Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры студентов путем интеграции кейс-технологии и аудиовизуальных дидактических средств (на примере телевизионной программы «Ревизорро»)'

Формирование правовой культуры студентов путем интеграции кейс-технологии и аудиовизуальных дидактических средств (на примере телевизионной программы «Ревизорро») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТ / КЕЙС / LEGAL CULTURE / CASE TECHNOLOGIES / DIDACTIC TOOLS / STUDENT / PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / LEGAL COMPETENCE / CONSTITUTIONAL STATE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ядрышников Константин Сергеевич

Рассматривается вопрос формирования правовой культуры у студентов профессиональных образовательных организаций (на примере среднего профессионального образования). Изучен вопрос законодательного закрепления государством, в нормативных правовых актах, требований по формированию правовой культуры у обучающихся, а также связь правовой культуры граждан с конституционным декларированием России как правового государства. Анализируются семья и школа как главные социальные институты, формирующие правовою культуру у молодого поколения, приводятся результаты наблюдений автора, относительного возможностей формирования правовой культуры у детей в семье. Предлагается использовать в качестве педагогического инструментария кейс-технологию, интегрировав ее с аудиовизуальными дидактическими средствами. Приводятся результаты исследования, на предмет возможности и эффективности интеграции кейс-технологии с аудиовизуальными дидактическими средствами для формирования правовой культуры обучающихся, а также примеры правовых кейсов, созданных и апробированных в педагогической деятельности автора. Указывается ряд ограничений, которые необходимо соблюдать педагогическому работнику при интеграции кейс-технологии с аудиовизуальными дидактическими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ядрышников Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS’ LEGAL CULTURE BY INTEGRATION OF THE CASE TECHNOLOGY AND AUDIOVISUAL DIDACTIC TOOLS(BASED ON THE EXAMPLE OF THE TELEVISION PROGRAM «REVIZORRO»)

This article examines the problem of developing legal culture in students of vocational educational organizations (on the example of secondary vocational education). In particular, we study the question of legal recognition in national law of the requirements for developing legal culture in students and also the connection between citizens' legal culture and the constitutional declaration of Russia as a state governed by the rule of law. The family and school as the main social institutions that develop young generation's legal culture are analyzed. Some results of the author's observations regarding the opportunities for developing children's legal culture in the family are presented. The author proposes to use case technology as a pedagogical tool by integrating it with audiovisual didactic tools (based on the example of the television program «Revizorro»). The results of the research aimed at studying the possibility and efficiency of integrating case technology with audiovisual didactic means to develop legal culture in students are presented. Some examples of the legal cases created and tested in the author's pedagogical work are given. The research was conducted at the State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod College of Small Business». In addition, the author specifies a number of restrictions which pedagogical workers needs to observe when integrating case technology with audiovisual didactic means (the television program «Revizorro»).

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры студентов путем интеграции кейс-технологии и аудиовизуальных дидактических средств (на примере телевизионной программы «Ревизорро»)»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 213-223

УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ИНТЕГРАЦИИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЫ «РЕВИЗОРРО»)

© 2017 г. К.С. Ядрышников

Ядрышников Константин Сергеевич, преподаватель Нижегородского колледжа малого бизнеса

konstantin-y@yandex.ru

Статья поступвла вредащтю 05.08.2017 Статья пронята к публтка200 18.10.2017

Рассматривается вопрос формирования правовой культуры у студентов профессиональных образовательных организаций (на примере среднего профессионального образования). Изучен вопрос законодательного закрепления государством, в нормативных правовых актах, требований по формированию правовой культуры у обучающихся, а также связь правовой культуры граждан с конституционным декларированием России как правового государства. Анализируются семья и школа как главные социальные институты, формирующие правовую культуру у молодого поколения, приводятся результаты наблюдений автора, касающиеся возможностей формирования правовой культуры у детей в семье. Предлагается использовать в качестве педагогического инструментария кейс-технологию, интегрировав ее с аудиовизуальными дидактическими средствами. Приводятся результаты исследования на предмет возможности и эффективности интеграции кейс-технологии с аудиовизуальными дидактическими средствами для формирования правовой культуры обучающихся, а также примеры правовых кейсов, созданных и апробированных в педагогической деятельности автора. Указывается ряд ограничений, которые необходимо соблюдать педагогическому работнику при интеграции кейс-технологии с аудиовизуальными дидактическими средствами.

Ключевые слова: правовая культура, кейс-технология, дидактическое средство, обучающийся, профессиональное образовательное учреждение, педагогическая технология, правовая компетенция, правовое государство, федеральный государственный образовательных стандарт, кейс.

Декларирование правового государства, которым, в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации является Россия, предопределяет государственную политику в области защиты прав и свобод граждан, их законных интересов. Не случайно президент В.В. Путин подчеркнул, что «государство и гражданское общество - естественные союзники в достижении общих целей, главная из которых -благополучие наших людей» [1].

