УДК 159.9:370
Онучина Анастасия Владимировна Котряхов Николай Васильевич
доктор педагогических наук, профессор Вятский государственный университет, г. Киров а[email protected], [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА (МЕДИАТОРА) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье автор теоретически обосновал и предъявил модель деятельности педагога-психолога (медиатора), решающего задачу создания восстановительной культуры отношений в школе. В основной части статьи представлены этапы деятельности службы примирения. Проанализированы индивидуальные особенности подростка нормы и подростка пережившего буллинг. Представлены действия медиатора при решении конфликтной ситуации; причины конфликтных ситуаций и буллинга в образовательной среде и семье. Автор раскрыл личностные особенности детей, переживших насилие (буллинг) в образовательной среде и семье. Проанализировал психологические причины и отклонения личности родителей, влияющие на личностные качества подростков. Представлена авторская модель примирительной беседы: этапы, задачи и содержание деятельности. Даны рекомендации по стилям педагогического взаимодействия и семейного воспитания в условиях образовательной среды и семьи.
Ключевые слова: медиатор, буллинг, образовательная среда, подросток, конфликт, психологическая служба, психолог-практик, конфликтная ситуация, семья, восстановительная медиация.
Конфликтные ситуации в образовательной среде и буллинг были и являются достаточно распространенными как в школе XXI века, так и в Х1Х-ХХ вв. В школе Х1Х-ХХ вв. конфликтные ситуации решали педагоги, родители и дети. Если говорить о сложившейся ситуации в школе ХХ1 века, то на сегодняшний день в образовательных организациях созданы все условия для разрешения спорных (конфликтных) ситуаций: психолого-педагогическая, социально-педагогическая служба и служба примирения. В истории педагогики есть немало примеров, свидетельствующих о появлении, становлении и необходимости функционирования данных служб в стране. Впервые в России слово «медиатор» появилось в 1740 году, с помощью медиации можно было разрешать семейные, трудовые, межличностные и межкультурные конфликты [1, с. 17-18].
Что такое конфликт в образовательной среде? Во-первых, это неблагополучная среда для подростка, родителя и педагога. Во-вторых, показатель нездорового микроклимата в образовательной организации. В-третьих, конфликт является показателем невостребованности внутренних ресурсов подростков в условиях школы. В-четвертых, негативный фактор создания неблагоприятных условий для формирования личностных качеств и ценностей подростков (выбор форм и методов воздействия на подростка, средств обучения и воспитания); появление неблагоприятных условий в семье, в микрогруппе сверстников (социальных, экономических, межличностных).
В обществе можно наблюдать разночтение ценностей. В образовательной организации работают над формированием общечеловеческих ценностей в условиях урочной и внеурочной деятельности, а в условиях семьи формируют личностные качества без ценностной основы такие, как: «хорошо быть активным, но при этом...», «хорошо дости-
гать цель или идти к ней любым путем.», «общаясь с людьми не доверять им, так как.», иными словами формируют установки на «единоличное существование» ребенка в обществе, так называемое «ложное лидерство». Данные установки являются условием для создания конфликтных ситуаций в образовательной среде и появлению буллинга в среде подростков.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и предъявить модель деятельности педагога-психолога (медиатора), решающего задачу создания восстановительной культуры отношений в школе.
Первый подготовительный этап: подготовка к восстановительной медиации.
Деятельность психолога-практика (медиатора) в условиях восстановительной медиации очень многогранна, но строго регламентирована. Медиатор (им может быть педагог-психолог в школе) создает условия для:
- восстановления способности людей понимать друг друга;
- развития умения договариваться о возможных для них вариантах разрешения проблемы.
Цель деятельности медиатора: привитие (культивирование) ценностей культуры взаимопонимания, в результате чего формируется восстановительная культура отношений в школе и семье. Результатом его деятельности являются восстановительные действия конфликтующих сторон. Задача конфликтующих сторон состоит в следующем:
1) освободиться от негативных состояний;
2) найти ресурс для совместного поиска и выхода из конфликтной ситуации.
