Научная статья на тему 'Гуманитарная компетентность как основа профессионализма и культуры современного учителя'

Гуманитарная компетентность как основа профессионализма и культуры современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TEACHER'S PROFESSIONALISM / HUMANITARIAN COMPETENCE / HUMANITARIAN AND ANTHROPOLOGICAL APPROACH / HUMANITARIAN CULTURE OF A TEACHER / SUBJECTIVE REALITY / FORMING THE HUMANITARIAN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобрышева Инна Владимировна

Рассмотрены особенности профессионализма и культуры учителя гуманитарного типа. Даны характеристики гуманитарной модели образования. Раскрыты сущность и структура понятия «гуманитарная компетентность педагога». Показана специфика формирования гуманитарной компетентности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian competence as basis for professionalism and culture of a modern teacher

There are considered the peculiarities of professionalism and culture of a teacher of humanitarian type. The characteristics of humanitarian model of education are given. The essence and the structure of the notion "humanitarian competence of a teacher" are revealed. The specific of forming the humanitarian competence of a teacher is shown.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная компетентность как основа профессионализма и культуры современного учителя»

блюдается способность находить новые решения в нестандартных ситуациях и создавать условия для эффективного сотрудничества.

Для высокого уровня готовности будущего учителя к формированию педагогической культуры родителей характерны стремление к взаимодействию с родителями; знание специфики педагогической культуры родителей; признание педагогической культуры родителей педагогической ценностью; наблюдаются мотивы овладения готовностью к формированию педагогической культуры родителей; устойчиво проявляются мотивы достижения, познавательные, мотивы аффилиа-ции; достаточно полные представления о специфике педагогической культуры родителей, глубокие знания о семье, ее функциях, проблемах и особенностях семейного воспитания; способность находить новые решения в нестандартных ситуациях и создавать условия для эффективного сотрудничества; владение практическими приемами и техникой тьюторского сопровождения развития педагогической культуры родителей.

Описанная выше структурно-функциональная модель готовности будущих учителей к формированию педагогической культуры родителей является теоретическим основанием эффективного процесса ее формирования.

литература

1. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания школьников // Сов. педагогика. 1971. № 11. С. 51 - 67.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

4. Платонов К.К. Способности и характер. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. 205 с.

5. Пушкин В.Г. Проблемы развития целостной личности. Личность, сознание, поведение и развитие: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1984. С. 9 - 18.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. 485 с.

7. Семейное воспитание: краткий словарь / сост. И.В. Гребенников; под ред. И.В. Гребен-

никова, Л.В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. 319 с.

8. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. 351 с.

9. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.

Theory basis of teacher’s education for the parent pedagogical culture forming

There is given the definition of the notion “parent pedagogical culture”. The necessity of teacher’s education for the parent pedagogical culture forming is defined. The structure components of professional preparedness of a teacher for such an activity are described.

Key words: culture, parent pedagogical culture, preparedness of a teacher for the parent pedagogical culture forming.

И.В. БОБРЫШЕВА (Волгоград)

гуманитарная

компетентность как основа профессионализма и культуры современного учителя

Рассмотрены особенности профессионализма и культуры учителя гуманитарного типа.

Даны характеристики гуманитарной модели образования. Раскрыты сущность и структура понятия «гуманитарная компетентность педагога». Показана специфика формирования гуманитарной компетентности будущего учителя.

Ключевые слова: гуманитарная компетентность, гуманитарно-антропологический подход, гуманитарная культура учителя, профессионализм учителя, субъективная реальность, формирование гуманитарной компетентности.

Современную ситуацию характеризуют глобальная социокультурная неопределенность и кризис классической рациональности во всех ее формах. В таких условиях возможны самые разные стратегии раз-

© Бобрышева И.В., 2009

вития образования. Но как бы ни развивались теория и практика образования, они, скорее всего, будут двигаться в сторону все большей его целостности, в сторону культуры. Культуру мы рассматриваем, вслед за М.А. Гусаковским, в качестве феномена, который призван упорядочивать субъективный опыт индивида и общества в определенных знаково-символических формах [5].

