Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования'

Проблемы и перспективы реализации гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / HUMANITIES MODEL OF EDUCATION / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / FURTHER TRAINING AND PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобрышева Инна Владимировна

Рассматриваются проблемы реализации гуманитарной модели образования, разработанной на основе гуманитарно-антропологического подхода, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of implementation of the humanities model of education developed on the basis of the humanities and anthropological approach in the system of further training and professional retraining of teachers.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования»

известия вгпу

И.В. БОБРЬШЕВА (Волгоград)

проблемы и перспективы реализации гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования

Рассматриваются проблемы реализации гуманитарной модели образования, разработанной на основе гуманитарно-антропологического подхода, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: гуманитарная модель образования, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

В последнее время система дополнительного педагогического образования переживает серьезные изменения. И связано это не только с изменением нормативной базы (принятием Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов и Профессионального стандарта педагога), но и с несоответствием современным реалиям системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-практиков.

Наблюдаемые сегодня тенденции совершенствования системы образования, на наш взгляд, связаны с процессами гуманитаризации (С.В. Белова, В.И. Данильчук, И.А. Колесникова, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков и др.), гуманизации (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бонда-ревская, Н.Е. Щуркова и др.), становления субъектности личности и получения целостного социокультурного опыта (Н.М. Борытко, Н.И. Непомнящая, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.). В этих условиях актуален вопрос о гуманитарной модели образования, в которой целью педагогического процесса является формирование готовности обучающегося к диалогу с различными субъектами культуры: авторами текстов, преподавателями, самим собой.

Уже давно ни для кого не секрет, что учителя считают курсовую подготовку бесполезно потраченным временем. По результатам

нашего опроса, проведенного в 2014-2015 гг. среди 389 учителей-предметников образовательных организаций г. Волгограда и Волгоградской области на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», более 70% из них предпочитают повышать свою квалификацию дистанционно, без отрыва от основной работы. Это вполне понятно, т. к. рядовой учитель не может оставить класс, в котором он ведет учебную дисциплину, на две недели и больше (курсы в среднем длятся 72 ч.), т. к. «учеников нужно готовить к ЕГЭ». Более 80% респондентов желают получать важную для них информацию, что называется, «из первых рук» - от авторитетных источников, коими являются авторы учебников, ведущие ученые страны и региона, а не методисты региональных институтов и академий повышения квалификации, «читающие одни и те же лекции десятки лет». Не устраивает учителей содержание и формы проведения курсовых занятий. По признанию самих педагогов, для них более информативным и полезным является общение с коллегами в рамках конференций, семинаров, мастер-классов или в интернет-пространстве (форумы, интернет-сообщества, конкурсы и т.д.). В последние годы отмечается все большая востребованность курсов психологической направленности, связанных с гуманитарной компетентностью педагога [1]. Иначе говоря, происходит постепенный переход от пред-метоцентрированной модели дополнительного профессионального образования педагога к гуманитарной. Для данной модели, по словам Ю.В. Сенько, характерно, чтобы «профессиональная компетентность была верна гуманитарной природе педагогического процесса, была бы "гуманитарно адекватной" ему, т. е., по Г.С. Батищеву, способствовала движению навстречу многомерной сложности субъективного мира человека [3].

В рамках нашего диссертационного исследования «Формирование готовности будущего педагога к реализации гуманитарной модели образования» (2010 г.) было уточнено научное знание о гуманитарной модели образования, раскрывающее: цель данного вида образования (способность к пониманию, интерпретации и созданию текстов как артефактов культуры); его содержание - опыт диалогических отношений с текстом как целостным

О Бобрышева И.В., 2016

знаковым сообщением, имеющим ценностно-смысловое содержание и выступающим источником смыслообразования; условия усвоения данного содержания, предполагающие диалогическое взаимодействие с текстом, выявление его авторских смыслов, выработку собственной субъектной позиции и реализацию своего отношения к изучаемому явлению культуры в самостоятельно создаваемом тексте [2].

