Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМ'

СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП) / положения логистики / эф-фективность / оптимизация / управление / планирование в системах. / integrated logistics systems of the mining industry (ILSMI) / logistics provisions / efficiency / optimization / man-agement / planning in systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А.

В статье представлены известные положения об эффективности, оптимизации, управлении и пла-нировании логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, по-лезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: EFFICIENCY, OPTIMIZATION, MANAGEMENT AND PLANNING OF SYSTEMS

The article presents the well-known provisions on the efficiency, optimization, management and planning of logistics systems. Relevant comments were made about the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions. Which are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМ»

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #3№3)), 2©21 / ECONOMIC SCIENCES

33

Литература.

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография..- Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

8. Леонтьев Р.Г. Очерки постиндустриальной экономики ресурсного типа в региональных координатах. - В 2-х т. - Т. 1. Императивы отраслевых трансформаций. - Владивосток - Хабаровск: ДВО РАН, 2003. - 386 с.

9.. Шляховой А.З., Леонтьев Р.Г. Проблемный регион ресурсного типа в Северо-Восточной Азии: логистика, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ. -М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 634 с.

10. Леонтьев Р.Г., Григоренко О.В. Лесопромышленные транспортные системы: Монография -Изд-во ДВГУПС, 2006. - 344 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) РР!: 10.24412/2520-6990-2021-35122-33-38 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: EFFICIENCY, OPTIMIZATION, MANAGEMENT AND PLANNING OF SYSTEMS

Аннотация.

В статье представлены известные положения об эффективности, оптимизации, управлении и планировании логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the well-known provisions on the efficiency, optimization, management and planning of logistics systems. Relevant comments were made about the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions. Which are used in the processes of optimalformation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), положения логистики, эффективность, оптимизация, управление, планирование в системах.

Keywords: integrated logistics systems of the mining industry (ILSMI), logistics provisions, efficiency, optimization, management, planning in systems

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора рос-

сийской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи)

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «еОУУШУУМ-ШУШаИ» #штшх 2©21

34

суть общих представлений о логистике как науки и вида производственной экономической деятельности.

В данной статье представлены известные (например, [2]) самые общие положения логистики и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных ИЛСГП. Эти положения частично дают некие представления о том, на базе каких, якобы, знаний о логистике обучали в российских вузах будущих специалистов в этой области науки и практики.

«8. Эффективность логистической системы»

«Эффективность является результативным параметром логистической системы.

Эффект - это результат (или следствие) каких-либо причин, действий.

Экономический эффект - это разница между результатами какой-либо деятельности и затратами на достижение данных результатов.

Эффективность представляет собой меру полноты и качества решения задачи, которая ставится перед логистической системой, выполнения системой своего предназначения.

Эффективность логистической системы -это прежде всего соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования логистической системы и фактически реализованным. Целевой подход к оценке эффективности логистической системы является более оправданным, чем ресурсный.

Все показатели для оценки эффективности рассчитываются как:

1) результат / затраты - результат, полученный на единицу затрат;

2) затраты / результат - удельная величина затрат, приходящаяся на единицу полученного результата;

3) (результат - затраты) / результат - удельная величина эффекта, приходящегося на единицу получаемых результатов.

Данные соотношения являются базовыми при разработке показателей эффективности логистической системы.

Эффект в логистической системе является понятием неразработанным. Другими словами, однозначной точки зрения по поводу его значения не существует. Часто под эффективностью логистической системы понимают способность логистики достигать своих целей, однако главной проблемой использования данного подхода является то, что логистика может выполнять свою функцию, но не цель. Поэтому эффективность логистической системы следует понимать как степень достижения результата, заданного функцией логистики.

Эффективность логистической системы может быть повышена за счет экстенсивных факторов (это расширение поля логистики, чисто количественное

наращивание объемов при качественной неизменности логистической системы), интенсивных факторов (это качественное совершенствование логистической системы, более рациональное использование имеющихся ресурсов).

В логистике различают определенные виды эффективности.

Статическая эффективность - это эффективность функционирования логистической системы во внешней среде без дополнительного роста. Она показывает текущее состояние логистической системы, т.е. решение вопросов тактики. От статической эффективности логистики зависит конкурентоспособность организации в краткосрочном периоде.

Динамическая эффективность - эффективность развития логистической системы, которая обеспечивает ее надежность, безопасность и качество в долгосрочной перспективе» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 8 «Эффективность логистической системы» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей работы, поскольку, как уже было отмечено здесь выше (в пункте 1), оно может быть предметом другого исследования. Но все же по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц, которое может нанести весьма ощутимый вред качеству профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «эффективности логистической системы» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то на основании использования этих положений следует сказать следующее.

