УДК 378 : 151. 8
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И СТРУКТУРА
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Кирсанов В.М.
Предметом исследования в данной работе является мотивационная сфера личности студентов различных профилей обучения. Актуальность исследования мотивации личности связана с ростом ориентации на выявление и развитие личностных качеств студентов, необходимостью разработки программы психо-лого-педагогического сопровождения процесса обучения, а также особым интересом психолого-педагогической науки к проблеме формирования профессиональной пригодности.
В исследование приняли участие студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты, обучающиеся не по творческим специальностям. С целью изучения мотивационной сферы использовались методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной и методика Н.Н. Демиденко, направленная на выявление структурных уровней мотивационно-потребностной сферы личности.
В ходе исследования были получены следующие результаты. Ведущим мотивом обучения в вузе для студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к творческим, является мотив «Получение знаний». Наиболее значимую позицию среди мотивов учения для студентов, обучающихся по иным специальностям, занимает мотив «Овладение профессией». Для обеих групп испытуемых характерны высокие показатели адекватности выбора вуза, специальности и будущей профессии.
В структуре мотивационно-потребностной сферы наблюдается одинаковое распределение уровней потребностей в обеих группах испытуемых. Первое место занимают потребности III уровня (потребности в социальных связях), второе место - потребности I уровня (физиологические потребности), третье место - потребности V уровня (потребность в самоактуализации), Четвертое место - потребности II уровня (потребность в безопасности), Пятое место - потребности IV уровня (потребность в самоуважении).
Полученные результаты могут быть применены для разработки программы профориентационной работы и могут служить основой дальнейшего исследования особенностей мотивации студентов различных профилей обучения.
Ключевые слова: мотив обучения; мотивационно-потребностная сфера личности; мотивация; профессиональная пригодность; профиль обучения.
LEADING MOTIVES OF EDUCATION AND THE SPHERE OF MOTIVATIONS AND NEEDS OF STUDENTS FROM DIFFERENT
EDUCATIONAL PROFILES
Kirsanov V.M.
Subject of the research in the given work is motivational sphere of students' individuality in different profiles of education. The urgency of research is connected with the rise in the orientation to the discovery and development of individual traits of students. The study also deals with the necessity to work out the program of psychological and pedagogical support of educational process as well as the particular interest of psychological and pedagogical science to the issue of competency development.
The research involved the students of higher education institutions by creative specialties and students, not trained by creative specialties. For the purpose of studying the motivational sphere we investigated, applied and implemented the method of
“Motivation of study at university” by T.I. Ilyina and the technique of N. N. Demidenko targeted at the identification of structural levels of motivations and needs of the personality.
In the framework of research we obtained the following results. The leading motive of training in higher education institution for students by specialties, relating to creative, is the motive called "Knowledge acquisition". The most significant position among motives of education for the students studying by other specialties is occupied by motive «Mastering profession». Both groups of examinees are characterised by high figures of adequacy in choosing a higher education institution, specialty and future profession.
In the sphere of motivation and needs we observe the identical distribution of requirements levels for both groups of examinees. The first place is taken by the requirements of the III level (need for social communications), the second place is occupied by the requirements of the I level (physiological requirements), the third place
- requirements of the V level (need for self-updating), the Fourth place - requirements of the II level (need for safety), the Fifth place - requirements of the IV level (need for self-esteem).
The received results can be applied for developing the program of professional guidance and can form a basis of further research into features of motivation among the students of various educational profiles.
Keywords: motive of education; sphere of individual motivation and needs; motivation; professional competency; educational profile.
ВВЕДЕНИЕ. Как справедливо отмечает ряд авторов, основное направление модернизации современной высшей школы связано с ростом ориентации на выявление и развитие личностных, интеллектуальных качеств студентов. В связи с этим, актуальным становится разработка программы психологопедагогического сопровождения (поддержки) личности обучающегося в процессе обучения. Содержание процесса психолого-педагогической поддержки
учащихся должно быть направлено на решение задач стимулирования самоопределения личности, помощь в индивидуализации и саморазвитии, создании условий, оптимизирующих личностное и профессиональное развитие индивида
[5].
