Научная статья на тему 'Проблемы правового образования в российской школе'

Проблемы правового образования в российской школе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2084
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / ПРАВО / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧАЩИЙСЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудко Игорь Геннадьевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы правового образования в школах Российской Федерации. Автором дана оценка современной концепции правового образования в школе. Особое внимание уделено инициативным проектам по правовому образованию учащихся в различных школах Российской Федерации. Автором предложена общая модель правового образования и воспитания в современной российской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дудко Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF LAW EDUCATION IN THE RUSSIAN SCHOOL

The article considers topical issues of law education in the schools of the Russian Federation. The author assesses present opinion the modern conception of law education in the school. Special attention is paid to the initiative projects of legal education for students in various schools of the Russian Federation. The author proposed a common model of law education and training in the modern Russian school.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового образования в российской школе»

14.3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Дудко Игорь Геннадьевич доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

idu2000@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы правового образования в школах Российской Федерации. Автором дана оценка современной концепции правового образования в школе. Особое внимание уделено инициативным проектам по правовому образованию учащихся в различных школах Российской Федерации. Автором предложена общая модель правового образования и воспитания в современной российской школе.

Ключевые слова: школа, право, образование, учащийся, правовая культура, проект.

THE PROBLEMS OF LAW EDUCATION IN THE RUSSIAN SCHOOL

Dudko Igor G., doctor of legal sciences, professor, Chair of the State and Administrative Law Department Place of employment: Mordovian State University

idu2000@yandex.ru

Abstract: The article considers topical issues of law education in the sсhоols of the Russian Federation. The author assesses present opinion the modern conception of law education in the school. Special attention is paid to the initiative projects of legal education for students in various schools of the Russian Federation. The author proposed a common model of law education and training in the modern Russian school.

Keywords: sсhоol, law, education, scholar, law culture, project.

Школа, будучи важнейшим социальным институтом российского общества, наряду с исполнением главной функции - образование учащихся, во многом осуществляет формирование их гражданской позиции. В рамках заявленной Конституции Российской Федерации перспективы построения правового государства, актуальной является задача правового образования учащихся.

Более двух десятков лет дискутируется вопрос о том, каким образом должно быть построено правовое образование в школе. На федеральном уровне формализованы как общие параметры российского школьного образования («Концепция модернизации российского образования до 2010 года», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг.»)1, так и специализированные (например, «Правовое образование в школе», проект Российского фонда правовых реформ)2. При этом акцент сделан на интеллектуальном, гражданском, духовном и культурном воспитании учащихся.

Весьма содержательны региональные концепции развития образования, в которых непременным компонентом присутствует правовое образование. Так, согласно Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010», правовое образование рассматривается как социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение им современной системы ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать отстаивать и защищать. Определено, что социализация должна реализовы-ваться в самой правовой атмосфере школьной жизни,

1. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р. URL: httpV/правительство.рф. /gov/results/14231/.

2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая

школа». URL: Ь|йр://президент.рф/пе\л«/6683.

при этом модель правового образования должна представлять как собственно правовое образование школьников, так и правовое пространство школы, под которым понимается освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями3.

Эта последняя задача, несомненно, актуальна и востребована. Однако она имеет весьма расплывчатые очертания. К примеру, означает ли, что в рамках создания «правового пространства школы» должно осуществляться правовое просвещение родителей? Посильна ли эта задача при фрагментарном участии родителей в жизни школы? В какой мере педагоги школы должны овладеть правовой культурой? Эти и ряд других вопросов возникают естественным образом при практическом осуществлении проекта «правового пространства школы». Другое дело, что сама постановка вопроса имеет положительное значение и заслуживает не просто внимания, но должной проработки.

Безусловно, в школе должна быть создана атмосфера способствующая формированию правовой культуры, которая начинается с соблюдения всеми участниками образовательного процесса (включая родителей), как ни парадоксально, этических правил поведения педагогов и учащихся. С уважительного поведения по отношению к каждой личности (учащегося и педагога), собственно начинается исполнение базового конституционного принципа «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ). Другой конституционный принцип, который должен стать частью школьной жизни и, каждого класса в отдельности, есть положение статьи 19 Конституции РФ: «все равны перед законом и судом». Учащиеся

3 Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005 - 2010». URL: http://k-obr/spb.ru/news/news/363.

Дудко И. Г.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

особенно остро ощущают, когда в классе учителями «культивируется» разделение на «любимчиков» и «не любимчиков», болезненно реагируют на любое проявление не справедливости, особенно на унижение человеческого достоинства.