Одна из базовых характеристик правового государства - это граждане, обладающие высоким уровнем правосознания и правовой культуры, что является необходимым условием, обеспечивающим верховенство права в стране. Одновременно с этим в современном российском обществе функции по формированию правовой культуры и правосознания граждан, в первую очередь молодежи, распределены, главным образом, между такими фундаментальными социальными институтами, как семья и школа. Если семья, традиционно берет на себя функцию воспитания, куда, безуслов-

Учоте ребенка клавным образом тому, что может быть ему полезно в жозно, сообразно карьере, которая ему предстоот.

Д. Локк

но, должен быть включен правовой компонент, то школа (образовательные организации всех типов и видов), в лице педагогов, профессионально, с использованием современных педагогических методик и технологий, а также дидактических средств и т.п. осуществляет формирование правовой культуры обучающихся.

Методология исследования

В данной работе мы рассмотрим возможности формирования правовой культуры студентов с помощью одной из универсальных педагогических технологий - кейс-технологии, интегрировав ее с аудиовизуальным дидактическим средством -телевизионной программой «Ревизорро». Методом экспертной оценки (интервьюирование в письменной форме) была опрошена группа респондентов в количестве 131 человека - студенты 1-2 курсов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский колледж малого бизнеса». Респондентам предлагалось высказать свое мнение о

телевизионной программе «Ревизорро» в контексте полезного правового информирования. Кроме того, нами был создан ряд правовых кейсов по затрагиваемой в указанной телевизионной передаче правовой проблематике, которые были предложены группе респондентов для анализа и решения (кейс-технология).

Эффективность использования данной интеграции была проверена с помощью диагностической карты, посредством педагогического наблюдения, беседы с обучающимися на предмет выявления уровня их правовой культуры.

Итоги проведенного исследования позволили нам представить свои аргументы относительно возможности и эффективности использования кейс-технологии при формировании правовой культуры у студентов, а также допустимости использования в этих целях телевизионной программы «Ревизорро» и об имеющихся в этой связи ограничениях.

К сожалению, практика работы с детьми показывает, что нередко родители (законные представители) студентов по различным причинам, как правило социально-экономического характера, либо самоустраняются от своих воспитательных функций (включая формирование у ребенка правовой культуры), либо сами демонстрируют достаточно низкий уровень правовой культуры, нередко граничащий с правовым нигилизмом. В такой ситуации, разумеется, правовая культура родителей (законных представителей) не может не отражаться на формировании правовой культуры ребенка.

В этой связи образовательные организации (в лице педагогов) зачастую являются единственным и естественным правовым ориентиром для формирования высокого уровня правовой культуры у подрастающего поколения.

Нормативно-правовое обоснование актуальности исследования.

Понятийный аппарат исследования

С учетом данных обстоятельств весьма логичной является государственная политика России в сфере образования, один из приоритетов которой - воспитание у граждан правовой культуры личности. Данный принцип был закреплен в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2].

Кроме того, 28 апреля 2011 г. Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (№ Пр-1168). Данный документ весьма справедливо указыва-

ет, что «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов» [3, с. 11].

Определений понятия «правовая культура» достаточно много (исследователем Е.А. Певцовой было выявлено более чем 250 определений). В настоящей работе нами будет использовано определение, данное профессором З.Г. Крыловой, которая определяет правовую культуру не просто как «то или иное отношение к праву», а «прежде всего как уважительное отношение к его нормам. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву, и, в-третьих, оно строит свое поведение в соответствии с правом» [Цит. по: 4, с. 295].

Статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет перечень академических прав и свобод педагога, в силу которых он самостоятельно определяет формы, средства, методы обучения и воспитания. Одновременно с этим педагогический работник обязан, в силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» осуществлять неотделимую от обучения воспитательную деятельность, развивая личность обучающегося, создавая условия для социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2].

В «методологической копилке» у каждого педагога существует значительное количество педагогических технологий, однако мы считаем, что именно кейс-технология является универсальным педагогическим инструментарием при формировании правовой культуры у студентов.

Мы будем использовать определение, данное О.Г. Смоляниновой: «Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автором для того чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации и принятия решения. Кейс - это «моментальный снимок реальности», фотография действительности» [5, с. 124].

На наш взгляд, именно тесная связь данной педагогической технологии с жизнью, возможность применения ее обучающимися на практике, позволяет педагогу достичь запланированного педагогического результата.

Выполняя требования ФГОС, педагог, безусловно, должен стремиться не просто передать обучающимся набор знаний, но и сформировать целый ряд профессиональных и общекультурных компетенций, среди которых присутствует умение анализировать и на основе анализа принимать определенные решения.

Так, например, Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 475 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис» говорит о необходимости формирования у менеджера соответствующей специальности среди ряда общих компетеций, такой компетенции, как ОК 4 («Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» [6]). Представляется, что именно кейс-технология может весьма эффективно помочь в реализации соответствующих требований ФГОС в образовательных организациях любых типов.

Формирование правовой культуры у студентов обязывает педагога не просто владеть определенным правовым материалом, но и постоянно его обновлять, так как специфика любого законодательства, судебной практики -постоянное обновление и необходимость успевать за изменениями в жизни общества и государства.

