Научная статья на тему 'Проблемы реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации и ее субъектах'

Проблемы реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации и ее субъектах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1080
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехин А. Е., Артемьева И. В.

В статье рассмотрены проблемы аспекты реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации, связанные, во-первых, с трудностями разработки понятийного аппарата в сфере образования, во-вторых, со слабым контролем над качеством учебно-методического обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях и, в-третьих, с многочисленными нарушениями прав в области образования разных участников образовательных отношений в субъектах РФ, в частности Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алехин А. Е., Артемьева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации и ее субъектах»

ІВ І АЁА! и вААЁЁдАОЁЁ

ГАОЁ I Г АЁиГ І А І І В ІАеоА «ІАвАдІАА ГЁА»

А В І ЙЙЁЁЙЕ і Ё ОАААВАОЁЁ Ё АА ЙСАйАЕОАО*

А. А. АёабеГ, Ё. А. А9оа! иааа

А поаоиа ЭапМТоЭаТй ТЭТаёаш апУаёой Эааёёдаоёё ТаоёТТаёиТТаТ УЭТаёоа «ТаЭадТ-ааТёа» а ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё, паудаТТйа, аТ-УаЭайо, п оЭоаТТпоуТё ЭадЭааТоёё УТТуоёёТТаТ а'и'аЭаоа а пбаЭа ТаЭадТааТёу, аТ-аоТЭйо, ПТ пёаай1 ёТТоЭТёа! Таа ёа+апоаи о+ааТТ-1аоТаё+апёТаТ Таат'а+аТёу о+ааТТаТ УЭТоаППа а ТаЭадТааоаёиТйо о+ЭажааТёуо ё, а-оЭаоиёо, п 1 ТТаТ+ёпёаТТшё ТаЭоиаТёуТё УЭаа а Таёапоё ТаЭадТааТёу ЭадТйо о+апоТёёТа ТаЭадТааоаёиТйо ТоТТиаТёё а поайаёоао ВО, а +апоТТпоё Ват'оаёёёа 1 ТЭаТаёу.

Актуальность исследования вопроса правового регулирования образования в России обусловлена необходимостью решения проблем, связанных с реализацией конституционного права граждан на образование (ст. 43 Конституции РФ), а также принятием Концепции модернизации образования до 2010 г., Национальной доктрины образования РФ до 2025 г., приоритетного национального проекта «Образование» и присоединением России к Болонской декларации. В связи с этим многократно возрастает роль федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по решению ключевых проблем в сфере образования. В статье мы коснемся лишь некоторых проблемных вопросов данной темы.

1. Мы являемся сторонниками идеи принятия в ближайшее время Образовательного кодекса РФ (Кодекса РФ об образовании)**, который бы вобрал в себя разрозненные правовые нормы в области образования, возведя их в ранг закона, и стал логичным завершением национального проекта «Образование» в России. С принятием такого Кодекса должен будет решиться вопрос, связанный с разработкой, уточнением и унификацией понятийного аппарата в области образования. К сожалению, мы вынуждены констатировать тот факт, что Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон РФ «Об образовании») и большинство законов субъектов РФ об образовании в нарушение правил юридической техники не содержат отдельной статьи, посвященной основным понятиям и терминам, используемым при пра-

вовом регулировании образовательного процесса на федеральном и региональном уровне.

Ярким примером нарушения юридической техники является помещение понятий «образование» и «получением гражданином (обучающимся) образования» во вводную часть Закона РФ «Об образовании». К тому же возникают претензии и к содержанию понятия «образование». Закон под образованием понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Однако данное определение не отображает в полной мере его суть. На наш взгляд, в нем не отражена закрепленная в ст. 10 Закона РФ «Об образовании» такая форма, как «самообразование». В определении сказано, что образование — это «процесс воспитания и обучения в интересах человека», т. е. это деятельность одного субъекта образовательного процесса (воспитателя, учителя, преподавателя) по воспитанию и обучению другого субъекта (воспитанника, обучающегося). В процессе «самообразования» получение гражданином знаний, навыков, умений происходит самостоятельно, следовательно, определение требует уточнения. Например, его можно сформулировать следующим образом: образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый государственными, муниципальными, негосударственными учреждениями и

© А. А. АёаоёТ, Ё. А. АЭоаТиааа, 2009

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ «Правовое обеспечение реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа)», № 08-03-00587а.

