Научная статья на тему 'ЧАСТЬ 1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ'

ЧАСТЬ 1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП) / распределительная (сбы-товая) стадия / задачи / функции и каналы распределения / управление запасами / системы поставок. / integrated logistics systems оf mining industry (ILSMI) / distribution (sales) stage / tasks / functions and distribu-tion channels / inventory management / supply systems.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А.

В статье представлена первая часть известных положений о распределительной (сбытовой) ста-дии логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционирова-нием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART 1. DISTRIBUTION (SALES) STAGE LOGISTIC MINING SYSTEMS

The article presents the first part of the known provisions on the distribution (marketing) stage of logistics mining systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are presented. These provisions are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Текст научной работы на тему «ЧАСТЬ 1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ»

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #W24), 2022 / ECONOMIC SCIENCES

55

ECONOMIC SCIENCES

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-55-58 ЧАСТЬ 1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF) PART 1. DISTRIBUTION (SALES) STAGE LOGISTIC MINING SYSTEMS

Аннотация.

В статье представлена первая часть известных положений о распределительной (сбытовой) стадии логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the first part of the known provisions on the distribution (marketing) stage of logistics mining systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are presented. These provisions are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), распределительная (сбытовая) стадия, задачи, функции и каналы распределения, управление запасами, системы поставок.

Keywords: integrated logistics systems оf mining industry (ILSMI), distribution (sales) stage, tasks, functions and distribution channels, inventory management, supply systems.

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора российской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи) суть общих представлений о логистике как науки и вида производственной экономической деятельности.

В данной статье представлена первая часть известных (например, [2]) положений (53-56) о распределительной (сбытовой, реализационной) стадии логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной иссле-

довательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных ИЛСГП. Эти положения частично дают некие представления о том, на базе каких, якобы, знаний о логистике обучали в российских вузах будущих специалистов в этой области науки и практики.

«53. Цели, задачи и функции распределительной логистики»

«В рыночной экономике готовая продукция доходит до потребителя в результате целенаправленной деятельности производителя. Деятельность, в результате которой произведенная продукция поступает к потребителю, называется сбытом. Основу сбыта составляет распределение продукции.

Распределение - система коммерческого, канального и физического распределения готовой продукции, товаров и услуг.

Распределительная логистика - это система управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции, товаров и услуг для удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.

56

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» 20222

Распределительная логистика в целях достижения высокой эффективности должна основываться на нескольких принципах.

1. Необходимость координации всей системы процессов товародвижения - с начальных операций товаропроизводителя до потребления продукции.

2. Интеграция всего комплекса функций управления процессами распределения продукции и услуг, начиная с определения главных и вспомогательных целей и заканчивая итоговым контролем.

3. Непрерывная адаптация коммерческого, канального и физического распределения продукции и услуг к постоянно изменяющимся требованиям рынка и в первую очередь к требованиям покупателей.

4. Достижение системности управления распределением в его функциональной целостности и взаимозависимости всех совокупных элементов сбытовой деятельности.

5. Комплексность, представляющая собой решение совокупности проблем, касающихся удовлетворения платежеспособного спроса покупателей.

6. Оптимальность системы как в отношении функционирования составных частей, так и в отношении режима ее функционирования.

7. Рациональность системы, затрагивающая как организационную структуру, так и организацию управления.

Главными задачами распределительной логистики, объясняющими необходимость ее ведения, являются:

1) максимизация прибыли деятельности предприятия при максимальном, полном удовлетворении спроса конечных потребителей;

2) максимально эффективное использование производственного потенциала предприятия путем максимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей и государства;

3) адекватное поведение предприятия на занимаемом рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.

В ходе продвижения товаров и услуг на рынок следует проводить оценку рыночных возможностей предприятия и стремиться к максимальному использованию его потенциальных преимуществ. С целью получения высоких результатов распределительной логистики необходимо принимать решение по поводу того, на каких направлениях сбытовой политики следует сконцентрировать ресурсы предприятия» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 53 «Цели, задачи и функции распределительной логистики» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьм, поскольку оно может быть предметом другого исследования. Однако по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «целей, задач и функций распределительной логистики» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«54. Каналы распределения товаров»

«Продукция после производства не сразу попадает к потребителю, поскольку производитель и потребитель часто рассредоточены географически. Поэтому на практике исторически возникли звенья посредников, занимающиеся продвижением готовой продукции к потребителю и ее распределением.

Канал распределения - это структура, объединяющая внутренние подразделения организации с внешними агентами и дилерами, оптовыми и розничными торговцами, с помощью которых осуществляется продажа товаров, продуктов или услуг.

Логистический канал распределения - это

совокупность независимых друг от друга юридических или физических лиц, принимающих участие в процессе продвижения товара от производителя продукции к ее потребителю, а также сопутствующий данному движению сервис.

Участники канала делятся на основных и специализированных. Основной участник канала представляет собой компанию, принимающую на себя ответственность, связанную с владением запасами, или иные значительные формы финансового риска. Специализированный участник канала - это организация, оказывающая необходимые специальные услуги основному участнику канала за соответствующее вознаграждение.

Группы каналов товародвижения:

1) прямой канал товародвижения - канал, который формируется на основе прямых хозяйственных взаимоотношений со своими потребителями по следующей схеме: «производитель - конечный потребитель»;

2) косвенный канал товародвижения - канал, в котором существует независимый участник товародвижения - посредник.

Смешанные каналы распределения имеют черты как прямого, так и косвенного каналов.

Характеристики канала распределения:

1) звенность канала распределения - среднее количество звеньев, через которые проходит продукция в процессе движения от производителя к конечному потребителю;

2) ширина канала распределения - число участников, представляющих каждый уровень канала распределения.

