Научная статья на тему 'ЧАСТЬ 2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ'

ЧАСТЬ 2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП) / распределительная (сбы-товая) стадия / задачи / функции и каналы распределения / управление запасами / системы поставок. / integrated logistics systems оf mining industry (ILSMI) / distribution (sales) stage / tasks / functions and distribu-tion channels / inventory management / supply systems.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А.

В статье представлена вторая часть известных положений о распределительной (сбытовой) ста-дии логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционирова-нием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART 2. DISTRIBUTION (SALES) STAGE LOGISTIC MINING SYSTEMS

The article presents the second part of the known provisions on the distribution (marketing) stage of logis-tics mining systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are presented. These provisions are used in the processes of optimal for-mation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining in-dustry.

Текст научной работы на тему «ЧАСТЬ 2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ»

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #W24), 2022 / ECONOMIC SCIENCES

59

Леонтьев Р.Г.,

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Вычислительный центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

Архипова Ю.А. канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник (Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ) DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-59-63 ЧАСТЬ 2. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (СБЫТОВАЯ) СТАДИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ

Leontiev R. G.,

D-r of econ. science, professor, Chief Researcher (Computer center of FEB RAS, Khabarovsk, RF)

Arhipova Y.A.

Cand. of econ. science, leading research associate (Institute of Mining Affairs of FEB RAS, Khabarovsk, RF) PART 2. DISTRIBUTION (SALES) STAGE LOGISTIC MINING SYSTEMS

Аннотация.

В статье представлена вторая часть известных положений о распределительной (сбытовой) стадии логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных интегрированных логистических систем горной промышленности.

Abstract.

The article presents the second part of the known provisions on the distribution (marketing) stage of logistics mining systems. Relevant comments on the rationality (value, usefulness) of careful research development and practical use of these provisions are presented. These provisions are used in the processes of optimal formation and effective management of the functioning of various integrated logistics systems of the mining industry.

Ключевые слова: интегрированные логистические системы горной промышленности (ИЛСГП), распределительная (сбытовая) стадия, задачи, функции и каналы распределения, управление запасами, системы поставок.

Keywords: integrated logistics systems оf mining industry (ILSMI), distribution (sales) stage, tasks, functions and distribution channels, inventory management, supply systems.

На современном этапе весьма большое значение [1] приобретает оценка рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской (теоретической, методологической и методической) разработки и развития тех или иных положений логистики горной промышленности (весьма специфической отрасли добывающего сектора российской экономики) и практического использования этих положений в процессах формирования и функционирования различных ИЛСГП. Такая оценка проводится на базе содержания ряда учебных пособий для студентов вузов [2-5], в которых изложена краткая и в тоже время достаточно информативная (что, главным образом, и определило выбор этих пособий авторами настоящей статьи) суть общих представлений о логистике как науки и вида производственной экономической деятельности.

В данной статье представлена вторая часть известных (например, [2]) положений (57-62) о распределительной (сбытовой, реализационной) стадии логистических горнопромышленных систем и соответствующие комментарии о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования этих положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления функционированием различных

ИЛСГП. Эти положения частично дают некие представления о том, на базе каких, якобы, знаний о логистике обучали в российских вузах будущих специалистов в этой области науки и практики.

«57. Организация системы распределения на предприятии»

«Система распределения на предприятии играет важную роль в его логистической системе. Поэтому после определения параметров канала распределения осуществляются выбор и назначение конкретных организаций и лиц, регулирующих движение материального потока. В данном случае определяются конкретные агентства, транспортные фирмы, терминалы и т.п.

Организация системы распределения предполагает:

1) выбор схемы распределения товаров на пути от производителя к потребителю и способа ее реализации;

2) определение количества, емкости, местонахождения распределительных центров в обслуживаемом регионе;

3) организацию и управление параметрами распределительного процесса.

Распределительная структура на предприятии может быть представлена в следующих вариантах.

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» 20222

60_

Функциональная структура. Представляет собой наиболее простую из всех возможных и соответствует организациям с ограниченным и достаточно схожим ассортиментом и сравнительно компактным выполнением каждой функции. Подобная структура характерна для малых и средних фирм с небольшим кругом потребителей и ограниченными территориальными возможностями сбыта. Функциональная структура в настоящее время распространена слабо.

Товарно-ориентированная структура. Она

может быть использована фирмами, осуществляющими производство различной номенклатуры технически сложных изделий. Данная структура позволяет проводить гибкую товарно-ассортиментную политику. Главный недостаток - ослабленный интерес фирмы к территориальному аспекту сбытовой деятельности, что приводит к проблемам в части клиентской ориентации.