** У разных авторов мы можем встретить различные предложения по названию нового кодекса. Данный вопрос для нас не имеет принципиального значения в отличие от его содержания.

физическими лицами или через самообразование в целях удовлетворения потребности личности в образовании в интересах самого человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Определение понятия «самообразование» мы обнаруживаем в абзаце 7 ст. 1 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области»1. Приводим с нашими доработками: «Самообразование — это форма получения образования, предполагающая самостоятельную, специально организованную и систематическую деятельность человека (гражданина), направленная на получение знаний, по объему и качеству соответствующих государственному образовательному стандарту и сопровождающаяся констатацией достижения установленных государством образовательных уровней»*.

Интересным представляется и подход законодателя Кировской области к определению ряда важных понятий, например: содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности; воспитательная система — форма интеграции воспитательных воздействий в единый процесс, позволяющий добиться конкретных результатов; воспитание — специально организованный воспитательный процесс формирования и принятия гуманных, социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения2. Не менее полезно будет дать определение понятию «сфера образования». С этой целью мы обращаемся к ст. 2 Закона Читинской области «Об образовании» и находим определение: сфера образования — область общественных отношений, возникающих между юридическими и физическими лицами по поводу осуществления

ими образовательной деятельности, совокупность учреждений и предприятий, участвующих или обеспечивающих образовательный про-цесс3.

Немаловажное значение для реализации национального проекта «Образование», предполагающего применение инновационных подходов и технологий, имеет формулирование и законодательное закрепление понятия «инновация в образовании». Определение можно позаимствовать из Закона Калининградской области от 5 февраля 1998 г. «Об образовании», но с некоторыми уточнениями: «Инновация в образовании — привнесение или обновление элементов в государственных образовательных стандартах, учебно-методическом обеспечении или организации образовательного процесса (содержания, технологий, форм организации и т. д.), направленное на его совершенствование и прошедшее испытание на экспериментальных образовательных площадках» (абзац 8 ст. 1)4. При этом под экспериментальной образовательной площадкой следует понимать государственное, муниципальное или частное образовательное учреждение, утвержденное нормативными документами органа управления образованием субъекта РФ в качестве базы для реализации инновационных проектов и опытно-экспериментальной работы в сфере образования**.

Инновации в образовании, на наш взгляд, могут касаться трех направлений: 1) внесения изменений в государственные образовательные стандарты, в том числе касающихся регионального компонента государственного образовательного стандарта (дополнительных предметов: религиоведения,

правоведения, этикета, предметов по выбору, факультативов, спецкурсов и т. д.); 2) разработки новых или доработки имеющихся учебно-методических материалов (учебников,

1 Об образовании в Кировской области: Закон Кировской области 11 февраля 2003 года № 133-ЗО (в ред. от 17 апреля 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

* Определение, данное в указанном законе, имеет следующее содержание: «Самообразование — специально организованная, самостоятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей».

2 Там же. Абзац 3, 4 ст. 1.

3 Об образовании: Закон Читинской области 1 октября 1997 г. № 98-ЗЧО (в ред. от 19 декабря 2007 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4 Об образовании: Закон Калининградской области от 5 февраля 1998 г. (в ред. от 10 декабря 2007 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

** Схожее определение «Экспериментальной площадке» дается в ст. 1 Закона Мурманской области от 19 декабря 2005 года № 707-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области» (в ред. от 15 февраля 2007 г.) (доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»). В Законе Томской области от 12 ноября 2001 г. № 119-ОЗ «Об образовании в Томской области» дается определение федеральной экспериментальной площадки: «Федеральная экспериментальная площадка — статус инновационного образовательного учреждения, присваиваемый Министерством образования и науки РФ на основании экспертизы проектно-исследовательской деятельности образовательного учреждения».

