Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ СПО / МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / СПОРТИВНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADAPTATION / STUDENTS / METHODS / PEDAGOGICAL SUPPORT / SPORTS AND GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розенфельд А.С., Рямова К.А.

Выявлены наиболее типичные психологические и духовно-нравственные проблемы, затрудняющие моделирование прогрессивного личностного развития студентов СПО, а также эффективное решение социально-бытовых и образовательных проблем. Разработана и апробирована в условиях колледжей методика педагогической поддержки студентов СПО. Методика педагогической поддержки основывается на следующих социально-психологических закономерностях: позитивный выход учащихся из кризиса юношеского возраста; активизация собственных адаптационно-приспособительных механизмов; актуализация мотивов познания ценностных ориентаций. В нашей методике «физкультурно-игровая деятельность» выступает как главное средство межличностного взаимодействия; как средство решения образовательных задач; как система психологического обеспечения «методики поддержки» студентов СПО и как способ организации определенной системы взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Розенфельд А.С., Рямова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ACTIVITIES IS AN ESSENTIAL ELEMENT OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS ENROLLED IN INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The most typical psychological, spiritual and moral problems that prevent students from modeling progressive personal development and effectively solve social, domestic and educational problems are identified. The method of pedagogical support of students is developed and tested in the conditions of colleges. The method of pedagogical support is based on the following socio-psychological patterns: positive exit of students from the crisis of adolescence; activation of their own adaptive mechanisms; actualization of motives to knowledge in the field of value orientations. In our method "physical culture and game activity" acts as the main means of interpersonal interaction; as a means of solving educational problems; as a system of psychological support of college students and as a way of organizing interpersonal and group system of relationships.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО»

А.С. Розенфельд, К.А. Рямова

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Ключевые слова: адаптация, студенты, учреждения СПО, методика педагогической поддержки, спортивно-игровая деятельность.

Аннотация. Выявлены наиболее типичные психологические и духовно-нравственные проблемы, затрудняющие моделирование прогрессивного личностного развития студентов СПО, а также эффективное решение социально-бытовых и образовательных проблем. Разработана и апробирована в условиях колледжей методика педагогической поддержки студентов СПО. Методика педагогической поддержки основывается на следующих социально-психологических закономерностях: позитивный выход учащихся из кризиса юношеского возраста; активизация собственных адаптационно-приспособительных механизмов; актуализация мотивов познания ценностных ориентаций. В нашей методике «физкультурно-игровая деятельность» выступает как главное средство межличностного взаимодействия; как средство решения образовательных задач; как система психологического обеспечения «методики поддержки» студентов СПО и как способ организации определенной системы взаимоотношений.

Обсуждение проблематики. Актуализация педагогической поддержки студентов учреждений СПО находит свое отражение в проекте социально-экономического развития России на 2011-2020 годы. По данным проекта предполагается приоритетное развитие таких отраслей экономики, где наблюдается повышенный спрос на специалистов среднего звена (легкая промышленность, транспорт и связь, образование, сельское хозяйство). Значимость этой проблемы озвучена президентом Российской Федерации на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. В нем было отмечено, что «ключевым ориентиром становится высокое качество подготовки специалистов в начальном и в среднем профессиональном образовании».

Процесс подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего звена может быть осуществлен только при принятии неотложных мер, по интенсификации и модернизации системы управления образовательным процессом в колледжах и техникумах РФ. По мнению Е.В. Ткаченко, на сегодняшний день в образовательные учреждения СПО менее всего проникли инновационные педагогические технологии, обеспечивающие высокий уровень формирования базовых профессиональных компетенций [13].

Хотя некоторые подвижки в преобразовании организационно-правовых форм учреждений СПО происходят. Расширяется система муниципальных и негосударственных образовательных учреждений (рисунок 1).

Формируется негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

После того как 2012 году был принят «Закон об образовании», установивший основы российского законодательства в области образования, были определены принципы государственной политики России в области образования: во главу угла поставлен человек и создание условий для его профессионального саморазвития и самореализации.

