Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Екатерина Николаевна, Сушилин Михаил Владимирович, Ярычев Насруди Увайсович

В статье рассмотрена специфика развития личностных особенностей студентов СПО, обучающихся на творческих специальностях. Авторы показывают противоречивость развития личности студентов в этот период, которая определяется тем, что влияние подросткового возраста определяет наличие поведенческой незрелости, с другой стороны - в этот период происходит активное взросление как процесс жизненного и профессионального самоопределения юношества. Авторы пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью, определяющей направление развития студентов современных организаций СПО, осваивающих творческие специальности, является профессиональная учеба, а центральным психическим новообразованием - развитие специальных способностей в различных видах активности, являющихся компонентами будущей профессиональной деятельности. Немалое значение при этом имеет развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимым является проведение целенаправленной работы по его формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Екатерина Николаевна, Сушилин Михаил Владимирович, Ярычев Насруди Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES

The article deals with the specifics of the development of personal characteristics of students of vocational education, studying in creative specialties. The authors show the inconsistency of the development of the personality of students during this period, which is determined by the fact that the influence of adolescence determines the presence of behavioral immaturity, on the other hand, during this period there is an active maturation as a process of life and professional self-determination of youth. The authors came to the conclusion that the leading activity that determines the direction of development of students of modern ACT organizations mastering creative specialties is professional training, and the central mental neoplasm is the development of special abilities in various types of activity that are components of future professional activity. Of considerable importance in this case is the development of the creative potential of students. It is necessary to carry out purposeful work on its formation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Литература:

1. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18.

2. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский // Директор школы. - 2002. - №7. - С. 16-50.

3. Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф дисс к.п.н. / Круглова Ирина Викторовна - Москва, 2007 - 23 с.

4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 29.06.2022).

5. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс] http://vchtxenter/wp-content/uploads/2020/02/Rasporyazheшe-Mmprosveshheшya-Rossii-ot-25Л2.2019-N-R-145-Ob.pdf (дата обращения: 29.06.2022).

6. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [Электронный ресурс] https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9d45e0a0/ (дата обращения: 29.06.2022).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 29.06.2022).

Педагогика

УДК 378

аспирант Алексеева Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); аспирант Сушилин Михаил Владимирович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе Ярычев Насруди Увайсович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СПО ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика развития личностных особенностей студентов СПО, обучающихся на творческих специальностях. Авторы показывают противоречивость развития личности студентов в этот период, которая определяется тем, что влияние подросткового возраста определяет наличие поведенческой незрелости, с другой стороны - в этот период происходит активное взросление как процесс жизненного и профессионального самоопределения юношества. Авторы пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью, определяющей направление развития студентов современных организаций СПО, осваивающих творческие специальности, является профессиональная учеба, а центральным психическим новообразованием - развитие специальных способностей в различных видах активности, являющихся компонентами будущей профессиональной деятельности. Немалое значение при этом имеет развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимым является проведение целенаправленной работы по его формированию.

Ключевые слова. студенты СПО. личность, развитие, преподаватели, креативность, ценностные ориентации, творческий потенциал.

Annotation. The article deals with the specifics of the development of personal characteristics of students of vocational education, studying in creative specialties. The authors show the inconsistency of the development of the personality of students during this period, which is determined by the fact that the influence of adolescence determines the presence of behavioral immaturity, on the other hand, during this period there is an active maturation as a process of life and professional self-determination of youth. The authors came to the conclusion that the leading activity that determines the direction of development of students of modern ACT organizations mastering creative specialties is professional training, and the central mental neoplasm is the development of special abilities in various types of activity that are components of future professional activity. Of considerable importance in this case is the development of the creative potential of students. It is necessary to carry out purposeful work on its formation.

Key words. students. personality, development, teachers, creativity, value orientations, creative potential.

Введение. В настоящее время большинство авторов солидарны во мнении, что духовно-нравственные ценности личности формируются, прежде всего, в юношеском возрасте. То есть, возраст учащегося учреждения системы СПО является важнейшим с точки зрения развития данной стороны личности. Соответственно, для наиболее полного раскрытия темы настоящей магистерской диссертации необходимо исследование наиболее значимых его особенностей.