Клиентски ориентированная структура. Данная структура используется при наличии специфики нужд и запросов клиентуры в отношении товаров и услуг фирмы. Основные его преимущества: продажа товаров может быть гибко приспособлена к требованиям клиентуры; имеются возможность организации информационной базы для требований перспективного развития клиентуры, возможность осуществления эффективной работы с дебиторской задолженностью.

Территориально ориентированная структура. Является наиболее распространенной в настоящее время. Основные достоинства: достаточно надежная методическая база для проведения расчета и оценки потенциала регионального рынка; возможность проведения эффективного учета различных особенностей региона, областей, города; реальная возможность подбора торговых посредников и установления эффективных связей с органами регионального управления.

Смешанные структуры. Организуются тогда, когда продукция предприятия очень дифференцированная» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 57 «Организация системы распределения на предприятии» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «организации системы распределения на предприятии» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в

определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«58. Планирование распределения товаров»

«Распределительная логистика должна постоянно быть взаимосвязанной с хозяйственной политикой предприятия. Для этого необходимо согласование программы развития и функционирования предприятия с располагаемыми ресурсами и возможностями. Такое согласование становится возможным в результате использования плана распределения продукции. На предприятии данный план составляется в рамках планирования реализации продукции.

В плане распределения продукции, помимо расчета планового объема продаж, должны планироваться следующие аспекты.

Каналы распределения продукции. В данном разделе могут отражаться следующие подразделы: наличие сбытовой сети (собственная сеть, посредники); сбыт по группам потребителей; освоение новых пробных рынков; работа по проведению переговоров и заключению договоров с покупателями; транспортировка и складирование продукции (схемы маршрутов, нормативы запасов и т.д.); определение степени риска сбытовой деятельности и т.д.

Условия сбыта продукции. Отражаются условия оплаты сбыта (наличные, предоплата, в кредит, ценными бумагами и т.д.), система скидок и надбавок, система хозяйственных связей (разовые поставки, длительные партнерские отношения).

Необходимый капитал для сбыта. Даются расчет потребности в основных средствах (торговых точках, транспорте и т.д.) и оборотных средствах (необходимом размере запасов продукции, денежных средств и т.д.), обоснование краткосрочных кредитов.

Издержки обращения. Расчет издержек обращения может быть самостоятельным разделом плана сбыта или частью общего плана издержек предприятия. Здесь планируются расходы на доставку, хранение, реализацию продукции, заработная плата продавцов, амортизация транспортных средств и т.д.

Организация сбыта, в том числе сервис. Здесь могут отражаться продвижение продукции, меры по стимулированию сбыта, обучение персонала по сбыту, сервисные услуги.

Качество продукции и обслуживание. В данном разделе отражается информация о соблюдении стандартов качества, указываемых в договорах, информация о сертификатах качества, планируемых мероприятиях по сертификации продукции и т.д.

Использование плана распределения позволяет согласовывать не только стратегические решения предприятия, но и реакцию его торговых партнеров, рынков сбыта оперативного характера, а также помогать выявлять направления внесения корректив в отдельные программы. План распределения обязательно должен опираться не на производственные задания, а, напротив, производственные задания должны быть сформированы на основе портфеля заказов потребителей» [2].

«ШУУШШШУМ-ЛШУГМаУ» #И24), 2022 / ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8

61

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 58 «Планирование распределения товаров» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «планирования распределения товаров» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«59. Оптимизация распределительной логистики»

«Распределительная логистика, являясь частью общей логистической системы, постоянно меняет свои качественные характеристики под влиянием различных факторов. При этом особенно актуальным является постоянный мониторинг ее состояния. Оптимизация распределительной логистики возможна в том случае, если на рынке существует возможность выбора между каналами распределения, группами потребителей, территориальными рынками и т.д.

Оптимизация распределительной логистики должна стать следствием адекватного реагирования менеджмента предприятия на изменение рыночной конъюнктуры. Оптимизация должна проводиться как на этапе проектирования распределительной системы предприятия, так и в процессе функционирования системы распределения предприятия.

Для осуществления оптимизации распределения необходимо, чтобы производственная и сбытовая системы предприятия соответствовали друг другу.

Баланс производства и сбыта является залогом оперативности, гибкости и конкурентоспособности хозяйственной деятельности предприятия в целом. Подобный баланс должен проявляться в соответствии технологической базы производства результатам маркетинговых исследований.

