УДК 340.1
А.М. Муртазалиев, Н.А. Газимагомедова
Проблемы правового образования школьников
Дагестанский государственный университет; [email protected]
В статье рассматриваются вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием правового образования школьников с учетом проводимых реформ в образовательной сфере современной России.
Ключевые слова: правовое воспитание, защита прав, образование.
Формирование еще на ранних стадиях у детей четкого представления о правовых ценностях, допустимого и запретного обществом в их поведении выступает важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения. Двадцатилетие Конституции России -хороший повод для анализа состояния и перспектив дальнейшего совершенствования правового образования и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит реализовать заложенный в Основном законе нашей страны весь созидательный потенциал по формированию справедливого и всесторонне обеспеченного общества. Построение гражданского общества и правового государства невозможно без создания развитой системы правового обучения и воспитания, обеспечивающей формирование правового сознания, правовой культуры подрастающего поколения, во многом определяющих гражданские качества личности - инициативность, способность к самостоятельному нравственно-правовому выбору и ответственность за самореализацию в жизни, защите своих конституционных прав и свобод, - необходимые в условиях переходного этапа развития общества [1-2]. Правовые знания не являются гарантией правомерного поведения обладающего ими субъекта, но без правового образования не могут быть решены проблемы предотвращения правонарушений среди молодежи, создания условий ее успешной социализации, реализации конституционных прав на получение образования высокого качества, обеспечивающего формирование конкурентоспособной, компетентной в правовом отношении личности.
Праву в рамках гуманитарного образования школьников принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов в школе.
Вместе с тем сложившиеся в переходный период крайне неблагоприятные социальные условия и факторы способствовали активному разрушению сложившихся в прошлом механизмов воспитания подрастающего поколения, формирования у них позитивного отношения к Конституции и иным правовым актам, закрепляющим нормы социальной жизни. Результаты исследований правового сознания школьников свидетельствуют о необходимости формирования у них нравственных качеств, определяющих правомерное поведение. Последние исследования показывают, что лишь 20-25 % российских школьников готовы жить в соответствии с правовыми нормами. При этом 64 % молодых людей считают, что государство не защищает их интересы, а напротив, выступает в роли противника. В результате 50 % опрошенных боятся незаконного аре-
ста, а 14 % готовы участвовать в криминальных группах, чтобы добиться жизненного успеха. У абсолютного большинства закон ассоциируется с «насилием» со стороны государства: 82 % молодых людей хотят жить по совести, но не по закону, за полное уважение к которому высказались только 18 % респондентов России [3, с. 3]. Если взять в региональном аспекте, то ситуация в Дагестане еще хуже, чем по России в целом. Об этом свидетельствуют многочисленные данные практики, социологические исследования, а также внешне заметный относительно невысокий общекультурный уровень молодежи, в том числе и школьного возраста. Все это обуславливает необходимость формирования, а в некотором плане и «реанимирования» практиковавшихся в прошлом систем образования и воспитания, касающихся Конституции и правовой сферы в целом.
Низкая правовая культура школьников, повсеместный правовой нигилизм, несоблюдение и неиспользование законов, а также совершенствование содержания правового образования требует переосмысления традиционных форм и методов реализации правового образования и воспитания и их адекватного соответствия духу времени.
Надо признать, что в недавней нашей истории формирование правовой грамотности детей и молодежи было одним из приоритетных направлений деятельности советского государства. В 1937 г. в структуре образования советской школы появилась новая учебная дисциплина «Конституция СССР», в рамках которой школьники изучали вопросы конституционного права. Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до 1961-1962 гг. Изучение Основного закона государства было подчинено задачам правового воспитания и просвещения учащихся. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» была поставлена задача обеспечения правовой грамотности граждан на базе изучения основ Конституции СССР.