Изложение основного материала статьи. Многие исследователи отмечают, что юность представляет собой определенный этап в развитии человека, переходный от детства к взрослости. При этом, однако, до сих пор нет единства среди исследователей касательно определения его хронологических границ [1-3]. При этом большинство авторов выделяет два этапа юности (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы юности

Этап Возраст, лет

Ранняя юность 15-17

Собственно юность 17-21 [15]

С точки зрения нашего исследования основополагающим представляется положение Л.С. Выготского, а вслед и Л.И. Божовича о том, что к началу каждого возрастного периода, следовательно, в т.ч. и юности, происходит формирование своеобразного, специфического для данного возраста, отношения между личностью и окружающей её действительностью, в первую очередь, социальной. Это отношение исследователь называл социальной ситуацией развития [2, С. 258].

Соответственно, при изучении личностных особенностей студента СПО, осваивающего творческую специальность, надо учитывать, какое отношение существует между ним и средой на определенном этапе развития человека. И.С. Кон по этому поводу отмечал, что индивид, относящийся к рассматриваемой возрастной категории «принадлежит не только к детскому, но и к взрослому миру» [4, С. 185]. Подобная неопределенность общественного положения и статуса юношества во многом объясняет особенности и противоречия, характерные для этого возрастного периода.

С одной стороны, влияние подросткового возраста определяет наличие инфантилизма, права на автономию от старших, поведенческой незрелости молодежи, с другой - налицо взросление как процесс жизненного и профессионального самоопределения юношества [3-5].

Основной направленностью личности в юношеский период является наличие особой внутренней позиции молодого человека - «обращенности в будущее» [6].

Последнее проявляется в том, что именно в период юности происходит оценивание человеком самого себя в отношении различных видов предстоящей деятельности, «примеривание» собственного «Я» к будущему, личностная рефлексия по вопросам: «Какое место я займу в этом мире? Кем я буду в нем?» [6]. Устремленность в будущее обусловливает развитие, расширение и углубление социальных связей и отношений, в которые вступает молодой человек.

Вышеуказанные процессы происходят это на фоне изменившегося на протяжении трёх последних десятилетий контекста социализации студентов организаций СПО. В соответствующий период фиксируется существенное повышение ожиданий молодежи в отношении собственного будущего. Возросшие притязания могут стимулировать осознанное стремление учащихся к конструктивной деятельности. С другой стороны, они также повышают риск разочарования [1-2]. При этом в системе приоритетов представителей современного студенчества на второй план отходит участие в общественной жизни и политике.

В этой связи не должен вызывать удивления тот факт, что поведение современных молодых людей, их социальные отношения зачастую характеризуются неустойчивостью, ситуативностью. Современная молодежь сравнительно легко подвергается манипуляциям внешнего воздействия со стороны представителей группировок антисоциальной направленности, недобросовестных политиков, деструктивных и религиозных сект.

В результате, процесс освоения молодежью духовно-нравственных ценностей подвергается существенной деформации, нарушается процесс социализации её представителей. В этой связи формирование условий, при которых этот процесс будет наиболее эффективным, является на сегодняшний день важной задачей педагогической науки.

Индивид не появляется на свет с врожденной нравственностью, сформированными представлениями о соответствующих ценностях. Последние представляют собой продукт воспитания, при этом являясь основой личности человека. Поэтому очень важно ознакомить человека с нравственными ценностями именно на этапе обучения в организации системы СПО.

Вышеизложенное свидетельствует о сложностях социализации студентов современных организаций СПО и актуализирует вопросы формирования у них системы духовно-нравственных ценностей.

Далее, в юношеском возрасте происходит формирование новых психологических образований и механизмов, которые способствуют в дальнейшем успешному вхождению личности во взрослую жизнь. Основным новообразованием этого возрастного периода большинство исследователей называет жизненное и профессиональное самоопределение [7].