Согласно современной образовательной парадигме образовательный процесс учебных заведений СПО должен обеспечить благоприятные педагогические условия, мотивирующие студентов к самообразованию и профессиональному саморазвитию.

Прочие

2,7%

Собственность субъектов Российской Федерации

Федеральная собственность

Рис.1. Распределение средних специальных учебных заведений по формам собственности

Необходимо отметить, что в образовательном пространстве у студентов СПО происходит формирование не только познавательных, но и профессиональных интересов. В его «стенах», у юношей вырабатываются нравственные идеалы и витальные ценности, которые в свою очередь влияют на его самоопределение и становление базовых жизненных ориентиров [13].

Анализируя философскую литературу, мы увидели ценность экзистенциализма для становления жизненных ориентиров студентов учреждений СПО. Экзистенциализму (ех^^еп^а - существование) свойственна антропологическая ориентация, в центре которой - проблемы личности, смысла жизни, свободы и ответственности. Ведущие представители экзистенциализма (М. Бубер, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс) считают, что человек и его жизнедеятельность органично вплетены в окружающую среду. В своих работах они опираются на ряд таких понятий, как бытие и экзистенция, личность, свобода, творчество, ответственность, коммуникация и тому подобное. Именно поэтому экзистенциализм близок педагогике своим пониманием великой роли воспитания человека, способного преодолевать свои филогенетические границы в процессе духовного развития. Значимыми для нашего исследования являются и отдельные положения философии прагматизма, особенно организация педагогического процесса, призванная в наибольшей мере способствовать возможности человека проявить себя, а главная цель педагогики заключается в содействии саморазвитию и самореализации личности. В этих теоретических подходах мы находим главную идею «поддержки» психолого-педагогического сопровождения индивида на этапе юношеского становления в период обучения в учреждениях СПО.

Согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, юношеский возраст (17-21 лет), характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Для юношеского возраста характерно абстрактное мышление, зачастую не связанное с конкретными условиями среды. В этот период быстро развиваются способности, непосредственно связанные с выбором профессиональной деятельности. А когнитивные качества приобретают индивидуальные свойства. Мысли, чувства, поступки становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Появляется способность различать противоречия между мыслями, словами, поступками. В этот период в сознании формируются «идеальные образы» - кумиры (семьи, общества, морали, личности). Молодые люди сравнивают эти образы с реальной действительностью. В результате мы наблюдаем не всегда успешные попытки достижения желаемой «модели-образа».

В работах И.С. Кона и других показано, что юношеский возраст характеризуется переоценкой ценностей, легкими знакомствами и выстраиванием дружеских связей, создаюнием семьи. Ведущей деятельностью становятся учебная или трудовая профессиональная деятельность [10]. Этот период характеризуется «...устойчивой концептуальной социализацией, когда вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает зрелый характер» [10]. То есть формируются убеждения, принципы, ценностные ориентации, жизненные установки.

По мнению Э.Ф. Зеера, формирование ценностных ориентаций и поведенческих установок в этом возрасте происходит в процессе образовательной деятельности, которая включает процесс обучения и воспитания [8].

В педагогическом смысле образование предстает перед нами как процесс и результат приобретения знаний, умений, навыков (обучение) и как процесс формирования личности, ее индивидуализации (воспитание). В.С. Безрукова определяет образование как специально организованную в обществе систему условий необходимых для развития человека и как одно из направлений воспитательного процесса [2].

Э.Ф. Зеер в одной из своих работ показывает, что главной функцией образования молодежи (17-21 год) является обеспечение формирования социально-профессиональной компетентности и развитие экстрафункциональных качеств будущего специалиста [8]. Решение обозначенных задач станет возможными, если молодой человек успешно войдет в образовательную и социальную среду учебного заведения, то есть успешно адаптируется к социально-профессиональным условиям. Проблемами адаптации молодежи к условиям

образовательных учреждений занимались П.Ф. Анисимов, П.Н. Осипов, Д.А. Калугина, В.А. Чистяков и другие. По их мнению, адаптация - это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную и образовательную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ней. Таким образом, мы сталкиваемся с целой серией взаимообусловленных действий на уровне взаимодействия преподаватель - студент, студент - студент, группа студентов - студент. В этом случае данное взаимодействие включает несколько взаимосвязанных процессов: обучение, воспитание, общение. Именно благодаря этому триединству «обучение становится воспитывающим».