Рассмотрим возможности реализации гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования. Гуманитарная модель образования представляет собой образец такого вида образовательного процесса, который осуществляется в трех «пространствах»: социуме, субъективной реальности и культуре. Она отражает систему ценностно-целевых, содержательных и процессуальных характеристик, связанных с практикой становления, развития и защиты «собственно человеческого в человеке». Текстуально-диалогический принцип, выступающий регулятивом в проектировании целей, содержания и процесса образования в гуманитарной модели, определяет его характеристики: авторство, адресность, диалогич-ность, метапредметность и др. Целью образования в данном случае является становление родовых, базовых способностей человека (рефлексия, диалогические отношения, управление процессом саморазвития, культуротвор-чество). Содержание представляет собой опыт взаимодействия с субъективной реальностью и становление субъектности. Методом является текстуально-диалогическая технология как вариант гуманитарных образовательных технологий. среди основных функций образования в данной модели выделяются следующие: коммуникативно-диалогическая - направлена на накопление опыта диалогических отношений и становление субъекта диалогического общения (позиция «диалогичного собеседника»); культуротворческая - обеспечивает личности опыт создания новых форм культуры и становление субъекта культуры (позиция «автора продукта культуры»); рефлексивно-управленческая - ориентирована на опыт самосознания и становление субъекта осмысления своих действий, своего развития (позиция «наблюдателя») [Там же].

реализация гуманитарной модели образования в системе дополнительного профессионального образования возможна при условии сформированности готовности и спо-

КИЕ НАУКИ -

собности к профессиональной деятельности текстуально-диалогического типа у преподавателя системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Показателем высшего уровня такой готовности выступает гуманитарная компетентность как его интегративная профессионально-личностная характеристика, умение решать педагогические задачи ценностно-смыслового характера в условиях текстуально-диалогической образовательной деятельности. Данная готовность реализует мотивационную, когнитивную, коммуникативную, деятельностную, рефлексивную и интегративную функции.

структура готовности преподавателя к реализации гуманитарной модели образования (к антропопрактике) включает в себя такие компоненты: мотивационно-ценностный (принятие гуманитарных смыслов образования, желание реализовывать на практике гуманитарную модель образования и саморазвиваться), когнитивно-герменевтический (знание образовательной ситуации личности, понимание человека как субъективной реальности и как «гуманитарной системы»), коммуникативно-поведенческий (опыт внутри- и межличностного общения), деятельностно-творческий (умение работать с субъективной реальностью как «учебным материалом», осуществлять образовательный процесс как диалог с «текстом»), рефлексивно-управленческий (анализ соответствия собственной профессиональной деятельности принципу гуманитар-ности, анализ способности осуществлять саморегуляцию и управлять процессом своего профессионально-личностного развития).

Представленная структура позволяет определить критериальную базу и уровневые характеристики исследуемого феномена:

1. Коммуникативный критерий - способность преподавателя конструктивно решать педагогические задачи в ситуациях диалогического общения - соотносится со следующими показателями: умение определять в педагогической практике проблемы и противоречия субъективного характера, ненасильственно выстраивать паритетные вопросно-ответные отношения с собеседником, предъявлять контекст своего мышления, поведения и деятельности, понимать контекст слушателя.

2. Технологический критерий - способность преподавателя организовать совместную со слушателями культуротворческую деятельность - соотносится с показателями: умение диагностировать готовность слушателя к

ИЗВЕСТИЯ вгпу

созданию новых форм культуры, создавать образовательные ситуации в логике развития субъективной реальности, переводить безличный материал учебного предмета в текст.

3. Рефлексивный критерий - способность управлять процессом развития самосознания - соотносится с такими показателями: умение регулировать свое психофизическое состояние, осуществлять рефлексию своей деятельности; проектировать программу своего профессионально-личностного развития на гуманитарной основе [2].

Мы отдаём себе отчёт в том, что далеко не все преподаватели высшей школы и системы дополнительного профессионального образования способны и готовы реализовать в своей практике гуманитарную модель уже сегодня. Большинство по-прежнему остаются сторонниками предметоцентрированного образования. Но подвижки в этом направлении уже есть. И движение это идет не «сверху», по команде руководителей системы дополнительного профессионального образования, оно инициировано педагогами-практиками, которые все чаще и чаще заказывают на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета авторские программы повышения квалификации в рамках гуманитарно-антропологического, гуманитарно-целостного, культурологического подходов.

