ребенок-это новый мир. На сегодняшний день поток информации очень большой, поэтому для работы в информационной среде должен быть учитель, владеющий методами работы в режиме онлайн, имеющий развитую коммуникативную и информационную культуру, умеющий пользоваться интерактивной доской. Учитель -ориентир, обучающий новым современным технологиям. Учащиеся должны адаптироваться к новой жизни, новому обучению, новым отношениям. Не следует забывать, что вхождение в число развитых стран, конкурентоспособных с этим процессом, ставит перед педагогическим сообществом большие задачи.
Итак, подведем итоги: ИКТ-средство, заряжающее возможности учителя. Использование новых информационных технологий в ходе урока повышает интерес учащихся к предмету, и имеет несколько особенностей. Эти особенности можно увидеть как в процессе преподавания, так и в результатах урока.
1. повышает качество обучения, предоставляя учащимся полную и точную информацию о изучаемых явлениях и объектах;
2. повышается художественность обучения, т. е. учащимся достигается наглядное объяснение сложного и сложного материала;
3. повышается эффективность обучения и повышается возможность интерпретации учебного материала;
4. формирует научно-мировоззренческие установки учащихся, удовлетворяет их интерес к знаниям, их естественный спрос;
5. создает условия для творческой работы учителей в экономное время с их техническим увольнением;
6. облегчает работу учителя и ученика.
Список литературы
1. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005. № 6.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педагогич. учеб. заведений / И.Г. Захарова. М.: Академия, 2005. 192 с.
3. Мухамбетжанова С.Т., Мелдебекова М.Т. Педагогтардьщ акпараттык -коммуникацияльщ технологияларды колдану бойынша кузырлылыктарын калыптастыру эдютемеа. Алматы. ЖШС «Дайыр Баспасы», 2010.
4. Бабаев Д.Д., Смагулов Е.Ж., Хаймулданов Е.С. Математиканы окытуда IT технологияларды колданудыц эдютемелж ерекшелжгер^ ВЕСТНИК Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова. Серия «Математика и естественно-технические науки». Стр. 11-15. Талдыкорган, 2018.
5. Смагулов Е.Ж., Токанов М.М. Акпараттык технологияларды окушыларга жогары математика элементтерш окытуда колдану // ISSN 2073-333Х Международный научный журнал: Наука и жизнь Казахстана. № 12/1 (147), 2020.
СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Станкевич Д.А.
Станкевич Дарья Александровна - магистрант, институт истории, социальных коммуникаций и права Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация: в статье анализируется проблема формирования знаний о конституционных правах у учащихся на уроках обществознания. Приведены примеры использования методов обучения в соответствии с возрастными особенностямии учащихся в школе.
Ключевые слова: методика преподавания обществознания, конституционное право, возрастные особенности учащихся, право.
Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Практические потребности современного общества связаны с формированием устойчивых правовых знаний и правосознания личности школьника, развитием личности, направленным на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы, а также воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку [1, 28].
При изучении гражданского права в школе особое место в ряду средств и материалов занимает Конституция Российской Федерации.
После принятия действующей Конституции Российской Федерации уже выпустилось не одно поколение учащихся из школ. В нашем опросе приняло участие 47 человек в возрасте с 21-27 лет. И на вопрос «Когда была принята Конституция Российской Федерации?» 75% респондентов ответили, что не знаю ответа на этот вопрос.
Лишь 2% опрошенных заявили, что полностью знакомы с нынешней Конституцией. Данный результаты могут говорить о методики преподавания курса «Обществознания». В отборе материала, выборе методов и приемов обучения играет большое количество факторов. Например, уровень квалификации учителя, технические возможности школы, уровень обучаемости в классе и т.д.
Особое значение при выборе форм и методов следует учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Так, в среднем звене обучения уже формируются конкретные понятия курса Конституционного права. Поэтому для изучения на данном периоде эффективно использовать проблемные и частично-поисковые методы обучения, возможно использование метода решение познавательных задач, так как возрастные особенности ребят позволяют им логически мыслить, сопоставлять факты, видеть связь между различными явлениями, систематизировать свои знания и делать выводы.
Актуально использовать методы самостоятельной работы с юридическими документами (Конституция РФ, Федеральные законы и др.), что позволяет сформировать умение анализировать нормативные акты, юридическую литературу.
В старшем школьном возрасте учащиеся включаются в новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональную, которая становится средством реализации жизненных планов и поэтому должна включать элементы анализа, исследования, личностного самоопределения. Федеральный компонент образовательного стандарта по праву также содержит темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п. [2, 29]. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы показывают свою эффективность.
Особое значение приобретает практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественнополезные дела, а
также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов [3].
Современный курс «обществознания» в школе своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что, непосредственно, формирует сознание личности учащихся. Поэтому каждому учителю, и учителю обществознания в частности, для повышения эффективности своей работы необходимо учитывать и использовать психологические знания.
Список литературы
1. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. № 1. С. 27-34.
2. Ченомырдина А.М. Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2019. № 2. С. 25-30.
3. Толстое А.В. Психолого-педагогические особенности проведения уроков истории и обществознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/342647-psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-provede/ (дата обращения:12.11.2021).
4. Гуткина И.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии, 1984. № 2. С. 56-69.