как объективные возможности, целенаправленно создаваемые в системе профессионального образования и реализуемые в курсовой и межкурсовой период повышения квалификации, в совокупности обеспечивающие непрерывность и успешность развития профессиональной компетентности педагогов учреждения профессионального образования.
К андрагогических условиям, обеспечивающим проявление и развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации, мы относим:
- учет особенностей педагогов как взрослых субъектов образовательного процесса и факторов, влияющих на проявление и развитие их субъектной позиции в процессе ПК (объективных и субъективных);
- создание в учреждении ДПО образовательной среды, соответствующей особенностям взрослого человека (контекстность обучения, создание ситуаций для самоопределения и выбора параметров обучения, открытость и многоканальность коммуникации участников образовательного процесса), обеспечивающей возможность обучения по индивидуальной образовательной траектории и осуществления разных способов взаимодействия взрослого обучающегося (педагога) с другими субъектами образовательного процесса;
- реализацию модели андрагогического сопровождения педагога в образовательной деятельности, обеспечивающей активизацию собственных ресурсов обучающихся в
совместной диагностической, проектировочной, регулятивно-исполнительской, рефлексивно-оценочной деятельности;
- пролонгирование андрагогического сопровождения педагога в межкурсовой период методистами и психологами учреждений профессионального образования через координацию деятельности с преподавателями учреждения ДПО.
При выделении андрагогических условий развития субъектной позиции педагога учитывается поуровневый характер сформиро-ванности субъектной позиции, который связан с развитием субъектных характеристик его личности: активностью, способностью к целеполаганию, свободой выбора и ответственности за него, осознанием собственной уникальности, пониманием и принятием другого, саморазвитием, способностью к рефлексии, оценке собственной образовательной деятельности.
Следует отметить, что кратковременность курсов повышения квалификации не позволяет в достаточной мере оказать такое воздействие на педагога, которое способно его полностью изменить, но способно послужить вектором, движущей силой для развития его субъектной позиции.
1. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 3-8.
2. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования, учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.
3. Колесникова И. А. Основы андрагогики: учебное пособие / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая. - М.: Академия, 2003. - 239 с.