Научная статья на тему 'Проектирование и диагностика метапредметных результатов обществоведческого образования'

Проектирование и диагностика метапредметных результатов обществоведческого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / CIVIL AND LEGAL LITERACY / META-SUBJECT RESULTS OF SOCIAL SCIENCE EDUCATION / DIAGNOSTICS TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамигулова Оксана Алексеевна

Актуальность проблемы проектирования и измерения метапредметных результатов обществоведческого образования обусловлена огромным социальным значением данного учебного предмета в формировании у будущих выпускников гражданско-правовой грамотности. В статье описана структура и содержание гражданско-правовой грамотности как метапредметного результата изучения обществознания и предлагаются способы его комплексного измерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing And Measuring Meta-Subject Results Of Education In Social Studies Education

The importance of designing and measuring meta-subject results of social studies education is determined by the great role of this school subject in forming students’ civil and legal literacy. The article describes the structure and content of civil and legal literacy as a meta-subject result of studying social sciences and suggests methods of its integrated measurement.

Текст научной работы на тему «Проектирование и диагностика метапредметных результатов обществоведческого образования»

И 11 I М | М N | N I I 11 N 111

1 2 3

I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I

Проектирование и диагностика метапредметных результатов обществоведческого образования

Шамигулова Оксана Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой права и обществознания БГПУ им. М. Акмуллы, Республика Башкортостан, г. Уфа, член комиссии по разработке КИМ для ГИА по обществознанию, office@bspu.ru

Ключевые слова: гражданско-правовая грамотность, метапредметные результаты обществоведческого образования, диагностические задания

В настоящее время наблюдается новый виток в развитии гражданско-правовой подготовки обучающихся в российских школах, связанный с необходимостью решения приоритетных задач государственной политики. Внимание педагогической общественности преимущественно обращено к поиску эффективных форм, средств и технологий подготовки. При этом понимание сущности и результатов гражданско-правового образования в целом среди отечественных учёных и в педагогической практике различно. Одни сводят гражданско-правовое образование только к воспитанию патриотизма, рассматривая гражданский долг в контексте исполнения воинской обязанности и уделяя в процессе подготовки основное внимание военно-исторической тематике. Другие видят результат гражданско-правового образования в формировании «гражданских качеств» и «гражданственности», также по-разному трактуя данные понятия. Зарубежные (европейские) модели реализации гражданско-правового образования и попытки его переноса в российские школы, без учёта российских реалий, традиций, ценностей и целей развития государства, как это наблюдалось в прошлые два десятилетия, не получили широкого распространения в массовой образовательной практике. Анализ зарубежного опыта (Великобритания, Австрия, Германия) показывает, что цели и, соответственно, содержание гражданско-правового образования в большей степени связаны с формированием политико-правовых знаний и демократических ценностей. Не уделяется внимание системности социально-гуманитарных знаний о современном обществе и духовно-нравственному аспекту гражданско-правового образования, в совокупности составляющих основу ответственного и грамотного поведения гражданина.

Гражданско-правовое образование в широком понимании термина предполагает подготовку будущих граждан к эффективному функционированию в обществе и государстве, освоение выпускниками школы общечеловеческих и гражданских ценностей, культурных норм и образцов поведения, обеспечивающих способность и готовность к грамотному и ответственному выполнению социальных ролей человека и гражданина. Данное понимание гражданско-правового образования позволяет, на наш взгляд, рассматривать его цели в одном идеологическом направ-

лении развития современной системы общего образования и новым поколением образовательных стандартов, главным отличием которых является ориентированность на метапредметность и развитие личностных результатов. Не случайно весной 2018 г. на совещании Совета Мин-обрнауки РФ по федеральным государ -ственным образовательным стандартам в обсуждении дополнений ФГОС основного общего образования эксперты позитивно отметили обновлённое содержание учебного предмета «Обществознание», расширение не только правоведческих и политологических знаний, но и усиление духовно-нравственной и практической направленности обучения, подчёркивая тем самым «повышение значимости гражданского становления личности» в изучении курса1.

В данной связи перед учителем встаёт необходимость осмысления значения учебного курса «Обществознание» в достижении метапредметного результата, поскольку данный учебный предмет в наибольшей степени обеспечивает содержательное наполнение гражданско-правовой подготовки обучающихся в системе общего образования в целом. Обществоведческое образование позволяет не только формировать у подрастающего поколения системные социально-гуманитарные знания, но и прежде всего развивать ценностное отношение к окружающим общественным явлениям и событиям, закладывать фундамент личностных и гражданско-правовых ценностей выпускника.

