И 11 I М | М N | N I I 11 N 111
1 2 3
I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I
Проектирование и диагностика метапредметных результатов обществоведческого образования
Шамигулова Оксана Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой права и обществознания БГПУ им. М. Акмуллы, Республика Башкортостан, г. Уфа, член комиссии по разработке КИМ для ГИА по обществознанию, office@bspu.ru
Ключевые слова: гражданско-правовая грамотность, метапредметные результаты обществоведческого образования, диагностические задания
В настоящее время наблюдается новый виток в развитии гражданско-правовой подготовки обучающихся в российских школах, связанный с необходимостью решения приоритетных задач государственной политики. Внимание педагогической общественности преимущественно обращено к поиску эффективных форм, средств и технологий подготовки. При этом понимание сущности и результатов гражданско-правового образования в целом среди отечественных учёных и в педагогической практике различно. Одни сводят гражданско-правовое образование только к воспитанию патриотизма, рассматривая гражданский долг в контексте исполнения воинской обязанности и уделяя в процессе подготовки основное внимание военно-исторической тематике. Другие видят результат гражданско-правового образования в формировании «гражданских качеств» и «гражданственности», также по-разному трактуя данные понятия. Зарубежные (европейские) модели реализации гражданско-правового образования и попытки его переноса в российские школы, без учёта российских реалий, традиций, ценностей и целей развития государства, как это наблюдалось в прошлые два десятилетия, не получили широкого распространения в массовой образовательной практике. Анализ зарубежного опыта (Великобритания, Австрия, Германия) показывает, что цели и, соответственно, содержание гражданско-правового образования в большей степени связаны с формированием политико-правовых знаний и демократических ценностей. Не уделяется внимание системности социально-гуманитарных знаний о современном обществе и духовно-нравственному аспекту гражданско-правового образования, в совокупности составляющих основу ответственного и грамотного поведения гражданина.
Гражданско-правовое образование в широком понимании термина предполагает подготовку будущих граждан к эффективному функционированию в обществе и государстве, освоение выпускниками школы общечеловеческих и гражданских ценностей, культурных норм и образцов поведения, обеспечивающих способность и готовность к грамотному и ответственному выполнению социальных ролей человека и гражданина. Данное понимание гражданско-правового образования позволяет, на наш взгляд, рассматривать его цели в одном идеологическом направ-
лении развития современной системы общего образования и новым поколением образовательных стандартов, главным отличием которых является ориентированность на метапредметность и развитие личностных результатов. Не случайно весной 2018 г. на совещании Совета Мин-обрнауки РФ по федеральным государ -ственным образовательным стандартам в обсуждении дополнений ФГОС основного общего образования эксперты позитивно отметили обновлённое содержание учебного предмета «Обществознание», расширение не только правоведческих и политологических знаний, но и усиление духовно-нравственной и практической направленности обучения, подчёркивая тем самым «повышение значимости гражданского становления личности» в изучении курса1.
В данной связи перед учителем встаёт необходимость осмысления значения учебного курса «Обществознание» в достижении метапредметного результата, поскольку данный учебный предмет в наибольшей степени обеспечивает содержательное наполнение гражданско-правовой подготовки обучающихся в системе общего образования в целом. Обществоведческое образование позволяет не только формировать у подрастающего поколения системные социально-гуманитарные знания, но и прежде всего развивать ценностное отношение к окружающим общественным явлениям и событиям, закладывать фундамент личностных и гражданско-правовых ценностей выпускника.
Способность к эффективному решению задач в процессе выполнения социальных ролей в статусе гражданина страны (обучающегося, собственника, избирателя, потребителя, участника семейных отношений, участника трудовых отношений и других), на наш взгляд, составляет основу гражданско-правовой грамотности обучающегося и является метапредметным результатом освоения курса. Структура и содержание гражданско-правовой грамотности предполагает триединство знаниевого,
1 Что ждать школьникам от введения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/sn_edu/20180322/1516985916.html (Дата обращения: 22.03.2018).
ценностного и деятельностного компонентов. Это гражданско-правовые знания (знания об обществе, человеке, государстве, правах и обязанностях человека, правах и обязанностях гражданина), ценностное отношение к социальным явлениям окружающего мира (к обществу, общественным событиям, своему государству, другим людям, самому себе), умения, необходимые для применения им гражданско-правовых знаний в социальной практике, и опыт деятельности.