Оптимизация распределительной логистики может осуществляться с использованием таких инструментов, как стимулирование сбыта (включая рекламу традиционных, а также новых товаров предприятия), повышение уровня и рост объема сервиса клиентов, в том числе и послепродажного сервисного обслуживания, заключение различных видов лизинговых договоров, развитие системы дисконтирования и скидок и так далее; осуществление собственно транспортно-распределительной

деятельности, включая фактическую доставку продукции потребителям через специально организованные распределительные каналы; обеспечение технологической готовности торгующей фирмы к удовлетворению потребностей сбыта на рынке, включая создание портфелей используемых современных технологий; проведение комплекса интеграционных мероприятий, имеющих своей целью адекватно реагировать на колебания сбытовой сети.

В будущем направления оптимизации распределительной логистики будут видоизменяться, поскольку будут изменяться базовые технологии, приоритеты управления различными объектами управления, изменится сама парадигма управления. В результате основными направлениями оптимизации распределительной логистики будут централизация распределения (она повысит надежность поставок продукции и приведет к уменьшению уровня запасов, а также сделает возможным участие в данном процессе мелких поставщиков), концентрация заказов на поставку от различных по характеру потребителей» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 59 «Оптимизация распределительной логистики» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «оптимизации распределительной логистики» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«60. Правила распределительной логистики»

«В логистике существуют основные правила физического распределения.

Правило 1. С целью эффективного удовлетворения запросов потребителей распределительная логистическая цепь должна способствовать максимальному приближению к точкам конечного сбыта, осуществляться как можно чаще и вести транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и транспортных единиц максимально возможной вместимости. Для того чтобы выполнить это правило, необходимо сначала провести ранжирование критерии построения распределительной сети. В качестве критериев могут использоваться время нахождения в пути, надежность и качество перевозок. Все грузовые единицы должны рассматри-

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» жш

62

ваться с позиций перевозки многими видами транспортных средств, т.е. с точки зрения максимальной вместимости унифицированных контейнеров, которые могут быть предложены каждым из типов транспорта.

Правило 2. С целью достижения оптимальности физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество условно-договорных единиц (УДЕ) измерения продукции и минимальное количество УДЕ транспортных средств (независимо от их вместимости). В основе данного правила лежит концепция «минимального количества УДЕ». Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие специальной инфраструктуры, заинтересованной в эксплуатации УДЕ при перевозках многими видами транспортных средств. Это правило предполагает, что в сфере физического распределения осуществлялись сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроэкономическом уровнях (например, по используемому технологическому оборудованию).

Правило 3. В том случае, если нельзя избежать создания стационарного склада, то он обязательно должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который, в свою очередь должен размещаться как можно ближе к конечным торговым точкам. В реальных условиях постоянно имеется расхождение между темпами производства продукции и темпами локального потребления продукции. Поэтому создания стационарного склада в распределительной сети логистической системы, как правило, избежать нельзя. Это правило в данном случае отвечает на вопрос, где конкретно должен быть расположен стационарный склад. Следование данному правилу открывает новые перспективы в отношении выбора, который должен быть сделан между созданием стационарного склада, построенного на местном рынке, и концепцией мобильного, подвижного запаса. Приходится всегда выбирать между скоростью распределения и его надежностью» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 60 «Правила распределительной логистики» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «правил распределительной логистики» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в

определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«61. Сущность и содержание логистики запасов»

«Запасы играют важную роль в деятельности предприятия, поскольку их величина оказывает непосредственное влияние на результаты его работы. Исторически логистика рассматривалась как практическая деятельность по управления материальными потоками, только потом она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания.

Запас начал рассматриваться как форма существования материального потока, часть этого материального потока, имеющая свои границы в пространстве и во времени.

Традиционный подход к управлению запасами рассматривал количество материальных ценностей, которое необходимо для обеспечения непрерывности процесса выполнения определенных хозяйственных операций на предприятии. При этом традиционный подход предполагал осуществление определенных шагов.

1. Определение характеристик потребления продукции. Это может быть осуществлено на основе детерминированного, стохастического или эвристического подходов.

2. Предварительный расчет характеристик поставок. Это можно сделать в относительных или абсолютных единицах измерения. Способы расчета также могут быть разнообразными.

3. Согласование с поставщиком параметров поставок. Предварительные расчеты размера запаса приводят к необходимости согласования с поставщиком условий поставки. На данном этапе нужно правильно выбрать поставщика и определить условия договора с ним.