Действия конфликтующих сторон во время примирительной встречи:
1) перейти от отношения конфронтации к позиции «Я умею договариваться» (открытый диалог), «Я умею принимать рациональное решение»;
© Онучина A.B., Котряхов Н.В., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
69
2) задача избавиться от предубеждений (негативных позиций в диалоге): «Мне не интересно...», «Я пострадал.», «Вы отдаете себе отчет.», «Теперь и он должен ответить (пострадать).», «А почему я сейчас должен анализировать ситуацию в которой являюсь пострадавшей стороной?»;
3) исключить подозрительность в беседе и диалоге:
- «Если мы поговорим, то никто ни за что отвечать не будет?!» (диалог на условиях);
- «Почему вы нам задаете такие вопросы?»;
- «Вы не туда нас «ведете»! Что вы хотите сейчас услышать?!!»;
4) настроить участников примирительной беседы (медиация) на дальнейшие позитивные взаимоотношения: «Что будет являться результатом вашей встречи?», «Как вы в дальнейшем будете выстраивать взаимоотношения?», «Что ожидае-
те от окружающих людей?», «Кто такой человек, умеющий вести диалог в сложной или конфликтной ситуации?», «Что ему для этого необходимо?», «Какие качества он должен проявлять?», «Что вы ожидаете от дальнейшего общения с окружающими и близкими людьми?».
Задача медиатора на данном этапе: снять негативные установки и выйти на эмоциональную составляющую деятельности (на уровне ценностей семьи и образовательной среды).
Второй этап основной.
Задача на этом этапе: выявить особенности подростка, пережившего конфликтную ситуацию и буллинг в образовательной среде или семье. Каковы основные причины конфликтной ситуации? Как правильно психологу-практику (медиатору) выстроить примирительную встречу?
Таблица 1
Индивидуальные особенности подростка нормы и подростка, пережившего буллинг
Подросток (норма) Подросток, переживший конфликтную ситуацию, буллинг в образовательной среде и семье
1. Формирование «Мы - концепции»
Подростки делят территорию, сферы жизненного самоопределения, интересы. Данное новообразование принимает жёсткий характер «Мы - свои, они - чужие; мы за своих - мы против чужих» Что предстоит пережить «чужим»? (данное проявление является ключевой проблемой). В коллективе не имеет товарищей, друзей. Очень замкнут, застенчив, чувствителен. В общении не проявляет инициативы.
2. Формирование референтных групп
Данное новообразование является небезопасным, так как подростки начинают формировать неформальные группы, имеющие структуру (лидер-дети-булли - «союзники» булли). Ценности и мнения референтной группы являются важными, так как подростки считают их своими. Страдает комплексом неполноценности, поэтому считает, что не может быть в компании сверстников. Не считает себя значимым человеком в коллективе (не считает себя частью коллектива).
3. Эмансипация от родителей
Могут возникать конфликты на почве различных ценностей и разного мировосприятия В общении с родителями замкнут и немногословен, так как тщательно скрывает конфликт.
4. Новое отношение к учению
Появляется равнодушное отношение к отметкам. Подростки имеют высокие возможности, но результат их деятельности неэффективен. В обучении могут быть успешны. Данный факт может послужить причиной конфликтов и буллинга.
5. Выстраивают отношения со сверстниками другого пола
Процесс эмоционального восприятия происходит легко: быстро устанавливают контакт со сверстниками, умеют выслушать, правильно задать вопрос, анализируют сложные ситуации. Отношения со сверстниками другого пола не выстраивают, так как мальчики физически слабее, чем сверстники, а девочки не ак уверены и общительны.
6. «Эмоциональное взросление»
Неустойчивый эмоциональный фон. Эмоциональное взросление должно происходить быстрее, так как очень большой эмоциональный опыт негативного взаимодействия с обществом. Подростки страдают от одиночества и испытывают «эмоциональный голод» в положительных моциях.