В возрастной педагогике (педагогике юношеского возраста) обучение обусловлено совокупностью ряда принципов: природосообразности; гражданственности; научности; воспитывающего обучения; фундаментальности и прикладной направленности обучения; преемственности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям; сознательности и творческой активности; доступности; наглядности; продуктивности и адаптивности.

В нашем случае адаптация студентов к новым социальным условиям реализуется через образовательную деятельность колледжа (в частности, через физкультурно-образовательные мероприятия). При этом процесс формирования адаптационно-приспособительных механизмов опирается на ряд дидактических принципов: единства группового и индивидуального обучения; доступность, соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям. Умелое использование данных принципов в образовательной деятельности учреждений СПО, по мнению Р.С. Немова, дает возможность молодому человеку принимать активное участие в общественной, трудовой и учебной деятельности, в результате чего обучающийся начинает позиционировать себя в качестве активного субъекта жизнедеятельности учебного заведения и его образовательного процесса. При этом макроструктура образовательного процесса должна включать в себя как минимум три блока [12]:

- мотивационный блок, представленный потребностями и стремлениями подрастающего поколения к активной деятельности. Это могут быть: потребность успешно выполнять общественные задачи; желание достичь более высоких целей; стремление добиваться успехов в избранной деятельности; поддерживать престиж активного, успешно действующего участника;

- познавательный блок, и связанный с ним аксиологический блок, содержащий в себе практический жизненный опыт, знания, взгляды, принципы, мировоззрение, убеждения, систему ценностных ориентаций, умение анализировать общественные явления и личностный опыт для выработки собственного мнения;

- эмоциональный блок, предполагающий наличие чувств и переживаний, определяющих отношение развивающейся личности к реальной действительности.

Однако, несмотря на наличие вышеперечисленных дидактических компонентов, успешность процессов адаптации к новым социальным условиям у студентов учреждений СПО во многом будет зависеть от того, насколько активно личность будет себя позиционировать в новых социальных условиях. То есть работать над собой, самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации и стремлении к самореализации.

Существенную роль в разработке проблемы самореализации молодежи сыграли работы К.А. Абдульханова-Славской, В.И. Андреева, М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона,

B.А. Сластенина, Б.Ф. Сорокина. Основными социальными сферами, в рамках которых происходит самореализация студентов учреждений СПО, являются учебная деятельность, профессионально-трудовая деятельность, личная жизнь, бытовая сфера, физкультурно-спортивная деятельность. Последняя, по мнению ряда авторов (Б.А. Ашмарина,

C.П.Евсеева, В.С. Кузнецова, Г.Н. Пономарева, Ж.К. Холодова и др.), ввиду своей доступности и многообразия способов, методов и средств может с успехом решать проблему самореализации студенческой молодежи. Этот тезис подтверждается и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения для СПО, по которым обучаются студенты технических специальностей 21.04.04; 21.04.06; 21.04.05 отрасли «связь», в котором сказано: «...студент должен уметь

использовать физкультурно-спортивную деятельность для достижения жизненных и профессиональных целей. Знать о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека». Также будущий специалист должен обладать общими компетенциями, которые включают умения «...работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» [8].

Однако успешность социализации, адаптации и овладения общепрофессиональными компетенциями будет зависеть не только от личностных качеств студентов, но и от адекватной поддержки со стороны педагогического коллектива. Не секрет, что в этот период личности свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, неуверенность в себе, тревожность, метания. И.С. Кон такому состоянию дает определение «кризис юношеского возраста» [10]. В энциклопедическом словаре кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем-либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение. Например, И.Г. Малкина-Пых в книге «Возрастные кризисы» пишет: «.кризис определяется психологически как внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами» [11].