Обеспечение этих двух принципов и их должная реализация позволит сформировать «настрой школьной жизни» на проекцию «правового государства».

В связи с качественными преобразованиями в российской правовой системе изменилась правовая основа государственной и общественной жизни. Прежде всего, ориентиры развития выстраивает Конституция Российской Федерации. В ней закреплен приоритет прав человека и гражданина, гуманистические ценности, ценности демократического общества. Именно эти положения Конституции РФ устанавливают требования к содержанию правового образования и правовой российского культуры общества в целом.

Для правовой культуры гражданина в демократическом обществе должно быть характерно не только уважительное отношение к закону, не только знание своих прав, свобод, обязанностей, но и способность к защите данных прав, в том числе коллективным (солидарным) способом. Сложность общественной жизни, особенно в условиях рыночной экономики, с ее ростом конфликтных ситуаций, ставят в качестве важнейших целей не только знание прав и умение их отстаивать, но и способность к толерантным, конституционно выверенным действиям. Для решения этих сложнейших задач современного правового образования в школе должны быть созданы адекватные учебные пособия и условия организационного порядка.

Рассуждения о правовом образовании учащихся неизбежно ставят вопрос о его цели, формах и должных результатах. Собственно цель правового образования школьника, выраженная в различных по уровню и форме документах, состоит в формировании правового, полагаю, конституционно обусловленного, сознания. Иначе говоря, в формировании конституционных (правовых) установок предполагающих осознание учащимся ценности прав и свобод, как его, так и иных людей, но также уяснения конституционных и иных позитивных обязанностей.

Наряду с активным освоением теоретических представлений о правах, свободах и обязанностях, учащийся должен приобрести практические навыки реализации прав, возможности их обеспечения, а в необходимых случаях и защиты. Эти наиболее общие задачи правового образования должны решаться исходя из возрастных и иных особенностей учащихся.

В советский период правовому образованию школьников уделялось значительное внимание. Причем как в образовательном, как и воспитательном процессе того периода наряду с педагогами школ участвовали преподаватели вузов и, что важно, юристы - практики. В разные годы в школах были введены не одинаковые по объему и направленности учебные предметы: «Обществоведение», «Основы советского законодательства», «Основы Советского государства и права». В разработке научно-методических пособий по этим предметам участвовали, наряду с учителями школ, преподаватели высших учебных заведений и юристы-практики. Правовое образование было возведено в ранг государственной политики и рассматривалось как часть правового воспитания. Главными задачами являлись -формирование правовой культуры школьника, основан-

ной на соблюдении закона, а также профилактика правонарушений несовершеннолетних. Основным критерием результативности работы по правовому воспитанию и образованию было отсутствие (наличие) в школе фактов правонарушений школьников. Полагаю, эти задачи, как и предложенные критерии эффективности, сохраняют актуальность и сегодня.

К основным недостаткам «советской модели» правового обучения относится не системный, отчасти фрагментарный характер преподавания. Это были в основном факультативные курсы. Их преподавание осуществляли педагоги, не имеющие специальной подготовки в сфере права. Только в конце 80-х гг. в педагогических вузах началась подготовка учителей истории и права. Кроме того, даже факультативно, правовое обучение осуществлялось, в основном, в рамках старших классов. Уроки «советского права» лишь дополняли гуманитарный блок школьных предметов.

Следует признать, что в современной российской школе ситуация с правовым образованием радикально не изменилась. Представления о праве и государстве, правах человека и гражданина, должном поведении, школьники получают в рамках предмета - «Общество-знание». Собственно вопросы права в школьных учебниках по обществознанию имеют второстепенное значение и носят фрагментарный характер. Так, к примеру, в академическом школьном учебнике «Общество-знание. 8 класс» к «основным сферам жизни общества» отнесены: экономическая, социальная, политическая и духовная. Исходя из данного подхода, право не составляет самостоятельную область общественных отношений, а выполняет «обслуживающую» иные сферы роль. К примеру, упоминается, что среди социальных норм есть правовые; указано на юридическое содержание собственности, приводится статья 35 Конституции РФ; говорится о защите прав потребителя и т.п. Почти половина учебника посвящена вопросам экономики4. Фрагментарное изложение вопросов права присуще учебникам по обществознанию для старших классов. Соответственно преподавание права не имеет целенаправленного характера. Вполне понятно, что в рамках программы для средней школы не может осуществляться подготовка «юристов», «экономистов», «политологов» и др. специалистов. Однако, совершенно очевидно без системных знаний о праве (в его практико-ориентированном варианте) сложно подготовить гражданина знающего права и обязанности, умеющего отстаивать свои права, способного иметь активную гражданскую позицию.