Факторы выбора варианта канала распределения: финансовые возможности предприятия, его имидж, производственный потенциал, конкуренты, потребители, общественное мнение, требо-

«ШУУШШШУМ-ЛШУГМаУ» #И24), 2022 / ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8

57

вания потребителей к ассортименту и качеству товара, платежеспособность потребителей, различные характеристики самого товара, непосредственно качественный уровень организации посреднической деятельности.

Этапы разработки каналов распределения: анализ видов обслуживания, необходимых потребителю; определение целей организации канала и ограничений для их достижения; разработка основных вариантов построения каналов распределения; оценка вариантов построения каналов распределения; принятие решения об организации канала распределения с заданными характеристиками» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 54 «Каналы распределения товаров» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «каналов распределения товаров» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«55. Логистические посредники в распределении»

«В каждом канале распределения присутствует не только разное количество посредников. Взаимоотношения между участниками товародвижения в каждом канале различны, и в основном - в результате специфических особенностей каждого из участников.

Торговые посредники включают в себя:

1) регулярных оптовых торговцев. Они делают крупные закупки у производителей, принимают на одном или нескольких своих складах, разукрупняют поставки и хранят их, направляют работников для сбора заказов;

2) производственных дистрибьюторов. Отличаются от первой группы посредников типом потребителей и характером продаваемых товаров (коммунальное хозяйство, железные дороги, больницы и т.д.);

3) оптовиков типа «плати и забирай». Посредники, работающие за наличный расчет (товары массового спроса). Они не занимаются доставкой;

4) разъездных торговцев. Они занимаются высокоприбыльными товарами либо скоропортящимися товарами массового спроса. Продажа и доставка совмещены;

5) стеллажных торговцев, регулярных оптовых или розничных посредников. Они занимаются

широким ассортиментом продукции в продовольственных магазинах.

Комплектующие оптовики ведут закупки у множества мелких поставщиков, сортируют и осуществляют комплектование ее в крупные, экономичные для транспортировки грузы.

Функциональные посредники выступают в качестве представителя производителя, поэтому они избавлены от риска. В данную группу входят:

1) торговые (сбытовые) агенты. Производят обслуживание клиентов на контрактной основе. Они ведут торговлю одним или несколькими товарами. Их услуги оплачиваются в форме комиссионных;

2) промышленные агенты. Данные посредники очень похожи по функциям на торговых агентов, поскольку заменяют собой торговые организации, работают на постоянной контрактной основе. Их отличие от агентов состоит в том, что они отвечают за продажу не всей продукции своих клиентов, а только части, ограниченной определенной географической зоной;

3) комиссионные торговцы. Это посредники, которые непостоянно участвуют в определенном канале распределения. Они получают товары во владение (но не в собственность), предоставляют складские мощности для их хранения, проводят демонстрацию для потенциальных покупателей;

4) брокеры. Функции данных посредников состоят в облегчении и организации контактов покупателей и продавцов. Как правило, брокеры не являются постоянными полноправными представителями ни покупателя, ни продавца;

5) аукционные компании. Призванные обеспечивать физические условия, необходимые для продажи конкретных партий товаров, в том числе предоставляют помещения для самих товаров и для всех тех, кто принимает участие в торгах» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 55 «Логистические посредники в распределении» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «логистических посредников в распределении» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«56. Системы распределения товаров»

58

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» ЖШ

«Распределение товаров в логистической системе предприятия может быть организовано в различных формах. На практике известны некоторые виды распределения.

Многоканальная система распределения состоит в том, что для выхода на один или несколько сегментов осваиваемого рынка организуются два или более каналов распределения.

Комбинированная система распределения представляет собой многоканальную систему распределения, в которой предприятие с целью охвата двух или более сегментов рынка создает либо один, либо несколько каналов распределения для каждого сегмента рынка.

По числу торговых точек различают:

1) экстенсивное распределение. Продукция размещается и продается только в тех торговых точках, владельцы которых дали согласие на ее продажу;

2) интенсивное распределение. Производитель в данном случае стремится обеспечить своей продукцией максимально возможное число торговых точек;

3) эксклюзивное (исключительное) распределение. Производитель при данном распределении предоставляет эксклюзивные права на распределение товара на строго определенной территории ограниченному числу торговых предприятий, а часто и единственному продавцу;

4) селективное (выборочное) распределение. Производитель при данной системе ведет сотрудничество с ограниченным числом торговых организаций, желающих осуществлять продажу данного вида товара.

По направлению распределения различают:

1) горизонтальную систему распределения. Это система распределения, при которой два и более независимых предприятия объединяют свои финансовые и материальные ресурсы для продвижения продукции. Каждое предприятие по отдельности не имеет возможности воспользоваться данными каналами распределения, поскольку не обладает достаточными ресурсами, техническими и технологическими возможностями, производственным или маркетинговым потенциалом;

2) вертикальную систему распределения. Это система распределения, в которой производители, торговые предприятия (оптовые и розничные) функционируют как единая система. Один из участников распределения является владельцем остальных участников, заключает с остальными

участниками договор. Вертикальные системы распределения делятся на:

а) корпоративную вертикальную систему распределения. Предприятия, ведущие свою деятельность на последовательных стадиях движения товара, находятся в едином владении;

б) договорную вертикальную систему распределения. Она представляет собой независимые организации, выполняющие функции по производству и распределению товаров, они объединяют свои усилия на основе договора для совместного достижения экономии и (или) больших объемов продаж, чем они могли бы достичь по отдельности» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 56 «Системы распределения товаров» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «систем распределения товаров» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

Литература

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография..- Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.