Огромное место в психологии кризисов занимают работы Э. Эриксона. По его мнению, в период юности происходит становление идентичности личности. Идентичность -условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». В своей работе «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксон рассматривает проблемы юношеского возраста во взаимосвязи с социальным становлением личности. При удачном протекании кризиса, у юношей формируется чувство идентичности. При неблагоприятном - спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в социуме [14].

Л.С. Выготский рассматривает кризис как переходное состояние, результатом которого является выход личности на новую, более высокую ступень развития. Этот период сопровождается профессиональным самоопределением, формированием ответственности личности в виде способности контролировать себя, отвечать за свои поступки, предвидеть последствия своего поведения, отражать свои достоинства и недостатки [6].

По данным некоторых авторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Э.Ф.Зеер, А.А. Баканова и др.), юношескому возрасту также свойственен экзистенциальный кризис, для которого характерно: состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта и отчаяния. Переосмысление жизненных ситуаций позволяет молодым людям более эффективно справляться с трудностями социальной направленности. Перестройка психологической структуры личности при кризисных переживаниях, по данным Э.Ф. Зеера, невольно стимулирует профессиональное развитие личности. Переживая кризис, юноша, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Однако далеко не всякий молодой человек может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Высокая психическая напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная самооценка часто приводят к деструктивному личностному и профессиональному поведению [8].

Исходя из исследований вышеназванных авторов, можно заключить, что кризисы юношеского возраста (кризис идентичности; экзистенциальный кризис; кризис профессионального определения) формируются под воздействием ряда внешних и внутренних причин:

- затрудненная социальная адаптация к новым условиям среды;

- недостаточно сформированные навыки межличностных и групповых коммуникаций;

- недостаточные знания для освоения новых программ;

- плохая психо-эмоциональная устойчивость;

- низкий уровень самоорганизации;

- поиск новых личностных ориентиров;

- недостаточная социальная зрелость;

- несоответствия между возможностями и реальными потребностями;

- плохое физическое развитие.

Все вышеперечисленные проблемы, по данным Т.А. Даутовой, П.Н. Карплюк, М.А. Кокориной, Д.А. Калугиной, Е.В.Ткаченко, В.А. Чистяковой и других, в большей мере свойственны юношам, поступающим в учреждения СПО. При этом авторы отмечают, что основной контингент абитуриентов колледжей - жители сельской местности и рабочих поселков, для которых характерен низкий уровень и материального достатка, и потребления, а также образованности и культуры. Аналогичные данные мы находим и в исследованиях Т.А. Даутовой, (табл.1) и Д.А. Калугиной (табл. 2).

Таблица 1.

Социальное происхождение студентов (% от числа опрошенных) (По материалам Т.А. Даутовой, 2008 г.)

Социальное положение родителей Студенты, обучающиеся по программам СПО

1. Рабочий(ая) 57,9

2. Служащий(ая) 15,1

3. Предприниматель 4,3

4. Пенсионер(ка) 1,5

5. Безработный(ая) 10,4

6. Домохозяйка 10,3

Таблица 2.

Социальное происхождение студентов (% от числа ответивших) (По материалам Д.А. Калугиной, 2004 г.)

Социальное положение родителей Студенты, обучающиеся по программам СПО

мать отец

1. Рабочий(ая) 22,6 22,5

2. Служащий(ая) 6 2,7

3. Представитель(ница) гуманитарной интеллигенции 3,3 0,5

4. Представитель(ница) технической интеллигенции 1,7 3,4

5. Руководитель, начальник, менеджер 5,05 5,05

6. Бизнесмен 1,7 2,2

7.Чиновник 0,2 0,3

8. Пенсионер(ка) 1,15 1,6

9. Безработный(ая) 0,95 1,6

10. Домохозяйка 5,1 4,2

Представленный материал позволяет заключить, что молодые люди, поступающие в учреждения СПО, находятся в том возрастном периоде, который обременен кризисными проблемами; несут отпечаток той социальной среды, в которой находился студент. Решение существующих проблем мы видим в использовании педагогами учреждений СПО педагогической поддержки личности студентов. В нашем случае педагогическую поддержку воспринимаем как специально организованную деятельность педагогического коллектива, направленную на активизацию личности студента с целью решения проблемных ситуаций, возникающих при его взаимодействии с социальной средой.