учебно-методических комплексов, программ, наглядных пособий, аудиозаписей, обучающих фильмов и т. д.); 3) изменений, касающихся организации образовательного процесса (применения навыков на практике, обучающих игр и т. д.).

С национальным проектом «Образование» связаны также отношения, возникающие при проведении различных конкурсов педагогического мастерства и предполагающие дополнительные стимулирующие выплаты учителям (педагогам). В Законе Кемеровской области об образовании содержится определение: «Областной конкурс педагогического мастерства — это профессиональное соревнование, объявляемое (проводимое) исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, осуществляющим управление в сфере образования (далее также — исполнительный орган, осуществляющий управление в сфере образования) среди педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, имеющих квалификационные категории, с целью выделить наилучших из числа его участников» (ст. 1)5.

В некоторых законах субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере образования, встречаются и другие немаловажные для правового регулирования образования термины, которые могут быть использованы при составлении понятийного аппарата «Образовательного кодекса Российской Федерации». Например, «педагог»; «педагог — молодой специалист»; «национально-региональ-

ный компонент»; «сельская малокомплектная школа»; «качество образовательных услуг»; «качество образовательной подготовки выпускника»; «образовательный заказ»; «дети с ограниченными возможностями здоровья»; «семейное образование»; «адаптивное образование» и т. д. В данной статье мы остановились лишь на некоторых понятиях, которые либо требуют доработки, либо не получили широкого распространения в региональном и федеральном законодательстве.

2. В последнее время набирает актуальность вопрос, связанный с преподаванием отечественной истории в образовательных учреждениях России. В основном это связано с претензиями к авторскому взгляду изложения материала, касающегося различных исторических событий, к широте вопросов, включаемых в учебник, и объему их освящения. Поэтому основной задачей для государства является подбор таких учебников отечествен-

ной истории, содержание которых соответствовало бы подлинным историческим фактам, объективно давало оценку историческим событиям (включая выводы) и в то же время способствовало патриотическому развитию молодежи, но не в ущерб объективности материала. На наш взгляд, в решении данной проблемы нам могли бы помочь не только специалисты из различных научных институтов, университетов, но и педагоги, вынужденные учить школьников по этим учебникам. По нашему мнению, «обсуждение» учебников истории на официальном сайте Министерства образования РФ позволит дать им объективную оценку в большей степени, чем мнение нескольких специалистов, даже уважаемых.

3. Право на образование провозглашено в 26-й статье Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН. Данная статья закрепляет основные принципы в сфере образования, которые также нашли отражение в Федеральных законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Каждый из этих принципов значителен для полноценной реализации человеком естественного права на образование. В статье мы постараемся ответить на вопрос, реализуются ли данные принципы на практике и часто ли они нарушаются.

В рамках исследования мы заострим внимание на двух конкретных принципах. С этой целью нами был проведен опрос 150 учащихся средних общеобразовательных учреждений городского округа Саранск 15—17 лет и 180 студентов 17—22 лет, получающих высшее профессиональное образование на разных факультетах Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Кроме того, проанализирована практика прокурорского реагирования на нарушения в области образования в субъектах РФ и Республике Мордовия.

Принцип 1: «Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным... » (ст. 26 Декларации).

Проблемой, на наш взгляд, является отсутствие в законе определения понятия «бесплатное образование». Существуют ли пределы, выходя за которые образование автоматически становится «платным»? Можно ли признавать так называемые «добровольные

5 Об образовании в Кемеровской области: Закон Кемеровской области 28 декабря 2000 года

№ 110-ОЗ (в ред. от 1 февраля 2008 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

пожертвования» со стороны родителей или ежегодную покупку учебной литературы по программе определенного курса платой за получение ребенком начального и общего образования? Изучение деятельности прокуратуры в разных субъектах РФ позволило нам обнаружить конкретные примеры нарушения данного принципа на практике.