Важной компонентой в освоении социальных ролей будущего выпускника является сформированность ценностного отношения к изучаемым социальным явлениям. При этом матрица ценностей личности будущего гражданина задана в «портрете выпускника» и перечне мета-предметных и личностных результатов для каждой ступени образования, составляющих концептуальное единство требований к результатам ФГОС общего образования2. Чтобы конкретизировать содержательное наполнение «портрета выпускника», необходимо сравнить перечень метапредметных и личностных результатов на каждой ступени образования с предметным содержанием обществоведческого образования, магистральными понятиями курса и социокультурными ценностями, которые они в себя вбирают.
В аксиологическом аспекте метапред-метные и личностные результаты могут быть рассмотрены как заданная ценностная система координат для проектирования образовательного процесса и освоения обучающимися предметного обществоведческого содержания (табл. 1).
Очевидно, что вектор определения качества подготовки обучающихся в современной школе смещён в сторону социального становления выпускника, способного проявлять гражданскую позицию, принимать общечеловеческие и национальные ценности, руководствуясь ими в своём поведении. Анализ аксиологической проблематики и темы формирования ценностно-
2 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 10.04.2016).
Таблица 1
Ценностно-смысловое единство характеристик «портрета выпускника» в ФГОС среднего общего образования
«Портрет выпускника школы»3 Ценностные (смысловые) единицы4
Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции Родина. Гражданин
Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества Жизнь. Человек. Семья
Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества Знания. Труд. Наука
Владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность Компетентность. Сотрудничество
Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством Ответственность. Долг. Гражданственность. Нормы. Мораль. Права и обязанности. Свобода
Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать Взаимопонимание. Толерантность. Диалог. Гуманность. Мир
Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни Природа. Безопасность. Здоровье
Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества Профессия. Профессионализм. Мастерство. Развитие и созидание
Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни Самообразование. Саморазвитие. Самосовершен ствование
го отношения показывает, что ценности в отличие от информации не существуют сами по себе. Для того чтобы объекты окружающей человека действительности имели ценностный смысл, человек должен иметь представления и знания об объекте. При этом полнота и достоверность знаний об объекте будут определять и качество ценностной матрицы личности. С данной точки зрения личностные результаты общего образования могут быть рассмотрены в контексте их содержатель-
ной наполненности в сопоставлении с базовыми обществоведческими понятиями (табл. 2).
3 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 10.04.2016).
4 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк и др. - М.: Просвещение, 2009. — 29 с.
Таблица 2
Обществоведческое наполнение личностных результатов освоения ООП среднего общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Знаниевые (содержательные) единицы
Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн) Государство. Этнос. Народ. Нация. Исторические вехи российского государства. Общественные деятели в истории страны и современности
Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовности к служению Отечеству, его защите Гражданское общество. Правовое государство. Конституция РФ. Правовой статус человека и гражданина. Демократия. Свобода и ответственность. Кон ституционные обязанности граждан
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Мировоззрение. Виды мировоззрения. Познание как деятельность. Роль науки в жизни человека. Религия в современном мире. Глобализация. Культурное наследие. Глобальные проблемы современности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Межличностные отношения. Общение. Формы общения. Способы конструктивного общения. Социальные общности и социальные группы. Диалог культур
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Личность. Потребности и ценности. Социальные нормы. Социальный контроль. Деятельность человека. Самовоспитание
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Мораль. Нравственный выбор. Гуманистические ценности
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Искусство. Творчество. Художественное наследие человече ства
Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью — как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности Общественный прогресс. Ценности человека. Ценности по стиндустриального общества. Ценности здорового образа жизни. Экологическое сознание
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Знаниевые (содержательные) единицы
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни Семья как социальный институт
Готовность и способность к образованию, в т.ч. самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем Образование, его личная и социальная ценность. Труд и профессия
Выделенные знаниевые и ценностные единицы охватывают базовые понятия школьного обществоведческого образования, освоение которых является необходимой составляющей гражданско-правовой грамотности обучающихся. Данный анализ позволяет выявить значение обществоведческой подготовки обучающихся в достижении метапредметных и личностных результатов общего образования и определить гражданско-правовую грамотность как практико-ориентированный мета-предметный результат изучения учебного предмета «Обществознание».
