Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ФУНКЦИЙ'

СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ФУНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП) / положения логистики / безопасность / устойчивость / надежность / качество функционирования систем. / integrated logistics systems of mining industry (ILSMI) / logistics provisions / safety / sustainability / reliability / quality of systems functioning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А.

В статье представлены известные положения о безопасности, устойчивости, надежности и каче-стве функционирования логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционирова-нием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: SAFETY, STABILITY, RELIABILITY AND QUALITY OF FUNCTIONS

The article presents the well-known provisions on safety, stability, reliability and quality of operation of logistics systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are also presented. The provisions are used in the processes of optimal for-mation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining in-dustry.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ФУНКЦИЙ»

28

ECONOMIC SCIENCES / «ШУШМУМ-ЛЩУГМак» #штшх 2©21

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

8. Леонтьев Р.Г. Очерки постиндустриальной экономики ресурсного типа в региональных координатах. - В 2-х т. - Т. 1. Императивы отраслевых трансформаций. - Владивосток - Хабаровск: ДВО РАН, 2003. - 386 с.

9.. Шляховой А.З., Леонтьев Р.Г. Проблемный регион ресурсного типа в Северо-Восточной Азии: логистика, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ. -М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 634 с.

10. Леонтьев Р.Г., Григоренко О.В. Лесопромышленные транспортные системы: Монография -Изд-во ДВГУПС, 2006. - 344 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) РР1: 10.24412/2520-6990-2021-35122-28-33 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ФУНКЦИЙ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: SAFETY, STABILITY, RELIABILITY AND QUALITY OF FUNCTIONS

Аннотация.

В статье представлены известные положения о безопасности, устойчивости, надежности и качестве функционирования логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the well-known provisions on safety, stability, reliability and quality of operation of logistics systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are also presented. The provisions are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), положения логистики, безопасность, устойчивость, надежность, качество функционирования систем.

Keywords: integrated logistics systems of mining industry (ILSMI), logistics provisions, safety, sustainability, reliability, quality of systems functioning.

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора российской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая

оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи) суть общих представлений о логистике как науки и вида производственной экономической деятельности.

В данной статье представлены известные (например, [2]) положения о безопасности, устойчивости, надежности и качестве функционирования

«ШШЭШШМ-ШГМаи #3№3)), 2©21 / ЕСОШЫГС 8С1Е1ЧСЕ8

29

логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных ИЛСГП. Эти положения частично дают некие представления о том, на базе каких, якобы, знаний о логистике обучали в российских вузах будущих специалистов в этой области науки и практики.

«4. Безопасность логистических систем»

«Функционирование логистической системы можно охарактеризовать многими показателями. Одним из основных показателей качества ее функционирования является безопасность. Значение показателей безопасности логистической системы состоит в том, что мероприятия по достижению эффективности и надежности могут в полной мере применяться для оценки предлагаемого варианта системы либо после формирования конкретной системы и ее реализации, а меры по обеспечению безопасности необходимо предпринять еще на этапе разработки проекта системы.

Безопасность - это отсутствие опасности, сохранность, надежность чего-либо. Следовательно, безопасным принято называть защищенный надежный объект. Принято различать внутреннюю и внешнюю безопасность.

Внутренняя безопасность - показатель целостности логистической системы, она характеризует способность системы поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних колебаний.

Внешняя безопасность - это способность логистической системы взаимодействовать с внешней средой без нарушения гомеостаза последней.

Каждая логистическая система в ходе функционирования подвержена внешним возмущениям со стороны внешней среды и внутренним возмущениям самой логистической системы. Следовательно, сохранение целостности системы является условием ее безопасности, поскольку она определяет само существование системы.

Достичь заданного уровня безопасности можно путем постоянного мониторинга качества функционирования логистической системы. Часто постепенное ухудшение качества может приводить к внезапному разрушению логистической системы. Опасным для логистической системы является исчерпание ресурсов, которое вызывает поражение элементов и приводит к распаду системы. Необходимо сформировать область безопасных состояний, определив все возможные режимы, приводящие к разрушению логистической системы.

