Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ОСНОНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ'

СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ОСНОНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП) / общие положения логи-стики / рациональность разработки. / Integrated logistics systems of the mining industry (ILSMI) / general provisions of logistics / rationality of devel-opment.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А.

В статье представлены известные общие положения логистики и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MINING LOGISTICS: BASIC CONCEPTS, FACTORS OF FORMATION

The article presents the well-known general provisions of logistics and the corresponding comments on the rationality (values, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions. Which are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ОСНОНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ»

24

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШМУМ-ЛЩУГМак» #штшх 2©21

chetyre-goda-obem-prodazh-cherez-internet-v-mariy-е1-уо7го8-у-10-га7/

3. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности Электронный ресурс // Маристат - Режим доступа: https://maristat.gks.ru/storage/mediabank/zy7HOgSQ/ 88_26032021_Invest_po_VED.pdf

4. Перевозки в Марий Эл под присмотром современных технологий Электронный ресурс // Ме-диаПоток - Режим доступа:

https://potokmedia. ru/news/307202/perevozki-v-marij-e1-pod-prismotrom-sovremennyh-tehno1ogij/

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) Р01: 10.24412/2520-6990-2021-35122-24-28 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ОСНОНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

SPECIFICITY OF MINING LOGISTICS: BASIC CONCEPTS, FACTORS OF FORMATION

Аннотация.

В статье представлены известные общие положения логистики и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the well-known general provisions of logistics and the corresponding comments on the rationality (values, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions. Which are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), общие положения логистики, рациональность разработки.

Keywords: Integrated logistics systems of the mining industry (ILSMI), general provisions of logistics, rationality of development.

В свете содержания приведенных в монографии [1] авторов настоящей статьи выводов и в аспекте повышения эффективности функционирования и развития горнопромышленного комплекса Дальнего Востока РФ и страны в целом, наиболее актуальной становится не весьма общая проблема рационального использования полезных ископаемых (минеральных сырьевых ресурсов), а более конкретная проблема формирования и функционирования в данном окраинном российском регионе рациональных интегрированных горнопромышленных логистических систем (ИЛСГП).

Вместе с тем, как уже отмечалось в начале раздела 3 «Гипотезы, понятия и постулаты теории и методологии логистики» упомянутой выше монографии [1], в последние три десятилетия складыва-

лась ситуация с не совсем адекватным современным воззрениям ведущих представителей иностранных научных и образовательных логистических школ пониманием сущности логистики отечественными специалистами. Эта ситуация усугублялась еще и тем, что существование проблемы возникновения "квазилогистики" или "псевдологистики" было характерно не только для транспортной отрасли и других инфраструктурных отраслей (энергетики, связи, строительства и др.), но и для промышленных отраслей экономики, в том числе и горной промышленности.

Именно поэтому в указанном разделе упомянутой выше монографии [1] были сформулированы свойственные истинной логистике уточняющие ее гипотезы, понятия и постулаты теории и методоло-

«ШШЭШШМ-ШГМаи #3№3)), 2©21 / ЕСОШЫГС 8С1Е1ЧСЕ8

25

гии, позволяющие достаточно квалифицированному читателю распознать объективную сущность такого общественно-экономического явления, как осуществление логистического управления, в частности, в сфере горной промышленности какого-то отдельно взятого российского проблемного региона ресурсного типа.

В этой связи весьма большое значение приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора российской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей работы) суть общих представлений о логистике как науки и вида производственной экономической деятельности.

В данной статье представлены известные (например, [2]) самые общие положения логистики и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных ИЛСГП. Эти положения частично дают некие представления о том, на базе каких, якобы, знаний о логистике обучали в российских вузах будущих специалистов в этой области науки и практики.

«1. Определение логистики, ее функции и задачи»

«Логистика (от гр. logistike - «искусство вычислять, рассуждать») - это наука, рассматривающая организацию, планирование, контроль и регулирование движения сквозного материального и сопутствующего ему информационного потоков в пространстве и времени от их начального источника непосредственно до конечного потребителя с целью снижения совокупных затрат.