Возникает вопрос об особенностях и способах измерения данного результата исходя из структуры гражданско-правовой грамотности. Сформированность зна-ниевого и деятельностного компонентов гражданско-правовой грамотности рассматривается как результат освоения соответствующих способов действий с предметным обществоведческим содержанием и оценивается на основе использования различных учебно-практических и учебно-познавательных заданий и задач. Виды подобных испытаний могут быть знакомы обучающимся по вариантам диагностических заданий всероссийских проверочных работ (далее — ВПР), исследований НИКО, заданий в вариантах экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию5.
Для организации мониторинга целесообразно прибегнуть к уровневой диагно стике сформированно сти гражданско-правовой грамотности, используя при
5 Котоеа О.А., Лискова Т.Е. КИМ ЕГЭ по обществознанию: тенденции и перспективы развития // Педагогические измерения. — 2018. — № 2. — С. 39-47.
этом учебно-познавательные и учебно-практические задания и задачи, позволяющие объективно зафиксировать полученные результаты на определённом этапе. В процедуре измерения результата мы применили методологию внедряемого в современную практику российских школ тестового инструментария SAM6, разработанного на базе теоретических подходов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. Выделяют уровни освоения предметного содержания: репродуктивный, рефлексивный и функциональный. Первый уровень — репродуктивный — связан с ориентацией на внешние признаки, направлен на действие по образцу. Второй уровень — рефлексивный (предметный) — предполагает понимание внутренних сущностных связей и взаимосвязей. Третий уровень — функциональный, достижение которого предполагает осуществление компетентного действия в смысловом поле.
Рассмотрим некоторые задания из демонстрационного варианта экзаменационной работы ОГЭ по обществознанию— 2019, относящиеся к сфере социального управления и связанные с выполнением социальной роли участника образовательных отношений7.
Задание 5. «Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства.
6 Нежнов П.Г. Трехуровневая модель освоения учебного содержания. Диагностика выпускников начальной школы с помощью инструмента SAM. Опыт применения тестов SAM. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/427
7 Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?» — обучающиеся должны вписать номер правильного ответа, соответствующий уровню образования Виолетты. Задание относится к базовому уровню сложности и позволяет выявить понимание структуры образования в России и соответствующие знания о системе образования, необходимые гражданину как участнику образовательных отношений. Успешное выполнение такого рода задания позволяет зафиксировать репродуктивный уровень гражданско-правовой грамотности в сфере социального управления.
Задание 28 повышенного уровня сложности и связано с анализом приведённого источника (текста Д.С. Лихачева): «Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста ? Используя текст, укажите две причины». Выполнение задания требует сформированности комплекса умений, необходимых для анализа источника социальной информации и соотнесения её с личным социальным опытом в описываемой сфере. Поэтому можно предположить, что правильный ответ на данное задание фиксирует сформированность необходимых способов действий на уровне понимания и соответствует рефлексивному уровню гражданско-правовой грамотности.
Задание 31, как и предыдущее, связано с анализом источника, но относится к высокому уровню сложности: «Автор полагает, что "учиться нужно всегда ". Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека». Выполнение данного рода заданий требует от ученика демонстрации комплекса предметных и метапредметных умений, компетентных действий в роли участника образовательных отношений, что соответствует функциональному уровню гражданско-правовой грамотности обучающегося в заданном смысловом контексте.
С той же целью — возможности диагностировать уровень сформированности у обучающихся гражданско-правовой грамотности с помощью типовых заданий в экзаменационных работах ОГЭ и ЕГЭ — рассмотрим примеры из демонстрационно-
го варианта экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию 2019 г.8, относящиеся к одной сфере (в рассматриваемом варианте — сфере экономики) и отражающие уровень гражданско-правовой грамотности в роли участника экономических отношений.