К сожалению, системное преподавание права в современной российской школе, как и в советский период, осуществляется исключительно в рамках факультативов, инициативных проектов, поддержанных различными фондами.

Так, на протяжении нескольких лет на базе Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева реализовывался созданный автором этих строк проект «Вместе по лабиринтам права». Проект был направлен на изучение учащимися старших классов, различных школ города Саранска, ряда основополагающих отраслей права (конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное). Разумеется, речь шла об определенном минимуме право-

4 Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова и др.]. -М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

вых знаний. Однако, наряду с элементарными вопросами теории права, в рамках каждого блока (отрасли) раскрывались темы, имеющие практическое для старшеклассника значение (например, способы защиты прав человека, административная ответственность несовершеннолетних, эмансипация в гражданско-правовых отношениях и др.). Особенность проекта заключалась в том, что тренинг-лекторами выступали студенты юридического факультета, которые под руководством преподавателей разрабатывали учебно-методические материалы. Такой творческий союз преподавателей и студентов позволил создать оригинальную «школу права», в рамках которой осуществлялось неформальное правовое обучение5.

Весьма интересен опыт правового образования в МБОУ СОШ № 12 г. Новосибирска. В рамках реализации проекта «Правовой марафон», как общешкольного мероприятия, для учащихся разного возраста, создана двух уровневая схема освоения правовых тем: «горизонтальная, осуществляющая изучение правовых вопрос в течение учебного года, и вертикальная, подразумевающая усложнение материала от одного учебного года к другому». В рамках проекта ежемесячно проходят Дни правовых знаний (беседы на узкие темы с сотрудниками правоохранительных органов), Декада нравственности, месячник «Подросток и закон». В рамках проекта проходили исследовательские и интеллектуальные турниры, олимпиады школьников, конкурсы плакатов и рисунков на правовые темы. Важно, что в рамках проекта осуществлялось правовое просвещение родителей6.

Заслуживает внимания масштабный проект по правовому обучению в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в котором было задействовано более 100 школ. В рамках четырех этапов правового образования (1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классы) были определены критерии результативности этико-правового образования, система решаемых задач, организационные формы их выполнения. Для каждого этапа создавался свой учебный предмет. На первом этапе это «Я и мой мир», на втором - «Социальная практика», на третьем -«Права человека в свободной стране», на четвертом -«Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира», «Из истории права», «Основы правоведения». Правовое образование на каждом этапе было ориентировано на «достижение конкретных практических результатов цивилизованной

интеграции учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права и для обеспечения ее жизнедеятельности»7

К сожалению, такого рода проекты, сегодня составляют скорее исключение, чем правило. Сложилась парадоксальная ситуация. Вопреки признанию на официальном уровне необходимости систематического правового образования в школе и наличию кадрового состава (специализированная подготовка учителей истории с углубленным изучением основ права), правовое образование в общеобразовательной школе носит фрагментарный, вторичный характер. Полагаю, ситуация должна быть измена введением обязательного самостоятельного предмета «правоведение» для старших классов. При этом методические разработки по предмету, включая учебники, должны осуществляться учителями школ в сотрудничестве с преподавателями вузов. Базовые знания выпускника школы по конституционному, административному, гражданскому, трудовому, семейному, экологическому праву, способствуют формированию ответственного гражданина, ориентирующегося в сложных социальных отношениях, в которых значимость правового регулятора возросла многократно.

Список литературы:

1. Вместе по лабиринтам права: Учебное пособие - Саранск: ГП Респ. Тип. «Крас. Окт.», 2000. - 256 с.

2. Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005 - 2010». URL: http://k-obrZspb.ru/news/news/363.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://президент.рф/news/6683.

4. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова и др.]. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р. URL: http://правительство.рф./gov/results/14231/.

6. Плешкова И.А. Особенности правового образования в современной школе // Вестник Новосибирского педагогического университета. 2012. № 2. С. 3 - 12.

7. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы / Под ред. Н.И. Элиасберг. - Спб.: СпецЛит, 2001. - 443 с.

5Вместе по лабиринтам права: Учебное пособие - Саранск: ГП Респ. Тип. «Крас. Окт.», 2000. - 256 с.

6 Плешкова И.А. Особенности правового образования в совре-

менной школе // Вестник Новосибирского педагогического университета. 2012. - № 2. - С. 8 - 9.

7 Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы / Под ред. Н.И. Элиасберг. - Спб.: СпецЛит, 2001. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.