Среди наиболее востребованных программ хочется отметить такие, как «Проектирование и реализация гуманитарных образовательных технологий в системе высшего образования» (проф. Н.М. Борытко), «Гуманитарные технологии в художественном образовании» (проф. И.В. Арановская), «Проектирование образовательных систем и процессов на основе гуманитарной экспертизы» (проф. С.В. Белова, доц. И.В. Бобрышева), «Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания» (проф. Е.М. Сафронова), «Педагог 21 века: целостное саморазвитие в условиях профессиональной полифункциональности» (доц. Н.Г. Зотова), «Поликультурная компетентность воспитателя как условие развития психологически безопасной образовательной среды в многонациональной группе дошкольного учреждения» (доц. Н.Г. Зотова), «Художественно-творческие технологии социально-педагогической работы с осо-

бым ребенком» (авторский коллектив под рук. проф. Л.С. Бейлинсон), «Создание гуманитарной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения» (доц. И.В. Бо-брышева) и др. освоение данных программ предусматривает, наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями, использование интерактивных, дистанционных, гуманитарных образовательных технологий, а также стажировку в лучших образовательных учреждениях, реализующих гуманитарную модель образования: детский сад № 1 Красноармейского района Волгограда, лицей № 3 и СШ № 86 Тракторозаводского района г. Волгограда, Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 3 Волгоградской области, школа № 109 г. Москвы.

мы полагаем, что при проектировании образовательных программ дополнительного профессионального образования многих проблем можно избежать, если учитывать особенности обучения взрослых людей. Прежде всего нужно сделать все необходимое, чтобы слушатели захотели учиться (именно «учиться», а не получить документ об обучении (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) и отчитаться перед вышестоящими инстанциями). Тем более что периодичность курсовой подготовки для педагогов сократилась с 5 до 3 лет. Следовательно, руководителям системы дополнительного профессионального образования, образовательных организаций региона необходимо создать условия для внутренней мотивации индивидов к обучению.

Во-вторых, психологи давно доказали, что взрослые будут изучать только то, что, по их мнению, изучить необходимо. Иначе говоря, они хотят знать, чем это поможет им прямо сейчас. Учеба взрослых людей должна быть сконцентрирована на проблемах реальных. Следовательно, обучение в системе дополнительного профессионального образования должно быть практико-ориентированным. об этом, кстати, говорится и в методических рекомендациях-разъяснениях Минобрнауки РФ по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов от 22.04.2015 г.

В-третьих, не стоит забывать, что эффективнее всего люди учатся в процессе работы. Ведь уже через год взрослый человек забудет 50% того, что он изучал пассивно, через два года - 80%, поэтому необходимо, чтобы полученные знания он применял хотя бы периоди-

чески, желательно без отрыва (или с частичным отрывом) от работы. Вот здесь нам на помощь приходят дистанционные образовательные технологии, новые формы организации обучения с краткосрочным погружением в изучаемую проблему, стажировки.

В-четвёртых, на учебу слушателей большое влияние оказывает их предшествующий опыт. Важно этот опыт использовать в процессе обучения. Британские психологи П. Хани и А. Мамфорд приводят следующую типологию слушателей, основанную на способах познания нового взрослыми людьми: активисты-экспериментаторы - деятели, для которых основным способом познания является экспериментирование, с готовностью пробуют все новое, что предлагают им преподаватели курсов повышения квалификации, их девиз: «Все в жизни нужно попробовать!»; рефлексирующие личности (наблюдатели), - те, у кого способом познания нового является рефлексия, прежде чем принять что-либо новое, они размышляют о своём и чужом опыте, пропускают его буквально «через себя», создавая тем самым авторство своего образования, их девиз: «сначала я должен это обдумать!»; теоретики - для них основным способом познания нового является теоретическое моделирование, чтобы принять новое знание, они должны встроить его в свою собственную модель, их девиз: «Как это соотносится с...?»; прагматики - для них важно решение встающих перед человеком проблем, их девиз: «Должен существовать способ получше», они легко воспринимают новое, если с его помощью они смогут быстро и эффективно решить свои проблемы [5]. Преподаватели курсов повышения квалификации должны уметь работать с разными типами слушателей. Это не означает, что преподаватель должен определять тип каждого слушателя, однако образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования должен быть построен так, чтобы каждый слушатель нашёл для себя комфортную и эффективную образовательную среду.

В-пятых, взрослые люди предпочитают активное участие в обучении и лучше обучаются в неформальной обстановке. С этой целью на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета в основном используются активные и интерактивные методы обучения.