Задание 22 из мини-теста к заданному текстовому источнику (фрагменту работы Р.М. Нуреева) относится к базовому уровню сложности: «Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия "экономическая ответственность ". Как автор описывает экономическую цель фирмы ? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)» Успешное выполнение задания предполагает понимание обучающимися смысла ключевых экономических понятий и сформированность умения находить необходимую информацию в тексте, что соответствует демонстрации репродуктивного уровня гражданско-правовой грамотности в данной сфере.
Задание 9 повышенного уровня сложности позволит выявить сформированность способов действий с пониманием соответствующих взаимосвязей между теоретическими знаниями об источниках финансирования в предпринимательской деятельности и моделируемой ситуацией из практики предпринимательства: «Владельцы фирмы "Солнышко " планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса?Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привлечение кредитов;
2) налоговые отчисления;
3) повышение производительности труда;
4) прибыль от реализации продукции предприятия;
5) совершенствование производственных технологий;
6) выпуск и размещение акций предприятия».
Соответственно, верное выполнение данного задания позволит продемонстрировать обучающимся сформирован-ность рефлексивного уровня гражданско-правовой грамотности участника экономических отношений.
8 Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fipi.ru/ege-i-gve-11
Задание 29, относящееся к высокому уровню сложности, требует от обучающихся владения знаниями и способами действий в роли участника общественных отношений на функциональном уровне9. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их)». В области экономики обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему: «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне). Комплекс сформированных умений, демонстрируемых при успешном выполнении задания, характеризует не только глубокое понимание сути рыночных отношений и роли продавца и потребителя, но и самостоятельность в умении обоснованно, с опорой на экономические знания и рефлексию имеющегося социального опыта, выстраивать свою стратегию поведения на рынке в качестве участника экономических отношений и прогнозировать поведение других участников.
Подобного рода задания, позволяющие не только определить достижение результатов освоения содержания учебного предмета «Обществознание», но и проанализировать уровень сформированности у обучающихся гражданско-правовой грамотности как метапредметного результата, встречаем в модели всероссийских проверочных работ по обществознанию для 6-го класса10. Практико-ориентированный характер заданий отражает комплекс вопросов как репродуктивного, так и функционального характера, которые требуют привлечения не только обществоведческих знаний, но и демонстрации способов действий с предметным содержанием в конкретно заданном социальном контексте.
Рассмотрим некоторые типы заданий в демонстрационном варианте ВПР, выполнение которых в большей степени
9 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/ ffles/document/1535372249/obshchestvozname_2018.pdf
10 Демоверсия ВПР по обществознанию 6 класс 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vpr-ege.ru/zagruzki/vpr2018-ob-6-demo.pdf
требует привлечения и рефлексии социального опыта обучающихся и позволяет не только проверять, но и формировать гражданско-правовую грамотность. Например, в задании 1 проверочной работы требуется в модельных и реальных ситуациях выделить сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснить роль мотивов в деятельности человека, а также выполнить практические задания по анализу ситуации:
«В нашей стране все дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев, принимаются в школу.
1. Как вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы все дети могли учиться?
2. Составьте рассказ о своей учёбе, используя план:
1) Какие школьные предметы вызывают у Вас интерес?Почему?
2) Какие предметы являются трудными для Вас ?В чём Вы видите причины трудностей ?»
Решение предложенных ситуаций в задании 1 характеризует обучающегося как участника образовательных отношений.
Задание в ВПР, предполагающее анализ визуального изображения социальных объектов и социальных ситуаций, ставит обучающегося в ролевую позицию и требует для успешного выполнения привлечения комплекса обществоведческих знаний и умений, рефлексии имеющегося социального опыта и наблюдений. Необходимо заметить, что в содержательном аспекте данное задание связано с типичной для подростка ситуацией из его собственной социальной практики или практики его близкого окружения. К примеру, условие и вопросы к данному заданию ставят обучающегося в позицию участника экономических отношений, а его успешное выполнение предполагает демонстрацию соответствующих социально-экономических знаний и метапредметных умений.
«Многиемагазины предлагают покупать товары в кредит.
В чём, по Вашему мнению, преимущество и в чём опасность покупки товаров в кредит?
Чем, по Вашему мнению, следует руководствоваться тому, кто собирается оформить кредит на покупку товара?»