В 2007 г. Азнакаевской городской прокуратурой (Республика Татарстан) выявлены факты нарушения Закона «Об образовании», связанные с общедоступностью и бесплатностью образования. В школах города выявлен ряд случаев незаконного сбора денежных средств от родителей учащихся. В средней общеобразовательной школе № 1 пос. Актюбин-ский выдача справок об обучении ученикам и их родителям осуществлялась на платной основе, а одной из классных руководительниц этой же школы с учеников были собраны денежные средства на приобретение музыкального центра [4].

В 2008 г. прокуратурой Свердловской области выявлены 190 нарушений закона при реализации национального проекта «Образование», в том числе факты взимания денежных средств заведующей одного из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нижнего Тагила с родителей за физкультурные занятия детей в бассейне детского сада [6].

Прокуратурой Тюменской области в 2007 г. проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями. Библиотеки большинства образовательных учреждений юга области не были укомплектованы учебной литературой, что является нарушением требований ст. 29 Закона РФ «Об образовании», согласно которой одной из основных гарантий бесплатности общего образования является обеспечение на безвозмездной основе обучающихся учебниками и учебными пособиями [5].

Прокуратура субъектов РФ, таким образом, по-разному понимает значение принципа «право на бесплатное образование». В одних регионах явным нарушением является выдача справок об обучении ученикам и родителям за плату, в других — отсутствие в школе учебников и учебных пособий. Соответственно лишь закрепления данного принципа в законе «Об образовании» недостаточно. На наш взгляд, требуется его подробное раскрытие.

Принцип 2: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание граждан-

ственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (абзац 2 ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Полагаем, исследование данного принципа логично начать с анализа результатов проведенного нами анкетирования.

На вопрос «Как Вы думаете, необходимо ли введение курса „Право“ в школах?» получены следующие ответы: из 330 опрошенных (100 %) 37 чел. (11,2 %) высказались против, 11 чел. (3,6 %) выбрали вариант «Иное»: Курс „Право“ уже есть в школьной программе» и 282 чел. (85,2 %) высказались «за».

Вывод: чтобы реализация данного принципа в школах, а затем и в вузах стала возможной, учащимся необходимо знать, что такое гражданственность, права и свободы человека и гражданина, способы защиты конституционных прав и т. д. На наш взгляд, изучения данного материала в рамках курса «Обществознание» недостаточно.

На вопросы «Сталкивались ли Вы с нарушениями Ваших прав при обучении в школе / вузе?», «Если да, то в какой области были нарушения Ваших прав?» и «О том, что Ваши права были нарушены, Вы узнали сразу или впоследствии?» получены следующие ответы: из 150 опрошенных учащихся (100 %) только 11 чел. (6,3 %) столкнулись с проблемой нарушения прав в школе, однако каких-либо пояснений они не дали, т. е. не ответили на второй и третий вопросы. Из 180 опрошенных студентов (100 %) права 64 чел. (35,5 %) нарушались за время обучения в вузе, причем из них 25 чел. (13,8 %) получают юридическую специальность (всего опрошены 42 студента, обучающихся на юридическом факультете). Это не значит, что на юридическом факультете права студентов нарушаются чаще, просто студенты-юристы обязаны знать, что является нарушением законодательства, и уметь грамотно формулировать основные нарушения, с которыми они столкнулись при обучении.

Основные нарушения в области высшего образования связаны с недобросовестным отношением администрации факультета к своим обязанностям (18,2 %); нарушениями при приеме экзаменов (9,1 %); неудовлетворительным состоянием материально-технической базы университета и условий проведения занятий (20,4 %); нарушением в области разъяснения прав студенту (18,3 %); неудовлетворительным отношением преподавателей к образовательному процессу (22,4 %); иным нарушениям прав (например, в области выплаты стипендии).

Представляется интересным анализ ответов на следующие вопросы.

Вопрос: «Знакомы ли Вы с содержанием Федерального закона РФ „Об образовании“?». Из 330 опрошенных (100 %) 41 чел. (12,4 %) не знают ни о существовании, ни о реализации данного закона. Соответственно 289 чел. (87,6 %) имеют представление о нем.