Наш педагогический опыт и ряд предыдущих научных изысканий дают основание заключить, что макроструктура педагогической поддержки содержит как минимум пять элементов: мотивационный, деятельностный, здоровьесберегающий, когнитивный, аксиологический. Мотивационный элемент включает потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности. Деятельностный элемент включает специально-педагогические и общекультурные действия. Здоровьесберегающий элемент представляет собой совокупность мероприятий, способствующих повышению ценностного отношения человека к себе и здоровью окружающих. Эмоционально-когнитивный элемент содержит запас сведений и познавательных умений, определяющих эффективность рефлексивных действий личности в изменяющихся условиях. Аксиологический элемент определяет взаимосвязь между основными (базовыми) потребностями и ценностями человека.

Соответственно, методологической основой педагогической поддержки является поэтапное развитие личности с ее структурными изменениями или возрастными новообразованиями, которые происходят в процессе социализации в условиях

образовательной системы СПО. В основе этого процесса лежит природа саморазвития личности, развития способностей к сотрудничеству в образовательной деятельности, к осознанию перспектив личностного и профессионального роста, а также создание режима оптимального взаимодействия, как индивидуально, так и в коллективе.

Согласно концепции, выдвинутой А. Масловым еще в начале ХХ века, эффективность саморазвития человека во многом зависит от условий, обеспечивающих удовлетворение развивающихся потребностей личности индивида.

Для студентов учреждений СПО (по данным исследований М. Кокориной) наиболее значимыми компонентом их ценностно-потребностной сферы является общение, личностное благополучие, межличностные взаимодействия [9]. Желание удовлетворить эти потребности приводит студентов к мотивации саморазвития и самореализации в приемлемых для них и доступных формах деятельности, не требующих проявления высоких интеллектуальных задатков и способностей. На наш взгляд, такой деятельностью является физкультурно-спортивная практика, которая, при специально созданных условиях, может выполнять функцию поддержки студентов в условиях образовательной среды колледжа.

Анализ научных работ таких авторов, как Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Б.М. Шиян, убедил нас в том, что эффективное решение педагогической поддержки студентов СПО нужно искать в физкультурно-спортивной деятельности, которая ориентирует студента на социальное взаимодействие и активное межличностное общение. В отличие от обычных межличностных контактов общение во время активной физкультурно-спортивной деятельности представляет собой ситуацию «вынужденного взаимодействия», когда человек независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи.

По мнению Б.С. Волкова, вынужденное общение способствует формированию навыков эффективного межличностного восприятия и познания других людей, умению устанавливать с ними контакт и поддерживать необходимые связи для успешной самореализации [5]. Активная самореализация, по мнению М.Я. Виленского, получает отражение в самоорганизации, которая обеспечивает условия для успешного самовыражения в социокультурной физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности [4]. На взгляд Г.Б. Горской, «...физкультурно-спортивная деятельность развивает у индивида ряд личностных качеств, позволяющих осуществлять ему свое свободное целеполагание в деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, умением оперировать способами деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в изменяющихся условиях; инициативно и критически относится к выдвижению новых задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений, возникающих в ней» [7].

Однако в арсенале преподавательского состава учреждений СПО недостаточно технологий, осуществляющих педагогическую поддержку студентов с помощью физкультурно-спортивной деятельности. Соответственно, перед нами была поставлена задача: разработать и внедрить методику «педагогической поддержки» в образовательные учреждения СПО, а также проверить эффективность ее реализации.

Внедрение методики в образовательный процесс колледжей осуществлялось в три этапа. На организационно-пропедевтическом определялись цели педагогической поддержки, вырабатывались формы, методы и средства организации занятий. На поддерживающем проводились действия, формирующие мотив к освоению знаний. На развивающем этапе происходило закрепление и дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, обеспечивающих студентам устойчивые социально-психологические проявления в новой среде жизнедеятельности.

Первый - организационно-пропедевтический этап. Длительность: полтора-два месяца. Цель - заинтересовать студентов в получении базовых знаний о функциях физической культуры и спорта, об основах коммуникации и нормах поведения.