Способность к эффективному решению задач в процессе выполнения социальных ролей в статусе гражданина страны (обучающегося, собственника, избирателя, потребителя, участника семейных отношений, участника трудовых отношений и других), на наш взгляд, составляет основу гражданско-правовой грамотности обучающегося и является метапредметным результатом освоения курса. Структура и содержание гражданско-правовой грамотности предполагает триединство знаниевого,

1 Что ждать школьникам от введения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/sn_edu/20180322/1516985916.html (Дата обращения: 22.03.2018).

ценностного и деятельностного компонентов. Это гражданско-правовые знания (знания об обществе, человеке, государстве, правах и обязанностях человека, правах и обязанностях гражданина), ценностное отношение к социальным явлениям окружающего мира (к обществу, общественным событиям, своему государству, другим людям, самому себе), умения, необходимые для применения им гражданско-правовых знаний в социальной практике, и опыт деятельности.

Важной компонентой в освоении социальных ролей будущего выпускника является сформированность ценностного отношения к изучаемым социальным явлениям. При этом матрица ценностей личности будущего гражданина задана в «портрете выпускника» и перечне мета-предметных и личностных результатов для каждой ступени образования, составляющих концептуальное единство требований к результатам ФГОС общего образования2. Чтобы конкретизировать содержательное наполнение «портрета выпускника», необходимо сравнить перечень метапредметных и личностных результатов на каждой ступени образования с предметным содержанием обществоведческого образования, магистральными понятиями курса и социокультурными ценностями, которые они в себя вбирают.

В аксиологическом аспекте метапред-метные и личностные результаты могут быть рассмотрены как заданная ценностная система координат для проектирования образовательного процесса и освоения обучающимися предметного обществоведческого содержания (табл. 1).

Очевидно, что вектор определения качества подготовки обучающихся в современной школе смещён в сторону социального становления выпускника, способного проявлять гражданскую позицию, принимать общечеловеческие и национальные ценности, руководствуясь ими в своём поведении. Анализ аксиологической проблематики и темы формирования ценностно-

2 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 10.04.2016).

Таблица 1

Ценностно-смысловое единство характеристик «портрета выпускника» в ФГОС среднего общего образования

«Портрет выпускника школы»3 Ценностные (смысловые) единицы4

Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции Родина. Гражданин

Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества Жизнь. Человек. Семья

Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества Знания. Труд. Наука

Владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность Компетентность. Сотрудничество

Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством Ответственность. Долг. Гражданственность. Нормы. Мораль. Права и обязанности. Свобода

Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать Взаимопонимание. Толерантность. Диалог. Гуманность. Мир

Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни Природа. Безопасность. Здоровье

Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества Профессия. Профессионализм. Мастерство. Развитие и созидание

Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни Самообразование. Саморазвитие. Самосовершен ствование

го отношения показывает, что ценности в отличие от информации не существуют сами по себе. Для того чтобы объекты окружающей человека действительности имели ценностный смысл, человек должен иметь представления и знания об объекте. При этом полнота и достоверность знаний об объекте будут определять и качество ценностной матрицы личности. С данной точки зрения личностные результаты общего образования могут быть рассмотрены в контексте их содержатель-

ной наполненности в сопоставлении с базовыми обществоведческими понятиями (табл. 2).

3 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. № 1897, от 17.05. 2012 г. № 413 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 10.04.2016).

4 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк и др. - М.: Просвещение, 2009. — 29 с.

Таблица 2

Обществоведческое наполнение личностных результатов освоения ООП среднего общего образования

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Знаниевые (содержательные) единицы

Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн) Государство. Этнос. Народ. Нация. Исторические вехи российского государства. Общественные деятели в истории страны и современности

Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовности к служению Отечеству, его защите Гражданское общество. Правовое государство. Конституция РФ. Правовой статус человека и гражданина. Демократия. Свобода и ответственность. Кон ституционные обязанности граждан

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Мировоззрение. Виды мировоззрения. Познание как деятельность. Роль науки в жизни человека. Религия в современном мире. Глобализация. Культурное наследие. Глобальные проблемы современности

Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Межличностные отношения. Общение. Формы общения. Способы конструктивного общения. Социальные общности и социальные группы. Диалог культур

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Личность. Потребности и ценности. Социальные нормы. Социальный контроль. Деятельность человека. Самовоспитание

Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Мораль. Нравственный выбор. Гуманистические ценности

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Искусство. Творчество. Художественное наследие человече ства

Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью — как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности Общественный прогресс. Ценности человека. Ценности по стиндустриального общества. Ценности здорового образа жизни. Экологическое сознание

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Знаниевые (содержательные) единицы

Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни Семья как социальный институт

Готовность и способность к образованию, в т.ч. самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем Образование, его личная и социальная ценность. Труд и профессия

Выделенные знаниевые и ценностные единицы охватывают базовые понятия школьного обществоведческого образования, освоение которых является необходимой составляющей гражданско-правовой грамотности обучающихся. Данный анализ позволяет выявить значение обществоведческой подготовки обучающихся в достижении метапредметных и личностных результатов общего образования и определить гражданско-правовую грамотность как практико-ориентированный мета-предметный результат изучения учебного предмета «Обществознание».

Возникает вопрос об особенностях и способах измерения данного результата исходя из структуры гражданско-правовой грамотности. Сформированность зна-ниевого и деятельностного компонентов гражданско-правовой грамотности рассматривается как результат освоения соответствующих способов действий с предметным обществоведческим содержанием и оценивается на основе использования различных учебно-практических и учебно-познавательных заданий и задач. Виды подобных испытаний могут быть знакомы обучающимся по вариантам диагностических заданий всероссийских проверочных работ (далее — ВПР), исследований НИКО, заданий в вариантах экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию5.

Для организации мониторинга целесообразно прибегнуть к уровневой диагно стике сформированно сти гражданско-правовой грамотности, используя при

5 Котоеа О.А., Лискова Т.Е. КИМ ЕГЭ по обществознанию: тенденции и перспективы развития // Педагогические измерения. — 2018. — № 2. — С. 39-47.

этом учебно-познавательные и учебно-практические задания и задачи, позволяющие объективно зафиксировать полученные результаты на определённом этапе. В процедуре измерения результата мы применили методологию внедряемого в современную практику российских школ тестового инструментария SAM6, разработанного на базе теоретических подходов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова. Выделяют уровни освоения предметного содержания: репродуктивный, рефлексивный и функциональный. Первый уровень — репродуктивный — связан с ориентацией на внешние признаки, направлен на действие по образцу. Второй уровень — рефлексивный (предметный) — предполагает понимание внутренних сущностных связей и взаимосвязей. Третий уровень — функциональный, достижение которого предполагает осуществление компетентного действия в смысловом поле.

Рассмотрим некоторые задания из демонстрационного варианта экзаменационной работы ОГЭ по обществознанию— 2019, относящиеся к сфере социального управления и связанные с выполнением социальной роли участника образовательных отношений7.

Задание 5. «Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства.

6 Нежнов П.Г. Трехуровневая модель освоения учебного содержания. Диагностика выпускников начальной школы с помощью инструмента SAM. Опыт применения тестов SAM. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/427

7 Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?» — обучающиеся должны вписать номер правильного ответа, соответствующий уровню образования Виолетты. Задание относится к базовому уровню сложности и позволяет выявить понимание структуры образования в России и соответствующие знания о системе образования, необходимые гражданину как участнику образовательных отношений. Успешное выполнение такого рода задания позволяет зафиксировать репродуктивный уровень гражданско-правовой грамотности в сфере социального управления.

Задание 28 повышенного уровня сложности и связано с анализом приведённого источника (текста Д.С. Лихачева): «Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста ? Используя текст, укажите две причины». Выполнение задания требует сформированности комплекса умений, необходимых для анализа источника социальной информации и соотнесения её с личным социальным опытом в описываемой сфере. Поэтому можно предположить, что правильный ответ на данное задание фиксирует сформированность необходимых способов действий на уровне понимания и соответствует рефлексивному уровню гражданско-правовой грамотности.

Задание 31, как и предыдущее, связано с анализом источника, но относится к высокому уровню сложности: «Автор полагает, что "учиться нужно всегда ". Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека». Выполнение данного рода заданий требует от ученика демонстрации комплекса предметных и метапредметных умений, компетентных действий в роли участника образовательных отношений, что соответствует функциональному уровню гражданско-правовой грамотности обучающегося в заданном смысловом контексте.