7. Творчество подростка
Тип фантазий приобретает творческий характер. Подростки склонны увлекаться каким-либо видом деятельности, но интерес их носит неповерхностный характер.
8. Понимание своего возраста
Понимание возраста возникает как базальная потребность. Потребность в понимании возраста деформирована. Подростки осознают своё положение в обществе, в семье, в детском коллективе, знают всё о своих проблемах и сверстниках. Смирились с конфликтной ситуацией, как со своей судьбой.
Таблица 2
Причины конфликтных ситуаций
Причины конфликтных ситуаций в образовательной среде Причины конфликтных ситуаций в образовательной среде. Семейное неблагополучие как фактор риска
Чувство неприязни Неудовлетворительное материальное и жилищное благополучие
Нейтрализация соперника Родители злоупотребляют алкоголем
Восстановление справедливости Недостаточный уровень образования
Борьба за власть, требование подчинения лидеру Жестокое и холодное обращение родителей с детьми
Зависть Отчужденность родителей из-за занятости
Самоутверждение Неполная семья (чаще всего одна мать)
Месть Родители лишены родительских прав, но проживают вместе с детьми
Удовлетворение садистских потребностей отдельных учеников или группы
Таблица 3 Личностные особенности детей, переживших насилие (буллинг)
Личностные особенности детей, переживших насилие (буллинг) в образовательной среде Личностные особенности детей, переживших насилие (буллинг) в семье
Тревожные, несчастные, неуверенные в себе дети, с низкой самооценкой Дети с неврастенией
Дети, не имеющие близких друзей Дети, испытывающие психологический дискомфорт от общения со сверстниками
Дети склонны к депрессивным состояниям Дети, часто конфликтующие с учителями
Дети, страдающие от одиночества Агрессивные дети
Дети, имеющие негативный опыт жизни Неуспевающие дети
Дети, не верящие в защиту их педагогами Дети склонны к бродяжничеству
Дети, умалчивающие о насилии и травле, о затяжном конфликте Дети, проявляющие бестактность
Дети, не считающие себя значимой частью коллектива (как классного, так и школьного) Дети склонны лгать, по-своему интерпретировать конфликтную информацию
Таблица 4
Психологические причины и следствия буллинга в образовательной среде и семье
Психологические причины Отклонения личности родителей Поведение подростка в образовательной среде
1. Расширение сферы родительских чувств (нарушены супружеские отношения в семье). 1. Потребность во взаимоисключительной привязанности. 2. Требование внимания, любви и участия. 3. Страх перед самостоятельностью ребенка. 4. Стремление удержать ребенка с помощью доминирующей протекции. 5. Высокие требования к друзьям ребенка. Подросток инициатор буллинга 1. Характерен поведенческий тип буллинга. 2. Жертвами становятся чаще всего девочки. 3. Возможна вербальная агрессия. 4. Мстительное поведение.
2. Предпочтение в подростке детских качеств. 1. Стремление игнорировать взросление детей. 2. Родители стремятся сохранить детские качества детей: наивность, игривость. 3. Родители предъявляют требования характерные для воспитания младшего школьника, а не подростка. 4. Возникает психический инфантилизм. Подросток инициатор буллинга 1. Манипулируют детскими качествами сверстника. 2. Могут начать буллинг с «безобидного» розыгрыша (рассчитывают на наивность), как следствие возникает словесный буллинг (клички, унижения и нецензурная брань). 3. Возможно вымогательство.
3. Воспитательная неуверенность родителей. 1. Низкий уровень требований. 2. Ребенок руководит родителями (в семье идёт перераспределение власти). 3. Минимальное количество требований к ребёнку, максимальное количество прав. 4. Результат воспитания: уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования. Родитель нерешительный «взрослый» винит себя во всех неудачах. Подросток инициатор буллинга 1. Физическая агрессия различного вида. 2. Может возникнуть социальная агрессия (так как чаще всего может быть лидером в коллективе). 3. Подросток может быть организатором кибер-буллинга. 4. Может устанавливать сроки байкота.