В рамках программы психолого-педагогического сопровождения процесса обучения особого внимания заслуживает своевременное выявление генетических предрасположенностей, склонностей к определенной профессии, что может оказать существенную помощь в организации профессиональной, консультативной работы с учащимися [5, с. 197]. Важность оценки степени профессиональной ориентированности обучающихся продиктована тем, что на этапе подготовки (обучения) личность студента, обучающегося по выбранной специальности претерпевает определенные изменения. В связи с этим уместно употребить понятие «профессиональная пригодность», степень сформирован-ности которой может служить индикатором успешности обучения студента по выбранной специальности. Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда [11, с. 15]. Безусловно, профессиональная пригодность может наиболее объективно быть оценена после окончания обучения, когда индивид приступает к выполнению профессиональной деятельности.
Исследование профессиональной пригодности должно включать в себя не только оценку степени развития тех или иных сугубо профессиональных компетенций, но и оценку психологических (личностных) параметров обучающихся. Изучение личностных особенностей студентов творческих специальностей позволяет составить психологический портрет студента, выбравшего творческую специальность, оценить его установки, мотивы, побуждения и описать степень сформированности профессиональной направленности и пригодности.
Кроме того, анализ указанных параметров позволяет оценить степень адаптации индивида к условиям обучения по выбранной специальности.
Помимо природных задатков, позволяющих наиболее успешно (при прочих равных условиях) овладеть тем, или иным видом деятельности, значимую роль играет мотивация личности. Особенно значимость феномена мотивации проявляется, когда речь заходит о социальном поведении человека. Социальное поведение - поведение человека, которое реализуется в системе человеческих отношений, рассчитано на оказание определенного влияния на других людей и (или) на изменение положения данного человека, других людей в системе межличностных взаимодействий. Мотив - внутренний источник социального поведения человека, влияющий на активность, целенаправленность и устойчивость такого поведения. Мотивация - система внутренних или внешних по отношению к человеку, а также психологических факторов, которые наряду с основным мотивом оказывают влияние на поведение [3]. С этой точки зрения любой вид деятельности человека (в том числе профессиональная) является частным примером социального поведения.
Обучение в вузе является одним из важнейших этапов развития человека. Выбранный профиль обучения не только способствует формированию значимых компетенций будущего субъекта профессиональной деятельности, но и оказывает существенное влияние на развитие личности. Специфика профиля обучения, безусловно, играет ключевую роль. Любая профессия имеет ряд особенностей, от понимания, которых во многом зависит успешность обучения студента. В тоже время, как показано в ряде исследований, мотивация играет немаловажную роль в этом процессе, а главные мотивационные средства развития творческой активности - престиж, мотивация профессионализма, новизна деятельности [4]. Все это свидетельствует о необходимости изучения мотивационных характеристик личности в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса образования, с целью исследование условий повышения
эффективности образовательного процесса, изучение того, насколько успешно протекает процесс адаптации к профессиональному обучению.