Задачи этапа:

- актуализация мотивов познания в области ценностных ориентаций, мотиваций к образовательной, рефлексивной, физкультурно-спортивной деятельности и социально-психологическим проявлениям;

- инициирование ценностного отношения студентов к межличностному общению;

- знакомство студентов с рядом правовых документов: закон Российской Федерации «Об образовании»; федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения; проект закона «Развитие Российского образования на период до 2020 года»; овладение знаниями о функциях физкультурной деятельности и спорте.

Второй - поддерживающий этап. Продолжительность: около трех месяцев. Основная цель этапа - это оценка собственных действий вследствие рефлексивно-оценочной деятельности.

Задачи этапа:

- овладение умениями в области ценностных ориентаций, рефлексивной деятельности, мотиваций, социально-психологических проявлений, физкультурно-образовательных технологий;

- умение адекватно оценивать создавшуюся ситуацию; самостоятельно принимать решения; активно участвовать в коммуникативной деятельности;

- умение использовать в повседневной жизни знания и навыки, полученные в процессе физкультурно-спортивной деятельности, для успешной адаптации в новых социальных условиях.

Третий - развивающий этап. Продолжительность: около пяти месяцев. Цель этапа - закрепление и прогрессивное развитие полученных знаний, умений и навыков, полученных в процессе самореализации студента в физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи этапа:

- обогащение знаний, умений и навыков студентов при активном включении их в образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

- применение студентами знаний по позиционированию своих действий при выборе решений,

- выбор конструктивной модели поведения, осознанный выбор действий при решении ситуативных задач, возможности самореализации в новой социальной ситуации.

Внедрение методики в образовательный процесс колледжей осуществлялся за счет создания ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых и достаточных мер, которые создают наиболее благоприятную социокультурную и образовательную среду для эффективной реализации вышеобозначенной методики.

В нашем случае комплекс включает три базовых педагогических условия.

1. Целенаправленная мотивация студентов СПО позитивного самовосприятия в изменившихся условиях. Внедрение в образовательный процесс данного педагогического условия необходимо для эффективной самореализации учащихся колледжей в новой социокультурной среде.

2. Стимулирование у студентов процессов самопознания, самоопределения и самоанализа благодаря механизму самореализации в физкультурно-спортивной деятельности. В данном педагогическом условии акцент ставится на необходимости стимулирования у студентов процессов самоанализа, самопознания и самоопределения через включение механизмов самореализации в физкультурно-спортивной деятельности. Введение данного условия определяется интенсивным и нестандартным характером физкультурно-спортивной деятельности, и той возможностью, что позволяет студентам выстроить стратегию своей деятельности и определить пути самореализации.

3. Использование в физкультурно-спортивной деятельности комплекса организационных мероприятий, стимулирующих эмоциональную сферу студентов. Комплекс - это совокупность или сочетание средств, методов и условий достаточных, для проведения мероприятия. Мероприятие - необходимая совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что одной из педагогических задач, способствующих поддержанию студентов СПО в новых социально-образовательных условиях, является активное включение в коллективную, групповую деятельность, которая способствует развитию коммуникативности, а соответственно, налаживанию межличностных отношений, сотрудничеству, взаимовыручке, поддержке, что способствует самовыражению,

самоутверждению и самоактуализации личности. В качестве одного из таких средств реализации данного условия предлагается использование игрового метода обучения, эффективность которого подтверждена в многочисленных научно-практических работах.

Игровой метод по своей природе полифункционален (В.П. Беспалько), ему присущи следующие функции:

- обучающая - овладение знаниями, умениями и навыками в физкультурно-спортивной деятельности;

- развивающая - совершенствование психических и волевых процессов, умственной деятельности, формирование когнитивной, эмоциональной, смысловой сферы личности;

- релаксационная - снятие нервного напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

- развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях;

- творческая - наиболее востребованная форма реализации потребности личности в поиске нестандартного решения возникающих задач;

- коммуникативная - объединение коллективов, установление эмоциональных контактов;

- психотехническая - формирование и развитие свойств личности и перестройки своей психики для ускорения процесса вхождения в новую социальную среду и эффективного в ней взаимодействия [3].

