Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации'

Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМАНДА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DESIGNING INDIVIDUAL TRAINING ROUTE / MOTIVATION / ASSESSMENT AND SELF-ASSESSMENT / PEDAGOGIC SUPPORT / PEDAGOGIC TEAM / VALUES AND MEANINGS QUALIFICATION INCREASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Елена Владимировна

Статья посвящена описанию организационно-педагогических условий развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. Приведены примеры эффективного формирования содержания повышения квалификации посредством проектирования индивидуального маршрута. Важной составляющей проблемы являются ценностно-смысловые стратегии слушателей курсов повышения квалификации, осознание потенциальными слушателями профессиональных затруднений (проблем) в сфере дополнительного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational-pedagogic conditions of development of professional knowledge, values of pedagogue in the system of improvement of professional skill

The article describes the organisational and pedagogic conditions of development of professionally significant values in the teacher in raising skills system. Examples of effective formation of co-holding professional development of individuals is through the designtion route. An important component of the problem is the value-semantic strategy of listeners’ refresher courses, awareness of the potential audience of professional difficulties (problems) in the sphere readditional pedagogic education.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации»

УДК 378

Лапина Елена Владимировна

кандидат педагогических наук Институт развития образования Воронежской области

lapina_elena2013@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Статья посвящена описанию организационно-педагогических условий развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. Приведены примеры эффективного формирования содержания повышения квалификации посредством проектирования индивидуального маршрута. Важной составляющей проблемы являются ценностно-смысловые стратегии слушателей курсов повышения квалификации, осознание потенциальными слушателями профессиональных затруднений (проблем) в сфере дополнительного педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональный рост, проектирование индивидуального маршрута повышения квалификации; мотивация, оценка и самооценка, профессиональные ценности и смыслы, педагогическая поддержка, педагогическая команда, ценностно-смысловое повышение квалификации.

В настоящее время образовательная система ИПК ориентирована на поддержку проектирования траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогов в их практической деятельности. Педагогическая поддержка необходима педагогам при согласовании и коррекции ценностно-смысловых оснований собственной педагогической деятельности с целью и задачами повышения квалификации. Если ценностно-смысловые основания собственной педагогической деятельности согласованы с целью и задачами повышения квалификации педагога, то в практической деятельности повышения квалификации педагог строит субъект-субъектные отношения с участниками образовательного процесса, обеспечивая себе возможность ценностно-смыслового проектирования траектории повышения квалификации, направленного на развитие профессионально значимых ценностей педагогов.

Проектирование траектории повышения квалификации педагогов возможно лишь при условии существенных изменений в образовательном процессе ИПК за счёт актуализации ценностных смыслов содержания образования, внедрения инноваций, включающих новые нетрадиционные технологии [2].

Анализ исходного смысла ключевых понятий, перечисленных выше, показывает, что:

- активизация - это побуждение к активности, оживление, усиление деятельности педагогов в направлении профессионального саморазвития [3, с. 21];

- обеспечение - это предоставление нужных ресурсов, снабжение, делание чего-либо возможным, действительным, реально выполнимым [3, с. 427];

- сопровождение - это научно-методическая деятельность, сопутствующая профессиональному совершенствованию [3, с. 748];

- помощь - это содействие в преодолении профессиональных затруднений [3, с. 560];

- поддержка - это оказание помощи; содействие; выражение согласия, одобрения, выступле-

ние в защиту; деятельность, направленная на создание мотивации [3, с. 534].

Главной задачей исследования является выбор эффективных, наиболее результативных организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации.

Само понятие «условие» многозначно, трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит..., правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности., данные, требования, из которых следует исходить» [3, с. 839].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассмотреть совокупность педагогических условий как возможность реализации ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. Рассмотрим наиболее актуальные организационно-педагогические условия развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации:

- проектирование индивидуального маршрута повышения квалификации;

- преподаватель ИПК выполняет в образовательном процессе роли: консультанта, модератора, тьютора;

- мотивация к достижению ценностных смыслов в повышении квалификации;

- адекватная оценка, и самооценка профессиональных ценностей и смыслов.

Проектирование индивидуального маршрута повышения квалификации обозначим первым организационно-педагогическим условием.

Анализ литературных источников показал, что слово «проект» имеет несколько значений, и почти все они используются в педагогике «проект -это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа; проект - есть некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или организационной формой целенаправленной деятельности. И третье опре-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Лапина Е.В., 2016

152

деление: проект - это деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели. Что касается проектирования и конструирования, то их различие также носит относительный характер. Отличие заключается в том, что проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности.