Для данного пункта [2] прежде всего необходимо определить возможности использования некоторых наиболее важных качественных критериев, которые чаще остальных могут приниматься во внимание не только при интегральной оценке рациональности ЛС различных отраслей экономики, но и при определении эффективности этих систем. В частности, в настоящей работе следует привести примерный перечень критериев эффективности ЛСГП:

а) величина вклада в государственный бюджет (федерального центра и субъектов РФ);

б) доля внесения налогов в местный бюджеты на поддержание жизнеобеспечения соответствующей территории;

в) параметры государственной поддержки;

г) степень удовлетворения государственных нужд;

д) уровень вреда окружающей среде от функционирования ЛС;

«ШУУШШШУМ-ЛШТМаУ» #36(123), 2©21 / ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8

35

е) доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса) или товаров машиностроительных отраслей для основной массы населения;

ж) вклад в развитие экономики и социальной сферы региона (района);

з) количество созданных рабочих мест.

Вместе с тем уточнение состава и количества

критериев эффективности формирования и функционирования различных ЛСГП является самостоятельной проблемой и вполне может стать предметом другого исследования.

«9. Оптимизация логистической системы»

«Логистическая система предприятия функционирует, постоянно изменяя свои параметры. При этом каждая комбинация значений рассматриваемых параметров логистической системы характеризуется различной эффективностью. Современные условия требуют постоянной оптимизации работы логистики в целях повышения ее эффективности.

Оптимизация представляет собой установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Оптимизация должна охватывать весь процесс решения логистических задач, включая уяснение самой задачи, выбор системы целей, анализ и синтез систем, выбор наилучшей системы.

Оптимизация логистической системы - это процедура (процесс) управления логистической системой в целях достижения экстремального значения критерия оценки ее качества. Однако при проведении оптимизации логистической системы не следует пытаться достичь точного значения экстремума, поскольку это стремление может обернуться многими трудностями, а конечный эффект может быть невелик. С понятием оптимизации связано понятие оптимальности.

Оптимальность в логистике может употребляться в трех значениях: как наилучший вариант из всех возможных состояний системы, т.е. решение задачи на оптимум; как наилучшее направление изменений логистической системы, т.е. выйти на оптимум; как цель развития (в том случае, если говорят о достижении оптимума).

Оптимальность логистической системы также означает характеристику уровня качества принимаемых решений (оптимальный план, оптимальное управление), характеристику состояния логистической системы или ее функционирования (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Оптимизация логистической системы должна проводиться на основе соблюдения принципа оптимизации, который может быть сформулирован следующим образом: любое решение должно приниматься всегда таким образом, чтобы благодаря выбранной альтернативе (другими словами, благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата) осуществлялось бы оптимальное достижение поставленной системы целей обслуживания логистической системы.

Логистическая система вообще может быть эффективной, но не обязательно оптимальной, оптимальной, но неэффективной, как эффективной, так и оптимальной. Эффективность и оптимальность взаимосвязаны. Как эффективность, так и оптимальность системы зависят во многом от того, насколько эффективны и оптимальны логистические подсистемы, и наоборот. Существует зависимость: эффективность функционирования компонентов способствует росту эффективности логистической системы в целом, но не всегда приводит к ней» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 9 «Оптимизация логистической системы» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей работы, поскольку оно может быть предметом другого исследования. Но все же по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («сборище») нелепиц, которое может нанести весьма ощутимый вред качеству профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «оптимизации логистической системы» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то на основании использования данных положений здесь следует сказать следующее.

Для данного пункта [2] прежде всего необходимо определить возможности использования некоторых наиболее важных критериев, которые чаще остальных могут приниматься во внимание не только при интегральной оценке рациональности ЛС различных отраслей экономики или при определении эффективности этих систем, но и при установлении их оптимальности. В частности, в настоящей статье можно и необходимо привести примерный перечень критериев оптимальности ЛСГП:

а) наибольший вклад в государственный бюджет (федерального центра и субъектов РФ);

б) превалирующая доля внесения налогов в местный бюджеты на поддержание жизнеобеспечения соответствующей территории;

в) минимум государственной поддержки;

г) наиболее значительная степень удовлетворения государственных нужд;

д) минимум вреда окружающей среде от функционирования ЛС;

е) максимальная доступность горнопромышленной продукции для предпринимателей (представителей бизнеса) или товаров машиностроительных отраслей для основной массы населения;

ж) самый значимый вклад в развитие экономики и социальной сферы региона (района);

з) максимальное количество созданных рабочих мест.