В свою очередь, осознание личностью своего места в будущем способствует формированию следующих особенностей студентов:

- сознательная потребность молодежи не только в получении знаний, но и выработке собственных взглядов и убеждений, в своей собственной позиции;

- формирование научного мировоззрения, расширение умственного кругозора, появление теоретических интересов;

- стремление к самостоятельности, потребность в самопознании и самоутверждении;

- внутреннее побуждение к самореализации, определению жизненных перспектив;

- осознание личностью своих возможностей достичь поставленные цели;

- стремление жить на максимальной напряженности своих способностей [9].

Важным условием в достижении жизненного и профессионального самоопределения юношества становится формирование ценностных ориентации молодежи. Здесь же отметим, что подобная ситуация обуславливается тем фактом, что данный возрастной период является сензитивным для образования ценностных ориентации как устойчивого свойства личности, формирующего мировоззрение индивида.

Основными причинами, активизирующими в юношеском возрасте деятельность личности по формированию ценностных ориентации являются:

- существенные изменения, происходящие в физиологии, внешности;

- неопределенность положения, при которой индивид - уже не ребенок, но в то же время еще не взрослый;

- усложнение жизненной деятельности;

- существенное расширение круга лиц, с которыми необходимо сообразовывать собственное поведение [9].

В вышеописанной ситуации перед учреждениями современной российской системы СПО встаёт комплекс обусловленных социальным заказом задач по формированию личности обучающихся. К ним относятся развитие студентов в следующих аспектах:

- как субъектов учебной деятельности;

- как субъектов профессиональной подготовки;

- как социально зрелых личностей [1].

При этом, студентами должна быть усвоена не только система определенных знаний, умений и навыков. В процессе обучения им необходимо овладеть рядом качеств личности.

Для индивида, которому присущи рассмотренные выше возрастные характеристики, поступление в учреждение системы СПО связано с наступлением нового этапа в его жизни и деятельности. Происходит, как уже говорилось, расширение круга лиц, с которыми необходимо сообразовывать поведение. Такая ситуация способствует активизации ценностно-ориентировочной деятельности.

Для студентов СПО творческих специальностей характерно то, что перед ними стоят задачи жизненного самоопределения, такие, как поиск собственного места в жизни, её смысла и др. Неслучайно ряд авторов связывают переход между детством и взрослостью с резкой сменой внутренней позиции, когда основная активность личности становится направленной в будущее [15]. Значимыми новообразованиями этого возраста являются:

- самопознание;

- самосовершенствование;

- самовоспитание;

- самоопределение.

Ведущей деятельностью, определяющей направление их развития, является профессиональная учеба, а центральным психическим новообразованием - развитие специальных способностей в различных видах активности, являющихся компонентами будущей профессиональной деятельности. Таким образом в этом возрасте центральным звеном формирования личности обучающихся является преобразование:

- мотивации;

- системы ценностных ориентации;

- «специальных способностей» [4, С. 16].

При этом немалое значение имеет развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимо проведение целенаправленной работы по его формированию.

Вышесказанное подводит нас к проблеме определения термина «творчество». Последний имеет широкое и неоднозначное толкование. Например, американский психолог Е.П. Торренс определял творчество как процесс и уделял первостепенное внимание личностным особенностям его субъекта, а равно условиям, в которых осуществление такого процесса представляется возможным [9].

Другой американский автор, К. Тейлор, определял творческий процесс как способность индивида мыслить в неисследованной области [10].

Согласно «инвестиционной теории креативности» Р. Стенберга и Т. Любарта, творчески мыслящие личности подобны инвесторам, которые осуществляют «сделки» в мире идей. При этом творческому мышлению можно научить, что относится ко всем участникам образовательного процесса. Согласно рассматриваемой теории, последнее представляется возможным при условии наличия соответствующего стиля мышления, развитых интеллектуальных способностей, соответствующего окружения и мотивации [10].