Поскольку используется один и тот же термин «проектирование», то «педагогическое проектирование не может и не должно быть чем-то принципиально иным по сравнению с проектированием в классическом его понимании. Безусловно, между ними существует ряд существенных отличий, но в главном любое проектирование имеет общие черты: базируется на некотором изобретении (инновации), позволяющем решить актуальную проблему; проект как результат ориентирован на массовое использование; в основе деятельности проектировщика лежит ценность, исходя из которой, и создается проект; объектами проектирования являются системы, а сам процесс носит системный характер; в процессе проектирования моделируется некоторый объект действительности.

На данном этапе у потенциального слушателя курсов формируется понимание своего профессионального уровня, осознание потребности в повышении квалификации и профессиональном развитии. Потенциальный слушатель определяется с выбором программы повышения квалификации, выбирает удобные сроки прохождения курсовой подготовки и определяет конкретные темы направлений и меняющегося опыта для изучения, осмысления и проектирования траектории собственного развития. Если выбранные курсы по теории и методике преподавания предмета, то в заявке потенциальные слушатели персонифицировано проводят рейтингование тем. Из предложенного списка учебных тем выбирают 10, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми, обозначают вы-

бранные темы в заявке, расположив их в порядке убывания по степени значимости, и направляют заявку в адрес отдела, организующего повышение квалификации. В результате обработки предложенных потенциальными слушателями рейтинговых номеров для каждой темы куратором группы (методистом отдела) выстраивается результирующий рейтинг всех предложенных педагогами учебных тем. Первые 6 тем, имеющие минимальные рейтинговые номера, т.е. наиболее востребованные в результирующем рейтинге учебных тем, являются искомыми, оформляются в виде запроса на содержание курсов повышения квалификации и передаются на профильную кафедру (табл. 1).

Таким образом, потенциальные слушатели знакомятся с учебными темами, предлагаемыми ИПК, практически формируют планы собственного развития и используют эти методики для выявления ценностно-смысловых стратегий.

Второе организационно-педагогическое условие посвящено роли преподавателя ИПК. Преподаватель ИПК выполняет в образовательном процессе роли: консультанта, модератора, тьютора.

Исходя из опыта нашего исследования, преподавателю ИПК приходится выполнять самые разные роли. Во-первых, как модератор он отвечает за информационную наполняемость содержания образования, во-вторых, как тьютор участвует в проектировании траектории повышения квалификации слушателей учебной группы, и в-третьих проводит консультации по выполнению итоговой работы педагогов. Преподаватели и методисты ИПК совместно со слушателями курсов обеспечивают проектирование траектории повышения квалификации педагогов в следующих направлениях:

- совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие профессионально значимых ценностей педагога;

- организация образовательной среды, обеспечивающей развитие познавательной активности, самостоятельности и мыслительной активности обучающихся;

Таблица 1

Пример вида запроса на содержание курсов повышения квалификации

Категория слушателей Название программы Рейтинг учебных тем

Название темы Количество человек, выбравших тему

Учителя и преподаватели информатики и ИКТ Теория и методика преподавания информатики и ИКТ Образовательная интернет-среда для реализации ФГОС (электронные дневники, журналы, блоги, сообщества) 24

Методические приемы построения урока информатики 23

Программно-методическое обеспечение преподавания курса информатики 21

Организация работ учащихся с фото и видео оборудованием. Организация студии мультипликации 19

Основы 3D технологий 19

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по информатике 18

- индивидуализация обучения: разработка индивидуальных заданий, индивидуальных проектов, выполнение индивидуальных учебных планов;

- разработка дидактических материалов, обучающих и компьютерных программ, комплексов задач, заданий и упражнений, деловых игр, ситуативных задач для анализа и других средств обучения.

Каждое из названных выше направлений разрабатывается педагогической командой преподавателей кафедр и методистов, работающих с конкретной группой слушателей курсов. Под понятием «педагогическая команда» мы подразумеваем группу преподавателей и слушателей курсов, организованных согласно их личностным потребностям и интересам для совместной работы ради достижения общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты.

Разрабатывая методику изучения темы, команда преподавателей предусматривает разные варианты проведения занятий, межпредметную интеграцию, связи с практической деятельностью педагогов и пр.

Выбор конкретной темы и педагогической ситуации - составные части педагогического процесса, характеризующих его состояние в определенное время и в определенном пространстве, зависит от выбора слушателей курсов с учётом их профессиональных затруднений в ценностно-смысловой сфере. Опытный преподаватель в команде может проанализировать и обобщить свою работу и деятельность коллег с целью внесения необходимых изменений в организацию и содержание курсов повышения квалификации.