С той же целью — возможности диагностировать уровень сформированности у обучающихся гражданско-правовой грамотности с помощью типовых заданий в экзаменационных работах ОГЭ и ЕГЭ — рассмотрим примеры из демонстрационно-

го варианта экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию 2019 г.8, относящиеся к одной сфере (в рассматриваемом варианте — сфере экономики) и отражающие уровень гражданско-правовой грамотности в роли участника экономических отношений.

Задание 22 из мини-теста к заданному текстовому источнику (фрагменту работы Р.М. Нуреева) относится к базовому уровню сложности: «Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия "экономическая ответственность ". Как автор описывает экономическую цель фирмы ? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)» Успешное выполнение задания предполагает понимание обучающимися смысла ключевых экономических понятий и сформированность умения находить необходимую информацию в тексте, что соответствует демонстрации репродуктивного уровня гражданско-правовой грамотности в данной сфере.

Задание 9 повышенного уровня сложности позволит выявить сформированность способов действий с пониманием соответствующих взаимосвязей между теоретическими знаниями об источниках финансирования в предпринимательской деятельности и моделируемой ситуацией из практики предпринимательства: «Владельцы фирмы "Солнышко " планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса?Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) привлечение кредитов;

2) налоговые отчисления;

3) повышение производительности труда;

4) прибыль от реализации продукции предприятия;

5) совершенствование производственных технологий;

6) выпуск и размещение акций предприятия».

Соответственно, верное выполнение данного задания позволит продемонстрировать обучающимся сформирован-ность рефлексивного уровня гражданско-правовой грамотности участника экономических отношений.

8 Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.fipi.ru/ege-i-gve-11

Задание 29, относящееся к высокому уровню сложности, требует от обучающихся владения знаниями и способами действий в роли участника общественных отношений на функциональном уровне9. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их)». В области экономики обучающимся предлагается написать мини-сочинение на тему: «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне). Комплекс сформированных умений, демонстрируемых при успешном выполнении задания, характеризует не только глубокое понимание сути рыночных отношений и роли продавца и потребителя, но и самостоятельность в умении обоснованно, с опорой на экономические знания и рефлексию имеющегося социального опыта, выстраивать свою стратегию поведения на рынке в качестве участника экономических отношений и прогнозировать поведение других участников.

Подобного рода задания, позволяющие не только определить достижение результатов освоения содержания учебного предмета «Обществознание», но и проанализировать уровень сформированности у обучающихся гражданско-правовой грамотности как метапредметного результата, встречаем в модели всероссийских проверочных работ по обществознанию для 6-го класса10. Практико-ориентированный характер заданий отражает комплекс вопросов как репродуктивного, так и функционального характера, которые требуют привлечения не только обществоведческих знаний, но и демонстрации способов действий с предметным содержанием в конкретно заданном социальном контексте.

Рассмотрим некоторые типы заданий в демонстрационном варианте ВПР, выполнение которых в большей степени

9 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/ ffles/document/1535372249/obshchestvozname_2018.pdf

10 Демоверсия ВПР по обществознанию 6 класс 2018 год: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vpr-ege.ru/zagruzki/vpr2018-ob-6-demo.pdf

требует привлечения и рефлексии социального опыта обучающихся и позволяет не только проверять, но и формировать гражданско-правовую грамотность. Например, в задании 1 проверочной работы требуется в модельных и реальных ситуациях выделить сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснить роль мотивов в деятельности человека, а также выполнить практические задания по анализу ситуации:

«В нашей стране все дети, достигшие возраста 6 лет и 6 месяцев, принимаются в школу.

1. Как вы думаете, почему наше государство заботится о том, чтобы все дети могли учиться?

2. Составьте рассказ о своей учёбе, используя план:

1) Какие школьные предметы вызывают у Вас интерес?Почему?

2) Какие предметы являются трудными для Вас ?В чём Вы видите причины трудностей ?»

Решение предложенных ситуаций в задании 1 характеризует обучающегося как участника образовательных отношений.

Задание в ВПР, предполагающее анализ визуального изображения социальных объектов и социальных ситуаций, ставит обучающегося в ролевую позицию и требует для успешного выполнения привлечения комплекса обществоведческих знаний и умений, рефлексии имеющегося социального опыта и наблюдений. Необходимо заметить, что в содержательном аспекте данное задание связано с типичной для подростка ситуацией из его собственной социальной практики или практики его близкого окружения. К примеру, условие и вопросы к данному заданию ставят обучающегося в позицию участника экономических отношений, а его успешное выполнение предполагает демонстрацию соответствующих социально-экономических знаний и метапредметных умений.