Отметим, что ориентированность в обучении обществознанию и проверке достижения результатов на формирование гражданско-правовой грамотности позволит эффективно реализовать образовательный потенциал и функциональное значение данного учебного предмета в личностном и социальном развитии обучающихся. Однако, обращаясь к феномену гражданско-правовой грамотности как метапредметно-му результату обучения обществознанию и исходя из структуры данного результата, необходимо обратить особое внимание на измерение его ценностного компонента. Диагностика сформированности ценностного отношения к изучаемым социальным явлениям жизни, индивидуальной ценностной матрицы и соответственно индивидуального ценностного восприятия событий окружающего мира, уровень принятия общечеловеческих и базовых национальных ценностей и готовность руководствоваться ими в своём поведении требуют обращения к другого рода методикам. Рассмотрим возможные варианты некоторых из них.
Например, анкетирование по типу репертуарных решёток. В основе техники репертуарных решёток лежит теория конструктов Дж. Келли11. Конструкт — это особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизи-рованное) на собственном опыте, с помощью которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует своё поведение, «понимает» ценности других людей, реконструирует систему взаимоотношений и строит «образ я». Это одновременно
и способ поведения, и параметр отношений и оценок. Техника репертуарных решёток позволяет объяснить то, как испытуемые строят целостный интегрированный образ мира, помогающий ему контролировать события, своё поведение и других людей. Каждый человек не просто реагирует на стимулы, а выдвигает и обосновывает собственные гипотезы, строя собственные ценностные конструкты, свою ценностную «теорию мира», проявляя её в собственной социальной практике. Положения теории Дж. Кел-ли, лежащей в основе методики, объясняют то, что личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события. Поэтому испытуемому предлагается соотнести и проранжировать выделенную систему ценностей-конструктов с репертуаром элементов — значимых лиц и социальных объектов.
Предлагаемая анкета рассчитана на возраст обучающихся 6—8-х классов и представлена двумя модулями «Человек» (рис. 1) и «Общество» (рис. 2), каждый из которых содержит четыре соответствующих элемента. Модуль «Человек» включает элементы:
1) хороший правитель;
2) человек в истории России, на которого я хотел бы быть похожим;
3) хороший друг;
4) я сам.
Модуль «Общество» представлен следующими элементами:
1) семья;
2) государство, в котором я хотел бы жить;
Хороший правитель Человек в истории России, на которого я хотел бы быть похожим Хороший друг Я сам
Образованность Любознательность
Отзывчивость Милосердие
Терпимость к различиям Ответственность
Правдивость Сила воли
Трудолюбие Созидательность
Рис. 1. Бланк 1 — Модуль «Человек»
4 Келли Дж. Теория личности: теория личных конструктов. — СПб: Речь, 2000. — 249 с.
3) государство, в котором я не хотел бы жить;
4) мировое сообщество, человечество.
Обучающимся предлагается проранжи-
ровать ценности-конструкты по значимости для выделенного репертуара лиц и объектов. Ролевая ситуация, в которую попадает респондент, демонстрирует его ценностное наполнение компонентов. После ранжирования проводится анализ по следующим пунктам:
1) определение наиболее значимых ценностей по отдельным репертуарным спискам;
2) совпадение рангов ценностей между отдельными элементами (дифференцированное отношение);
3) выявление ценностного содержания по каждому объекту модуля «Человек» и модуля «Общество».
Сложность и специфика диагностики сформированности у обучающихся ценностного компонента гражданско-правовой грамотности требуют применения одновременно нескольких различных методик.
В данном контексте эффективным является цветовой тест отношений. Идея и процедуры теста были разработаны А.М. Эткиндом12. Цветовой тест отношений — это невербальный компактный диагностический метод, отражающий
как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент, позволяющий выявить эмоциональное отношение к изучаемым социальным фактам, событиям, несущим определённую ценностную нагрузку, понимание ценностного значения отдельных социальных явлений для человека и общества. Простота и портативность теста, его игровой характер позволяют эффективно использовать тест как для старшеклассников, так и для обучающихся основной школы. Для составления инструментария к данному тесту может быть использована известная обучающимся социальная информация, несущая определённую ценностно-эмо-циона льную нагрузку.
