Научная статья на тему 'Буллинг в образовательных учреждениях'

Буллинг в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5721
981
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ВИДЫ БУЛЛИНГА / РОЛИ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА / BULLYING / TYPES OF BULLING / THE ROLE OF PARTICIPANTS OF THE BULLING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горлова Ирина Юрьевна, Кузнецова Ольга Зориктоевна

В статье рассматривается буллинг как серьезная социально-педагогическая проблема. Дается психологическое определение понятию, называются его разновидности. Приводятся результаты опросов о распространении буллинга в образовательных учреждениях. Описываются некоторые методики предупреждения буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горлова Ирина Юрьевна, Кузнецова Ольга Зориктоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bullying in educational institutions

The article considers bullying as a serious socio-pedagogical problem. A psychological definition of a concept is given, its varieties are named. The results of surveys on the distribution of bullying in educational institutions are given. Some methods of preventing bullying are described

Текст научной работы на тему «Буллинг в образовательных учреждениях»

Горлова И. Ю., Кузнецова О. З. Буллинг в образовательных учреждениях// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00665_1.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 37

Горлова Ирина Юрьевна

магистрант

ФГБОУВО Омский ГАУ, Омск, iyu. gorlova 1830@omgau.org

Кузнецова Ольга Зориктоевна

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Омск oz.kuznetsova@omgau.org

Буллинг в образовательных учреждениях

Аннотация. В статье рассматривается буллинг как серьезная социально-педагогическая проблема. Дается психологическое определение понятию, называются его разновидности. Приводятся результаты опросов о распространении буллинга в образовательных учреждениях. Описываются некоторые методики предупреждения буллинга.

Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, роли участников буллинга.

Проблематика насилия рассматривается во многих отраслях научного знания: в философии, психологии, педагогике, социологии и др. Это серьезная социально-педагогическая проблема, которая затронула образовательные учреждения и за рубежом, и в нашей стране. Одной из форм проявления насилия является буллинг. Актуальность исследования данного явления очень велика, так как последствия буллинга могут быть весьма тяжелыми для его участников от психологических травм до закрепления моделей поведения жертвы или агрессора и даже до суицида.

В психологической литературе под термином буллинг (травля) принято понимать совокупность различных социальных, психологических и педагогических проблем, обусловливающих процесс длительного (группового или индивидуального) физического или психического насилия в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [4].

Буллинг как разновидность насилия и может выражаться различными способами. Д. Олвеус (D. Olweus) выделяет следующие его виды:

- вербальный буллинг;

- буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию;

- физические издевательства;

- издевательство с помощью лжи или лживых слухов о жертве;

- агрессии: отбирание денег или других вещей, их порча издевающимися;

- угрозы или принуждение выполнять какие-либо действия;

- расистский буллинг;

- сексуальный буллинг и др. [8].

Другие исследователи наряду с этими видами буллинга выделяют иные варианты. Классификация буллинга по Д. Лейну является одной из упрощенных и относительно легких для понимания. В ней выделяется два вида буллинга - психический и физический.

Особенно остро буллинг проявляется в подростковых группах, поскольку личность подростка в условиях образовательной среды переживает период своего становления через группирование со сверстниками. В этой связи отвержение сверстниками может являться одной из детерминант определяющей склонность к суицидальному поведению подростка и фактором социального риска в образовательной среде [5].

В социальной сети «ВКонтакте» в группе телеканала «НОВОСТИ. Антенна-7» был проведен анонимный опрос. В данном опросе задавался вопрос о том, сталкивались ли люди или, возможно, их дети с буллингом (травлей) в школе или социальных сетях. В качестве ответов было предложено несколько вариантов:

1. «Да, постоянно»;

2. «Бывало»;

3. «Со мной не случалось, но друзья (родственники, знакомые) сталкивались с такой проблемой»;

4. «Нет, не сталкивался ни я сам, и никто из знакомых»;

5. «Так они сами поддаются, вот я (и мои друзья) травим таких слабаков»;

6. «Первый раз слышу, что у нас в школе и соцсетях такое возможно» [6].