Большинство отечественных исследователей понимает творчество как деятельность, в результате которой создаются материальные и духовные ценности. Последним присущи определённая общественная значимость и новизна. Соответственно, решающий признак творчества составляет производство нового в теоретическом, предметном и духовном виде.

Как видим, в приведённых трактовках основными критериями творчества являются новизна и социальная значимость. Если полностью с этим согласиться, то будет трудно объяснить сущность творчества в таких видах деятельности, которые не создают новых объектов, но при этом носят ярко выраженный творческий характер. Например, нельзя будет объяснить учебную работу осваивающих творческие специальности студентов организаций СПО, ведь обучающиеся при этом не создают ничего принципиально нового.

Соответственно, приведённое выше понятие творчества применительно к образовательному процессу приемлемо лишь частично. Студенты усваивают и осознают заново уже известные обществу ценности, открывая их для себя. И на этой основе происходит активное развитие личности обучающихся, формируются мыслительные процессы, развиваются творческие способности. Соответственно, в данном случае новизна является частной характеристикой творчества, а не всеобщей.

Такой подход позволяет рассматривать творчество с двух позиций (Табл. 2).

Таблица 2

Позиции, с которых может рассматриваться творчество студентов организаций СПО

Наименование Характеристика

Статическая Творчество оценивается с точки зрения конкретных результатов

Динамическая Оценивается процесс достижения результатов

Таким образом, субъект творчества, в данном случае, - обучающийся, осваивающий творческую специальность, может не делать никаких принципиально новых открытий, решаемая задача может быть новой лишь для него.

В психологии и педагогике наряду с исследованным выше понятием «творчество» также широко применяется понятие «творческая деятельность». При этом авторами большинства работ на данную тематику внимание, прежде всего, акцентируется на возможность формирования механизмов творческой деятельности и способностей на протяжении всей жизни. Причём, детский и юношеский возраст является сенситивными для этих процессов [8].

Обычно развитие у обучающихся способности к творческой деятельности связывают с решением творческих задач. При этом творческая задача рассматривается как цель, заданная в определенных условиях. Её достижение позволяет сформировать у студентов СПО, осваивающих творческие специальности, ряд типологических образований [8].

Как правило, творческая деятельность обучающихся представляется также неразрывно связанной с понятием «самостоятельность». Она начинается там же, где и самостоятельный поиск более современных и оригинальных путей решения поставленных задач. Соответственно, самостоятельность рассматривается и как условие, и как показатель творческой деятельности студентов организаций СПО. Можно выделить три этапа формирования данного качества (Табл. 3).

Таблица 3

Этапы формирования самостоятельности

Этап Характеристика

1 Усвоение учащимся образца выполнения задачи и действия на основе подражания

2 Самостоятельное применение студентами организации СПО, осваивающими творческие специальности, знаний, умений и навыков в знакомых или частично измененных условиях

3 Творческое использование студентами накопленного опыта в разнообразных ситуациях, в т.ч. принципиально новых

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что важнейшим с точки зрения формирования духовно-нравственных ценностей является юношеский возраст.

Соответственно, необходимо уделить повышенное внимание к их формированию у студентов учреждений системы СПО.

В юности неопределенность общественного положения и статуса во многом объясняет особенности и противоречия, характерные для этого возрастного периода.

Действительно, с одной стороны, у лиц, которых можно отнести к соответствующей возрастной категории, влияние подросткового возраста определяет наличие инфантилизма, права на автономию от старших, поведенческой незрелости молодежи. С другой - налицо взросление как процесс жизненного и профессионального самоопределения индивида.

Основная направленность личности в рассматриваемый период - т.н. «обращенность в будущее», которая проявляется в том, что именно в период юности происходит оценивание человеком самого себя в отношении различных видов предстоящей деятельности, «примеривание» собственного «Я» к будущему.

Данной чертой, в свою очередь, обуславливается развитие, расширение и углубление социальных связей и отношений, в которые вступает молодой человек.