И наконец, слушателей нужно не оценивать, а направлять! конкуренция негативно

кие науки -

влияет на обучение взрослых людей. Большинство из них весьма критически относятся к своей способности чему-то научиться. Если их поставить перед необходимостью сдавать зачеты, экзамены, писать проверочные работы или участвовать в других учебных мероприятиях, предназначенных для оценки их успехов в учебе, они, скорее всего, вообще бросят занятия из боязни публичного унижения. Это вовсе не означает, что в системе дополнительного профессионального образования нет места контролю. Его никто не отменял. Мало того, значимость контроля и самоконтроля для мониторинга качества дополнительного профессионального образования по-прежнему велика. Однако не стоит превращать курсовую подготовку в инструмент давления на педагога в ходе аттестации. В связи с этим не лишним будет напомнить, что в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования от 23.03.15 г. № 08-415/124 говорится, что «при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими дополнительного профессионального образования не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их несоответствующими занимаемой должности». В данном письме также говорится, в частности, о том, что «работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств», а также что «согласно статье 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное обучение с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы» [4].

Таким образом, учет всех вышеописанных условий обучения слушателей в системе дополнительного профессионального образования, на наш взгляд, позволит снизить существующее в системе напряжение, даст возможность эффективнее реализовать гуманитарную модель образования и сделает обучение взрослых людей более комфортным.

список литературы

1. Бобрышева И.В. Гуманитарная компетентность как основа профессионализма и культуры современного учителя // Известия Волгогр. гос. пед.

известия вгпу

ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2009. № 9 (43). С. 26-30.

2. Бобрышева И.В. Формирование готовности будущего педагога к реализации гуманитарной модели образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2010.

3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. М.: Изд-во "Academia", 2000.

4. Совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование». URL: Й1р://мин-обрнауки.рф/5339.

5. Honey P., Mumford A. The Manual of Learning

Styles / 3rd ed. Maidenhead: Peter Honey, 1992. * * *

1. Bobrysheva I.V. Gumanitarnaja kompetentnost' kak osnova professionalizma i kul'tury sovremennogo uchitelja // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2009. № 9 (43). S. 26-30.

2. Bobrysheva I.V. Formirovanie gotovnosti bu-dushhego pedagoga k realizacii gumanitarnoj modeli obrazovanija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Volgograd, 2010.

3. Sen'ko Ju.V. Gumanitarnye osnovy pedagogi-cheskogo obrazovanija: kurs lekcij. M.: Izd-vo "Academia", 2000.

4. Sovmestnoe pis'mo Minobrnauki Rossii i Obshherossijskogo profsojuza obrazovanija ot 23 marta 2015 g. № 08-415/124 «O realizacii prava pedagogicheskih rabotnikov na dopolnitel'noe profes-sional'noe obrazovanie». URL: http://minobrnauki. rf/5339.

5. Honey P., Mumford A. The Manual of Learning Styles / 3rd ed. Maidenhead: Peter Honey, 1992.

Issues and prospects of the humanities educational model in the system of additional professional education

The article deals with the issues of implementation of the humanities model of education developed on the basis of the humanities and anthropological approach in the system of further training and professional retraining of teachers.

Key words: humanities model of education, additional professional education, further training and professional retraining.

(Статья поступила в редакцию 19.01.2016)

н.В. варфоломеев

(Волгоград)

взаимодействие школы и семьи как фактор влияния на формирование фамилистических ценностей подростков

Приведены результаты опроса учащихся старших классов школ г. Волгограда, выявившего необходимость формирования фамилистических ценностей выпускников школ, а также описаны направления работы, позволившие повысить показатели ценностного отношения к семье у подростков.

Ключевые слова: демографический кризис, фа-милистика, ценностное отношение к семье, интериоризация ценностей семейных отношений.

Семья как социальный институт имеет для любой страны огромное значение. Он является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Семейное здоровье и благополучие рассматриваются как условие государственной безопасности. Во многом социально-экономическое развитие современной России зависит от развития института семьи, роли молодых людей в обеспечении трансформационных процессов его функционирования [6].

Социально-экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного института. наблюдается падение ценности семьи и семейных отношений. Происходит девальвация семейных ценностей, снижение социальной значимости отцовства и материнства. Растет число людей, которые предпочитают выбирать индивидуальный успех в жизни за счет счастья в браке. Девальвируется статус традиционной семьи как зарегистрированного союза.

К основным факторам, влияющим на процесс трансформации сферы семьи, исследователи относят следующие условия: исторические, культурно-идеологические, экономические, информационные [1]. Многие науки в рамках своего предмета изучают отдельные характеристики семьи, что в условиях отсут-

О Варфоломеев Н.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.