Вопрос: «Как Вы считаете, все ли его предписания реализуются на практике?». Из 330 опрошенных (100 %) — 172 чел. (52,1 %) выбрали вариант «Скорее нет, чем да», 105 чел. (31,8 %) выбрали вариант «Скорее да, чем нет», 32 чел. (9,6 %) ответили «нет»,

21 чел. (6,4 %) — «да». При этом отметим, что только 6,4 % высказались за реализацию всех предписаний Закона «Об образовании» на практике, большинство же опрошенных выбрали вариант «Скорее нет, чем да». Это, на наш взгляд, странно, так как только 6,3 % учащихся и 35,5 % студентов, как было отмечено ранее, сталкивались с нарушением прав в школе/вузе, а реализацией закона недовольны гораздо большее число людей.

Приведем несколько примеров из практики прокуратур субъектов РФ, где прослеживается нарушение принципа «...приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности...».

Кировским районным судом Екатеринбурга в 2008 г. удовлетворен иск прокурора Свердловской области, заявленный в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г. Екатеринбург и муниципальному образовательному учреждению «Лицей № 88», незаконно осуществляющим эксплуатацию лицея, техническое состояние которого создает угрозу для здоровья обучающихся, педагогов и иных граждан [1].

В 2009 г. прокуратурой Ленинского района городского округа Саранск в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что 15-летний Л. Бурков в течение 2008— 2009 учебного года не посещал образовательные учреждение и не получал образования. В октябре 2008 г. его родители обращались в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» по месту жительства по вопросу приема сына на обучение, поскольку постоянно стали проживать по ул. Терешковой г. Са-

ранска. Данный вопрос не был решен. Таким образом, муниципальный орган управления образованием «Городское управление образования Администрации городского округа Саранск» и образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» не приняли своевременных мер, направленных на обеспечение прав несовершеннолетнего Л. Буркова на получение образования, чем не выполнили возложенную на них функцию учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [3].

Приведем примеры положительного опыта решения проблемы правовой безграмотности среди населения. В Москве реализуется проект «Правовое образование в школе», организованный Российским фондом правовых реформ, целью которого является создание программы курса по «Основам правовых знаний». Курс включает освоение знаний по правовому регулированию государственного устройства, органов местного самоуправления, деятельности правоохранительных органов. Сотрудники Центра правового образования, специально созданного для реализации проекта, рассчитывают на студентов юридических вузов: им проще понять вопросы, возникающие при первых знакомствах с правом. Для студентов это отличная практика: возможно, многие из них будут преподавать право в будущем [7]. Юридическая клиника Дагестанского государственного университета активно пропагандирует правовые знания среди населения. Студенты юридического факультета обучают учащихся городских школ в рамках программы «Живое право» по курсу «Основы правовых знаний». Суть программы состоит в обеспечении практического понимания права школьниками. Проводятся семинары и для учителей в секции «Право» [2]. На базе юридического факультета МГУ им. Н. П. Огарева также функционирует юридическая клиника. Следовательно, возможно перенимание положительного опыта других субъектов РФ в области правового просвещения граждан.

АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ т'ЁМ I Е

1. ІТ ёпёо ГЭТёоЭТЭа ЫааЭаёТапёТё Таёапоё даУЭайаТа уёпУёоаоаоёу ёёоау. ГТаТпоё

19.12.2008 [УёаёоЭТпйё ЭапоЭп]. — Важё! аТпооїа: http://www.prokuratura.ur.ru/

index.php?option=com_content&task=view&id=2554&Itemid=39. — £ааё. п уёЭаТа.

2. І ТдТаёПиоапи : ^Эёаё+апёау ёёёТёёа ААО. АТЭу+ёа ТТаТпоё 03.11.2005 [УёаёоЭТпйё ЭапоЭп]. — Важё! аТпооїа: http://www.lawclinic.ru/hotnews.phtml?p=1&t=283. — £ааё. п уёЭа-

Та.

3. 19àâà Tânîââ00âi Tîëâoiââî ià îâ9àçîâàièâ âînnoàTîâëâiû. iîâînoè 24.04.2009 [Ÿëâêo9îT-iûé 9ânô9n]. — Bâæèl amoôïà: http://www.prokrm.rU/content/view/548/3/. — Çàâë. n ÿê9àià.