Показатели академической успеваемости, уровень приобретенных компетенций обучающихся могут служить индикаторами эффективности образовательного процесса, но не являются достаточными. Важно знать какой ценой достигается эффективность деятельности индивида, насколько эффективно действуют его механизмы адаптации к профилю обучения. Учебная деятельность, как и любые другие виды активности, является затратной, а уровень учебных нагрузок (особенно в высшем образовании) достаточно высок и несоблюдение определенных условий сохранения здоровья обучающихся (своевременная диагностика состояний переутомления, соблюдение режима отдыха, бодрствования, профилактика заболеваний и т.д.) может вызвать снижение адаптации к условиям обучения. Эта идея подтверждена результатами научных исследований, отраженных в работах Н.А. Агаджаняна, Э.М. Казина,
Н.А. Литвиновой, Д.З. Шибковой, В.П. Мальцева, П.А. Байгужина [1, 8, 9, 10, 13]. Отправной точкой в исследовании данного феномена, должен стать анализ ситуации выбора студентом специальности (профиля) обучения, который в свою очередь должен включать диагностику мотивации личности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». В качестве испытуемых нами были выбраны студенты вузов, получающие творческие специальности и студенты (группа сравнения), обучающиеся не по творческим специальностям (профилям обучения). Тем самым был принят за основу формальный признак творческих личностей - специальность (профиль) обучения и, соответственно, будущая профессия. В исследовании приняли участие студенты младших (I, II; 17-19 лет) и старших (1У,У; 20-22 лет)
курсов как дневного, так и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная, в частности:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (ФГБОУ ВОП «ЧГАКИ», г. Челябинск);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВОП «ЧГПУ», г. Челябинск, представительство ФГБОУ ВОП «ЧГПУ» в Республике Казахстан, г. Костанай);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВОП «УрГПУ», г. Екатеринбург);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный горный университет» (ФГБОУ ВОП «УГГУ», г. Екатеринбург).
Общая выборка испытуемых составила 472 человека (400 девушек, 72 юноши).
В возрастном аспекте все испытуемые могут быть отнесены к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни [2].
Мотивация является одним из центральных образований в структуре личностных свойств. Несмотря на расхождения во взглядах различных авторов относительно понимания природы, структуры и функций мотива (мотивации), все они едины в том, что изучение вопросов, связанных с мотивацией личности, является приоритетной областью изучения для наук о человеке. С целью изучения данного континуума использовалась методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной [7]. Также нами использовалась методика Н.Н. Демиденко, направленная на выявление структурных уровней мотивации (мотивационно-потребностной сферы) личности [6].
Полученные данные проверялись с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера) [12].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Поскольку испытуемые в нашем обследовании являлись студентами, обучающимися на разных курсах и отделениях, для оценки мотивов, непосредственно связанных с профессионализацией личности, в психодиагностическую батарею была включена методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе». Данная методика позволяет не только выявить ведущий мотив учения, но и оценить степень адекватности выбора места обучения (вуза) и удовлетворенности выбранной (будущей) профессией. Методика позволяет выделить ведущий мотив обучения в соответствии с тремя шкалами:
- приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность),
- овладение профессией (стремление овладеть профессионально важными качествами и компетенциями),
- получение диплома (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею [7].
В таблице 1 представлены полученные данные относительно распределения испытуемых по ведущим мотивам обучения в вузе, а в таблице 2 - средние значения по методике «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.
Таблица 1
Сводные данные распределения испытуемых по показателям
мотивации обучения в ВУЗе (п=472)
№ п п Контингент испытуемых п Мотивы обучения в ВУЗ »е (%)* Адекватность выбора профессии
Приобретение знаний (ПЗ) Овладение профессией (ОП) Получение диплома (ПД)
1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 48,31 19,07 38,56 88,98
2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 236 35,17 46,61 21,61 93,64
* - по данной методике испытуемые могли набрать одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, по-
этому общая сумма процентных долей отличается от 100%
Таблица 2
Сводные данные распределения средних значений
по показателям мотивации обучения в ВУЗе (п=472)
№ пп Контингент испытуемых п Мотивы обучения в ВУЗе (средние значения)
Приобретение знаний (ПЗ) Овладение профессией (ОП) Получение диплома(ПД)
1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 6,07 4,45 5,23
2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 236 4,87 4,87 3,897
Как видно из представленных результатов для студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим, ведущим мотивом обучения в вузе является мотив «Приобретение знаний» (48,31%). У большей части испытуемых из числа студентов обучающихся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к разряду творческих в качестве ведущего мотива обучения в вузе выделяется мотив «Овладение профессией» (46,61%). Показатели средних значений по шкалам методики также подтверждают выявленную закономерность - ведущему мотиву обучения соответствует более высокое среднее значение. Однако, у студентов, обучающихся не по творческим специальностям мотивы «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» имеют одинаковые значения (по 4,87 балла соответственно).