Для формирования безопасных систем в логистике необходимо руководствоваться принципом адаптации, самонастройки к действующим возмущениям с последующей выработкой воздействий, обеспечивающих исключение угроз с помощью трансформаций системы или отражения возмущений.

Общие рекомендации по обеспечению безопасности логистической системы: необходимо внимательно наблюдать за процессами в среде для того, чтобы воздействия на нее не были неожиданными и не привели к нежелательным последствиям; необходимо проводить оценку ее качественного функционирования, надежности элементов, достоверности и оперативности получения информации о состоянии логистической системы; следует разработать сценарии возникновения сбойных ситуаций и реагирования на них» [2].

Выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 4 «Безопасность логистических систем» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку оно может быть предметом другого исследования.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования отраженных в данном пункте положений, касающихся «безопасности логистических систем», положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются нецелесообразными для дальнейшего воплощения в силу иных причин.

Во-первых, логистика (логистическая система) - это одна из производственных функций или одна из конкретных (специальных, специфических) укрупненных (комплексных) функций управления какого-то отдельно взятого промышленного предприятия, наряду с другими конкретными функциями общего менеджмента: управлением маркетингом, управлением производством, управлением НИОКР (инновациями или нововведениями), управлением финансами и управлением персоналом [1].

Во-вторых, обеспечение соблюдения требований техники безопасности является одной из вспомогательных конкретных (специальных, специфических) подфункций управления производством промышленных предприятий, транспортных организаций (обеспечение безопасности движения поездов, морских, речных и воздушных судов), менеджмента складского хозяйства, торговых и снабженческих структур.

В-третьих, в подавляющем числе посвященных логистике российских и зарубежных учебных публикаций (например, [3,4]) и, тем более, аналогичных научных изданий вполне обоснованно отсутствует какое-либо изложение положений о «безопасности систем». Поскольку эксплуатационно-производственная (техническая и технологическая), экологическая (природопользовательская) и экономическая безопасность являются предметом не логистики, а других образовательных и научных дисциплин.

«5. Устойчивость логистических систем»

«Всякая логистическая система состоит из ряда подсистем, которые находятся между собой в

иерархическом подчинении. Эти системы взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга влияние, в то же время они могут функционировать автономно. В случае нормального функционирования всех подсистем состояние глобальной логистической системы не вызывает каких-либо сбоев. В случае сбоя в какой-то подсистеме нарушается целостность глобальной системы.

Устойчивость - характеристика системы, показывающая ее способность возвращаться в состояние равновесия после воздействия внешних возмущений.

Устойчивость логистической системы - это

способность логистической системы сохранять динамическое равновесие со средой, способность системы компенсировать воздействие возмущений.

Устойчивость логистической системы фирмы во многом определяет эффективность ее функционирования. Часто распространенной причиной разрушения логистической системы выступает потеря устойчивости. Поэтому поддержание устойчивости функционирования и развития логистической системы и сохранение ее гомеостаза представляются внутренними целями системы.

Устойчивость логистической системы задается не способностью к управлению с помощью принуждения всех ее элементов работать в заранее заданном режиме. Подобный способ управления эффективен лишь в экстремальных ситуациях и может обеспечить достижение устойчивости системы ценой значительных издержек, которые отрицательно сказываются на возможности развития. Часто нарушение устойчивости системы свидетельствует о появлении в ее составе расходящихся процессов, которые не поддаются управлению и немедленно приводят к дезинтеграции всей системы.

Причинами потери логистической системой устойчивости могут быть изменение параметров системы, наличие не предусмотренных при создании логистических системы внешних воздействий либо нарушение связей в системе, когда структура системы меняется. Важной причиной нарушения устойчивости системы является нарушения в материальном потоке. На практике такими нарушениями могут быть деформация самих логистических каналов: их разрушение, снижение пропускной способности или искажение при транспортировке продукта. Иногда остановка функционирования логистической системы может быть следствием недостаточности ресурсов, нарушением свойств перемещаемой продукции или, напротив, переполнением логистических каналов, их затовариванием при избытке перемещаемой продукции.