Таким образом, «игровая педагогика» обеспечивает единство эмоционального и рационального в процессе обучения. При ее реализации студент ставится в ситуацию выбора и вынужден активно применять свои личностные качества для эффективного решения возникающих ситуативных задач.

В качестве средства реализации в нашем исследовании применялись различные организационные формы игры:

- ролевые и деловые игры (организатор спортивно-зрелищных мероприятий, менеджер физкультурно-спортивного общества, комментатор спортивного мероприятия и т.д.);

- игровые упражнения - личностно-ориентированные игры, подвижные игры, спортивные игры (баскетбол, футбол, ручной мяч, воллейбол и др.), деловые игры, групповые эстафеты и так далее.

Материалы и методы исследования. Внедрение и изучение эффективности методики педагогической поддержки студентов проводилось на базе Уральского технического института связи и информатики (филиал) ФБГОУ ВПО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Уральского радиотехнического колледжа им. А.С. Попова, Колледжа железнодорожного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения». Количество студентов при реализации исследовательской программы составляло 196 человек. В исследовании принимали участие восемь преподавателей, медик и психолог. Работа носила опытно-поисковый характер, соответственно, имела констатирующий, формирующий и обобщающий этапы. Констатирующий этап направлен на выявление существующих отношений, констатацию реального состояния исследуемого объекта; формирующий этап - активное воздействие на исследуемый объект с целью проверки эффективности разработанной методики; обобщающий - обобщение результатов исследования.

В работе применялся лонгитюдный метод исследования. Результаты, полученные с помощью психолого-педагогических тестов и «опросников» подвергались статистическим методам обработки. Предметом изучения была ценностно-ориентационная эмоционально-оценочная и когнитивно-рефлексивная сферы личности студентов.

Результаты исследования. Проследить динамику изменений нам позволил широко распространенный в педагогике мониторинг состояния личностных качеств учащихся. На констатирующем этапе исследований выявлены наиболее типичные психологические и духовно-нравственные проблемы, препятствующие студентам моделировать прогрессивное личностное развитие и эффективно решать социально-бытовые и образовательные проблемы. Таковыми являются: кризисы возрастного

развития; трудности в адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим, общественно-политическим и ментальным особенностям общества. Данные проблемы приводят к разрушению внутренних ценностей, личностных ориентиров, потере коммуникативных навыков, ухудшению функциональных возможностей.

По результатам формирующего этапа, через 6-7 месяцев занятий, согласно разработанной методике, у значительного большинства студентов (экспериментальной группы) достоверно повысилась мотивация к образовательной деятельности, снизился уровень тревожности, увеличились показатели кондиционных физических качеств. Существенно улучшилась рефлексивно-оценочная деятельность, что указывает на развитие необходимых знаний и навыков. Развиваются и коммуникативные умения, проявляющиеся в эффективности межличностного и личностно-группового общения, формируются устойчивые социально-психологические проявления.

Положительные изменения вышеперечисленных умений и навыков помогают студентам более эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям, в результате чего происходит конструктивная коррекция их самооценки и адекватная реакция при решении ситуативных задач. У молодых людей, которые пришли в группу с признаками хронического и острого стресса, через восемь месяцев снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии, улучшились личностные и функциональные показатели. То-есть под воздействием поддерживающей методики происходит социализация студентов, которую мы понимаем как способность человека изменять свое поведение, состояние и личностные качества в зависимости от изменившихся условий, а также его способность изменять среду обитания, трансформируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями [1]. Социальная адаптация включает в себя социокультурную адаптацию, которая проявляется через культуру общества, как «форма взаимоприспособления субъектов и социокультурной среды на основе обмена результатами духовно-практической деятельности.