Однако с середины 50-х годов в целях преодоления перегрузки учеников объем учебной правовой информации сокращается. Активное изучение данной проблематики в 1930-1950 годы было приостановлено. Тем не менее в те годы сформулировано понятие «правопедагогическая деятельность», объектом которой выступал человек как носитель правосознания и правовой культуры. Несмотря на то, что интерес к теме был утрачен, некоторые работы по теме были опубликованы. В частности, вопросами правосознания и его роли в уголовном процессе занимался А.Я. Вышинский, который одним из первых отметил мировоззренческие функции правосознания [4].
С введением в 1962-1963 учебном году курса «Обществознание», заменившего «Конституцию СССР» и «Основы политических знаний», изменились условия изучения учащимися Конституции СССР. Правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей. Однако в некоторых школах в старших классах проводились факультативные занятия по курсу «Основы советского законодательства», в которых вопросам государственного права уделялось не так много времени (20 %).
В 70-е годы правовое воспитание несовершеннолетних становится одним из стратегических направлений деятельности государственных органов страны. Изучение Конституции как Основного закона государства становится важным направлением образовательной деятельности. В качестве условия повышения правовой культуры школьников выдвигается идея создания системы правового образования с первого по десятый классы. В рамках этой системы были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспитания на уроках при изучении основ наук и создание комплекса внеурочной и внешкольной работы.
Главными задачами при изучении основ Конституции СССР и организации правового обучения и воспитания были формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права; формирование уважения к советскому государству и праву и социалистической законности; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к правонарушениям; формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права государства, общества, личности.
В практике и науке развернулась дискуссия по вопросу о соотношении понятий «правовое воспитание» и «правовое обучение». На основании Указа Президента РФ от 29 ноября 1994 года № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» еще в конце XX в. было принято решение о необходимости организовать изучение Конституции РФ в образовательных учреждениях. Правительству РФ было поручено при утверждении федеральных компонентов государственных образовательных стандартов основного общего образования обеспечить включение в них основных положений Конституции РФ.
Но появилось немало проблем правового школьного образования, в том числе и в части изучения основ Конституции РФ. К ним относятся:
- явное преобладание эмпирического подхода к гражданско - правовому образованию в сравнении с научно-теоретическим знанием, что проявилось прежде всего в том, что стали создаваться многочисленные курсы, учебники, которые вводились в школы без надлежащей экспериментальной проверки и научного обоснования;
- отсутствие стабильных учебных курсов по правовому образованию и единых требований в правовом образовании, что приводило к несоответствию ряда учебных курсов возрастным особенностям учащихся.
Кроме этого, часто не стыковались между собой идеи создания правового и гражданского образования.
В конце XX (с 90-х гг.) - начале XXI в. отдельные правовые курсы становятся более полными, выстраивается определенная вертикаль правовой подготовки школьников с первых классов до выпускных. Вопросам Конституции РФ стали уделять большее внимание. Профилизация старшей ступени обучения в системе общего образования позволила более основательно изучать правовые вопросы.
В начале XXI в. сложилась относительно системная работа в части правового информирования детей и молодежи о Конституции РФ. В начальной школе (1-4 классы) учащиеся в возрасте 6,5-10 лет изучали элементарные нормы поведения, права и обязанности граждан, общения друг с другом в рамках образовательной области «Окружающий мир», объединяющей несколько предметов.
В основной школе (5-9 кл.) ученики в возрасте 11 лет получали возможность в рамках курса «Граждановедение» или «Обществознание» познать особенности правового статуса личности, правового регулирования семейных, трудовых, гражданских, уголовных, административных отношений. Но особое внимание уделялось вопросам конституционного права, знакомству с устройством российского государства. Обучение основам Конституции РФ в старшей школе (10-11 кл.) в РФ осуществлялось во всех регионах в рамках профильного образования. В большинстве регионов созданы концепции гражданского и правового образования подростков, но процесс правовой подготовки усложнен в связи с недостаточным количеством профессиональных кадров, владеющих одновременно юридическими и педагогическими компетенциями.