В процессе своего развития логистическая система постоянно переходит из устойчивого состояния в неустойчивое и обратно» [2].

Выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 5 «Устойчивость логистических систем» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей работы. поскольку, как уже было отмечено

выше, оно может быть предметом другого исследования.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «устойчивости логистических систем» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие рекомендации явно неуместны в силу следующих иных причин.

Во-первых, рассматривая под единым углом зрения теорию устойчивого природопользования и теорию логистики, можно сформулировать несколько примечательных выводов, свидетельствующих если не о родстве, то о сходстве фундаментальных основ данных наук [1,8]:

- как экономический механизм устойчивого природопользования ориентируется на рационализацию и минимизацию расходования природных ресурсов, так логистические системы имеют в качестве своей цели оптимальное использование (рациональное) находящихся в их распоряжении финансовых, материальных, энергетических, информационных и трудовых ресурсов;

- как устойчивому природопользованию присуще единство логики в формировании экономического механизма для всей природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией или услугами, получаемыми на основе этих ресурсов, так и логистике свойственно единство логики по созданию систем, охватывающих исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, контроль за запасами и ряд последовательных товарно-движенческих операций, изучение покупателей и послепродажное обслуживание;

- как макропроцесс устойчивого природопользования состоит из множества операций по изъятию, переработке и потреблению природных ресурсов, так и отраслевой или региональный макроэкономический процесс представляет собой соответствующее множество функционирующих логистических систем, обеспечивающих движение материальных, финансовых, информационных и других потоков;

- макропроцесс устойчивого природопользования, по существу, является суммой микропроцессов функционирования множества общественно рациональных логистических систем, относящихся к природно-пользовательским отраслям добывающего сектора экономики (в том числе и горной про-мышленно сти);

- при этом можно констатировать, что общественная рациональность (оптимальность) функционирования множества микро-логистических при-родно-пользовательских систем и макропроцесс оптимального природопользования в странах и их регионах по сути представляют одно и то же явление, то есть общенациональный процесс устойчивого природопользования;

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> 2©21 / ЕСОШЫГС 8С1Е1ЧСЕ8

31

- таким образом процесс функционирования множества микро-логистических природно-пользо-вательских систем и макропроцесс оптимального природопользования являют собой, как говорится, «две стороны одной медали» - единый процесс устойчивого национального природопользования.

Во-вторых, такие свойства, как общественная рациональность или оптимальность ЛСГП. как раз и обеспечивают устойчивость систем этого рода. И, наоборот, общественно нерациональные (неоптимальные) ЛСГП априори могут и должны считаться неустойчивыми.

В-третьих, эксплуатационно-производственная (техническая и технологическая), экологическая (природопользовательская) и экономическая безопасность ЛСГП априори свидетельствуют о вполне приемлемой устойчивости этих систем. И, наоборот, каждый элемент небезопасности ЛСГП означает присутствие в ней (ЛС) соответствующего элемента неустойчивости.

В итоге тщательная исследовательская разработка и практическое использование касающихся «устойчивости логистических систем» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются нецелесообразными для дальнейшего воплощения в силу вышеизложенных здесь причин.

«6. Надежность функционирования логистических систем».

«Функционирование логистической системы может быть описано с помощью такого показателя, как надежность.

Надежность системы - это вероятность того, что в случае функционирования в заданных условиях система будет способна удовлетворительно выполнять требуемые функции в течение установленного промежутка времени. Кроме того, надежность системы является показателем ее способности сохранять свои все наиболее существенные свойства на заданном уровне в течение фиксированного промежутка времени и при определенных условиях эксплуатации.