Проверка достоверности различий полученных показателей производилась с помощью критерия ф* (угловое преобразование Фишера). Различия между процентными долями лиц с преобладанием отдельных мотивов обучения в вузе (приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома) как в группе студентов, обучающиеся по специальностям, относящимся к творческим, так и в группе студентов, обучающиеся по специальностям иного (не относящиеся к творческим) профиля являются достоверными, т.к. находятся в зоне значимости (ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01).
Согласно данной методике об адекватности выбора студентами вуза, специальности (профиля обучения) и будущей профессии можно судить по преобладанию мотивов получения знаний и овладения профессией над мотивом получения диплома [7]. В этом плане обе группы испытуемых характеризуются высокими показателями адекватности выбора (88,98% - студенты творческих специальностей, 93,64% - студенты не творческих специальностей). На основании расчетов критерия ф* можно констатировать, что различия в процентных долях лиц с преобладанием мотивов приобретения знаний и овладения профессией, что, в свою очередь, свидетельствует об адекватном выборе студентом профиля обучения и будущей профессии, являются достоверно значимыми как
в группе студентов, обучающихся по специальностям творческого характера, так и в группе студентов обучающихся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим (ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01).
Для выявления уровня преобладающих потребностей, сформированности и силы мотивов, а также для оценки степени адекватности собственного отношения личности к различным жизненным ситуациям использовалась методика выявления структурных уровней мотивационно-потребностной сферы личности, разработанная Н.Н. Демиденко в соответствие с концепцией иерархии потребностей А. Маслоу. Эта методика позволяет не только соотнести систему побуждений личности испытуемого с классификацией потребностей, но и оценить как содержательные (множественность, иерархия), так и динамические (сила) параметры мотивационно-потребностной сферы личности. В соответствии с концепцией А. Маслоу методика позволяет выделить следующие уровни мотивационно-потребностной сферы личности:
I уровень - физиологические потребности;
II уровень - потребность в безопасности;
III уровень - потребность в социальных связях;
IV уровень - потребность в самоуважении;
V уровень - потребность в самоактуализации [6].
В таблице 3 представлены результаты методики выявления структурных уровней мотивационно-потребностной сферы личности Н.Н. Демиденко.
Таблица 3
Сводные данные распределения средних значений по соотношению структурных уровней МПС (п=472)
№ пп Контингент испытуемых п Структу рные уровни МПС (средние значения)
I II III IV V
1 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим 236 10,11 6,63 10,39 6,36 8,94
2 Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения) не относящимся к творческим 236 10,11 7,72 10,62 5,38 7,85
Согласно представленным данным для студентов, обучающихся по специальностям творческого плана, и для студентов, обучающихся по специальностям, не относящимся к творческим, характерно сходное распределение средних значений по отдельным уровням мотивационно-потребностной сферы. В частности, первое место по значимости в обеих группах испытуемых занимают потребности III уровня (потребности в социальных связях). На втором месте находятся потребности I уровня (физиологические потребности). На третьем месте - потребности V уровня (потребность в самоактуализации), на четвертом
- потребности II уровня (потребность в безопасности). Замыкают иерархию структурных уровней МПС потребности IV уровня (потребность в самоуважении). Следует отметить, что подобное распределение уровней мотивационно-потребностной сферы по значимости для личности испытуемого вполне согласуется с возрастными особенностями обследуемого контингента испытуемых (в частности, значимость потребностей в социальных связях для лиц юношеского возраста) [2]. Схожее распределение уровней МПС было выявлено нами ранее при изучении мотивционно потребностных характеристик в структуре личностных свойств студентов педагогических вузов городов Екатеринбурга и Челябинска (Кирсанов В.М., 2004).
В таблице 4 представлены результаты распределения уровней мотивационно-потребностной сферы по степени значимости для испытуемых обеих групп.