Окончание таблицы 4
Психологические причины Отклонения личности родителей Поведение подростка в образовательной среде
4. Фобия утраты ребенка. 1. Преувеличены представления о «хрупкости» ребенка. 2. Родители прислушиваются к любым пожеланиям ребёнка. 3. Гиперопека. 4. Удовлетворяют потребности своего ребенка. 5. Без оснований ищут болезненные проявления. Подросток жертва буллинга 1. Сверстники стремятся ежедневно в беседе подчеркнуть его недостатки, говорить о его физическом состоянии. 2. Ежедневно переживает словесный буллинг. 3. Не стремится проявлять физическую агрессию.
5. Неразвитость родительских чувств. 1. Жестокое обращение к детям. 2. Родители имеют отклонения личностного развития (шизоидный тип личности). 3. У родителей поверхностный интерес к делам ребёнка. 4. Нежелание иметь дело с ребенком. 5. Причина: детство родителей (отвержение в родительском детстве). 6. Возраст родителей (молодые родители). 7. На ребенка перекладывают родительские обязанности. 8. Допустимо раздражительно-враждебное отношение. Подросток жертва буллинга 1. Не имея сильную нервную систему и слабые (несформированные) личностные качества, подросток может быть в центре конфликтной ситуации в классе, так как зависим от мнения группы сверстников. 2. Сверстники могут самоутвердиться за счет них. 3. Требовать подчинения лидеру, что им удаётся, так как родители могут жестоко обращаться к ним дома (речь идет о младшем подростковом возрасте). 4. В старшем подростковом возрасте он может сделать попытку самостоятельно выйти из конфликтной ситуации, за счет чего стремится прояв-пять другие личностные качества: настойчивость, уверенность в собственных силах. Подросток инициатор буллинга 1. Цель конфликта: желание самоутвердиться, потребность в общении со сверстниками (на позициях лидера). 2. Вымогательство. 3. Психологическая травля (унижение).
6. Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств. 1. Эмоциональное отвержение ребенка. 2. Жестокое обращение с детьми. 3. Игнорирует личностные качества ребенка, которые сформированы у самого родителя: агрессивность, склонность к лени, негативизм, алкоголизм, несдержанность. 4. Ценности которые закладываются благодаря стилю семейного воспитания, также отвергаются (родитель не соглашается верить и принимать собственные ошибки в воспитании). 5. Инфантилизм родительских установок. 6. Родители борются с личностными качествами подростка, которые не осознают или не видят в себе, а также не желают их принимать. Подросток инициатор буллинга 1. Стремится занять позиции лидера за счет негативных личностных качеств. 2. Способен в ситуации буллинга: унижать как психологически, так и физически. Чаще всего физическая расправа с жертвой. В старшем подростковом возрасте может быть психологическая травля и преследование. 3. В ситуации буллинга можно управлять группой сверстников. 4. Стремятся культивировать «ложные» ценности в среде сверстников. Например: «Быть злым и физически сильным. Это здорово!», «Хорошо подчинять окружающих себе!», «Хорошо не слышать и не слушать свою жертву!». 5. Жизненный девиз (подсознательные установки на жизнь) «Я такой, так как мои родители такие же!».
7. Вынесение конфликта между родителями в сферу воспитания. 1. Родители противоречат друг другу в выборе стиля, форм и приемов воспитания. 2. Родители могут использовать процесс воспитания как средство достижения цели в конфликтной ситуации. 3. В ситуации конфликта родители «руководствуются» интересами ребёнка. 4. Две тактики воспитания: - родитель потворствует, готов идти на поводу; - предъявляет завышенные требования. Подросток жертва буллинга 1. Неуверен в собственных силах, личностных качествах, в своих знаниях. 2. Пытается установить контакт с педагогами, но не верить в то, что его искренне могут услышать, посоветовать или даже просто вести диалог. 3. Часто бывают подозрительны, как следствие немногословны, мнительны. 4. Подростки могут быть жертвами психологического буллинга, так как в ответ на физическую агрессию, могут проявлять активность.
8. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. 1. Эмоциональное отвержение ребенка. 2. Высокие требования к личностным качествам, нормам поведения в обществе. 3. Непринятие «женских качеств» в ребенке мужского пола. Подросток жертва буллинга 1. Дети могут использовать установки родителей относительно «женских качеств» в ребенке мужского пола. 2. Проявление буллинга: моральное насилие, вербальная агрессия, ежедневные унижения.
1-й шаг. Индивидуальные особенности подростка, пережившего конфликтную ситуацию и буллинг в образовательной среде и семье абсолютно «иные». В таблице 1 представлены индивидуальные особенности подростка нормы и подростка, пережившего буллинг.
Для того, чтобы избежать конфликтов в школьной среде и появление буллинга, психологу-практику необходимо (в случае если он не является медиатором) действовать согласно должностным обязанностям:
1) направлять подростков на восстановительную медиацию;
2) помогать медиаторам. В рамках полномочий организовывать и проводить обучающие тренинги, целью которых является формирование коммуникативных навыков. Действия медиатора при решении конфликтных ситуаций:
- изменяет установки при реагировании на конфликты;
- возвращает полномочия по решению конфликтных ситуаций;
- восстанавливает отношения между сторонами конфликта;
- разрешает конфликтные ситуации без применения манипуляций;
Таблица 5
Структура примирительной беседы
Этап Задачи Содержание деятельности
1. Создание условий для примирительной беседы 1. Организовать рабочее пространство для примирительной беседы. 2. Разработать правила для организации примирительной беседы (в зависимости от проблемы). 3. Спланировать пункты, проект решения примирительной беседы (не предъявляя готовых решений). 1. Встреча конфликтующих сторон (знакомство). 2. Принятие правил встречи, позиции медиатора. 3. Согласование цели примирительной беседы между участниками. Действия медиатора 1. Медиатор должен подготовить и организовать место для встречи сторон. 2. Огласить правила общения во время примирительной беседы. 3. Ознакомить со своей позицией. 4. Ознакомить с повесткой и содержанием примирительной беседы.
2. Организация примирительной беседы. 1. Создать условия для благоприятного исхода примирительной беседы (психологический климат). 2. Работать с установками участников примирительной беседы. 3. Создать условия для конструктивного диалога. 1. Каждый участник примирительной беседы должен изложить свою версию происходящего (рассказать о конфликте). 2. Участники встречи должны умело поддерживать конструктивный диалог (исключая подозрительность в беседе). Действия медиатора 1. На данном этапе медиатор должен предложить участникам встречи высказать свое отношение к конфликтной ситуации. 2. Для формулирования проблемы медиатор предлагает речевые клише.
3. Поддержка, контроль восстановительных действий. Промежуточные выводы. Фиксация результатов. 1. Создать условия для возможного принятия и решения конфликтной ситуации. Действия медиатора 1. Осуществляет контроль за ходом примирительной беседы и конструктивным диалогом. 2. Подводит участников примирительной беседы к выводам. 3. Фиксирует промежуточные результаты: возможные пути решения проблемы, выводы, отношение к ситуации. 4. Следит за эмоциональным состоянием участников примирительной беседы. Цель: способствовать принятию ситуации на эмоциональном уровне для того чтобы участники могли принести извинения.
4. Обсуждение дальнейших планов на будущее. 1. Содействует планированию дальнейших действий участников примирительной беседы (обоих сторон). 2. Прогнозирует и предупреждает рецидив конфликтной ситуации в условиях образовательной среды и семьи. Действия медиатора 1. Предлагает проанализировать поведение подростка, родителя в подобной ситуации. 2. Знакомит участников примирительной беседы с приемами самостоятельного решения конфликтной ситуации. 3. Предлагает родителям спроектировать возможный досуг ребенка.