Надежность логистической системы определяется логистическими показателями. Для оценки надежности логистической системы применяются такие показатели, как вероятность безотказной работы или наработка на отказ (среднее время безотказной работы). Для решения проблем надежности логистической системы могут применяться инструменты теории надежности. Так, могут быть известны статистические параметры выхода из строя элементов, тогда показатель надежности системы будет представлять собой функцию, которая описывает работоспособность логистической системы при отказах.

Уровень надежности логистической системы закладывается в процессе ее проектирования. На данном этапе выбирается структура системы, которая влияет на уровень надежности и определяет расход ресурсов, необходимых для достижения

требуемого уровня надежности. Таким образом, надежность рассматривается на самой ранней стадии процесса проектирования логистической системы, когда внесение различных изменений еще не вызывает серьезных затруднений и связано с минимальными издержками.

Надежность логистической системы зависит от числа соединений в ней. Поэтому надежность логистической системы можно увеличить за счет сокращения последовательно соединенных в ней элементов и за счет повышения надежности каждого из них в отдельности. Также параллельное соединение элементов может рассматриваться в качестве способов повышения надежности системы. В подобных случаях применяются такие формы резервирования, как введение резерва различных элементов, обеспечение запасными частями.

Анализ надежности логистической системы может быть проведен путем разбиения ее на достаточно малые составные части, для того чтобы получить приемлемую точность оценки надежности. Далее вычисляются показатели надежности для определения слабых мест логистической системы и выбирается способ повышения степени надежности.

Особенно популярным средством обеспечения надежности логистической системы является использование модельных конструкций, позволяющих восстанавливать работу системы путем замены отдельных вышедших из строя модулей» [2].

Выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 6 «Надежность функционирования логистических систем» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей работы. поскольку, как уже было отмечено выше, оно может быть предметом другого исследования.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «надежности функционирования логистических систем» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие рекомендации явно неуместны в силу следующих причин.

Во-первых, такое свойство, как устойчивость ЛСГП. как раз и обеспечивает надежность функционирования систем этого рода. И, наоборот, ненадежно функционирующие ЛСГП априори могут и должны считаться неустойчивыми. Таким образом надежность функционирования ЛСГП и их эксплуатационно-производственная устойчивость являют собой, как говорится, «две стороны одной медали» - бесперебойной деятельности таких систем.

Во-вторых, можно констатировать, что надежное функционирование ЛСГП и эксплуатационная (техническая и технологическая), экологическая и экономическая безопасность этих систем по сути характеризуют собой одно и то же явление - их эффективную (оптимальную) производственную дея-

тельность. Иначе говоря, всесторонняя безопасность ЛСГП априори свидетельствуют о вполне приемлемой надежности этих систем. И, наоборот, каждый элемент небезопасности ЛСГП означает присутствие в ней (ЛС) соответствующего элемента ненадежности.

«7. Оценка качества функционирования логистических систем»

«Высокая динамика внешней среды диктует свои требования к логистическим системам предприятия. Особенно важным в настоящее время является достижение высокого качества функционирования логистической системы. В каждой логистической системе периодически возникают процессы, снижающие качество деятельности всей системы в целом. Поэтому в целях ликвидации данных процессов проводятся специальные мероприятия, привлекаются специалисты для оптимизации логистики предприятия в целях повышения ее качества.

Качество логистической системы может быть описано при помощи ее отдельных параметров. Под параметрами понимают произвольные постоянные, дающие количественную оценку конкретной логистической системы (или ее элемента) по каждому ее свойству.

Качество параметра представляет собой конкретную величину, касающуюся параметра в данной операционной ситуации.

Показатель качества - это мера субъективной оценки объективной действительности.

Качество функционирования логистической системы может быть оценено с двух различных точек зрения: либо могут быть сформулированы показатели, отражающие требования потребителя к логистической системе, либо потребуется определить качество уже функционирующей логистической системы. В любом случае необходимо выбрать критерии и показатели качества функционирования логистической системы.