Таблица 4
Сводные данные распределения испытуемых по значимости структурных уровней МПС (п=472)
№ пп Контингент испытуемых п Структурные уровни МПС (%)*
I II III IV V
I место
1 Студенты, обучающиеся по творческим специальностям (профилям обучения) 236 33,05** 8,05 43,22 6,78 20,34
2 Студенты, обучающиеся по не творческим специальностям (профилям обучения) 236 40,25 8,89 43,64 5,51 13,14
II место
1 Студенты, обучающиеся по творческим специальностям (профилям обучения) 236 27,54 16,53 31,36 19,49 32,63
2 Студенты, обучающиеся по не творческим специальностям (профилям обучения) 236 32,63 22,03 34,75 8,89 26,69**
III место
1 Студенты, обучающиеся по творческим специальностям (профилям обучения) 236 25,42 31,78 13,98 25** 25,85
2 Студенты, обучающиеся по не творческим специальностям (профилям обучения) 236 4,41 38,14 13,14 22,88 27,12
IV место
1 Студенты, обучающиеся по творческим специальностям (профилям обучения) 236 10,59 35,17 9,75 26,27** 16,53
2 Студенты, обучающиеся по не творческим специальностям (профилям обучения) 236 11,86 21,19 5,51 33,48 26,27**
V место
1 Студенты, обучающиеся по творческим специальностям (профилям обучения) 236 3,39 9,32 2,12 22,46 4,66
2 Студенты, обучающиеся по не творческим специальностям (профилям обучения) 236 1,27 9,32 2,54 28,39 5,93
* - по данной методике испытуемые могли набрать одинаковое количество баллов по нескольким уровням МПС, поэтому общая сумма количества человек не совпадает с указанным в строке значением n и сумма процентных долей отличается от 100%
** - различия в процентных долях находятся в зоне неизвестности (ф*кр.; р<0,05>ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01)
На основании расчетов критерия ф* можно утверждать, что достоверных различий процентных долей между сравниваемыми группами нет (ф*эмп.<ф*кр.; р<0,05). В частности, доля лиц с приоритетом потребностей III уровня в группе студентов творческих специальностей (43,22%) равна доле лиц с приоритетом этих же потребностей в группе студентов, обучающихся по иным специальностям (43,64%). По остальным местам значимости наблюдается такая же ситуация. Это значит, что по показателям иерархии уровней мотивационно-потребностной сферы вполне возможно сопоставлять между собой студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности и студентов других (не творческих) профилей обучения.
Относительно различий по процентным долям внутри сравниваемых групп можно констатировать следующее. Как видно из представленных в таблице данных, первое место по значимости в обеих группах испытуемых занимают потребности III уровня (как и по результатам средних значений). У студентов, обучающихся по специальностям, не относящимся к разряду творческих, также на первом месте по значимости находятся потребности I уровня. Несмотря на то, что у студентов творческих специальностей наблюдается схожее распределение процентных долей, потребности I уровня не могут быть достоверно отнесены к 1 -му месту по значимости (различия находятся в зоне неизвестности, т.к. ф*кр.; р<0,05>ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01).
На втором месте по значимости в группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, находятся потребности I, III и V уровня. У студентов, обучающихся по специальностям, не относящимся к творческим, на втором месте потребности I и III уровня (процентная доля лиц с преобладанием потребностей V уровня находятся в зоне неизвестности, т.к. ф*кр.; р<0,05>ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01).
На третьем месте по значимости в группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, находятся потребности I, II и V уровня (процентная доля лиц с преобладанием потребностей V уровня находятся в зоне неизвестности, т.к. ф*кр.; р<0,05>ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01). У студентов, обучающихся по специальностям, не относящимся к творческим - потребности
II уровня.
Наиболее ярко различия между сравниваемыми группами наблюдаются на четвертом месте значимости: у студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности - потребности II уровня (процентная доля лиц с преобладанием потребностей IV уровня находятся в зоне неизвестности, т.к. ф*кр.; р<0,05>ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01); у студентов, обучающихся по специальностям, не относящимся к творческим - потребности IV уровня (процентная
доля лиц с преобладанием потребностей V уровня находятся в зоне неизвестности, т.к. ф*кр.; р<0,05>ф*эмп.>ф*кр.; р<0,01).