Перед обучающимися на белом фоне раскладывают 8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный, серый) в случайном порядке. Демонстрируются иллюстрации (стимулы) с изображениями социальных объектов. Обучающиеся должны подобрать к каждой иллюстрации подходящий цвет, с которым данное событие ассоциируется. У каждой иллюстрации-символа имеется свой порядковый номер, занесённый в бланк. Напротив каждого номера
Семья Государ ство ,в котором я хотел бы жить Государство, в котором я не хотел бы жить Мировое сообщество, человечество
1. Безопасность жизни
2. Уважение к закону (гарантия прав и выполнение обязанностей)
3. Справедливость
4. Равноправие
5. Единство
6. Мир, согласие между людьми
7. Уважение культуры других людей
8. Развитие образования и науки
9. Труд во благо других
10. Любовь (к человеку, к Родине)
1а. Незащищённость, угроза жизни
2а. Несоблюдение норм права
3а. Несправедливость
4а. Неравноправие
5а. Обособленность, разрозненность
6а. Вражда, конфликты, войны
7а. Превосходство одной культуры
8а. Низкий уровень развития образования
и науки
9а. Труд только во благо самого себя 10а. Равнодушие
Рис. 2. Бланк 2 — Модуль «Общество»
12 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — Спб.: Речь, 2006. — 440 с.
в бланке обучающийся вписывает соответствующий цвет (рис. 3). При выборе цвета обучающиеся должны вспомнить о социальном значении изображённых событий, подумать о ценности отдельных фактов для жизни человека, общества, государства, человечества в целом.
Приведём пример.
■ Показатель 1. Фотоиллюстрация памятника К. Минина и Д. Пожарского. В аксиологическом аспекте памятник символизирует ценности гражданственности, любви к Родине.
■ Показатель 2. Фотоиллюстрация с изображением людей, занятых спортом и ведущих активный образ жизни, — ценности здорового образа жизни.
■ Показатель 3. Фотоиллюстрация с изображением христианской церкви, мечети и буддийского храма — ценности религии, добра, культуры народов мира и нашего государства.
■ Показатель 4. Фотоиллюстрация здания Третьяковской галереи. Иллюстрация символизирует ценности красоты, искусства и созидательной деятельности человека.
■ Показатель 5. Фотоиллюстрация парада Победы в 1945 году — торжество таких ценностей, как жизнь, мир на Земле.
■ Показатель 6. Фотоиллюстрация артобстрела Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Антиценности: угроза миру, уничтожение жизни, варварское уничтожение культурных ценностей.
■ Показатель 7. Фотоиллюстрация с изображением документальных кадров уничтожения храма Христа Спасителя. Антиценности — уничтожение культуры, красоты, добра, труда.
■ Показатель 8. Фотоиллюстрация с изображением людей разных профессий (врача, учителя, инженера, токаря, архитектора) символизирует ценности труда.
■ Показатель 9. Конституция РФ — ценности права и справедливости.
■ Показатель 10. Государственные символы РФ — ценности свободы и независимости государства. Позитивные цветовые ассоциации по данному показателю могут означать и самоидентификацию себя как гражданина России,
сопричастность к истории и будущему своей страны.
Показатель 11. Фотоиллюстрации с изображением С.П. Капицы, Ж. Алферова — ценности науки и труда.
Показатель 12. Фотоиллюстрации с изображением фактов межличностного общения между подростками отражает ценно сти общения.
№ символа Цвет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Рис. 3. Бланк «Цветовой тест отношений»
После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются обучающимися в порядке предпочтения. Для математической обработки данных рекомендуется использовать непараметрические критерии (^-критерий Манна Уитни для независимых выборок).
В целом, рассматривая гражданско-правовую грамотность как метапред-метный результат обществоведческого образования, обращаем внимание на необходимость комплексного решения проблемы его проектирования, достижения и диагностики в практике работы учителя, более широкого понимания функционального значения изучения предмета для подготовки обучающихся к жизни. При этом важны не только реализация практико-ориенитрованности и метапредметности в обучении обществознанию, но и обеспечение возможности мониторинга достижения образовательных результатов в работе учителя, готовности самого учителя обществознания к диагностике результатов в деятельностной парадигме.