Таким образом, при повышении квалификации педагогических работников в рамках личностно ориентированного и компентностного подходов происходит совместная с преподавателем выработка и постановка учебных целей и задач, определение стратегии и тактики совместной деятельности. Профессиональная деятельность преподавателя, включающая функции консультанта, модератора, тьютора, выступает одним из основных педагогических условий, позволяющим наиболее полно реализовать проектирование траектории повышения квалификации педагога или группы педагогов. При этом важнейшим условием профессиональной деятельности преподавателей и методистов ИПК является создание мотивации к достижению ценностных смыслов в повышении квалификации (третье организационно-педагогическое условие).

На курсах повышения квалификации создаются условия, когда ситуация успеха выступает механизмом коррекции деятельности формирования ситуации-стимула, позволяющей выстроить траекторию ценностно-смыслового повышения квалификации.

Оптимизировать учебный процесс удаётся, организовав его на основе использования личностно ориентированного и компетентностного подходов

педагогического взаимодействия в образовательном процессе повышения квалификации: преподаватель и слушатели курсов сотрудничают как равноправные партнеры общения, задачей которого становится создание условий психолого-педагогического комфорта и мотивации успеха в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов общения.

Большую часть программы курсов повышения квалификации составляют практические занятия, мастер-классы и активная деятельность слушателей на опорных площадках. Качество повышения квалификации зависит от взаимодействия ИПК с ММС образовательными организациями. Эти связи прослеживаются в следующих видах совместной деятельности: организация повышения квалификации; прогнозирование потребностей потенциальных слушателей в повышении квалификации; комплектование учебных групп слушателей с максимально однородными потребностями; обмен опытом через семинары, вебинары, круглые столы.

Создание ситуации успеха в ИПК в обобщенном виде зависит от интеллектуального уровня содержания учебного процесса, систематичности промежуточного контроля и самоконтроля, которые формируют заинтересованность педагогических работников в проверке своих знаний, желание видеть собственный рост и результаты собственных познавательных усилий. Ситуация успеха, создаваемая на курсах повышения квалификации, обеспечивает мотивацию к результативности педагогических действий и развитие профессиональных способностей в ценностно-смысловой сфере. На данном этапе происходит осмысление содержания и формирование личностных целей в процессе обучения, освоение предложенных практик, научных исследований и педагогического опыта.

Таким образом, мотивация к достижению ценностных смыслов в повышении квалификации является тем организационно-педагогическим условием, результативность которого определяется в адекватной оценке и самооценке достигнутого. Поэтому, к имеющимся организационно-педагогическим условиям считаем необходимым добавить ещё одно: адекватная оценка и самооценка профессиональных ценностей и смыслов.

Процедура самооценки, самоконтроля педагогически работниками своей деятельности предоставляет им возможность сформировать и отстаивать свое мнение и тем самым помогает формировать самостоятельное мышление и навыки рефлексии. Одним из подходов к содержанию оценочного акта в ИПК является обеспечение процедуры самоконтроля и самооценки слушателями курсов своих успехов, что позволяет решить конкретные задачи:

- обеспечение мотивации систематической самостоятельной работы слушателей;

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

- обеспечение надежности текущего контроля образовательного процесса;

- увеличение информативности и достоверности обратной связи в системе управления качеством;

- обеспечение объективизации оценки результативности повышения квалификации;

- превращение слушателей курсов в равноправных участников образовательного процесса [1, с. 194-197].

Контроль на основе оценки и самооценки занимает весьма значимое, вполне устойчивое и довольно определенное место в педагогических условиях развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. На данном этапе слушатели осмысленно обсуждают с коллегами полученную информацию, разрабатывают практические, методические и теоретические материалы, выполняя контрольные процедуры, в дальнейшем стараются проводить собственные научные исследования по определенным проблемам и направлениям ценностно-смысловых стратегий.

Таким образом, выбор наиболее результативных, перечисленных выше организационно-педагогических условий развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации раскрывает идеи целостности, субъектности и стимулирования личности на осмысленную творческую педагогическую деятельность и дальнейший профессиональный рост.

Библиографический список

1. Мозгарев Л.В. Система повышения квалификации работников образования - вчера, сегодня, завтра: Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области / Л.В. Мозгарев, О.Н. Мосолов, Ю.А. Савинков. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. -220 с.

2. Новиков A.M. Методология образования в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

3. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.