В настоящее время в России подготовлены и весьма успешно используются учебники и учебно-методические материалы для формирования правовой компетентности
детей. В них уделено значительное внимание изучению вопросов Конституции РФ. В процессе изучения подобных курсов акцентируется внимание на реализации прав и свобод, закрепленных Основным законом страны, в частности права на труд. В университетах и педагогических вузах осуществляется подготовка педагогов по направлению «учитель права».
Все подходы в правовой подготовке школьной молодежи через изучение Конституции РФ можно разделить условно на несколько групп: информационный подход, правозащитный подход, профориентационный подход, практикоориентированный подход, интегративный подход, институциональный подход, этико-правовой подход.
В рамках изучения Конституции РФ появились курсы «Права человека», в соответствии с которыми дети изучают концепцию прав человека, сопоставляют международные стандарты и нормы национального законодательства. У обучающихся формируются умения реализовывать свои права и защищать их. Сообщение правовых знаний соподчиняется с воспитательными аспектами. На изучение правовых вопросов в школах отводится 34 часа в девятых классах, в процессе которых детям разъясняют особенности права и Основного Закона, законодательства, источников права и раскрывают исторические аспекты формирования права.
Одной из основных концепций правового образования стала система этико-правового подхода в изучении права. Ее авторы считают, что в современной школе необходимо выстроить целостную систему правового обучения с первого до выпускного класса, основанную на гуманистической этике, гуманистических принципах права и гуманистических традициях в педагогике. Отношение к ученику как к субъекту образовательного процесса потребовало отказаться от традиционного для правового образования формально-информационного подхода без учета возможностей и реальных потребностей ребенка. При этом правовая информация вводится после формирования соответствующих нравственных установок и на их основе. Организационное единство системы правового образования обеспечивается совокупностью специальных учебных предметов этической, морально-нравственной направленности.
В последних заявлениях Президента РФ В.В. Путина подчеркнуто, как важно сегодня сформировать у взрослеющей личности искренний патриотизм, ориентированный на признание ценности своей страны, основанный на принципах социальной справедливости, конституционной ответственности. Проблема качественного роста профессионализма педагогов всех уровней может быть решена за счет объединения усилий различных учреждений, организаций, проектов федерального, регионального и муниципального значений. Как и ранее, в высшей школе актуальна и необходима целенаправленная работа по созданию системы правового образования, образованию в области прав человека, изучению Конституции Российской Федерации.
Наиболее важные задачи на современном этапе развития правового образования в общеобразовательных учреждениях были определены на состоявшемся 18-19 мая 2013 г. в Санкт-Петербурге Всероссийском съезде учителей права и обществознания «Конституционно-правовые ценности формирования личности школьника», приуроченном к 20-летию Конституции Российской Федерации в рамках III Петербургского международного юридического форума. По своей значимости съезд стал значимым мероприятием, направленным на обсуждение научно-практических, учебно-методических и дидактических вопросов преподавания основ правовых знаний в средних учебных заведениях с целью формирования у учащихся системы личностных качеств, необходимых для нынешней жизнедеятельности: высокой правовой культуры, правосознания и правопонимания, владения знаниями о Конституции Российской Федерации, о своих
конституционных правах и обязанностях, о системе законодательных, исполнительных и судебных органов.