Заключение. Таким образом, физкультурно-игровая деятельность в нашем исследовании выступает как главное средство межличностного взаимодействия; как средство решения образовательных задач; как система психологического обеспечения методики поддержки студентов СПО и как способ организации определенной системы взаимоотношений студент - студент, студент - группа обучающихся, преподаватель -студент - группа обучающихся. Спортивно-игровую деятельность можно рассматривать как педагогическую технологию, поскольку она конструктивно вписывается в методику поддержки, включает: цель, задачи, этапы, средства, методы и контрольно-диагностический инструментарий.

Вовлекая студентов в организацию физкультурно-спортивной деятельности, мы корректно поддерживаем его в социально значимой активности и творческом самовыражении. Следует подчеркнуть, что спортивные мероприятия относятся к творческой деятельности, им присуща гибкость, отсутствие регламентированных, жестких стандартов, что позволяет студентам самоопределиться с ведущим видом деятельности и, сделать ее продуктивной. Данные мероприятия выступают результатом творчества субъектов методики поддержки, поскольку корректно моделируется в зависимости от их творческих интересов и потребностей.

Процесс вовлечения студентов в организацию физкультурно-спортивных мероприятий состоит в том, чтобы деликатно воздействовать на потребностно-мотивационную сферу, выявлять индивидуально-значимые мотивы и ненавязчиво вовлекать их в организационный процесс. К активным методам вовлечения студентов относятся дискуссия, диалог, различные игровые разминочные задания (игры и упражнения, связанные с тренировкой познавательных процессов личности и развитием творческого мышления). После каждого спортивного мероприятия педагогический коллектив делает акцент на личных достижениях занимающихся. Позитивный акцент на личные достижения каждого субъекта физкультурно-спортивной деятельности позволяет эффективно создавать «ситуацию успеха», активизировать «зону ближайшего развития» занимающихся. Реализуется акцент на личных достижениях человека, как способ поддерживающего педагогического воздействия. Активные методы обучения выступают в

сочетании со способами поддерживающего воздействия, такими как совет, доверительное общение, совместное обсуждение.

Таким образом, педагогическая поддержка студентов средних профессиональных образовательных учреждений основывается на связи позитивного выхода из кризиса социальной ситуации и самореализацией человека в новом ведущем виде деятельности; между вовлеченностью человека в активную двигательную деятельность и позитивными духовными и ценностно-смысловыми самоизменениями его субъектности и качества жизни. Физкультурно-спортивная деятельность преобразует педагогическую поддержку в целостную систему, поскольку она активизирует реализацию личностных потребностей, выступая базовым мотивом к саморазвитию. Помимо этого, методика «поддержки» оказалась эффективной для студентов, страдающих чувством одиночества, так как в процессе спортивно-групповых занятий синтезируются как минимум два уровня общения -это межличностный и личностно-групповой. В процессе физкультурно-спортивно-образовательной деятельности студенты восполняют свою потребность в общении, что обеспечивает формирование личностных качеств, необходимых в будущей профессии.

1. Анохина, T.B. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.В. Анохина // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - Вып. 6. - Москва : Инноватор, 1996. - C. 71 - 88.

2. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994. - 152 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - Москва : Наука, 1989. - 290 с.

4. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пособ [Текст] / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - Москва, 1989. - 36 с.

5. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб.пособие [Текст] / Б.С. Волков. - Москва: Академический проект, 2006. - 256 с.

6. Выготский, Л.C. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. - T. 3. - Москва : Педагогика, 1983. - 368 с.

7. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсмена: учеб. пособ. [Текст] / Г.Б. Горская. - Краснодар, 1995. - 178 с.

8. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Москва : «Академия», 2006. - 240 с.

9. Кокорина, М.А. Педагогическая поддержка ценностных ориентаций студентов средних профессиональных учреждений на начальном этапе обучения [Текст] / М.А. Кокорина, А.С. Розенфельд // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6 (37). - С. 75-80.

10. Кон, И.С. Социологическая психология [Текст] / И.С. Кон. - Москва - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 317 с.

11. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - Москва : Изд-во Эксмо, 2005. - 896 с.

12. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

13. Ткаченко, Е.В. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития: монография [Текст] / Е.В. Ткаченко, А.Т. Глазунов //. - Чебрксары: изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 253 с.

14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.