«Многиемагазины предлагают покупать товары в кредит.

В чём, по Вашему мнению, преимущество и в чём опасность покупки товаров в кредит?

Чем, по Вашему мнению, следует руководствоваться тому, кто собирается оформить кредит на покупку товара?»

Отметим, что ориентированность в обучении обществознанию и проверке достижения результатов на формирование гражданско-правовой грамотности позволит эффективно реализовать образовательный потенциал и функциональное значение данного учебного предмета в личностном и социальном развитии обучающихся. Однако, обращаясь к феномену гражданско-правовой грамотности как метапредметно-му результату обучения обществознанию и исходя из структуры данного результата, необходимо обратить особое внимание на измерение его ценностного компонента. Диагностика сформированности ценностного отношения к изучаемым социальным явлениям жизни, индивидуальной ценностной матрицы и соответственно индивидуального ценностного восприятия событий окружающего мира, уровень принятия общечеловеческих и базовых национальных ценностей и готовность руководствоваться ими в своём поведении требуют обращения к другого рода методикам. Рассмотрим возможные варианты некоторых из них.

Например, анкетирование по типу репертуарных решёток. В основе техники репертуарных решёток лежит теория конструктов Дж. Келли11. Конструкт — это особое субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизи-рованное) на собственном опыте, с помощью которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует своё поведение, «понимает» ценности других людей, реконструирует систему взаимоотношений и строит «образ я». Это одновременно

и способ поведения, и параметр отношений и оценок. Техника репертуарных решёток позволяет объяснить то, как испытуемые строят целостный интегрированный образ мира, помогающий ему контролировать события, своё поведение и других людей. Каждый человек не просто реагирует на стимулы, а выдвигает и обосновывает собственные гипотезы, строя собственные ценностные конструкты, свою ценностную «теорию мира», проявляя её в собственной социальной практике. Положения теории Дж. Кел-ли, лежащей в основе методики, объясняют то, что личностные процессы психологически канализируются теми же способами, которыми человек прогнозирует и оценивает события. Поэтому испытуемому предлагается соотнести и проранжировать выделенную систему ценностей-конструктов с репертуаром элементов — значимых лиц и социальных объектов.

Предлагаемая анкета рассчитана на возраст обучающихся 6—8-х классов и представлена двумя модулями «Человек» (рис. 1) и «Общество» (рис. 2), каждый из которых содержит четыре соответствующих элемента. Модуль «Человек» включает элементы:

1) хороший правитель;

2) человек в истории России, на которого я хотел бы быть похожим;

3) хороший друг;

4) я сам.

Модуль «Общество» представлен следующими элементами:

1) семья;

2) государство, в котором я хотел бы жить;

Хороший правитель Человек в истории России, на которого я хотел бы быть похожим Хороший друг Я сам

Образованность Любознательность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отзывчивость Милосердие

Терпимость к различиям Ответственность

Правдивость Сила воли

Трудолюбие Созидательность

Рис. 1. Бланк 1 — Модуль «Человек»

4 Келли Дж. Теория личности: теория личных конструктов. — СПб: Речь, 2000. — 249 с.

3) государство, в котором я не хотел бы жить;

4) мировое сообщество, человечество.

Обучающимся предлагается проранжи-

ровать ценности-конструкты по значимости для выделенного репертуара лиц и объектов. Ролевая ситуация, в которую попадает респондент, демонстрирует его ценностное наполнение компонентов. После ранжирования проводится анализ по следующим пунктам:

1) определение наиболее значимых ценностей по отдельным репертуарным спискам;

2) совпадение рангов ценностей между отдельными элементами (дифференцированное отношение);

3) выявление ценностного содержания по каждому объекту модуля «Человек» и модуля «Общество».

Сложность и специфика диагностики сформированности у обучающихся ценностного компонента гражданско-правовой грамотности требуют применения одновременно нескольких различных методик.

В данном контексте эффективным является цветовой тест отношений. Идея и процедуры теста были разработаны А.М. Эткиндом12. Цветовой тест отношений — это невербальный компактный диагностический метод, отражающий

как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. Методической основой данного метода является цветоассоциативный эксперимент, позволяющий выявить эмоциональное отношение к изучаемым социальным фактам, событиям, несущим определённую ценностную нагрузку, понимание ценностного значения отдельных социальных явлений для человека и общества. Простота и портативность теста, его игровой характер позволяют эффективно использовать тест как для старшеклассников, так и для обучающихся основной школы. Для составления инструментария к данному тесту может быть использована известная обучающимся социальная информация, несущая определённую ценностно-эмо-циона льную нагрузку.