На вышеуказанные процессы, конечно, накладывает определённый отпечаток характерный для трёх последних десятилетий контекст социализации студентов организаций СПО. Возросшие притязания представителей юношества в отношении собственного будущего могут стимулировать осознанное стремление учащихся к конструктивной деятельности, но они также повышают риск разочарования.

В связи с вышеизложенным неудивительно, что в системе приоритетов современных учащихся организаций СПО участие в общественной жизни и политике отходит на второй план.

В юношеском возрасте также происходит формирование новых психологических образований и механизмов, которые способствуют в дальнейшем успешному вхождению личности во взрослую жизнь.

Основным новообразованием является жизненное и профессиональное самоопределение.

Одним из важнейших условий достижения жизненного и профессионального самоопределения юношества является формирование ценностных ориентации.

Для индивида, которому присущи рассмотренные выше возрастные характеристики, поступление в учреждение системы СПО связано с наступлением нового этапа в его жизни и деятельности. Это, в свою очередь, способствует активизации ценностно-ориентировочной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Ведущей деятельностью, определяющей направление развития студентов современных организаций СПО, осваивающих творческие специальности, является профессиональная учеба, а центральным психическим новообразованием

- развитие специальных способностей в различных видах активности, являющихся компонентами будущей профессиональной деятельности.

Немалое значение при этом имеет развитие творческого потенциала обучающихся. Необходимым является проведение целенаправленной работы по его формированию.

При этом обучающийся, осваивающий творческую специальность, может не делать никаких принципиально новых открытий, решаемая задача может характеризоваться определённой степенью новизны только для него.

В свою очередь, творческая деятельность обучающихся представляется неразрывно связанной с понятием «самостоятельность».

Последняя является одновременно и условием, и показателем творческой деятельности студентов организаций СПО.

В полной мере сказанное относится и к самостоятельной деятельности по освоению духовно-нравственных ценностей.

Литература:

1. Алексеева, Е.Н. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования // Е.Н. Алексеева, В.А. Лапшин, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - №1 (92). - С. 217-219

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Карпушина, Л.В. Психология ценностей российской молодежи / Л.В. Карпушина, А.В. Капцов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2019. - 252 с.

4. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

5. Куракина, И.И. Особенности содержания образования будущих художников и искусствоведов в области традиционных художественных промыслов / И.И. Куракина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). -С. 268-271.

6. Лукьянова, З.Н. Формирование духовно-нравственных основ личности студента института культуры методом усвоения психологического знания / З.Н. Лукьянова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 5-7.

7. Магомедов, М.П. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности студентов / М.П. Магомедов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 183-185.

8. Тухужева, Л.А. Условия для развития творческого мышления и творческой деятельности / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. - 2021. - № 26(151). - С. 47-49.

9. Taylor, C.W. Perspectives of creativity: The intelligencequotient of F. Galton in childhood / C.W. Taylor, L.M. Terman // Studies in individual differences. - N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1961. - Pp. 134-139.

10. Torrance, E.P. The role of creativity in the identification of the gifted and talented / E.P. Torrance // Gifted Child Quarterly.

- 1984. - No. 28. - Pp. 153-156.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Алексеева Полина Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Николашкина Виолета Евгеньевна

Аккредитованное образовательное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Москва), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. В обществе давно наработаны формы и методы, технологии обучения, передачи знаний и навыков. Традиционные методы обучения применимы в освоении знаний и навыков, не ориентирующих на непосредственное использование их в практической деятельности. Нечто новое, неизвестное человеку, полученное традиционными методами, может лечь фундаментом в построение системы знаний, необходимых человеку для профессионального и личностного роста.

Ключевые слова: технология, андрагогика, технология обучения, кейс, проект.

Annotation. Forms and methods, technologies of training, transfer of knowledge and skills have been developed in the society for a long time. Traditional teaching methods are applicable in the development of knowledge and skills that do not focus on their direct use in practice. Something new, unknown to man, obtained by traditional methods, can form the foundation for building a system of knowledge necessary for a person for professional and personal growth.

Key words: technology, andragogy, learning technology, case study, project.