Ход исследования

Практика нашего использования кейс-технологии позволяет говорить о явных преимуществах данной педагогической технологии, в том числе и при формировании у студентов способности анализа имеющейся информации и принятия решения. Выделим среди них следующие.

1. Достаточно часто, предлагаемые обучающимся кейсы имеют множество решений и альтернативных путей, приводящих к ним. Таким образом, обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с текстами, учатся просчитывать последствия принимаемых решений, значение фактического материала.

2. Решение сложных кейсов, представляющих собой неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом, содействует формированию у обучающихся умений использовать различные до-

полнительные источники, выявлять их противоречия (если таковые имеются) и находить выход из сложившейся ситуации.

3. Ряд кейсов может содержать элементы отечественных духовно-нравственных традиций (фоном либо в составе основной части проблемы), что создает, на наш взгляд, самые благоприятные условия для формирования у обучающегося правовой культуры, основанной на таких принципах, как законность, справедливость, равенство всех перед судом и законом, обеспечение права граждан на судебную защиту, соблюдение прав и свобод человека и гражданина и так далее [7].

Однако использования только одной педагогической методики или технологии зачастую бывает недостаточно для достижения педагогической цели. Практика показывает, что при рассмотрении какой-либо правовой проблематики на занятии преподаватель может в качестве учебно-методического пособия использовать телевизионные передачи правовой тематики.

Так, во внеурочное время обучающиеся по заданию преподавателя могут посмотреть тематическую телевизионную программу (например, программу А.В. Пиманова «Человек и закон» и т.п.). В целях правового информирования студентов именно такие телевизионные программы несут в себе довольно большой объем правовой информации, способствуя осознанию личностью как своих прав и обязанностей, так и механизмов их защиты. Кроме того, качественно подобранный материал может хорошо подготовить студентов - будущих специалистов к деятельности в профессиональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Вместе с тем не нужно забывать о ряде правовых (судебных) шоу, имитирующих судебный процесс, главной целью которых является повышение собственного рейтинга в интернете. Зачастую данные шоу искажают нормы права либо некорректно интерпретируют их. Об этих негативных последствиях в свое время предупреждала председатель Московского городского суда Ольга Александровна Егорова [8].

Разумеется, использование телевизионных программ в качестве дидактических средств обучения - весьма распространенная практика. Об этом свидетельствуют как базовые работы по методике преподавания правовых дисциплин в целом [9; 10], классифицирующие методы преподавания, в том числе и на наглядные, так и работы, связанные с использованием телевизионных программ как дидактического средства в частности [11-15]. Таким образом, данное исследование принципиально не ново, однако позволяет более практикориентированно подойти к темам, посвящённым защите прав потреби-

ш Позитивная оценкателепрограммы

■ Б целом оценка позитивная, но обучающиеся считают форму проведения телеведущей проверки незаконной, не нравится поведение ведущей

■ Нейтральное отношение: есть плюсы и минусы

Негативная оценка телепрограммы

■ Телепрограмму не смотрели, но по отзывам знакомых оценивают позитивно

■ Телепрограмму не смотрели, но по отзывам знакомых оценивают негативно

■ Телепрограмму не смотрели, но по отзывам знакомых отношение нейтральное: есть плюсы и минусы

Рис. 1. Характер оценки студентами телепрограммы «Ревизорро» (числовые выражения в количестве человек)

телей. Несмотря на некоторую неоднозначность программы «Ревизорро», в плане правомерности поведения ведущей, данная телевизионная программа весьма популярна у молодежи (вероятно, за счет той же неоднозначности) и стимулирует интерес студентов к праву как таковому.

Телевизионная программа «Ревизорро» была выбрана в качестве аудиовизуального дидактического средства по ряду причин, основными из которых являются следующие:

1. В результате предварительного опроса респондентов оказалось, что телевизионная программа «Ревизорро» достаточно популярна среди студентов, обсуждаемая в ней проблематика интересна.

2. Оказываемые услуги, качество которых телевизионная программа «Ревизорро» освещает, охватывают достаточно большой круг предприятий сферы обслуживания населения (общественное питание, предприятия гостеприимства, предприятия отдыха и развлечения), потенциальными потребителями данных услуг являются сами студенты.

3. Респонденты являются обучающимися Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский колледж малого бизнеса» - образовательного учреждения, которое готовит специалистов, в первую очередь, для предприятий сферы обслуживания населения. Таким образом, обучающиеся формируют те профессиональные компетенции, которые им понадобятся на рабочем месте, после окончания обучения.