Результат опроса представлен ниже в таблице 1.

_Т а б л и ц а 1 - Результаты опроса

Ответ Результат, %

«Да, постоянно» 22,86

«Бывало» 22,86

«Со мной не случалось, но друзья (родственники, знакомые) сталкивались с такой проблемой» 28,57

«Нет, не сталкивался ни я сам, и никто из знакомых» 20,00

«Так они сами поддаются, вот я (и мои друзья) травим таких слабаков» 5,71

«Первый раз слышу, что у нас в школе и соцсетях такое возможно» 0,00

Результаты опроса показали следующее:

1. 48,57% (почти половина) опрошенных лично не сталкивались с буллингом (травлей).

2. Почти такое же количество опрошенных (45,72%) так или иначе, сталкивались с буллингом (травлей) в школе или социальных сетях - одни постоянно, другие реже.

2. 74.29% (то есть почти три четверти из числа опрошенных) подвергались буллингу лично, либо травле подвергались их родственники или знакомые.

Таким образом, можно сделать вывод, что распространенность этого явления довольно широка.

Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. отмечают, что буллинг делит его участников на две стороны. Одни страдают от агрессии со стороны ровесников, или других людей. Другие разжигают ненависть к потерпевшему с целью самоутверждения и развлечения [1]. Вместе с тем, многие исследователи, в том числе и зарубежные, исследуя психологические особенности участников буллинга, выделяют три стороны (роли) участников в ситуации буллинга - жертва, свидетель и преследователь. Имеются и другие точки зрения на состав буллинг групп. По результатам опроса к группе преследователей себя причисляют 5,71% из числа всех опрошенных.

В начале декабря 2018 года в Омском ГАУ был проведен анонимный опрос. Данный опрос проводился среди студентов 3-4 курса факультета зоотехнии, товароведения и стандартизации ИВМ. В опросе участвовали как юноши, так и девушки.

Опрос состоял из вопроса: «Встречались ли Вы с буллингом (травлей) в процессе обучения в ВУЗе?» и вариантов ответа:

1. «Да, встречался»;

2. «Нет, только в школе»;

3. «Не встречался».

По результатам опроса наибольшее количество человек, более 70%, ответили, что не встречались с буллингом в ВУЗе, но встречались в школе. Около 15% участников опроса ответили, что встречались с буллингом в вузе и 6% опрошенных ответили, что не встречались с этим явлением. Из этого следует, что проблема насилия в вузе, хотя и нет так остро, как в средних учебных заведениях, но все-таки, существует.

Кроме того, у участников спрашивалось в форме беседы, с каким видом буллинга они встречались или о каких его видах слышали. Более половины ответили, что в школьные годы встречались с вербальным буллингом (клевета, «сплетни за спиной»). Приводились случаи попыток социальной изоляции потерпевших, путем унижения. Были и физические издевательства в той или иной форме: «пинки», дергания за волосы, драки.

В студенческие годы, отмечают участники, были случаи издевательства с помощью лжи или лживых слухов о жертве. Участники опроса, оперируя мотивом «мы же взрослые люди», высказали мнение, что уровень буллинга в студенческой среде, намного ниже, чем в школьной.

Таким образом, по данным опросов, проблема буллинга в образовательных учреждениях остается актуальной на сегодняшний день. Это значит, что существует острая необходимость разработки технологий по предупреждению буллинга или удержанию его на социально терпимом уровне. Внедряя приемы и методы борьбы с любыми видами насилия, следует учитывать возрастные психологические особенности обучающихся.

Так, до 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, потому что в этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно эффективными приемами здесь будут разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание.