Введение. Новые технологии помогают без потерь времени и знаний переходить людей к обучению длиною в жизнь. Но для этого нужно решить проблему непрерывного образования преподавателей, учителей информационным (цифровым) технологиям. Без этого непонятно, чему учителя будут учить своих учеников. Специалистам абсолютно любого направления необходимо проходить переподготовку, чтобы поддерживать необходимую квалификацию. А для тех, кто обучает других людей, например, для педагогов, это особенно важно.

Изложение основного материала статьи. Современная наука и практика имеют в своем арсенале значительное разнообразие технологий, достаточное для реализации любых потребностей обучающихся и обучающих.

Технология обучения взрослых представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения [7].

Андрагогическая модель обучения предполагает использование интерактивных методов обучения взрослых в прямой зависимости от целей обучения, специфики изучаемого предмета, особенностей образовательной среды, видов занятий, уровня подготовленности обучающихся и их опыта. Учитывая эти данные, А.В. Мордовская [3, С. 26] дает свою классификацию интерактивных технологий, взяв за основу критерий: способ - метод - средство, наиболее оптимальный для гуманитарного подхода к образованию. В результате классификация интерактивных технологий обучения может быть представлена диалоговыми, игровыми, тренинговыми технологиями.

Исследователи Катри Райк и Нина Рауд, представители европейской (эстонской) научной школы, связывают интерактивные технологии обучения с понятием эффективности преподавания, основанного «на определении моделей взаимодействия преподавателя - студента в учебном классе, которые положительно влияют на когнитивную деятельность студентa, имеющую результат при обучении» [6, С. 12-26]. Такое взаимодействие, сотрудничество обучающего и обучающегося, по мнению авторов, возможно в следующем формате:

- лекция с использованием активных форм обучения слушателей (например, задания на составление лучшего конспекта или использование приема прерывания лекции);

- занятие с применением графических средств организации учебн го материала (например, карты памяти или, по-другому, карты знания, концептуальные карты, карты повествования, когнитивные органайзеры, планирующие органайзеры, концептуальные диаграммы);

- «мозговой штурм» (наиболее эффективен при работе с группами, участники которых имеют богатый и разнообразный личный опыт. Метод рекомендуется для открытой дискуссии и при поиске ответа на вопрос по теме лекции, содержание которой имеет информационный или концептуальный характер. Целью данного вида деятельности является развитие умения и навыка выражать собственное мнение и мысли, которые записываются в «сыром» виде с последующим анализом всего банка идей);

- групповая дискуссия (используется в качестве вида деятельности, целью которого является формирование в группах, состоящих из большого числа участников, единого понимания задач и целей и чувства принадлежности. Преподаватель организует групповую дискуссию на тему, которая объединяет участников в группы, слушатели делятся своими мнениями и идеями по вопросам, которые раскрывают особенности групповых процессов);

- SWOT-анализ (метод активного обучения, который при решении проблемы позволяет в качестве групповой работы анализировать какое-либо явление или процесс. Анализ включает обсуждение слабых и сильных сторон явления, т.е. внутренние факторы влияния и имеющиеся возможности и опасности, которые являются внешними факторами влияния. Авторы рекомендуют данный метод для упражнений по решению проблемных ситуаций, явлений и т.д.);

- командное обучение (используется при условии, что у участников есть желание и готовность обучать (и обучаться) друг у друга) и др.

Исследователь О.А. Иванова [1] в своем анализе образовательных технологий особое внимание уделяет инновационным технологиям, обеспечивающим качественный рост эффективности образовательных процессов, повышающих продуктивность действующей системы обучения. Инновационные технологии в отечественной системе образования достаточно разнообразны.

В контексте проблемы плодотворного обучения взрослых интерес представляют личностно ориентированные образовательные технологии, предполагающие «изменение содержания и организации образовательного процесса по созданию обучающимся оптимальных условий для развития их способностей, духовного начала, формирования самостоятельности, стремления к самообразованию и самореализации» [2]. К ним О.А. Иванова относит:

- модульную технологию обучения;

- модульно-рейтинговую технологию обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.