36

БСОШМТС 8С!Б]ЧСБ8 / «еОУУШУУМ-ШУШаИ» #штшх 2©21

Вместе с тем уточнение состава и количества критериев оптимальности формирования и функционирования различных ЛСГП является самостоятельной проблемой и вполне может стать предметом другого исследования.

«10. Управление логистическими системами»

«Логистическая система является одновременно объектом и субъектом.

Субъектом логистическая система предприятия выступает, охватывая весь комплекс материальных, финансовых, информационных и сервисных потоков предприятия. Объектом логистическая система предприятия выступает при рассмотрении ее в качестве подсистемы общей системы управления предприятием.

Управление логистической системой выражается в осуществлении определенных действий, направленных на достижение поставленных целей. В рамках логистической системы традиционные функции управления находят следующее выражение.

Прогнозирование в логистике представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменения целей и путей развития логистического объекта в сопряжении с материальными ресурсами организации.

Планирование в логистике является основной функцией. Планирование ориентировано на постановку реальных целей и задач логистической системы в целом в строгом соответствии с методами и средствами их достижения.

Организация в логистике понимается как определение и распределение объема работ по реализации намеченных целей, а также характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию реальных условий для достижения целевой функции фирмы (компании) в рамках логистического процесса.

Регулирование в логистике понимается как предвидение и устранение возможного отклонения в ходе логистического процесса от основных показателей. Данная функция направлена на достижение запланированной согласованности и пропорциональности развития отдельных частей логистического объекта.

Мотивация в логистике понимается как процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению поставленных целей с помощью системы стимулов. Мотивационный процесс базируется на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием социального закона о возвышении потребностей.

Координация в логистике представляет собой необходимое согласование действий в работе всех структурных звеньев логистической системы, она предусматривает обеспечение ритмичности и непрерывности в целях гармоничного взаимодействия всех звеньев системы.

Контроль в логистике является формой проверки количественного и качественного соответ-

ствия логистического процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям.

Учет в логистике представляет собой деятельность по накоплению и анализу итоговых данных за конкретный временной период. Данная функция позволяет совершенствовать логистическую систему с учетом опыта прошлых лет» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 10 «Управление логистическими системами» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей работы. поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Но все же по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой не иначе как злокачественную для истинных знаний о логистике и, главным образом, о менеджменте белиберду, которая только может нанести весьма ощутимый вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) изложения в учебной и научной литературе о логистике (логистической системе), положений об упомянутых в пункте 10 публикации [2] понятий, якобы, характеризующие «управление логистическими системами», то формулирование такого рода рекомендаций представляется нецелесообразными в силу нескольких весьма существенных следующих причин.

Во-первых, большинство упомянутых в пункте 10 публикации [2] (к сожалению, некорректно определенных ее авторами) понятий - «планирование, организация, координация, мотивация и контроль» - это ничто иное как основные (общие) функции управления (менеджмента), которые осуществляются лицами, принимающими решения (ЛПР). на предприятиях и в организациях каких-либо отраслей экономики и социальной сферы.

Во-вторых, как уже отмечалось в монографии [1] логистика - это одна из производственных функций или одна из конкретных (специальных, специфических) укрупненных (комплексных) функций управления какого-то отдельно взятого промышленного предприятия, наряду с другими конкретными функциями общего менеджмента: управлением маркетингом, управлением производством, управлением НИОКР (инновациями или нововведениями), управлением финансами и управлением персоналом. При этом не исключается взаимопроникновение этих комплексных функций управления, но, в принципе, маркетинг и логистика (в частности) - это функции управления разными сферами экономической деятельности промышленного предприятия, одновременно, составляющие комплекса конкретных (специальных, специфических) функций общего менеджмента промышленных предприятий.

В-третьих, в подавляющем числе посвященных логистике российских и зарубежных учебных публикаций (например, [3,4]) и, тем более, аналогичных научных изданий вполне обоснованно от-

«ШУШМУМ-ШУГМаУ» 2©М / ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8

37

сутствует какое-либо подробное изложение положений об «основных функциях управления». Поскольку профессиональное освещение основных функций управления является предметом не логистики, а такой общеобразовательной и научной дисциплины, как и «управление (менеджмент)» предприятиями и организациями различных отраслей промышленности и обеспечивающих их (отраслей) производственной инфраструктуры (в том числе, горной промышленности).

«11. Планирование в логистических системах»

«В логистической системе должны присутствовать элементы планомерности, только тогда она будет эффективна в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Под планированием в общем виде понимают разработку мотивированной модели действий.

Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации разработанного и принятого к исполнению плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. Кроме того, это процесс обработки информации, направленный на обоснование предстоящих действий, выявление наилучших способов достижения целей.

Функциями планирования являются научное обоснование целей развития, выбор наилучших способов достижения целей.

В логистике важно различать уровни планирования.

Стратегическое планирование - это особый вид плановой работы, заключающийся в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов). В ходе стратегического планирования разрабатывается политика.

Тактическое планирование - это планирование отдельных мероприятий, касающихся достижения стратегических целей и определения ресурсов для их реализации. На данном этапе происходит распределение ресурсов по отдельным направлениям логистики.

Операционное (оперативное) планирование представляет собой выбор средств решения задач, поставленных, заданных или установленных вышестоящим руководством. В рамках данного вида планирования происходит планирование каждого направления логистики в отдельности.

Принципы планирования (требования) представляют собой основные исходные положения, правила обоснования и организации разработки плановых документов. Они должны постоянно изменяться, совершенствоваться, наполняться новым содержанием по мере развития экономики. Различаются следующие принципы планирования:

1) принцип необходимости планирования (повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида деятельности);

2) принцип единства планов (разработка общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия);

3) принцип непрерывности планирования (на каждом предприятии процессы планирования, организации и регулирования всей хозяйственной деятельности являются взаимосвязанными между собой);

4) принцип гибкости планов (предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности);

5) принцип участия (состоит в том, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого).

Соблюдение принципов планирования при составлении планов по логистической системе позволит существенно повысить ее эффективность» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 11 «Планирование в логистических системах» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей работы. поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Но все же по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой не иначе как злокачественную для истинных знаний о логистике и, главным образом, о менеджменте белиберду, которая только может нанести весьма ощутимый вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) изложения в учебной и научной литературе о логистике (логистической системе), положений об упомянутых в пункте 11 публикации [2] понятиях, якобы, характеризующих «планирование в логистических системах», то формулирование такого рода рекомендаций представляется нецелесообразными в силу следующих весьма существенных причин.

Во-первых, упомянутые в пункте 11 публикации [2] (к сожалению, крайне некорректно определенные ее авторами) понятия - «планирование», «функции планирования», «стратегическое планирование», «тактическое планирование», «операционное (оперативное) планирование» и «принципы планирования» - это ничто иное как основные составляющие управления (менеджмента), которые должны использоваться ЛПР различных предприятий и организаций каких-либо отраслей экономики и социальной сферы.

Во-вторых, в подавляющем числе посвященных логистике российских и зарубежных учебных публикаций (например, [3,4]) и, тем более, аналогичных научных изданий вполне обоснованно отсутствует какое-либо подробное изложение определений таких понятий, как «планирование», «функции планирования», «стратегическое планирование», «тактическое планирование», «операционное (оперативное) планирование» и «принципы планирования». Поскольку профессиональное освещение таких понятий является предметом не логистики, а такой общеобразовательной и научной дисциплины, как и «управление (менеджмент)» предприятиями и организациями различных отрас-

38

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШМУМ-ЛЩУГМак» #36123), 2021

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

8. Леонтьев Р.Г. Очерки постиндустриальной экономики ресурсного типа в региональных координатах. - В 2-х т. - Т. 1. Императивы отраслевых трансформаций. - Владивосток - Хабаровск: ДВО РАН, 2003. - 386 с.

9.. Шляховой А.З., Леонтьев Р.Г. Проблемный регион ресурсного типа в Северо-Восточной Азии: логистика, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ. -М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 634 с.

10. Леонтьев Р.Г., Григоренко О.В. Лесопромышленные транспортные системы: Монография -Изд-во ДВГУПС, 2006. - 344 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) DOI: 10.24412/2520-6990-2021-35122-38-43 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Leontiev R.G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: PRINCIPLES AND LAWS OF MANAGEMENT, SYSTEM ANALYSIS

Аннотация.

В статье представлены известные положения о принципах и законах управления, системном анализе в логистике и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the well-known provisions on the principles and laws of management, system analysis in logistics and the corresponding comments on the rationality (value, usefulness) of a thorough research development. And also the practical use of these provisions in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry is presented.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), положения логистики, принципы и законы управления, системный анализ.

Keywords: integrated logistics systems of the mining industry (ILSMI), provisions of logistics, principles and laws of management, system analysis.

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма

лей промышленности и обеспечивающих их (отраслей) производственной инфраструктуры (в том числе, горной промышленности).

Литература

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография.. - Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

специфической отрасли добывающего сектора российской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.