5. Заключение соглашения. Рефлексия. 1. Подготовить примирительный договор (соглашение между участниками примирительной беседы). 2. Создать условия для анализа конфликтной ситуации. Действия медиатора 1. Работает с текстом примирительного договора. 2. Дает определение нанесенному ущербу. 3. Разрабатывает программу реабилитации. 4. Планирует организацию дальнейших встреч.
- помощь пострадавшему (душевное состояние).
2-й шаг. Причины конфликтных ситуаций
и буллинга в образовательной среде и семье.
Формы воздействия на подростка во время длительного (затяжного) конфликта в образовательной среде могут быть разные:
- систематические насмешки;
- вымогательство;
- физические и психические унижения;
- различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей.
В случае если конфликтный ребенок из неблагополучной семьи, формы воздействия могут быть избирательными, все зависит от личностных особенностей «жертвы» и стиля воспитания в семье.
Поведение детей, переживших буллинг непредсказуемо, поэтому медиатор и психолог должны работать совместно. В таблице 3 представлена информация о том, какие личностные особенности (последствия буллинга) необходимо корректировать через индивидуальную коррекционно-разви-вающую работу.
Почему подросток, переживший буллинг, имеет вышеперечисленные личностные особенности?
Причины заключаются в следующем (образовательная организация):
- преобладают отношения соподчинения (в общении с педагогами);
- педагоги требуют послушания от детей;
- используют технологию «наказать ребенка» или «заглушить» конфликт;
- используют язык юридической практики: выявить, установить, наказать.
На личностные качества подростков-инициаторов буллинга, а также жертв буллинга влияет стиль семейного воспитания. Нарушение процесса воспитания в семье может быть обусловлено психологическими причинами и отклонениями личности самих родителей. В таблице 4 представлены психологические причины, отклонения личности родителей, поведение подростка инициатора буллинга и подростка жертвы в образовательной среде.
Таким образом, акцентуации личности и психопатии родителей нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка (ребенок-жертва), пониженным уровнем требований к нему (подросток-инициатор буллин-га). Инертно-импульсивная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Стиль домини-
рования может также обусловливаться чертами тревожной мнительности. Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании (Эйдемиллер Э.Г.,1994).
В своем исследовании мы предлагаем службе практической психологии авторскую структуру (табл. 5) примирительной беседы: этапы, задачи и содержание деятельности.
Предлагаемая структура примирительной беседы может быть адаптирована с учётом особенностей конфликтной ситуации, либо применена согласно предъявляемым этапам, задачам и содержанию деятельности.
Вывод. Работая с подростком, взрослый (учитель, родитель, психолог) должен помнить о его нравственном и моральном становлении, а также мировоззрении. В младшем и старшем подростковом возрасте выстраивается система ценностей. Главная задача: не формировать «ложные» ценности, так как подросток становится заложником ситуации развития. Ценностные установки формируют личностную направленность подростка, его личностные качества, формы и способы поведения в образовательной среде и семье. Ценности подростка должны быть субъективно значимыми, так как заведомо «ложные» установки являются основой для внутреннего психологического конфликта. Таким образом, наиболее благоприятным психологическим состоянием подростка является оптимальное сочетание мотивов деятельности и небольшое расхождение между сформированными ценностями и потребностями в основных жизненных сферах.
Библиографический список
1. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. - 256 с.
2. Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде / авт.-сост. Т.В. Ворончихина, Т.В. Малова, М.В. Царенок. - Киров: ИРО Кировской области, 2014. - 90 с.
3. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики де-виантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнй работы. - 2002. - № 2. - С. 41-57.
4. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.; СПб.: Фолиум, 1996. -63 с.