На пятом месте по значимости в обеих группах находятся потребности IV уровня.
Для творческих личностей, согласно концепции А. Маслоу, характерно преобладание потребности в самоактуализации, творческой реализации собственной личности (потребности V уровня). Однако, в результате проведенного нами исследования не было выявлено преобладание данной потребности среди студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения) творческого характера. Мы склонны полагать, что это связано с возрастными особенностями юношеского периода. Вероятно, потребности V уровня актуализируются у творческих личностей достаточно рано (о чем свидетельствуют биографические описания личностного развития выдающихся деятелей науки, искусства), но для большинства людей, в том числе выбирающих творческую деятельность в качестве основного рода занятий, потребность самоактуализации начинает играть ведущую роль в процессе непосредственной творческой профессиональной деятельности. Это предположение требует дополнительного изучения и проверки его правомерности, что является возможной перспективой дальнейших исследований в данном направлении.
ВЫВОДЫ.
1. Ведущим мотивом обучения в вузе для студентов, обучающихся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим, является мотив «Получение знаний» (значим для 48,31% испытуемых этой группы). Наиболее значимую позицию среди мотивов учения для студентов, обучающихся по иным (не относящимся к творческим) специальностям занимает мотив «Овладение профессией» (значим для 46,61% испытуемых этой группы).
2. Для обеих групп испытуемых характерны высокие показатели адекватности выбора вуза, специальности (профиля обучения) и будущей профессии (88,98% - студенты творческих специальностей, 93,64% - студенты не творче-
ских специальностей). Об этом свидетельствует преобладание мотивов получения знаний и овладения профессией над мотивом получения диплома.
3. В структуре мотивационно-потребностной сферы наблюдается одинаковое распределение уровней потребностей в обеих группах испытуемых (студенты творческих специальностей и студенты, обучающиеся по специальностям другой, не творческой направленности). Иерархия уровней мотивационно-потребностной сферы по значимости отдельных потребностей выглядит следующим образом: 1-е место занимают потребности III уровня (потребности в социальных связях), 2-е место - потребности I уровня (физиологические потребности), 3-е место - потребности V уровня (потребность в самоактуализации), 4-е место - потребности II уровня (потребность в безопасности), 5-е место
- потребности IV уровня (потребность в самоуважении).
Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (№ УГ-13/12/МУ).
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье /
Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. М. : Изд-во РУДН, 2006. 283 с.
2. Актуальные проблемы возрастной психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 16.10.2012).
3. Алтунина Ирина Робертовна Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения : дис. ... доктора психол. наук : 19.00.01. М., 2006. 453 с.
4. Бирюкова Т.А. Мотивационные средства развития творческой активности личности: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Новосибирск, 2005. 207 с.
5. Гордиенко Н.Н. Психофизиологические признаки системы отношений студентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности: дис. . канд. психол. наук : 19.00.02. Санкт-Петербург, 2007. 333 с.
6. Демиденко Н.Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности : Дис. ... канд.псих.наук. Тверь, 1996. 202 с.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. 512 с.
8. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психо-лого-педагогические аспекты. Кемерово : КРИПК и ПРО, 2010. 214 с.
9. Литвинова Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13. Томск, 2008. 38 с.
10. Мальцев В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности / В. П. Мальцев, Д.
З. Шибкова, П. А. Байгужин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. №2(13). С. 163 - 171.
11. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб : Речь, 2005. 192 с.
12. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2002. 350 с.
13. Шибкова Д. З. Психофизиологические особенности креативности студентов как фактор адаптации к учебной деятельности / Д. З. Шибкова, В. П. Мальцев // Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга 3, Адаптация и здоровье студентов. 2011. С. 171 - 195.
References
1. Agadzhanyan N. A., Bayevsky R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptatsii i uchenie o zdorove [Problems of adaptations and the doctrine about health]. M: RUDN publishing house, 2006. 283 p.