Полученные в результате интервьюирования и обработанные данные позволили разделить всех респондентов на подгруппы (рис. 1):

1) позитивная оценка телепрограммы (79 чел.);

2) в целом оценка позитивная, но обучающиеся считают форму проведения телеведущей проверки незаконной, не нравится поведение ведущей (10 чел.); 3) нейтральное отношение к телепрограмме: есть плюсы и минусы (20 чел.);

4) негативная оценка телепрограммы (10 чел.);

5) телепрограмму не смотрели, но по отзывам знакомых оценивают позитивно (9 чел.);

6) телепрограмму не смотрели, но по отзывам

Таблица 1

Уровни правовой культуры студентов, их значения

Уровни правовой культуры Значение уровня правовой культуры студента

Низкий (базовый) Студент понимает роль и значение правовой культуры в сфере оказания услуг (для исполнителя и потребителя). Знание правовых норм (при аргументированном ответе на кейс) носит фрагментарный и несистемный характер. Отсутствует понимание алгоритма поведения исполнителя (потребителя) услуг при наступлении проблемной ситуации. Недостаточный уровень рефлексии правомерности (неправомерности) того или иного поведения, невозможность спроектировать правовые последствия проблемной ситуации

Средний Студент понимает роль и значение правовой культуры во всех сферах жизни человека, может поставить себя (гипотетически) на место любого участника кейса, с перечислением основных прав и обязанностей субъектов правоотношений; стремится овладеть большим объемом правовых знаний по предложенной тематике. Знание правовых норм (при аргументированном ответе на кейс) носит системный характер, при этом студент хорошо понимает алгоритм поведения исполнителя (потребителя) услуг при наступлении проблемной ситуации. Достаточный уровень рефлексии правомерности (неправомерности) того или иного поведения без глубокой оценки правовых последствий

Высокий Студент сам является носителем правовых ценностей (в профессиональной сфере и при межличностном общении), понимает роль и значение правовой культуры в целом, ведет пропаганду правомерного поведения (на бытовом уровне), стремится систематически повышать личный уровень правовых знаний; обладает системными знаниями правовых норм в сфере защиты прав потребителей, в иных отраслях права. При решении кейсов способен мыслить за рамками предложенного, формулирует и аргументированно доказывает альтернативные возможности решения проблемной ситуации. Имеет место высокий уровень рефлексии правомерности (неправомерности) того или иного поведения с глубокой оценкой правовых последствий

знакомых отношение нейтральное: есть плюсы и минусы (3 чел.).

Анализ экспертной оценки студентами телевизионной программы «Ревизорро», как видно из результатов опроса, показал преобладание позитивных оценок данной передачи как источника правовой информации. Студенты отмечают свой интерес к правовым нормам, которыми руководствуются ведущие указанной телевизионной программы. Вместе с тем ряду обучающихся не нравится несколько эпатажное поведение ведущей, ее стиль общения с сотрудниками предприятий бытового обслуживания.

Повышение уровня правовой культуры студентов в результате исследования было диагностировано посредством применения следующего исследовательского инструментария.

1. Диагностическая карта. Студентам, участвующим в исследовании, была предложена диагностическая карта, состоящая из контрольных правовых кейсов по теме защиты прав потребителей (сфера оказания услуг общественного питания, гостеприимства)1. Методом «мозгового штурма» по заявленным в кейсах проблемам были приняты решения, которые, в зависимости от уровня проработки проблемы и аргументированности ответов, были разделены на подгруппы. Критерием правильности и полноты ответов на кейсы были эталоны ответов, которые студентам не сообщались. Были определены уровни правовой культуры (низкий, средний, высокий), а также

их значения, впрочем, являющиеся достаточно универсальными (что не снижает их эффективность), которые весьма часто применяются в научных исследованиях [16]. Так, в ходе исследования были определены следующие уровни и показатели уровня правовой культуры студентов (табл. 1).

2. Педагогическое наблюдение. При коллективной выработке студентами решений предложенных кейсов важным источником сбора информации об уровне правовой культуры было наблюдение, или, как говорил А.С. Макаренко, «анализирующее наблюдение». Педагог выступал в качестве модератора, не участвуя в решении, но следя за ходом дискуссии, временем на выработку решения, ведя подсчет голосов студентов за то или иное решение кейса, учитывая высказывания каждого студента.

Наблюдение показало, что при решении кейсов способность мыслить творчески (даже без опоры на знание правовых норм) продемонстрировал ряд студентов, имеющих достаточно низкий уровень успеваемости в рамках дисциплины «Право». Разумеется, большая часть студентов в результате решения кейсов воспроизводит уже известные обществу правовые ценности, что само по себе является достижением поставленной государством задачи по формированию у обучающихся правовой культуры. Однако некоторые студенты предлагают принципиально новые решения кейсов (в том числе путем

Таблица 2

Уровни правовой культуры студентов в начале исследования

Уровень правовой культуры Количество студентов (чел.)

Низкий (базовый) 51

Средний 47

Высокий 12

Таблица 3

Уровни правовой культуры студентов по результатам проведенного исследования_

Уровень правовой культуры Количество студентов (чел.)

Низкий (базовый) 26

Средний 41

Высокий 64

внесения изменений в законодательные акты), что отражает способность обучающихся самим создавать правовые ценности для общества.

При проведении беседы со студентами подавляющее большинство указало на важность знания правовых норм и наличия правовой культуры в целом для будущей профессиональной деятельности в сфере сервиса.

Полученные по результатам решения кейсов данные можно сравнить с данными, полученными в результате входного контроля знаний обучающихся по общеобразовательной дисциплине «Право».