Вообще, критерий - это признак, на основании которого производится оценка соответствия функционирования логистической системы требуемому результату (цели) при заданных ограничениях. Использование критериев в оценке качества предпочтительнее, поскольку они точнее отвечают смыслу меры для определения, классификации, оценки.

Показатель - смысл оценки определенного свойства системы, он используется шире.

Показатели качества функционирования логистической системы можно разбить на две группы. В первую группу включаются характеристики динамики процессов в логистической системе, а во вторую - потребительские оценки реализации системы.

Системными параметрами качества являются для логистики жизненно важные параметры, от стабильности значений которых зависит поддержание целостного свойства системы. Так, в отношении логистики особо важными системными параметрами являются: размер запасов, длительность обслуживания потребителей, число заказов. Стремление

этих параметров к предельно допустимым значениям может способствовать системному кризису, при котором дальнейшее функционирование логистической системы становится проблематичным. В данном случае будущее логистической системы становится непредсказуемым» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 7 «Оценка качества функционирования логистических систем» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи. поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Но все же по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой не иначе как злокачественную для истинных знаний белиберду, которая только может нанести весьма ощутимый вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «оценки качества функционирования логистических систем» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то в данном аспекте следует напомнить читателю следующее.

Родственная близость содержаний термина "качество продукции" и понятия "рациональность ЛСГП и ИЛСГП" (поскольку эти системы кроме других соответствующих критериев обеспечивают выполнение и необходимого качества продукции) позволяет использовать для адекватной оценки уровня общественной рациональности (или нерациональности) той или иной ЛС модификации известных методов, применяемых для обобщенной оценки качества продукции. Более того соответствующий методологический подход основан на целом ряде предпосылок [1,9,10]. Так, в частности, первая предпосылка гласит, что в рамках процесса реализации данного известного методологического подхода, прежде всего следует рассмотреть следующие классификации ЛСГП и ИЛСГП [1]: 1) производственно-технологическую; 2) государственно-правовую; 3) по хозяйственным связям и функциональным стадиям; 4) по пространственному (территориальному) размещению сопряженных производств; 5) по видам транспортно-грузо-вой обеспеченности.

Таким образом, дальнейшая тщательная исследовательская разработка касающихся «оценки качества функционирования логистических систем» и отраженных в данном пункте положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, пока представляется нецелесообразной.

«ШУШШШМ-ШГМак» #36(123), 2021 / ECONOMIC SCIENCES

33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература.

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография.. - Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

8. Леонтьев Р.Г. Очерки постиндустриальной экономики ресурсного типа в региональных координатах. - В 2-х т. - Т. 1. Императивы отраслевых трансформаций. - Владивосток - Хабаровск: ДВО РАН, 2003. - 386 с.

9.. Шляховой А.З., Леонтьев Р.Г. Проблемный регион ресурсного типа в Северо-Восточной Азии: логистика, рыбная отрасль Дальнего Востока РФ. -М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 634 с.

10. Леонтьев Р.Г., Григоренко О.В. Лесопромышленные транспортные системы: Монография -Изд-во ДВГУПС, 2006. - 344 с.

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) РО1: 10.24412/2520-6990-2021-35122-33-38 СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИКИ ГОРНОГО ДЕЛА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ОПТИМИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

SPECIFICS OF MINING LOGISTICS: EFFICIENCY, OPTIMIZATION, MANAGEMENT AND PLANNING OF SYSTEMS

Аннотация.

В статье представлены известные положения об эффективности, оптимизации, управлении и планировании логистических систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the well-known provisions on the efficiency, optimization, management and planning of logistics systems. Relevant comments were made about the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions. Which are used in the processes of optimalformation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), положения логистики, эффективность, оптимизация, управление, планирование в системах.

Keywords: integrated logistics systems of the mining industry (ILSMI), logistics provisions, efficiency, optimization, management, planning in systems

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора рос-

сийской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.