Научная статья на тему 'Проблема профилактики буллинга в образовательной организации'

Проблема профилактики буллинга в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6638
862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ / ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / BULLYING / CHILD ABUSE / PREVENTION OF BULLYING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ENLIGHTENMENT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна

В данной статье представлен теоретический аспект проблемы буллинга (травли среди сверстников) в школьной среде: определение, виды буллинга, буллинг-система, особенности участников травли. Выделены последствия буллинга для всех его участников. Делается акцент на профилактике буллинга посредством психологического просвещения участников образовательной среды. Представлены примеры конкретных просветительских мероприятий с педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации. Подчеркивается важность привлечения специалистов взаимодействующих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of prevention of bullying in an educational organisation

This article presents a theoretical aspect of the problem of bullying (bullying among peers) in the school environment: definition, types of bullying, bullying as a system, characteristics of participants in bullying. What is highlighted, are the consequences of bullying for all participants. The emphasis on prevention of bullying by psychological enlightenment of the participants of the educational environment. What is presented, are examples of specific educational activities with the teaching staff and the administration of the educational organisation. What is stressed, is the importance of the involvement of specialists of collaborating organisations.

Текст научной работы на тему «Проблема профилактики буллинга в образовательной организации»

УДК 159.922.7

Быкова Елена Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент

Истомина Светлана Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет elbykova80@mail.ru, istomina-sv@mail.ru

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлен теоретический аспект проблемы буллинга (травли среди сверстников) в школьной среде: определение, виды буллинга, буллинг-система, особенности участников травли. Выделены последствия буллинга для всех его участников. Делается акцент на профилактике буллинга посредством психологического просвещения участников образовательной среды. Представлены примеры конкретных просветительских мероприятий с педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации. Подчеркивается важность привлечения специалистов взаимодействующих организаций.

Ключевые слова: буллинг, издевательства над детьми, профилактика буллинга в образовательной организации, просвещение субъектов образовательной среды.

Травля детей со стороны сверстников, так называемый «буллинг», сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в коллективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

В самом общем виде буллинг определяется как травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание [10]. По определению И.С. Кона буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [3]. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Д. Олвеус рассматривает буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении длительного времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений» [12].

Одной из особенностей буллинга, и одновременно его индикатором для учителей и родителей, является тот факт, что в нем всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Буллингом не является ситуация, когда два ученика с одинаковыми физическими данными периодически спорят или борются, при этом пусковым механизмом такого «сражения» является подзадоривания друг друга, высказанные в иронической, зачастую игровой форме. По статистике в школах буллинг встречается среди сверстников и часто происходит в отношении младших учеников со стороны более старших. Так, большинство исследователей данной проблемы считают, что только многочисленные случаи следует относить к буллингу [8].

Теоретический анализ проблемных источников, позволил выделить ряд специфических ха-

рактеристик буллинга. Во-первых, буллинг асимметричен - с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц. Во-вторых, буллинг осуществляется преднамеренно и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку. В-третьих, буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство. В-четвертых, буллинг - это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит. В-пятых, буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям [5].

Буллинг может быть прямым или скрытым (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.). Буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. При физическом буллинге имеют место умышленные толчки, удары, пинки, побои и др. Психологический буллинг предполагает насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений, угроз, преследования, запугивания, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания [4].

Особо хочется отметить тот факт, что буллинг всегда представляет собой определенную систему отношений в коллективе, так называемую буллинг-систему. Выделяют следующие роли: лидирующий, нападающий (ребенок-агрессор); дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру); ребенок-жертва; свидетели, подкрепляющие травлю: дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их; свидетели-аутсайдеры: дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью

© Быкова Е.А., Истомина C.B., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 3

75

сторону; защитники: дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву [5].

Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли. Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы. Как правило, дети и подростки, которые становятся обидчиками, - это уверенные в себе, склонные к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильные, эмоционально импульсивные и легко приходящие в состояние гнева и агрессии, с низким уровнем эмпатии к своим жертвам, часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых (учителей, родителей, представителей органов правопорядка). Тревожность, обусловленная семейным неблагополучием, напряженными отношениями с родителями, учебной неуспеваемостью и завистью к более успешным ученикам из благополучной семьи, может создавать угрозу для статуса доминантных детей и подростков. Обращение к насилию позволяет им утвердить свой статус в классе или группе силой, вызовом учителям, унижением сверстников или более младших, а иногда и более старших учащихся, удержанием всех в страхе.

Жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших. Например, это новичок либо ребенок, который сильно отличается по любым признакам от других детей (полнота, отчетливые недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда). Дети, которые плохо учатся, чрезмерно подвижные и невнимательные, вспыльчивые (не умеющие управлять своей агрессией), не умеющие держать дистанцию, с нелепыми проявлениями, раздражающими окружающих и т.п. При этом стоит отметить, что ряд личностных характеристик ребенка увеличивают риск того, что он может подвергаться травле. В частности, это дети с более высоким уровнем тревожности, заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Ребенок, подвергающийся травле часто физически слабее своих одноклассников. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству [2].

В связи с этим остро стоит вопрос своевременного выявления случаев буллинга в образовательном учреждении. Для учителей тревожным признаком должен стать тот факт, что ребенок регулярно

подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере: его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им. На перемене ребенок часто проводит время в одиночестве, он исключен из компании сверстников во внеучебное время. У него нет ни одного друга в классе, в командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде, ему не дают списать, не подсказывают, не спрашивает тему урока, домашнее задание. Наличие в школе или классе агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и оскорбляющих других, импульсивных) детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга.

Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Безусловно, это влияет на формирование самооценки ребенка, уровень его коммуникативных возможностей, мотивацию к достижениям. В качестве негативных последствий буллинга можно выделить снижение настроения, повышение тревоги, страхов, злости, возможны нарушения сна, аппетита, головные боли, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, другие психосоматические расстройства. Такие обучающиеся часто на уроках невнимательны, им трудно сосредотачиваться и усваивать материал.

Очевиден и тот факт, что буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен (не только жертвам). Так, дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии. Дети, непосредственно не участвующие в травле, всё равно переживают много негативных эмоций (страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе). Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение успеваемости среди учеников, появление и обострение чувства собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями. В последнем случае, такие чрезвычайные ситуации не могут остаться вне внимания администрации образовательного учреждения.

Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым - это основные последствия травли для детского коллектива. Следует отметить, что за всем этим в итоге стоит нежелание ходить

76

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

в школу, учиться, достигать высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности, реализовы-вать свой внутренний потенциал и возможности. А ведь школьное обучение длится 9 либо 11 лет, и не у всех обучающихся хватит запаса эмоциональных, психологических и физических ресурсов жить в постоянном состоянии стресса и напряжения. Как отмечает С.В. Кривцова, школа несет ответственность за развитие личности ребенка, отличную от ответственности родителей. Школа отвечает за все, что ребенок делает и переживает в ее стенах, при этом учитель, а не ребенок отвечает за качество взаимодействия в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик» [4]. Как показывает практика, система взаимоотношений субъектов образовательной среды непосредственным образом влияет на уровень агрессивности обучающихся и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия в школьной среде [7, с. 11]. Вследствие чего необходима работа, прежде всего с педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации. В ряде источников предложены алгоритмы работы в случае выявления буллинга, а также технологии реагирования на выявленные либо установленные факты буллин-га [1; 6; 10; 11].

В рамках данной статьи нам бы хотелось обратить внимание на профилактику буллинга в школе посредством грамотно организованной работы по психологическому просвещению всех участников образовательной среды, и прежде всего, педагогического коллектива. Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства [9]. Основной её задачей является предупреждение возможных психологических проблем у детей. Ключевым результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено либо нивелировано влияние факторов, провоцирующих насилие.

Психологическое просвещение мы рассматриваем как работу по формированию у всех субъектов образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания и умения их использовать в целях самопознания, саморазвития и самоопределения, достижения определенного уровня психологической культуры. Основная цель психологического просвещения - формирование и повышение психологической культуры детей, родителей, педагогов, администрации. В качестве основных функций просвещения выступают развивающая, активизирующая, инструментальная, профилактическая.

В рамках просветительской работы преподавателями кафедры психологии развития и пе-

дагогической психологии Шадринского государственного педагогического университета были организованы семинары-практикумы для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и педагогов-психологов школ города Шадрин-ска и Шадринского района по следующим темам «Насилие в образовательной среде: профилактика, диагностика и коррекция», «Профессиональный стандарт педагога-психолога» и «Профессиональный стандарт учителя». В рамках данных мероприятий слушатели были информированы об обязанностях, трудовых функциях, степени ответственности за выполнение трудовых операций. Семинар, посвященный проблеме буллинга, позволил педагогическим работникам актуализировать знания, получить базу теоретических, научных понятий, изучить технологии работы с агрессией и травлей в среде школьников с учетом специфики образовательной организации, а также поделиться собственными наработками по нивелированию данной проблемы.