2. Aktualnye problemy vozrastnoy psikhologii [Urgent issues of age psychology]. http://www.vashpsixolog.ru/ (address date: 16.10.2012).
3. Altunina I.R. Struktura i razvitie motivov i motiva-tsii sotsial'nogo pove-deniya [Structure and development of motives and motivation of social behavior] : dis. ... doctor of psychol. science: 19.00.01. M, 2006. 453 p.
4. Biryukova T.A. Motivatsionnye sredstva razvitiya tvorcheskoy aktiv-nosti lichnosti [Motivational development tools of individual creative activity] : dis. ... candid. of psychol. science: 19.00.01. Novosibirsk, 2005. 207 p.
5. Gordienko N.N. Psikhofiziologicheskie priznaki sistemy otnosheniy studen-tov, osvaivayushchikh tekhnicheskie i gumanitarnye spetsial'nosti [Psycho-physiological features of relationship system in respect of the students mastering technical and humanitarian specialties]: dis. ... candid. of psychol. science: 19.00.02. St. Petersburg, 2007. 333 p.
6. Demidenko N.N. Motivatsionno-potrebnostnaya sfera lichnosti kak kompo-nent psikhologicheskoy gotovnosti i ee vliyanie na uspeshnost' pedagogi-cheskoy deyatel'nosti [Individual sphere of motivation and needs as a component of psychological readiness and its influence on success of pedagogical activity]: Dis. ... cand. of psycho. science. Tver, 1996. 202 p.
7. Ilin E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. SPb.: Publishing house "St. Petersburg", 2000. 512 p.
8. Kazin E. M. Obrazovanie i zdorov'e: mediko-biologicheskie i psikho-logo-pedagogicheskie aspekty [Education and health: medical and biological, psychological and pedagogical aspects]. Kemerovo: KRIPK and ABM, 2010. 214 p.
9. Litvinova N. A. Rol' individual'nykh psikhofiziologicheskikh oso-bennostey studentov v adaptatsii k umstvennoy i fizicheskoy deyatel'nosti [Role of specific psy-chophysiological features of students in the course of the adaptation to intellectual and physical activity]: autoabstract. of dis. ... Dr. Biol Sci..: 03.00.13. Tomsk, 2008.
- 38 p.
10. Maltsev V.P. , Shibkova D. Z., Bayguzhin P. A. Psikhofiziologicheskiy status studentok kak faktor obespecheniya uchebno-professional'noy deyatel'nosti [Psychophysiological status of female students as factor of ensuring educational pro-
fessional activity]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo uni-versiteta [Messenger of the Surgut state pedagogical university], no. 2 (2011): 163171.
11. Rozhdestvenskaya N.V. Diagnostika akterskikh sposobnostey [Diagnostics of actor's skills]. SPb: Rech, 2005. 192 p.
12. Sidorenko E.V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Method of mathematical processing in psychology]. SPb.: rech, 2002. 350 p.
13. Shibkova D. Z., Maltsev V. P. Psikhofiziologicheskie osobennosti kreativ-nosti stu-dentov kak faktor adaptatsii k uchebnoy deyatel'nosti [Psychophysiological features of students creativity as factor of adaptation to educational activity]. Onto-genez. Adaptatsiya. Zdorove. Obrazovanie [ontogenesis. Adaptation. Health. Education]. Book 3, Adaptation and health of students. 2011. pp. 171-195.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кирсанов Вячеслав Михайлович, доцент кафедры психолого-педагогических
дисциплин, кандидат психологических наук, доцент
Челябинский государственный педагогический университет
пр. Ленина, 69, г. Челябинск, 454080, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kirsanov Vyacheslav Mihajlovich, Assistant Professor Chair of Psychology-Pedagogical Disciplines, Candidate of Psychology, Assistant Professor Chelyabinsk State Pedagogical University 69, Lenin Ave., Chelyabinsk, 454080, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Гуслякова Нина Ивановна, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин, доктор психологических наук, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»