История развития логистики. Сначала логистикой называли одно из направлений философии, в рамках которого делались попытки интеграции математики с логикой путем заключения логики в символы. Потом под логистикой начали понимать деятельность по снабжению воинов продовольствием и материальными ресурсами. В дальнейшем термин «логистика» использовали для выбора оптимального маршрута перемещения воинских подразделений и обозных служб. В компетенцию логистики стали входить функции планирования, управления, снабжения, определения места дислокации войск, строительства дорог и мостов. Во время Второй мировой войны в американской армии логистические подходы стали широко применяться при планировании и подготовке военных операций. В

1950-е гг. на Западе происходит оформление логистики в науку путем применения функций эффективного управления материальными потоками в экономике. В 1960-е гг. происходит объединение склада и транспорта предприятия в единую систему. К середине 1980-х гг. к единой системе управления «склад - транспорт» присоединяется производство. На сегодняшний день наблюдается интеграция всех звеньев материалопроводящей сети предприятия.

Факторы, способствующие возрастанию роли логистики в управлении:

1) смена механизма функционирования рынка, т.е. переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», при котором спрос на продукцию ложится в основу разработки производственных программ. До начала 1960-х гг. конкурентными преимуществами обладали в основном те предприятия, которые делали значительные капитальные вложения в расширение и совершенствование собственного производства. В дальнейшем конкурентные преимущества сумели получить такие предприятия, которые сумели эффективно организовать логистический процесс;

2) энергетический кризис 1970-х гг., способствующий поиску методов рационализации производства, транспорта и складов для снижения себестоимости готовой продукции;

3) развитие НТП, которое позволило использовать в системе логистики достижения технического прогресса, средства связи и информатики. Автоматизация управления логистическими процессами сделала возможным проведение мониторинга всех фаз движения продукта, позволила производить и решать реальные трудоемкие расчеты и многовариантные оптимизационные задачи» [2].

Прежде всего следует отметить, что качество всего содержания публикации [2] отнюдь неидеально отвечает установленным требованиям к выпускаемой учебной литературе и, тем более, общепринятым канонам подготовки научных изданий. Так уже довольно поверхностный анализ содержания, например, пункта 1. «Определение логистики, ее функции и задачи» из весьма тривиальной учебной публикации [2] позволяет выявить следующие наиболее заметные негативные обстоятельства:

а) в тексте данного пункта допущено несколько неприемлемых для учебных пособий фразеологических ляпсусов и смыгсловых «ляпов» :

- во-первых, в определении понятия «логистика»: 1) исходя из основ менеджмента вместо выражения «организацию, планирование, контроль и регулирование движения» следовало бы употребить словосочетание «основные функции управления (планирование, организация, координацию, стимулирование или мотивацию, контроль) движением»; 2) слово «непосредственно» убрать как лишнее; 3) известно (например, [6], что «сквозной» - это идущий прямо от одного пункта до другого, без пересадок (пассажиров - разг.) или без остановочных перевалок груза. Также известно, что од-

26

ЕСОШШС 8С1Е1ЧСЕ8 / «еОУУШУУМ-ШУШаИ» #36Л21), 2021

ним из основных элементов логистической системы является склад, где материальный поток этой системы на какое-то определенное время приостанавливается. Поэтому употребление этого слова в контексте определения логистики из публикации [2] представляется крайне некорректным; 4) после конечного слова «затрат» следовало бы употребить какое-то поясняющее словосочетание, например, либо «материальных ресурсов и производственного времени», либо «соответствующих ресурсов в денежном выражении»;

- во-вторых, в целом само определение категории «логистика», представленное в публикации [2] от 2011 года (впрочем, как и в учебном пособии [3] от 2009 года), весьма некорректно отражает научную и практическую суть данной отрасли знаний. Хотя, например, в ранее изданном учебном пособии [4] (2006 год) дано достаточно приемлемый вариант такого определения;

- в-третьих, известно [7], что «прогресс» - это поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития. Поэтому примененное в последнем абзаце данного пункта [2], выражение «развитие НТП» представляется тавтологией и вместо него (как некорректно использованного) следовало бы употребить более корректный термин «научно -технический прогресс»;

