Научная статья на тему 'Модель развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации'

Модель развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ / УСЛОВИЯ / ЭТАПЫ / РЕЗУЛЬТАТ / MODEL / DEVELOPMENT / STRUCTURE / ORGANIZATION / COMPONENTS / CRITERIA / SIGNS / LEVELS / CONDITIONS / STAGES / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Елена Владимировна

В качестве модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации описаны структура и организация повышения квалификации в едином образовательном пространстве Воронежской области. Разработаны и систематизированы научные подходы и базовые принципы, уточнено понятие «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации», перечислены организационно-педагогические условия, выделены и обоснованы компоненты, критерии и уровни развития познавательно значимых ценностей педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of development of professionally important values of teachers in the system of further education is the description of the structure and organization of further education in the united educational space of the Voronezh region. The scientific approaches and basic principles are developed and systematized, the notion of “development of professionally important values of teachers in the system of further education” is specified, the organizational and pedagogic conditions are described, the components, criteria and levels of development of cognitive values of teachers through the projection of the individual trajectory of the further education are marked out and substantiated.

Текст научной работы на тему «Модель развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации»

известия вгпу. педагогические науки

ки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4. С. 280.

* * *

1. Alieva L.V., Rudenko I.V. Kriterii i poka-zateli jeffektivnosti vneuchebnoj dejatel'nosti -innovacionnogo bloka vospitatel'noj sistemy vuza // Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2014. № 4. S. 32-36.

2. Ahmetzhanova G.V., Gruzdоva I.V. [i dr.]. Poliaspektnaja podgotovka sovremennogo pedagoga. M.: Akad. estestvoznanija, 2011. [Jelektronnyj resurs]. URL: www.rae.ru.

3. Beljaeva T.B. Model' social'noj kompetentno-sti // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2005. № 31. S. 8-12.

4. Borytko N.M. Sistema professional'nogo vospitanija v vuze / pod red. N.K. Sergeeva. M.: APKiPPRO, 2005.

5. Zeleeva V.P. Rol' kuratora studencheskoj grup-py v organizacii vospitatel'noj raboty v vuze // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2011. № 10.

6. Zimnjaja I.A. Social'no-professional'naja kom-petentnost' kak celostnyj rezul'tat professional'nogo obrazovanija (idealizirovannaja model'): M.: IC problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. S. 10-19.

7. Kamenskaja E.V. Social'naja kompetentnost': sootnoshenie nauchnyh teorij // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 1. S. 1-6.

8. Markova A.K. Psihologija professionalizma. M.: Mezhdunar. gumanit. fond «Znanie», 1996.

9. Rudenko I.V., Bejlina N.S. Dejatel'nost' kura-tora studencheskoj gruppy kak innovacionnyj blok vne uchebnoj raboty v vuze // Vektor nauki Tol'-jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 4. S. 280.

Methods to research the development of future supervisors' social competence in the activities of a student group supervisor

The article describes the author's approach to organization of a supervisor's educational work aimed to develop future bachelors' social competence at faculties of humanities at a technical higher school. The author suggests the methodology of development of social competence of bachelors specializing in "Advertisement andPublicRelations" which consists of three stages relevant to the years of education. It is empirically proved that as the result of this methodology social competence of students will be improved. The diagnostic tools used by the author are described in the article.

Key words: extracurricular work, supervisor, social competence, criteria, signs, diagnostics.

(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)

Е.В. ЛАПИНА (Воронеж)

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В качестве модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации описаны структура и организация повышения квалификации в едином образовательном пространстве Воронежской области. Разработаны и систематизированы научные подходы и базовые принципы, уточнено понятие «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации», перечислены организационно-педагогические условия, выделены и обоснованы компоненты, критерии и уровни развития познавательно значимых ценностей педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории повышения квалификации.

Ключевые слова: модель, развитие, структура, организация, компоненты, критерии, показатели, уровни, условия, этапы, результат.

Концепция развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации отражает основные аспекты непрерывного образования педагогов, построенного на проектировании траектории повышения квалификации и обеспечивающего осмысленное и продуктивное саморазвитие и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская проблема состояла в научном обосновании педагогической сущности и содержания процесса развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. Решались задачи:

1) разработки и систематизации теоретических положений развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации (научные подходы и базовые принципы);

2) уточнения научного понимания, педагогической сущности и содержания понятия «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации»;

3) выявления и совершенствования организационно-педагогических условий развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации;

О Лапина Е.В., 2016

- педагогика общего и проф

4) выделения и инновационной перестройки структурных компонентов, критериев и уровней развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации.

Исходной позицией при проектировании модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации стало ясное представление об образовательных продуктах развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации (могут быть презентации, мнемосхемы, электронные портфолио, педагогические проекты, воспитательные мероприятия, рефераты, стажировки и пр.).

Данная модель в обобщенном виде базируется на личностно ориентированном и ком-петентностном методологических подходах и принципах контекстного обучения, актуализации ценностей и смыслов, индивидуализации траектории повышения квалификации, совместной деятельности.

1. Принцип контекстного обучения предполагает подбор содержания обучения из двух источников: основ изучаемых наук и основ профессиональной деятельности. «С помощью системы проблемных ситуаций и задач в контекстном обучении выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая содержание образования в динамично развертываемое» [1, с. 129].

Заказчик в лице директора образовательной организации заинтересован в целевой подготовке или переподготовке специалистов под конкретные образовательные программы [4, с. 47], поэтому выбор образовательных программ диктуется спецификой контингента обучающихся.