Кризис образования, как полагают многие исследователи (С.В. Белова, И.А. Колесникова, В.И. Слободчиков и др.), связан с тем, что именно субъективный опыт, субъективность личности довольно слабо изучены в педагогике и мало учитываются в педагогической практике. Учитель не умеет адекватно, педагогически целесообразно работать с «отдельным экземпляром», с исключением. Таким образом, возникает вопрос о новом уровне его профессионализма и культуры.

Стало очевидным то, что традиционная предметоцентрированная модель образования сегодня не может удовлетворить человека. Все более изменяющийся и усложняющийся мир требует от личности новых компетентностей, прежде всего, тех, которые включают «человеческое измерение» проблем и задач. Именно человек как целостная био-психо-социодуховная система должен быть главным компонентом содержания образования. В связи с этим актуален вопрос о готовности учителя к работе в новых условиях и на новом уровне педагогического мышления. Речь идет о необходимости гуманитарной компетентности педагога, под которой мы понимаем его умение учитывать в своей деятельности сложную человеческую природу (субъективную реальность) и обеспечивать формирование базовых способностей человека. Прежде всего, это способности к самосознанию, саморефлексии и культу-ротворчеству, умение встать в субъектнодиалогическую позицию.

Напомним, что «компетенция» (competentia) в переводе с латинского означает круг вопросов, функций, правомочий, в которых человек осведомлен, обладает познаниями и опытом. Следовательно, «компетенция - это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, а компетентность -мера соответствия этому требованию, сте-

пень освоения компетенции, личностная характеристика человека» [8]. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и смыслами деятельности, а также способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и продуктивно и ответственно действовать в ней.

Понятие компетентности в мировой образовательной практике выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия. Компетентность, во-первых, объединяет различные системы образования; во-вторых, в данном понятии заложена интерпретация содержания образования в идеологии процессной системы, которая формируется «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, т.к. она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Ключевые компетентности имеют следующие характеристики. Первая: они многофункциональны и относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни, достигая при этом важных целей и обеспечивая решение сложных задач в различных жизненно-практических ситуациях. Вторая: они надпредметны, междисциплинарны и применимы в различных ситуациях, причем не только в школе и на работе, но и в семье, политической сфере и т.д. Третья: они формируются на основе достаточного интеллектуального развития - абстрактного мышления, саморефлексии, определения собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. Четвертая: они многомерны и включают в свой состав различные умственные процессы, интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.). Пятая: все компетентности включают готовность действовать автономно и рефлексивно, использовать различные средства интерактивно, входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них.

Тенденции развития образования связаны с его гуманитаризацией. Традиционная модель образования уже не справляется с новыми задачами, стоящими перед педагогической практикой. Учителю уже мало быть «предметником». Современная

школа и общество ждут педагога - носителя гуманитарной культуры. Под гуманитарной культурой учителя мы понимаем уровень его личностной зрелости, «человекосообразного» бытия в профессии, свидетельствующий о способности эффективно действовать в условиях субъективной множественности на основе адекватного понимания знаково-символической формы ее существования [4].

Образование с позиции гуманитарно-сти рассматривается как процесс индивидуального становления личности в культуре, как смыслотворчество, что, в свою очередь, требует диалога субъектов учебновоспитательного процесса. Ведь человек может быть понят только в диалоге и через диалог [3]. «Встреча с Другим» в гуманитарном образовательном процессе становится Событием, а диалогическое педагогическое взаимодействие - со-бытием. В основе такого диалога лежит взаимодействие личностных моделей равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса, где педагог и ребенок являются носителями этих личностных моделей мира. Для гуманитарной педагогики (педагогики диалога) важную роль играет сам процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе, не ущемляя прав других его членов, а не только факт успешного усвоения знаний. Гуманитарная модель образования направлена, прежде всего, на формирование родовых, базовых способностей человека.

Гуманитарное образование, под которым мы понимаем процесс изучения субъективных механизмов постижения культуры и обеспечение становления самосознания личности, реализуется посредством особого рода педагогической деятельности. Это гуманитарная деятельность, суть которой состоит в актуализации ситуации смыслоопределяющего диалога, возникающего благодаря системе индивидуальноличностных коллизий, основанных на саморазвитии субъективной реальности каждого конкретного ученика, его внутренней свободы, его потребности в диалогических отношениях и предполагающих рефлексию педагогом меры своего участия в процессах индивидуального смыслообразова-ния [4: 353]. Педагогическая деятельность приобретает не только формирующий, но и совместно развивающий характер, при котором учитель самореализуется, самораз-

вивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником. Гуманитарное знание, по словам В.И. Сло-бодчикова, невозможно передать «из рук в руки» [7]. Оно выращивается личностью «внутри», и здесь решающую роль играет личность учителя, обладающего своей уникальной культурой.