б) в свете общепринятых требований в формулировке данного пункта можно обнаружить, например, следующие невязки:

- во-первых, текст данного пункта ([2], 2011 год издания) начинается с основного современного определения понятия «логистика», хотя в нем (тексте) прежде всего должна быть изложена «история развития логистики» (как это, например, представлено в учебном пособии [4] от 2006 года), поскольку развитие данной отрасли экономической и управленческой науки непосредственно влияло на соответствующую трансформацию ее (отрасли «логистика») краткой формулировки (то бишь определения);

- во-вторых, упомянутые в названии данного пункта понятия «функции» и «задачи» в его основном тексте отнюдь не употребляются вовсе, (и, тем более, их определения), а вместо этого в его тексте неуместно изложены (хотя и, в принципе, важные для понимания сути логистики) «факторы, способствующие возрастанию роли логистики в управлении».

Причем выявление такого рода замечаний (недостатков) к тексту пункта 1. «Определение логистики, ее функции и задачи» из учебной публикации [2] можно было продолжить, но оно (выявление) не является задачей настоящей работы. Более того, недопустимыми для учебной (и естественно для научной тоже) литературы недостатками буквально испещрены тексты помещенных ниже остальных пунктов из учебной публикации [2]. Однако их выявление не является целью настоящей работы, поскольку оно может быть предметом другого исследования.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих отраженных в данном пункте и касающихся «определения логистики и факторов, способствующих возрастанию ее роли в управлении» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются нецелесообразными для дальнейшего воплощения, поскольку в достаточной мере уже были отражены в монографии [1] авторов настоящей статьи.

«2. Основные понятия логистики»

«Для понимания смысла существования логистической системы предприятия необходимо знать основные исходные понятия логистики.

Поток - это один или множество объектов, рассматриваемых как единое целое, также существующих как процесс на определенном временном промежутке и измеряемых в количественных абсолютных единицах. Поток в некоторых случаях может быть запасом материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции. Основными параметрами потока являются его начальный и конечный пункты, расположение пути (траектория), длина пути потока (мера траектории), скорость и время движения в пути, промежуточные пункты движения потока, интенсивность потока.

Логистическая операция представляет собой любое действие, которое не подлежит дальнейшей декомпозиции и направлено на преобразование материального и сопутствующих ему иных видов потоков (погрузки, разгрузки, сбор информации, передачи информации и т.д.).

Логистическая функция - это одно из базовых понятий логистики, определяемое как совокупность логистических операций, направленных на достижение целей, обозначенных перед логистической системой или ее элементами (звеньями). Базисные логистические функции: снабжение, производство и сбыт (распределение). Кроме того, различают функции: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузоперера-ботку, сервисное обслуживание и т.п.

Логистическая система представляет собой комплекс элементов (звеньев), состоящих в определенных отношениях и связях между собой и образующих некую целостность, ориентированную на управление потоками.

Звено логистической системы - это функционально выделенный объект системы, не подлежащий дальнейшей декомпозиции (расчленению на подсистемы) в ходе построения логистической системы, добивающийся своей определенной локальной цели, описываемой определенными логистическими функциями и операциями.

Логистическая цепь - это упорядоченная совокупность физических и(или) юридических лиц, ведущих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией; это опреде-

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> 2©21 / ЕСОШЫГС SCIENCES

27

ленная последовательность технологических и логистических операций в любом производственном процессе, находящаяся под единой системой контроля.

Правила логистики:

1) потребитель должен нуждаться в продукте;

2) продукт должен быть необходимого качества;

3) продукт всегда должен быть в необходимом количестве;

4) продукт следует доставить в нужное время;

5) продукт необходимо доставить в нужное место;

6) продукт необходимо доставлять с минимальными издержками;

7) продукт необходимо доставить конкретному потребителю» [2].

Выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 2 «Основные понятия логистики» из учебной публикации [2] также не является задачей настоящей работы. поскольку, как уже было отмечено выше (в пункте 1), оно может быть предметом другого исследования.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования отраженных в данном пункте и касающихся «основных понятий логистики» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются нецелесообразными для дальнейшего воплощения, поскольку в достаточной мере уже были отражены в монографии [1] авторов настоящей статьи.

«3. Понятие и свойства логистической системы»

«Практика функционирования логистических систем многих предприятий ставит постоянно новые задачи, которые не всегда удается решить, опираясь только на практический опыт логистической работы. Такие возможности предоставляет научный подход к решению логистических проблем. Одним из таких подходов является понимание логистической деятельности предприятия как системы. Системный подход позволяет вырабатывать эффективные рецепты совершенствования логистической деятельности предприятия.

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, которая выполняет определенный набор тех или иных логистических операций и функций.

Цель логистической системы - это доставка товаров и изделий в заданное место, в необходимом количестве и ассортименте, в максимальной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне затрат.

Существуют четыре уровня развития или степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы.

Первый уровень. системы, обеспечивающие демпфирование на выходе путем правильного и своевременного отклика на ежедневные перепады и колебания в заказах потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок.

Второй уровень. Данные системы, помимо охвата транспортировки продукции к потребителям, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции.

Третий уровень. Такие системы, помимо компонентов, охватываемых в системах предыдущих уровней, распространяют свое влияние на входные склады, системы доставки исходных материалов, область закупок и снабжение, движение материалов во время производственного процесса.

Четвертый уровень. Системы данного уровня распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии производственно-сбытового процесса на предприятии, в том числе на планирование и управление собственно производством.

Свойства логистической системы: целостность, взаимосвязанность элементов, организованность совокупности элементов, интегративные качества, сложность, иерархичность, эмерджент-ность, структурированность.

Рассмотрение логистической деятельности предприятия как системы позволяет развивать способность логистических систем гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. Тем самым можно разработать систему мероприятий, позволяющих повысить эффективность логистической деятельности предприятия, повысив таким образом конкурентоспособность предприятия в целом. В принципе, логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью» [2].

Выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 3 «Понятие и свойства логистической системы» из учебной публикации [2] тоже не является задачей настоящей работы. поскольку, как уже было отмечено выше (в пункте 1), оно может быть предметом другого исследования.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования отраженных в данном пункте и касающихся «понятия и свойств логистической системы» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются нецелесообразными для дальнейшего воплощения, поскольку в достаточной мере уже были отражены в монографии [1] авторов настоящей статьи.

Литература

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография..- Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

28

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШМУМ-ЛЩУГМак» #36123), 2©21

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

8. Леонтьев Р.Г. Очерки постиндустриальной экономики ресурсного типа в региональных координатах. - В 2-х т. - Т. 1. Императивы отраслевых трансформаций. - Владивосток - Хабаровск: ДВО РАН, 2003. - 386 с.

9.. Шляховой А.З., Леонтьев Р.Г. Проблемный регион ресурсного типа в Северо-Восточной Азии: логистика, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ. -М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 634 с.

10. Леонтьев Р.Г., Григоренко О.В. Лесопромышленные транспортные системы: Монография -Изд-во ДВГУПС, 2006. - 344 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) РО!: 10.24412/2520-6990-2021-35122-28-33 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ФУНКЦИЙ

Leontiev R. G.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: SAFETY, STABILITY, RELIABILITY AND QUALITY OF FUNCTIONS

Аннотация.

В статье представлены известные положения о безопасности, устойчивости, надежности и качестве функционирования логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the well-known provisions on safety, stability, reliability and quality of operation of logistics systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are also presented. The provisions are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), положения логистики, безопасность, устойчивость, надежность, качество функционирования систем.

Keywords: integrated logistics systems of mining industry (ILSMI), logistics provisions, safety, sustainability, reliability, quality of systems functioning.

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора российской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая

оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи) суть общих представлений о логистике как науки и вида производственной экономической деятельности.

В данной статье представлены известные (например, [2]) положения о безопасности, устойчивости, надежности и качестве функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.