Входной контроль знаний, как элемент текущего контроля успеваемости студентов, проводится ежегодно, в течение одного месяца с начала обучения в рамках ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2], в форме педагогического тестирования. Ввиду того что далеко не у всех общеобразовательных учреждений в учебный план включены предметы правовой тематики («Право», «Основы права» и т.д.), тестовые задания были разработаны на основе учебника «Обществознание. 9 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова (М.: Просвещение, 2014. 208 с.), входящего в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [17, с. 26-27], и включают в себя вопросы различных форм. Входной контроль проводился по всем отраслям права, при этом в данной работе нами приводятся вопросы, связанные с защитой прав потребителя, а также вопросы из смежных отраслей права, связанные с тематикой, затрагиваемой программой «Ревизорро»2.

Проводить входной контроль в форме решения кейсов представляется нецелесообразным, так как неизвестен уровень правовых знаний студентов на момент поступления в образовательное учреждение среднего профессионального образования. При оценивании теста использовалась следующая

шкала: 50-69% - низкий (базовый) уровень правовой культуры, 70-89% - средний, 90-100% -высокий уровень правовой культуры студентов. По итогам входного контроля и в рамках уровней правовой культуры, приведенных выше, были получены следующие результаты (табл. 2).

Отметим, что 21 студент ответил правильно менее чем на 49% вопросов, что может говорить если не об отсутствии правовой культуры вообще, то о крайне низком ее уровне.

Ввиду того что иных источников подобной тематики и степени проработки, которые способствовали бы повышению уровня правовой культуры, обучающиеся в период проведения исследования не имели (даже на бытовом уровне), мы можем говорить о корректности данных выборки.

Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем подчеркнуть безусловное повышение уровня правовой культуры обучающихся, особенно в части знания норм Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [18, с. 3-5], отдельных санитарно-эпидемиологических норм и правил в части обслуживания населения.

Полученные результаты представлены в таблице 3.

С учетом данных выводов на основании ряда сюжетов, поднимавших проблему тех или иных нарушений, нами был создан ряд правовых кейсов, часть из которых приведена ниже. Данные кейсы применяются нами на учебных занятиях по соответствующей правовой тематике, как правило для проверки усвоения ранее изученного материала. Подобные кейсы весьма популярны среди обучающихся и могут быть использованы преподавателем и как диагностический инструментарий, на предмет сформированности у студентов как отдельных правовых компетенций, так и правовой культуры в целом.

Кейс №1

Кафе «У дороги» является предприятием общественного питания и оказывает соответствующие услуги всем желающим, без ограничений. Болдина Наталья, зашла с подругами в кафе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

съесть мороженного, а через 10 минут после заказа захотела посетить туалет. На двери туалетной комнаты она увидела информацию, что посещение туалета платное (10рублей).

Как Вы считаете, имеет ли право администрация кафе взимать плату с клиентов кафе за посещение туалета? Правомерно ли будет взимание платы за посещение туалета при условии, что Болдина Наталья не является клиентом кафе и зашла в него исключительно для посещения туалета? Аргументируйте свой ответ.

Кейс №2

Клиент гостиничного комплекса «Заря» Ка-раканов Антон после недельного проживания попытался покинуть гостиничный комплекс, не заплатив. Дежурный администратор гостиничного комплекса, увидев уходящего гостя, потребовала оплаты, а когда клиент отказался, препятствовала гостю в выходе из гостиницы.

Насколько законны действия администратора гостиницы? Каким образом должен поступить гостиничный комплекс для получения денежных средств от незаплатившего гостя? Аргументируйте свой ответ.

Кейс №3

Ресторан «Далекий» помимо услуг общественного питания в целях повышения уровня обслуживания с 22.00 ввел дополнительную платную услугу - «живая музыка». Стоимость музыкального обслуживания была указана в меню ресторана, на последней странице. Супружеская пара Пьянухины Дмитрий и Наталия с целью празднования годовщины свадьбы с 19.00 по 24.00 находились в ресторане. При оплате счета Дмитрий заметил пункт «музыкальное обслуживание» и заявил, что они музыку не заказывали и оплачивать данную услугу не будут. Администрация гостиницы пригрозила вызовом полиции.

Насколько правомерны действия посетителей и администрации ресторана? Аргументируйте свой ответ.

Как мы упоминали выше, телевизионная программа «Ревизорро» пользуется определенной популярностью среди студентов как источник формирования общекультурных и профессиональных правовых компетенций. Однако в публичной сфере имеется различная реакция ряда компетентных органов, относительно действий, проводимых данной телевизионной программой.

Так, в МВД России разъяснили, что действия съемочной группы телевизионной программы «Ревизорро» подменяют собой действия уполномоченных на это государственных органов и являются неправомерными [19].

Вместе с тем представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотреб-надзор) заявили, что подобные сюжеты о нару-

шениях в ресторанах являются основанием для внеплановых проверок Роспотребнадзора [20]. Об этих заявлениях преподаватель в обязательном порядке должен сообщать обучающимся, что, разумеется, не отменяет возможности обсуждения различного рода нарушений предприятиями сферы услуг.