После 12 лет моральные убеждения уже, в основном, сформированы. Следует более аккуратно подходить к вопросу агрессии. Так как взрослые уже не считаются авторитетом, в роли авторитета на первый план выходят ровесники, или ребята немного постарше. Эффективными приемами будет влияние на агрессора извне, авторитетным человеком или референтной группой; привлечение авторитетного союзника. В данной ситуации стоит постараться убедить школьника, что буллинг - это неэффективная система, и что она является недопустимым поведением. При этом, важно «не перегнуть палку», чтобы не запустить процесс противодействия [7].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что образовательные учреждения уже опробовали и реализуют эффективные методики борьбы с буллингом:

- Link crew или «Команда связей» - В данной методике планируется собрать «Команду связей из учеников-лидеров, которые выходят с летних каникул на неделю раньше. В их обязанности входит отслеживание буллинга и защита пострадавших от буллера, а так же они должны «поставить на место» буллера.

- «Совет отцов» - этот метод применяют в Казахстане. Случаи травли рассматривает Совет отцов - избираемый орган, в который входят уважаемые отцы, не более 4 человек. В каждой школе можно найти ответственного и ратующего за справедливость папу, сотрудника органов внутренних дел, прокуратуры, или юриста, или руководителя, или военного. Совет отцов рассматривает случаи буллинга по заявлению учителя или ученика-жертвы и обеспечивает доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера. Как правило, первый же прецедент останавливает травлю в школе.

- Метод Фарста (Die Farsta Methode). Эту методику реализует команда из 5-6 специально обученных педагогов, которые способны оперативно реагировать в случаях буллинга. Тот, кто хочет работать с этой методикой, должен иметь определенные знания и опыт, позволяющие адекватно реагировать на сопротивления буллера.

- Метод «Ступенчатого колеса» является эффективным, но в то же время затратным методом. При проведении беседы участников изолируют друг от друга, чтобы изучить виновника, ведомого (если буллеров несколько, возможно, что кто-то из учеников просто за компанию или с целью «не быть в будущем пострадавшим» участвует в буллинге) и пострадавшего.

- Метод «Правила школы» - при поступлении в школу или переводе из одной школы в другую родителям ученика предлагают ознакомиться с правилами школы. Родители должны довести до своего ребенка эти правила. Данные правила красочно оформленные, напечатанные типографским способом. Там самое необходимое - правила в отношении школьной формы, мобильных телефонов, жевательной резинки, роликов и буллинга. Позиция заявляется четко - буллинг недопустим. Внизу листка - место для подписи родителей [2], [3].

С учетом вышеизложенного, можно сделать следующее заключение:

- буллинг - это форма деструктивного агрессивного поведения;

- данное явление достаточно распространено в образовательных учреждениях;

- следует направлять более пристальное внимание этой проблеме с целью ее профилактики и искоренения и формирования отчетливой этической позиции неприятия и противодействия любым проявлениям насилия.

Ссылки на источники:

1. Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева -2015 - № 3 (33) - С. 138-143.

2. Бутовская М. Л., Русакова Г. С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение - 2016 - №2 - С.99-115.

3. Истомина А. А., Морнов К. А. Методы профилактики буллинга в современной школе // Труды Братского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки - 2018 - № 1 (12) - С. 15-20.

4. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-274.

5. Собакин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста // Социальная психология и общество - 2014 - Т.5 - №2 - с. 71-86.

6. Социальная группа во «ВКонтакте»: «НОВОСТИ. Антенна-7», запись от 30 ноября 2018 года. URL: https://vk.com/novostia7

7. Требина Е. А. Основные направления психолого-педагогической профилактики буллинга в начальной школе // Мир детства в современном образовательном пространстве - 2017 - С. 152-154.

8. Olweus D. Bullying at School: What We Know what We Can Do. N. Y.: Blackwell, 1993. 140 p.

Gorlova Irina Yuryevna

master student

FSBEIHE OmskSAU, г. Omsk iyu. gorlova 1830@omgau.org

Kuznetsova Olga Zorictoevna

candidate of pedagogical sciences,

associate professor FSBEIHE OmskSAU Omsk

kuz_olgaz@inbox.ru

Bullying in educational institutions Abstract. The article considers bullying as a serious socio-pedagogical problem. A psychological definition of a concept is given, its varieties are named. The results of surveys on the distribution of bullying in educational institutions are given. Some methods of preventing bullying are described.

Keywords: bullying, types of bulling, the role of participants of the bulling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.