Перед обучающимися на белом фоне раскладывают 8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный, серый) в случайном порядке. Демонстрируются иллюстрации (стимулы) с изображениями социальных объектов. Обучающиеся должны подобрать к каждой иллюстрации подходящий цвет, с которым данное событие ассоциируется. У каждой иллюстрации-символа имеется свой порядковый номер, занесённый в бланк. Напротив каждого номера

Семья Государ ство ,в котором я хотел бы жить Государство, в котором я не хотел бы жить Мировое сообщество, человечество

1. Безопасность жизни

2. Уважение к закону (гарантия прав и выполнение обязанностей)

3. Справедливость

4. Равноправие

5. Единство

6. Мир, согласие между людьми

7. Уважение культуры других людей

8. Развитие образования и науки

9. Труд во благо других

10. Любовь (к человеку, к Родине)

1а. Незащищённость, угроза жизни

2а. Несоблюдение норм права

3а. Несправедливость

4а. Неравноправие

5а. Обособленность, разрозненность

6а. Вражда, конфликты, войны

7а. Превосходство одной культуры

8а. Низкий уровень развития образования

и науки

9а. Труд только во благо самого себя 10а. Равнодушие

Рис. 2. Бланк 2 — Модуль «Общество»

12 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — Спб.: Речь, 2006. — 440 с.

в бланке обучающийся вписывает соответствующий цвет (рис. 3). При выборе цвета обучающиеся должны вспомнить о социальном значении изображённых событий, подумать о ценности отдельных фактов для жизни человека, общества, государства, человечества в целом.

Приведём пример.

■ Показатель 1. Фотоиллюстрация памятника К. Минина и Д. Пожарского. В аксиологическом аспекте памятник символизирует ценности гражданственности, любви к Родине.

■ Показатель 2. Фотоиллюстрация с изображением людей, занятых спортом и ведущих активный образ жизни, — ценности здорового образа жизни.

■ Показатель 3. Фотоиллюстрация с изображением христианской церкви, мечети и буддийского храма — ценности религии, добра, культуры народов мира и нашего государства.

■ Показатель 4. Фотоиллюстрация здания Третьяковской галереи. Иллюстрация символизирует ценности красоты, искусства и созидательной деятельности человека.

■ Показатель 5. Фотоиллюстрация парада Победы в 1945 году — торжество таких ценностей, как жизнь, мир на Земле.

■ Показатель 6. Фотоиллюстрация артобстрела Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Антиценности: угроза миру, уничтожение жизни, варварское уничтожение культурных ценностей.

■ Показатель 7. Фотоиллюстрация с изображением документальных кадров уничтожения храма Христа Спасителя. Антиценности — уничтожение культуры, красоты, добра, труда.

■ Показатель 8. Фотоиллюстрация с изображением людей разных профессий (врача, учителя, инженера, токаря, архитектора) символизирует ценности труда.

■ Показатель 9. Конституция РФ — ценности права и справедливости.

■ Показатель 10. Государственные символы РФ — ценности свободы и независимости государства. Позитивные цветовые ассоциации по данному показателю могут означать и самоидентификацию себя как гражданина России,

сопричастность к истории и будущему своей страны.

Показатель 11. Фотоиллюстрации с изображением С.П. Капицы, Ж. Алферова — ценности науки и труда.

Показатель 12. Фотоиллюстрации с изображением фактов межличностного общения между подростками отражает ценно сти общения.

№ символа Цвет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Рис. 3. Бланк «Цветовой тест отношений»

После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются обучающимися в порядке предпочтения. Для математической обработки данных рекомендуется использовать непараметрические критерии (^-критерий Манна Уитни для независимых выборок).

В целом, рассматривая гражданско-правовую грамотность как метапред-метный результат обществоведческого образования, обращаем внимание на необходимость комплексного решения проблемы его проектирования, достижения и диагностики в практике работы учителя, более широкого понимания функционального значения изучения предмета для подготовки обучающихся к жизни. При этом важны не только реализация практико-ориенитрованности и метапредметности в обучении обществознанию, но и обеспечение возможности мониторинга достижения образовательных результатов в работе учителя, готовности самого учителя обществознания к диагностике результатов в деятельностной парадигме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.