Педагог является носителем гуманитарного опыта и специфической педагогической компетентности. Речь идет о гуманитарной компетентности, под которой мы понимаем готовность адекватно и конструктивно решать в образовательной ситуации, содержащей межличностные и внутриличностные противоречия, проблемы и задачи субъективного характера. Это одна из ключевых компетентностей, т.к. она проявляется и в общении (коммуникация, эмпатийное понимание, диалог), и в сознании («Я-концепция» управления своими ресурсами, саморефлексия), и в деятельности (творческое преобразование того, что будет полезно другим). гуманитарная компетентность включает в себя: 1) готовность человека к саморазвитию и деятельности на благо других; 2) знание законов жизнедеятельности; 3) способность решать межличностные и деловые разногласия адекватными способами; 4) признание ценности духовно-нравственного бытия и самосовершенствования; 5) эмоциональноволевые усилия для того, чтобы отвечать за себя и последствия своих действий. Гуманитарно компетентный учитель помогает ребенку не только раскрыть свой потенциал, но и успешно социализироваться.

в реальном педагогическом процессе постоянно возникают ситуации, которые требуют гуманитарной компетентности учителя. Среди них, например, ситуации разного отношения учащихся к предмету, уроку, учителю. Налицо разные смыслы образования. Ученики имеют свои контексты жизнедеятельности. Умение работать с этими контекстами, готовность учитывать разные смыслы детей и при этом снимать противоречие между невмешательством во внутренний мир личности и влиянием на ее ценностно-смысловую сферу - все это свидетельствует о степени сформирован-ности гуманитарной компетентности педагога.

Учитель, являющийся носителем гуманитарной культуры, - это личность с высоким уровнем сознания, профессионально-

го мастерства и культуры, способствующая становлению в ребенке его «человечности». Он умеет адекватно решать проблемы, связанные с «человеческим фактором». Знает, каким образом можно создать совместно с учениками урок как произведение искусства и помочь ребенку в его индивидуальноличностном саморазвитии. Он открыт и позитивен, умеет передавать свое жизнелюбие своим воспитанникам. Такой педагог понимает психологию человека и берет на себя ответственность за взаимоотношения с детьми. Он хорошо владеет собой как педагогическим «инструментом». Педагога, владеющего гуманитарной компетентностью и являющегося носителем гуманитарной культуры, невозможно обучить традиционным способом. Он «выращивается» в особой среде диалогических отношений, стимулирующей его творчество и саморазвитие.

Гуманитарность в структуре педагогической культуры выступает системообразующим компонентом, ибо нацеливает педагога на непрерывное познание и принятие самого себя и учащихся. Она допускает различия между смыслами участников образовательного процесса. Она требует профессионально-личностного развития педагога, а в итоге - культуры его взаимодействия [6]. Педагог является носителем гуманитарных идей: открытости, достоинства, справедливости. Изолированность же и стремление к замкнутости постепенно приводят к деградации его профессиональной культуры, в частности, и культуры в целом.

Гуманитарная компетентность учителя будет реализована, если он способен воплощать в своей деятельности ценностные установки гуманитарно-антропологического подхода; профессиональные знания осознаются им в более широком социальногуманитарном контексте, обеспечивающем признание объективного характера многомерности и многообразия человеческой культуры; налицо творческое саморазвитие педагога, сознательная регуляция своей деятельности и поведения, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Проблема гуманитарной компетентности учителя актуальна не только в России, но и во всем мире [1; 2]. Однако для ее конструктивного решения необходи-

мы диалог и сотрудничество. Нужна также интеграция междисциплинарного знания, педагогической мысли и педагогического опыта. Педагогу важно осознать высокую миссию учительства и понять свою роль в содействии самостроительству другого человека.