2. Принцип актуализации ценностей и смыслов отражает возможность развития (в рамках образовательного процесса повышения квалификации) потребности педагога в актуализации профессиональных ценностей и смыслов в соответствии с профессиональными затруднениями и потребностями.

3. Принцип индивидуализации траектории повышения квалификации обеспечивает заинтересованность обучающихся в освоении индивидуальных ценностей и смыслов.

4. Наконец, принцип совместной деятельности обеспечивает формирование умений планировать совместную деятельность с учетом особенностей учебной ситуации образовательного процесса.

Концептуальная база исследования включает ключевое понятие «развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе по-

::сионального образования -

вышения квалификации» - это сложный процесс осмысления, ранжирования и систематизации профессионально значимых ценностей, которые ориентируют педагогов на успешное сотворчество и активное включение в разные виды созидательной профессиональной деятельности в условиях непрерывного образования. При этом ценности задают содержательную матрицу координат соответствующего вида деятельности, а смыслы - глубину их понимания.

Анализ исследований по близкой проблематике позволил выделить структурные компоненты проектирования траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников: ценностно-целевой, мотивационно-смысловой, рефлексивно-кор-рекционный.

Ценностно-целевой компонент включает понимание большинством педагогов ценностных целей отдельных учебно-исследовательских, учебно-проектировочных работ в процессе повышения квалификации, педагогических мастерских и открытых мероприятий на стажиро-вочных площадках, принятие педагогами этих целей и их достижение.

Мотивационно-смысловой компонент выражается во внедрении новых образовательных технологий, реализации межпредметных связей, обмене педагогическим опытом, участии в модернизации образовательного процесса, самосовершенствовании, освоении лидерской позиции.

Рефлексивно-коррекционный компонент характеризуется самоактуализацией в профессиональной деятельности.

К основным критериям сформированно-сти компонентов развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации при условии проектирования траектории повышения квалификации относятся ценностные и смысложизнен-ные ориентации, самоактуализация в единстве с соответствующими критериальными показателями. Критерий «ценностные ориентации» характеризуется показателями ценности образованности, ценности ответственности, ценности профессиональной деятельности. Критерий «смысложизненные ориентации» отражается в показателях: готовность достигать поставленных целей, удовлетворённость результатами, мотивационно-смысловая компетентность. Критерий «самоактуализация» характеризуется показателями: потребность в выражении собственных ценностей и смыслов, готовность делиться педагогическим опытом, активное участие в проектах, семинарах, конференциях.

- известия вгпу. пе,

Выделенные на входе аналитико-синте-тической деятельности критерии эффективности ценностно-смыслового повышения квалификации являются исходными для изучения их уровневых проявлений (низкий, средний, высокий) [3, с. 36]. Анализ педагогической литературы и опыт работы в ИПК позволили выработать наиболее результативные организационно-педагогические условия развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации:

- проектирование индивидуального маршрута повышения квалификации;

- выполнение преподавателем ИПК в образовательном процессе ролей консультанта, модератора, тьютора;

- мотивация к достижению ценностных смыслов в повышении квалификации;

- адекватная оценка и самооценка профессиональных ценностей и смыслов.

Апробация концепции развития профессионально значимых ценностей педагогических работников осуществлялась поэтапно со следующими результатами:

1) содержательно-целевой этап - проект траектории повышения квалификации, выполненный каждым слушателем курсов повышения квалификации;

2) проектно-технологический этап - актуализация имеющихся ценностей и смыслов повышения квалификации и приобретение новых профессиональных компетенций; «ключевые компетенции обеспечивают универсальность и относятся к общему содержанию образования, а именно к ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой сферам деятельности личности» [2, с. 93];

3) аналитико-диагностический этап - всесторонняя экспертиза инновационного проекта траектории индивидуального повышения квалификации.

Таким образом, главные достоинства предлагаемой модели - целостность педагогического проектирования, направленная на развитие профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации; подробное описание каждого шага создания модели и осуществимость предлагаемых мероприятий, а значит, и развитие модели, интеграция наиболее перспективных нововведений, лучшего опыта организации образовательного процесса, перевод накопленных инноваций в массовую практику.

гогические науки -

список литературы

1. Вербицкий A.A., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

2. Лапина Е.В., Обухова Л.А. Педагогическое проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогов: монография. Воронеж: Научная книга, 2014.

3. Лапина Е.В., Обухова Л.А. Реализация ценностно-смыслового повышения квалификации педагогов: монография. Воронеж: научная книга, 2014.

4. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М.: Просвещение, 2014.

* * *

1. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. M.: Logos, 2009.

2. Lapina E.V., Obuhova L.A. Pedagogicheskoe proektirovanie traektorii cennostno-smyslovogo povy-shenija kvalifikacii pedagogov: monografija. Voronezh: Nauchnaja kniga, 2014.

3. Lapina E.V., Obuhova L.A. Realizacija cenno-stno-smyslovogo povyshenija kvalifikacii pedagogov: monografija. Voronezh: Nauchnaja kniga, 2014.

4. Jamburg E.A. Chto prineset uchitelju novyj professional'nyj standart pedagoga? M.: Prosveshhenie, 2014.

Model of development of professionally important values of teachers in the system of further education

The model of development of professionally important values of teachers in the system of further education is the description of the structure and organization of further education in the united educational space of the Voronezh region. The scientific approaches and basic principles are developed and systematized, the notion of "development of professionally important values of teachers in the system of further education" is specified, the organizational and pedagogic conditions are described, the components, criteria and levels of development of cognitive values of teachers through the projection of the individual trajectory of the further education are marked out and substantiated.

Key words: model, development, structure, organization, components, criteria, signs, levels, conditions, stages, result.

(Статья поступила в редакцию 10.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.