4. Определение характеристик поставок. Владение информацией о конкретных условиях работы с поставщиком позволяет перейти к окончательному расчету параметров системы управления запасами.

5. Проектирование системы управления запасами предприятия необходимо завершить разработкой методики и инструкций применительно к каждому уровню исполнителей на основе принципа разграничения полномочий.

При логистическом подходе к управлению запасами инструментарий управления остается прежним, однако принципиально меняется точка зрения на сам запас, который в качестве формы существования материального потока не должен рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена. Запасы в логистике подразделяются на материальные, финансовые и др. Однако частью объектов управления выступают именно материальные запасы.

Материальные запасы представляют собой находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения либо изделия народного потребления и другие товары, ожидающие своего поступления в процесс производственного или личного потребления. Также не отменяется такая точка зрения о том, что материальные запасы - это прежде

«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #И24), 2022 / ЕСОШМГС 8С!Е1ЧСЕ8

63

всего статичное состояние материального потока» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 61 «Сущность и содержание логистики запасов» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако по этому поводу также следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «сущности и содержания логистики запасов» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

«62. Функции запасов»

«В логистической системе предприятия запасы играют важную роль, которая обусловлена выполняемыми ими функциями. Запасы выполняют определенные функции.

1. Функция накопления. Данная функция состоит в накоплении ресурсов и их распределении в целях повышения надежности и синхронизации движения и преобразования материальных потоков в организации (на предприятии). Значимость данной функции объясняется тем, что для повышения эффективности производства следует постоянно поддерживать непрерывность производственного процесса и, следовательно всех материальных потоков предприятия. На практике добиться полной непрерывности их не удается. Таким образом, запасы и образуются на тех участках, где отсутствует непрерывность. Кроме того, накопление запасов позволяет достичь устойчивости работы всего предприятия. Накопление запасов позволяет повысить уровень потребительского сервиса. На практике требования клиентов предприятия в реальных условиях редко могут быть полностью удовлетворены, если в наличии нет необходимого запаса продукции. Эффективность использования оборудования и живого труда может быть существенно повышена путем накопления запасов с целью ликвидации простоев производства.

2. Защита от инфляции и колебания цен. Данная функция проявляется в том, что, размещая свободные наличные средства в банке, предприятие тем самым может сохранить их и получить крупный доход. В то же время ценность запаса может возрастать быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Поэтому запасы могут рассматриваться в качестве инвестиций для использования в будущем

или последующей перепродажи (спекулятивные запасы). Однако, создавая запасы, необходимо провести точные расчеты по величине затрат и риска.

3. Управление запасами. Данная функция связана с тем, что запасы могут влиять напрямую на величину затрат. Механизм данного влияния состоит в том, что в процессе управления запасами решаются два основных вопроса: какова должна быть величина заказываемой для пополнения наличных запасов партии ресурса и когда конкретно необходимо делать такой заказ. В то же время большинство поставщиков предоставляют скидки при крупных заказываемых партиях, в определенные временные периоды устраивают распродажи. Также транспортные организации предоставляют скидку при перевозках больших объемов грузов. Поэтому разовая закупка больших количеств материальных ресурсов в определенное время может снизить затраты производства.

Необходимо, чтобы уровень запасов на складе был оптимальным с точки зрения результатов деятельности всего предприятия, а не конкретно отдельно его склада» [2].

Хотя и выявление замечаний (недостатков) к тексту пункта 62 «Функции запасов» из учебной публикации [2] не является задачей настоящей статьи, поскольку, как уже было отмечено здесь выше, оно может быть предметом другого исследования. Однако и по этому поводу также следует сказать, что текст данного пункта представляет собой множество («скопище») нелепиц о логистике, которое может нанести вред профессиональной подготовке студентов российских вузов.

Что касается рекомендаций о рациональности (ценности, полезности) тщательной исследовательской разработки и практического использования касающихся «функций запасов» положений в процессах оптимального формирования и эффективного управления специфическим функционированием различных ЛСГП, то такие исследовательские разработки и их практическое использование представляются в определенной мере целесообразными для дальнейшего воплощения.

Литература

1. Леонтьев Р.Г., Архипова Ю.А. Логистика горного дела (интегрированные системы) : монография..- Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2021. - 200 с.

2.Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

3. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.

4. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Транспортно-складская логистика: учебное пособие / Под ред. В.А. Будишевского, Л.Н. Ширина. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.