Педагогические советы, проведенные в ряде школ города по теме насилия в образовательной среде, выявили основную проблему: учителям проще игнорировать случаи буллинга нежели предпринимать какие-то меры по борьбе с ним. Педагоги отметили, что политика образовательной организации, безусловно призвана сказать буллин-гу «Нет!», но борьба с ним влечет за собой как временные, так и эмоциональные затраты (отметить в журнале увиденный случай буллинга, сообщить администрации, привлечь родительский комитет, провести классные часы по «разбору полетов» и т.д. и т.п.). Однако в ходе дискуссий все согласились, что приоритетным направлением в борьбе с буллингом в школьной среде должна стать профилактика. При этом общее мнение по данному вопросу может остаться бесполезным сотрясением воздуха, если они не закреплены в управленческих решениях и правилах школы, если они не становятся частью организационной культуры.

Однако, если каждый учитель сделает всё возможное на своих уроках в плане пресечения подобного рода поведения от агрессора, постарается создать для «жертв» максимум ситуаций успеха, прекратит сам провоцировать учащихся на бул-линг, делая «колкие», саркастические замечания нелюбимым ученикам, то атмосфера на уроках и во внеучебное время кардинальным образом изменится. Классные руководители могут систе-магически проводить классные часы, беседы на темы, затрагивающие буллинг (сейчас так популярны дебаты среди молодежи). Как следствие, и дети будут более информированы о своих правах, обязанностях, возможной ответственности за свое неправомерное поведение. В данном случае, безусловно, важна помощь сотрудников правоохранительных органов, которые с юридической точки

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

77

зрения помогут просветить и педагогов, и родителей, и обучающихся по данной проблеме. Если уж речь зашла о специалистах различного уровня, то в плане просвещения информативны выступления сотрудников городского психоневрологического диспансера, которые озвучивают данные статистики о количестве несовершеннолетних, совершивших суицидальные попытки либо стоящих на учете (в связи с наличием различного рода психических расстройств). Зачастую цифры вызывают огромный эмоциональный отклик, как у педагогов, так и у родителей обучающихся. Именно в это момент всем становится понятно, что это не просто данные статистики, это конкретные люди, чьи-то дети. Вопросы сексуального насилия «затрагивают» врачи-гинекологи женской консультации. Их доклады «пестрят» примерами из практического опыта, о которых родители зачастую даже не догадываются. При этом каждый родитель должен понять, что ответственность за сексуальное просвещение лежит не только на плечах школы, но и на семье, в первую очередь.

Отрадно, что педагоги образовательных организаций заинтересованы в расширении своих компетенций, им интересны новые формы и средства работы. В работе секции «Использование элементов кинотерапии в работе практического психолога», проведенной в рамках Городских психолого-педагогических чтений, приуроченных к Году кино в РФ (февраль 2016 года), были представлены не только теоретические аспекты использования данного направления деятельности психолога. Учителя и педагоги-психологи научились грамотно и методически верно использовать отрывки из художественных фильмов и мультипликационные фильмы для формирования толерантности, здорового образа жизни, повышения самооценки разрешения конфликтных ситуаций и др. Для профилактики травли целесообразно с учащимися среднего и старшего звена посмотреть фильмы «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1983 год) и «Класс» (режиссер Ильмар Раага, 2007 год).

Таким образом, психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического психолога. Разнообразие пассивных (лекции, семинары, наглядность) и активных (дискуссии, семинары-практикумы, клуб «Учителю о самом

себе») форм психопросвещения позволяет успешно решать задачу предупреждения буллинга в образовательной среде.

Библиографичекий список

1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. -С. 159-165.

3. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2016)

4. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.

5. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэй-на и Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-276.

6. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах / сост. А.Е. Довиденко и др. -Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

7. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.

8. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия: Школьный буллинг // Психологи и социология. - 2008. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/ Psihologia/37294.doc.htm (дата обращения: 03.06.2016)

9. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: «Академия», 2000. -528 с.

10. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях / Л.А. Глазырина, М.А. Костен-ко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. -144 с.

11. Школа без насилия / под ред. Н.Ю. Синя-гиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

12. Olweus D. Bullying at school: what we know and what we can do. - NY: Blackwell, 1993. - 152 р.

78

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.