4. 19îêô9àoô9à Bânïôâëèêè Dàoà9noài ïîo9ââîâàëà îo SàéîTTûô îoaâëîâ îâ9àçîâàièÿ ôno9àièoü ià9ô0âièÿ çàêîiîaàoâëünoâà îâ îô9àlâ ï9àâ è çaî9îâüÿ ô+àùèônÿ 0êîë. i îâînoè 25.10.2007 [Ÿëâêo9îTTûé 9ânô9n]. — Bâæèl aînoôïà: http://www.genproc.gov.ru/news/news-6914. — Çàâë. n ÿê9àià.

5. I 9îêô9àoô9à 0|3lâmêîé îâëànoè ï9îââ9èëà ènïîëiâièâ çàêîiîaàoâëünoâà îâ îâ9àçîâàièè.

i îâînoè 20.08.2007 [Ÿëâêo9îTTûé 9ânô9n]. — Bâæèl aînoôïà: http://www.proctmo.ru/news/

news_11875813559/. — Çàâë. n ÿê9àià.

6. Bâàëèçàoèÿ iàoï9îâêoà «Tâ9àçîâàièâ» — ià ïîâânoêâ aiÿ ï9îêô9àoô9û. i îâînoè 23.07.2008

[Ÿëâêo9îTTûé 9ânô9n]. — Bâæèl aînoôïà: http://www.prokuratura.ur.ru/

index.php?option=com_content&task=view&id=2129&Itemid=39. — Çàâë. n ÿê9àià.

7. Nàâ-r-âfêî Â. Noôaâioû-^9ènoû ï9âïîaà^o ï9àâî â 0êîëâ. [Ÿëâêo9îliûé 9ânô9n] / Â. Nàâ-+âlêî. — Bâæèl aînoôïà: http://www.lawreview.ru/3.shtml. — Çàâë. n ÿê9àià.

I înôôïèëà 17.10.09.

ÏD I ÂËÂ! U ÂDÂ! Âf JUÔ I ÂDÀ f Ëx fËÉ EÎ f NÔËÔÔOË IJ f I  I ÏDÀÂÀ ÂDÀÆÀÀ f DINNËÉNE I É OÂÀÂDÀOËË ÎÀ ÔxÀNÔË  DÂOÂD ÎÀÔ! Â

À.D. Â5â7èf,À.Â. Tnôàfêîâ

Ènnëâaô^onÿ ï9îâëâlû â9âlâTTûô îâ9àlè+âièé êîmoèoôoèîN îâî ï9àâà â9àæaài Bînnèénêîé Oâaâ9àoèè ià ô+ànoèâ â 9âôâ9âiaôlâ. Tâîniîâûâà^onÿ oâëè, ônëîâèÿ, â9âlâiiûâ 9àlêè, îânoîÿoâëünoâà, ï9è êîoî9ûô ïîaîâiûâ îâ9àlè+âièÿ lîâôo ââî-aèoünÿ. 19âaëàâà^onÿ ïôoè nîââ90â moâîâàlèÿ 9înnèénêîâî çàêîiîaàoâëünoâà â aài-iîé nôâ9â.

Из ограничений конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме мы считаем возможным выделение группы так называемых временных ограничений, т. е. условий, определяющих сроки, когда не может быть назначен или проведен референдум. Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только в исключительных случаях и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци-онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ст. 56) [6]. Чрезвычайное и военное положение — это особые виды государственного режима. Ограничение

права на участие в референдуме предусмотрено Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» [12] и «О военном положении» [13].

Согласно ст. 14 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» референдум не проводится на территории, где введено чрезвычайное положение, в течение всего периода действия чрезвычайного положения. На основании п. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» референдум не проводится и на территории, где введено военное положение. Референдум не только не проводится, но и не назначается в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Введение таких ограничений объективно обусловлено невозможностью обеспечить проведение референдума в обстановке, в которой могли бы быть гарантированы конституционные права и свободы.

© А. В. АЭаТёТ, А. А. ТпоаТёТа, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.