Результаты исследования

Подводя итог, отметим, что опыт интеграции кейс-технологии и аудиовизуальных дидактических средств (на примере телевизионной программы «Ревизорро») для обучающихся образовательного учреждения среднего профессионального образования показал впечатляющий потенциал его использования в педагогической практике. Так, мы можем констатировать следующие результаты.

1. Кейс-технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования правовой культуры обучающихся (как самостоятельно, так и посредством интеграции с аудиовизуальными дидактическими средствами).

2. Кейс-технология может быть использована в качестве диагностического инструментария при определении уровня правовой культуры студентов.

3. Использование популярных телевизионных программ правовой тематики (с учетом возрастных ограничений) перспективно как при урочной работе, так и во внеурочной деятельности.

4. Интеграция кейс-технологии и аудиовизуальных дидактических средств не просто позволяет мотивировать студентов на изучение правовых норм, на совершение правомерного поведения (в целом на формирование правовой культуры личности), но способствует развитию творческого мышления, генерации новых идей (в рамках правовых ценностей общества).

Способность обучающегося, используя уже имеющиеся у него правовые знания (из общеобразовательного курса дисциплин «Обществозна-ние», «Право» и т.п.), компетентно решить тот или иной правовой кейс, аргументировать свой ответ является не просто гарантией выполнения требований ФГОС относительно сформированно-сти той или иной компетенции. Она позволяет говорить о сформированности у студентов - граждан России правовой культуры в целом, что является критерием отнесения Российской Федерации к правовому государству.

Примечания

1. Диагностическая карта (правовые кейсы: сфера оказания услуг общественного питания, услуг индустрии гостеприимства).

Кейс №1

Хостел «В доме» расположен на первом этаже многоквартирного жилого дома, с подземным паркингом. Ввиду того что курение в общественных местах (включая лестничные клетки, тамбуры многоквартирных домов) запрещено, администрация хостела предлагала клиентам курить на подземной парковке. Жители верхних этажей многоквартирного дома написали жалобу в жилищную инспекцию на запах табачного дыма из общедомовой вентиляции, указав в качестве предполагаемой причины курение клиентов хостела на подземной парковке.

Назовите правовые нормы, регламентирующие курение (запрет на курение) в общественных местах. Как Вы считаете, что входит в понятие «общественное место»? Насколько законны действия администратора хостела? Каковы будут результаты проверки жилищной инспекции? Смоделируйте алгоритм действий жителей дома по защите своих прав. Аргументируйте свой ответ.

Кейс №2

В кафе «У рынка» зашел посетитель, заказал обед из трех блюд, а получив свой заказ, предъявил удостоверение сотрудника Роспотребнадзора и объявил о проверке кафе в форме контрольной закупки и потребовал взвесить порции на предмет соответствия веса фактического весу, заявленному в меню.

Назовите формы проверок Роспотребнадзора. Законы ли требования сотрудника о проведении контрольной закупки в кафе? Каков алгоритм действий администрации кафе для защиты своих прав? Аргументируйте свой ответ.

Кейс №3

В номер гостиничного комплекса «Волжский» был заселен гражданин Пубнов С.Е., который через стуки проживания представился управляющему гостиницы как председатель объединения потребителей «Общественный контроль за гостиницами Нижнего Новгорода». Гражданин заявил, что им была проведена проверка гостиничного номера, в котором он проживал, выявлены существенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а также требований закона о защите прав потребителей. В связи с этим гражданин Пубнов С.Е. потребовал от администрации гостиницы заплатить штраф в пользу объединения потребителей «Общественный контроль за гостиницами Нижнего Новгорода».

Объясните, в рамках каких правовых норм действовал гражданин Пубнов С.Е. Законны ли его требования по оплате штрафа? Как должен повести себя администратор гостиницы? Аргументируйте свой ответ.

Кейс №4

Гражданин Бахляев А.Б. приобрел у предприятия общественного питания «Пирожковая» несколько пирогов и компот. При получении чека он обнаружил, что цена на пироги в чеке выше, чем на ценнике. Оказалось, что на демонстрационном ценнике указана цена за 100 граммов. При этом каждый пи-

рог весил больше 100 граммов, а информация о том, что цена указана за 100 граммов, была размещена на ценнике, но более мелким шрифтом.

Поясните, имеет ли право предприятие общественного питания указывать цену на штучный товар за вес (100 граммов), а не за единицу товара? Аргументируйте свой ответ.

Кейс №5

Двое друзей - рабочие завода «Красное Сормово» Покин М.В. и Саакян Р.А. решили вечером отдохнуть в ресторане «Плакучая ива». Однако при входе охрана ресторана объяснила гражданам, что они не прошли «фейс-контроль» и во входе в ресторан им отказано. При этом администратор ресторана указала на дверь ресторана, где висело объявление следующего содержания: «Охрана имеет право отказать в посещении без объяснения причин».

Подумайте, имеет ли право администрация ресторана ограничивать доступ в ресторан потенциальных посетителей по своему усмотрению? Если права граждан нарушены, объясните правовой механизм их защиты. Аргументируйте свой ответ.