обобщая сказанное, выделим основные идеи и положения нашего исследования, касающегося проблемы формирования у будущих учителей гуманитарной компетентности. Итак, стратегия развития образования связана с реализацией гуманитарной модели. Готовность учителя работать в рамках данной модели - это основа его профессионализма и культуры. Гуманитарная компетентность предполагает способность педагога обеспечивать становление самосознания ученика, его субъ-ектности в культуре в условиях адекватного взаимодействия с субъективной реальностью. Структура гуманитарной компетентности определяется, с одной стороны, тремя сферами бытия педагога в профессии, с другой - гуманитарным характером самой педагогической деятельности. В данной структуре выделяются ценности, знания, умения, отношения учителя, связанные с ситуацией диалогического общения (коммуникативная составляющая гуманитарной компетентности в ситуации событийной общности); реализацией текстуально-диалогической технологии (культуротворческая составляющая в ситуации совместно-распределенной деятельности); управлением процессом саморазвития (мотивационно-ценностная составляющая в ситуации рефлексивного сознания).

Критериальную базу гуманитарной компетентности составляют такие показатели, которые позволяют измерять способность будущего учителя решать задачи, связанные с диалогическим общением, гуманитарными технологиями, становлением самосознания. Среди них выделяются умения создавать вопросно-ответные отношения, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, адекватно понимать субъективные языки (смыслы), выстраивать образовательные ситуации в логике развития субъективной реальности, переводить безличный материал в текст, диагностировать готовность личности к куль-туротворчеству, регулировать свое психо-

физическое состояние, осуществлять рефлексию своей деятельности, создавать программу профессионально-личностного саморазвития.

Процесс формирования гуманитарной компетентности будущего учителя представляет собой развертывание образовательных ситуаций текстуально-диалогического характера в единстве их внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) аспектов. Алгоритм формирования опыта на каждом из этапов во внутреннем аспекте включает последовательность «сознание - общение - деятельность». Алгоритм сменяющихся внешних ситуаций таков: ситуация общения (1-й этап), ситуация деятельности (2-й этап), ситуация рефлексии (3-й этап). Педагогические задачи в данном случае соотносятся с задачами субъективных механизмов познания личности, исследующей свою позицию, способы и продукты в ситуациях общения, деятельности, рефлексии. Процесс формирования гуманитарной компетентности будущего учителя происходит в условиях развития двух систем, характерных для профессионального образования: «преподаватель - студент», «студент - ученик».

литература

1. Gagnon G. & Collay M. Constrnctivist leaming design: Key questions for teaching to standards. California: Sage, Publisher: Corwin Press, 2006. January 1. 227 p.

2. Riordan-Karlsson M. Constructivism. California, Publisher: Teacher Created Materials, Inc., 2004. November 24. 76 p.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445с.

4. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПКиПРО, 2006. 380с.

5. Живая педагогика: Открытость. Культура. Наука. Образование: материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня - диалог концепций» / Т.В. Абрамова, О.Н. Подкол-зина, А.З. Лазуткина [и др.]. М.: Нар. образование, 2004. 272 с.

6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. М.: Academia, 2000. 240 с.

7. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 272 с.

8. Борытко Н.М. Профессиональнопедагогическая компетентность педагога //

Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm.

Humanitarian competence as basis for professionalism and culture of a modern teacher

There are considered the peculiarities of professionalism and culture of a teacher of humanitarian type.

The characteristics of humanitarian model of education are given. The essence and the structure of the notion “humanitarian competence of a teacher” are revealed. The specific of forming the humanitarian competence of a teacher is shown.

Key words: humanitarian competence, humanitarian and anthropological approach, humanitarian culture of a teacher, teacher’s professionalism, subjective reality, forming the humanitarian competence.

С.Е. ЦВЕТКОВА (Нижний Новгород)

специфика межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей

Показана необходимость пересмотра старых и создания новых подходов к языковой подготовке студентов экономических специальностей в современных условиях экономической глобализации. Рассматриваются вопрос о соотношении иноязычной и межкультурной коммуникативных компетенций, особенности формирования и специфика межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей в условиях инженерно-педагогического вуза.

Ключевые слова: языковая коммуникация, компетентностный подход, межкультурная коммуникативная компетенция, сфера профессионального общения, профессиональная иноязычная компетенция, межкультурный аспект; социокультурная компетенция, социокультурный компонент.

В современных социокультурных условиях особую актуальность приобретают проблемы языковой коммуникации. Развитие международных экономических от-

© Цветкова С.Е., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.