По итогам работы съезд учителей права и обществознания рекомендовал:
1. сделать изучение Конституции Российской Федерации в школе постоянным и всеобщим;
2. создать единое образовательное пространство по вопросам правового обучения и воспитания;
3. в год 20-летия принятия Конституции Российской Федерации:
- провести 1 сентября 2013 г. всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации;
- организовать региональные и всероссийские конкурсы школьников на лучшее знание Конституции Российской Федерации;
- создать Ассоциацию учителей права и обществознания в качестве отделения Ассоциации юристов России;
4. общеобразовательным учреждениям:
- изучать учебный предмет «Право» в качестве отдельного учебного предмета за счет часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения;
- создать условия для формирования у обучающихся гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения в рамках правового обучения и воспитания;
- провести встречи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, с представителями судебной системы, правоохранительных органов, с представителями ведущих юридических вузов (факультетов), правозащитных организаций и юридической общественности; ознакомительные экскурсии в органы конституционного контроля субъектов Российской Федерации (в конституционные и уставные суды), в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в органы местного самоуправления;
5. Учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования:
- разработать специализированные учебно-методические и дидактические материалы, направленные на формирование и воспитание современной личности в контексте конституционных основ российской государственности, в частности методики проведения интерактивных занятий, направленных на овладение учащимися элементарных умений и навыков, необходимых современному человеку и гражданину для реализации и защиты своих конституционных прав и обязанностей;
- разработать методические рекомендации по проведению всероссийского урока, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации;
- разработать концепцию преподавания права в школе; учебно-методический комплекс по преподаванию права в школе;
- разработать и провести модули повышения квалификации для учителей права и обществознания по вопросам правовых знаний, в том числе на базе ведущих образовательных учреждений юридического профиля;
- усилить обществоведческую подготовку учителей истории, разработав необходимые модули повышения квалификации;
- изучить опыт Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по подготовке и повышению квалификации учителей права и общест-вознания;
6. министерству образования и науки РФ:
- организовать Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации, и Всероссийский конкурс школьников на лучшее знание Конституции РФ;
- организовать разработку профессионального стандарта учителя права и общест-вознания [5, с. 157-158].
Представляется, что реализация этих мер с учетом предыдущей нашей исторической практики будет способствовать эффективному развитию правового образования
школьников на современном этапе. Вместе с тем в регионах, неблагополучных с точки зрения состояния законности и правопорядка и правовой системы в целом, к числу которых необходимо отнести и Дагестан, эти меры должны найти свое логическое развитие в региональных, муниципальных и локальных (учебных заведений) требованиях и программах по повышению правового образования школьников.
Таким образом, подводя итоги анализа проблем правового образования школьников, необходимо отметить:
1. Повышение уровня правового образования школьников на современном этапе обусловлено происходящими в стране в целом и в образовательной сфере изменениями, направленными на формирование правового государства и интеграцию России в международное образовательное пространство.
2. Реализация задач правого воспитания направлена на формирование не только законопослушного, но и социально активного гражданина, способного активно отстаивать свои законные интересы и защищать права.
3. Состояние организации образования в современной школе не соответствует задачам правового воспитания подрастающего поколения, в особенности школьников, и требует существенных изменений.
4. По своему содержанию правовое образование направлено на формирование правовой компетентности личности, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом правовом обществе, применять свои знания, умения и навыки на практике и в первую очередь в сфере защиты прав личности.
Литература
1. Муртазалиев А.М. Повышение правовой культуры как актуальная задача современности // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. -Вып. 2. - С. 5-10.
2. Кострова Н.М. Проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан в судебных органах Российской Федерации // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 2. - С. 11-15.
3. Терентьева Е.В. Системно-целевое управление развитием правового профильного образования учащихся в школе: дис. ... к. пед. наук. - М., 2006.
4. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. - М., 1950.
5. Конституционно-правовые ценности в формировании личности школьника. Материалы Всероссийского съезда учителей права и обществознания, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации. 18-19 мая 2013 г. (г. Санкт-Петербург). -М., 2013.
Поступила в редакцию 12 июля 2013 г.
UDK 340.1
Problems of legal education of school students
A.M. Murtazaliyev, N.A. Gazimagomedova Dagestan State University; [email protected]
The article considers the problems of further improvement of legal education of school students taking into account the reforms that are being carried out in the educational sphere of modern Russia
Keywords: legal education, protection of the rights, education.
Received July 12, 2013