Кейс №6

Гражданка Соковнина А.Ю. заселившись в гостиницу «Россия», решила вечером посетить танцевальный зал при гостинице. Посещение танцевального зала является дополнительной услугой, и за это взималась дополнительная плата, которую Соков-нина А.Ю. оплатила. Во время танцев ей стало необходимо позвонить, и она вышла из зала. Однако при попытке повторного входа ей объявили, что раз она уже покинула зал, то за повторное посещение ей необходимо будет заплатить повторно.

Какими нормативными актами руководствуется гостиница при оказании дополнительных платных услуг? Законны ли действия администрации гостиницы по повторному взиманию платы за посещение танцевального зала? Смоделируйте алгоритм поведения гражданки Соковниной А.Ю. по защите своих потребительских прав. Аргументируйте свой ответ.

Кейс №7

Гражданка Петрова А.В., при посещении с ребенком детского кафе случайно разбила чайную кружку и блюдце. При оплате счета стоимость разбитой посуды была включена в общую сумму. Вместе с тем Петрова А.В. во время заказа не предупреждалась об ответственности за возможную разбитую посуду и иной возможный ущерб кафе с ее стороны.

Подумайте, имеет ли право администрация кафе требовать оплаты за порчу имущества. Если да, то при каких условиях? Каковы должны быть действия администрации кафе, если клиент откажется платить за разбитую посуду? Аргументируйте свой ответ.

Кейс №8

Гражданка Гаранцева С.Н., при посещении ресторана гостиницы «Волга», хотела сдать дамскую сумочку в гардероб. Однако работник гардероба предупредил ее, что ответственности за сдаваемые

на хранение вещи гардероб не несет. В итоге Гаран-цева С.Н. была вынуждена взять сумку с собой, так как в ней находились документы и деньги.

Как Вы считаете, имеет ли право гостиничный комплекс в данной ситуации отказаться от ответственности за хранение личных вещей клиента ресторана гостиницы? Аргументируйте свой ответ.

2. Тесты входного контроля (выборка тестовых заданий)

1. Какой из предложенных вариантов, на Ваш взгляд, более точно относится к понятию «правовая культура»?

а) отрасль права;

б) знание законов, правовых норм;

в) внутренняя убежденность поступать всегда исключительно правомерно;

г) владея правовыми знаниями, уметь их применять на протяжении всей жизни, осуществляя правомерное поведение.

2. Как Вы считаете, если у Вас будет правовая культура, это поможет Вам защитить свои права (при покупке товаров, заказе каких-либо услуг)?

а) правовая культура поможет только людям, имеющим профессиональное юридическое образование и работающим по юридической специальности;

б) да, поможет;

в) нет, не поможет;

г) я и сам могу отстоять свои права.

3. Считаете ли Вы себя человеком, который обладает правовой культурой, в сфере защиты прав потребителя?

а) да, потому что

а) нет, потому что

4. Как Вы оцениваете роль образования в формировании правовой культуры личности?

а) не дает никакого представления о праве, правовой культуре;

б) дает представления, но только первичные;

в) дает глубокие, системные представления о праве, правовой культуре;

г) учит, как реализовать свою правовую культуру в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности.

5. Как Вы считаете, может ли закон защитить Вас в сложной жизненной ситуации?

а) да, сможет;

б) сможет, но не всегда;

в) закон защищает только в чрезвычайных ситуациях;

г) закон никогда не сможет меня защитить.

6. С какого момента возникает полная дееспособность?

а) с момента наступления 18 лет;

б) с момента получения паспорта - с 14 лет;

в) с момента рождения;

г) с момента вступления в брак.

7. Кто такой потребитель?

а) гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, НЕ связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

б) гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

в) любое физическое и юридическое лицо;

г) все вышеперечисленные.

8. В магазине самообслуживания Вы, упаковав покупки в пакет, приобретенный в данном магазине, собирались выйти из магазина. В этот момент пакет рвется, а продукты разбиваются и мнутся. Каковы будут Ваши действия? Кто виноват в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

9. При покупке шаурмы в одной из точек продаж Вы увидели, что работник работает без перчаток, голыми руками, также отсутствует шапочка на волосах. Каковы будут Ваши действия? Объясните их.

10. В течение какого времени Вы как потребитель имеете право сдать не технически сложный товар, не устроивший Вас по каким-то параметрам?

а) с момента наступления 18 лет;

б) с момента получения паспорта - с 14 лет;

в) с момента рождения;

г) с момента вступления в брак.

11. Что Вы сделаете для возврата некачественного товара? Установите последовательность действий.

а) обратитесь к продавцу для возврата ему товара и получения денежных средств;

б) при отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь в суд;

в) убедитесь, что товар отвечает условиям его возврата;

г) напишете жалобу.

12. Какой орган защищает права потребителей в России?

а) полиция;

б) суд;

в) Роспотребнадзор;

г) прокуратура.

13. Как потребитель Вы имеете право требовать безвозмездного устранения недостатков при приобретении телевизора:

а) так как это предусмотрено законом «О защите прав потребителей»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) если в договор купли-продажи включена эта обязанность;

в) если продавец сам согласится устранить недостатки;

г) если есть решение суда.

14. Гарантийный срок начинается с момента:

а) передачи товара от продавца покупателю;

б) оплаты стоимости товара покупателем;

в) начала использования покупателем товара;

г) оплаты стоимости товара покупателем.

15. Если работник кафе или ресторана сомневается в том, что посетитель совершеннолетний, он вправе:

а) потребовать привести родителей при продаже алкоголя;

б) потребовать показать паспорт, если гражданин приобретает алкоголь;

в) отказать в продаже алкоголя;

г) продать алкоголь без предъявления документа, подтверждающего возраст покупателя.

Список литературы

1. Путин назвал государство и гражданское общество естественными союзниками [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/ 2016/12/08/putin-nazval-gosudarstvo-i-grazManskoe-obshchestvo-estestvennymi-soiuznikami.html (дата обращения: 03.07.2017).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 14.07.2011. № 151. С. 11.

4. Ядрышников К.С. Основы государственной политики в сфере формирования правовой культуры обучающихся // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 1 (38). С. 294-299.

5. Смолянинова О.Г. Кейс-метод в обучении экономике // Образовательные технологии. 2004. № 3-4. С. 124-127.

6. Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 475 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис» // Российская газета (специальный выпуск). 18.09.2014. № 212/1.

7. Ядрышников К.С. К вопросу отражения в ситуационных заданиях (кейсах) отечественных духовно-нравственных традиций при преподавании правовых дисциплин // Отечественные духовные традиции и православие: XXIII Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2014. С. 373-378.

8. Телешоу о судах извращают реальность, считает председатель Мосгорсуда [Электронный ресурс].

URL: https://ria.ru/society/20100921/277762971.html. (дата обращения: 03.07.2017).

9. Алексеев С.С. Собрание сочинений в 10 т. [+ Справоч. том]. Том 8: Учебники и учебные пособия. М.: Статут, 2010. 480 с.

10. Колотов А.Ф., Скуратов И.В. Методика преподавания права: Учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция». Оренбург: Университет, 2014. 288 с.

11. Корепанов А.Г. Создание и использование видеокейса в учебном процессе // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2013. Т. 2. № 1. С. 11-12.

12. Кузнецова Г.Н. Использование интерактивных методов в системе обучения будущих юристов // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4(53). С. 128-131.

13. Салаватова А.М., Удинцева Д.А. Исследование влияния телевизионных программ на мировоззрение подростков // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов / Отв. ред. А.В. Коричко. Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2016. С. 682-686.

14. Сосипатрова Н.Е. Использование публицистики в формировании компетенций в процессе преподавания гражданского права // Юридическое образование и наука. 2017. № 3. С. 12-16.

15. Суховеева И.А. Криминально-правовые телевизионные программы: признаки идентификации // Вестник Пятигорского государственного университета. 2011. № 2. С. 184-188.

16. Воронков С.В. Диагностический инструментарий измерения сформированности уровня правовой культуры бакалавров педагогического образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С. 212-217.

17. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» // Вестник образования России. 2014. № 10. С. 26-27.

18. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Российская газета. 16.01.1996. № 8. С. 3-5.

19. МВД назвало незаконными действия журналистов программы «Ревизорро» [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/3893857 (дата обращения: 03.07.2017).

20. Роспотребнадзор прокомментировал заявление МВД о программе «Ревизорро» [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/ 3895004 (дата обращения: 03.07.2017).

DEVELOPING STUDENTS' LEGAL CULTURE BY INTEGRATION OF THE CASE TECHNOLOGY

AND AUDIOVISUAL DIDACTIC TOOLS (BASED ON THE EXAMPLE OF THE TELEVISION PROGRAM «REVIZORRO»)

K.S. Yadryshnikov

Public Budgetary Professional Educational Institution «Nizhny Novgorod College of Small Business»

This article examines the problem of developing legal culture in students of vocational educational organizations (on the example of secondary vocational education). In particular, we study the question of legal recognition in national law of the requirements for developing legal culture in students and also the connection between citizens' legal culture and the constitutional declaration of Russia as a state governed by the rule of law. The family and school as the main social institutions that develop young generation's legal culture are analyzed. Some results of the author's observations regarding the opportunities for developing children's legal culture in the family are presented. The author proposes to use case technology as a pedagogical tool by integrating it with audiovisual didactic tools (based on the example of the television program «Re-vizorro»). The results of the research aimed at studying the possibility and efficiency of integrating case technology with audiovisual didactic means to develop legal culture in students are presented. Some examples of the legal cases created and tested in the author's pedagogical work are given. The research was conducted at the State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod College of Small Business». In addition, the author specifies a number of restrictions which pedagogical workers needs to observe when integrating case technology with audiovisual didactic means (the television program «Revizorro»).

Keywords: legal culture, case technologies, didactic tools, student, professional educational institution, pedagogical technology, legal competence, constitutional state, federal state educational standard, case.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.